4 апреля 2011 г., Aviation Explorer – Рассуждения о том, что долгосрочные стратегические отношения между канадской компанией Bombardier и китайской Comac имеют целью противодействие монополии двух конкурирующих компаний в лице Boeing и Airbus, постепенно сходят
на нет, поскольку реалии развития партнерства компаний остаются неясными.
AEX.ru
Производители приняли решение о рассмотрении степени унификации между семейством самолетов CSeries канадской компании и C919, выпускаемого в Китае, по технологическим критериям, а так же в области маркетинга и поддержки заказчиков. Вице-президент компании Bombardier по международному развитию Бен Боэм заявил, что проектные группы для проведения исследований в области унификации будут сформированы в течение двух месяцев. Однако пока Bombardier и Comac не выработают четкий план дальнейших совместных действий, перспективы их сотрудничества будут оставаться туманными.
Президент компании Embraer, главного конкурента Bombardier, Фредерико Карадо оценивает взаимоотношения между Bombardier и Comac как "очень важное для развития всей индустрии явление". Однако Bombardier далеко впереди со своим семейством CSeries по сравнению с Comac и их C919, и по этому поводу Карадо заметил: "Мне не очень понятно, каким образом будет достигнута интеграция, о которой они говорят. Либо семейство CSeries подвергнется изменению конструкции, возможно очень серьезному, и таким образом будет ликвидирован разрыв, либо им придется найти другое решение".
Г-н Боэм в свою очередь отметил, что решение о партнерстве было принято в связи с тем, что "стадии разработки обоих изделий все еще оптимальны для проведения оценки возможной степени унификации". Он так же заметил, что Bombardier и Comac уже нашли некоторое количество общих поставщиков. В их числе компании Honeywell и Liebherr-Aerospace, которые поставляют вспомогательные силовые установки и опоры шасси для каждого из самолетов.
На данный момент никакого плана проведения исследований степени унификации не существует, что напоминает ситуацию с заявлением компании Bombardier об инвестировании $100 миллионов в разработку самолета ARJ21-900 компании AVIC I, сделанным на авиасалоне в Париже в 2007 году.
Однако в случае с семейством CSeries, которое будет введено в эксплуатацию всего через два года, новое соглашение между Bombardier и Comac может иметь иную судьбу. Г-н Боэм уверяет, что сотрудничество с Comac, включающее в себя использование единой базы клиентов, "не будет иметь отрицательного влияния на продажи компаний на китайском и других рынках".