- Сергей Сергеевич, расскажите, пожалуйста, что из себя представляет новый отечественный вертолет Ми-38? Для каких целей и задач предназначена данная машина? В чем ее основные отличие от легендарного Ми-8?
- Вертолет Ми-38 сочетает в себе много инновационных решений, которые касаются практически всех элементов конструкции.
Одним из таких решений, например, стали новые лопасти. Фактически, в Российской Федерации на практике впервые реализован шестилопастной несущий винт с изменяемым шагом и, как результат, были разработаны лопасти совершенно нового профиля с отличными аэродинамическими показателями.
Внедрение современных технологий позволило существенно снизить шумность вертолета, которая соответствует лучшим мировым стандартам. Современное навигационное оборудование вертолета позволяет осуществлять полеты в сложных метеорологических условиях днем и ночью. Такое оборудование незаменимо для проведения спасательных операций и пожаротушения, где время играет ключевую роль.
Отдельно хотелось бы отметить и то, насколько просторный салон у нового вертолета. Грузоподъемность Ми-38 составляет 6 000 кг, а на внешней подвеске вертолет может взять груз массой 5 000 кг, что на тонну больше возможностей Ми-8. Также вертолет способен взять на борт до 30 пассажиров против 24 у Ми-8.
Однако, следует все же понимать, что эти вертолеты не являются конкурентами - они, скорее, дополняют друг друга и расширяют продуктовую линейку известных во всем мире вертолетов марки «Ми».
- Как проходило ваше обучение на новый тип? С чем вы столкнулись впервые, а что было уже знакомо? И насколько процесс подготовки на новый вертолет отличается от подготовки на машины предыдущего поколения?
- Благодаря стараниям сотрудников авиационного учебного центра Казанского вертолетного завода и летно-испытательного комплекса Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля подготовка прошла на высоком уровне.
![](/imgupl/34665.jpg)
Одним из таких решений, например, стали новые лопасти. Фактически, в Российской Федерации на практике впервые реализован шестилопастной несущий винт с изменяемым шагом и, как результат, были разработаны лопасти совершенно нового профиля с отличными аэродинамическими показателями.
Внедрение современных технологий позволило существенно снизить шумность вертолета, которая соответствует лучшим мировым стандартам. Современное навигационное оборудование вертолета позволяет осуществлять полеты в сложных метеорологических условиях днем и ночью. Такое оборудование незаменимо для проведения спасательных операций и пожаротушения, где время играет ключевую роль.
Отдельно хотелось бы отметить и то, насколько просторный салон у нового вертолета. Грузоподъемность Ми-38 составляет 6 000 кг, а на внешней подвеске вертолет может взять груз массой 5 000 кг, что на тонну больше возможностей Ми-8. Также вертолет способен взять на борт до 30 пассажиров против 24 у Ми-8.
Однако, следует все же понимать, что эти вертолеты не являются конкурентами - они, скорее, дополняют друг друга и расширяют продуктовую линейку известных во всем мире вертолетов марки «Ми».
- Как проходило ваше обучение на новый тип? С чем вы столкнулись впервые, а что было уже знакомо? И насколько процесс подготовки на новый вертолет отличается от подготовки на машины предыдущего поколения?
- Благодаря стараниям сотрудников авиационного учебного центра Казанского вертолетного завода и летно-испытательного комплекса Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля подготовка прошла на высоком уровне.
![](/imgupl/IMG_0083-scaled.jpg)
Несмотря на это, процесс подготовки пилотов на данный вертолет действительно существенно отличается от того, что было ранее, потому как даже в своей базовой версии Ми-38 оснащен полностью «стеклянной кабиной» и аналоговое оборудование в принципе не предусмотрено.
В свою очередь, цифровые системы вертолета позволяют оперативно получать и анализировать большой объем информации о работе систем воздушного судна, что повышает информированность пилотов и существенно удобнее нагромождения аналоговых «будильников».
- Известно, что проект вертолета получил импульс еще в прошлом десятилетии и предполагал установку иностранных двигателей. В итоговом варианте вертолет оснастили отечественными двигателями семейства ТВ7-117. Насколько правильным был данный выбор и как показывает себя машина с отечественным мотором?
- Компоновку вертолета отечественными двигателями я считаю правильным решением. В первую очередь, наши двигателя отличаются повышенной тягой по сравнению с зарубежными аналогами, которые рассматривались на этапе разработки. Также применение отечественного мотора позволило удешевить техническое обслуживание вертолета, что важно для его послепродажного обслуживания и является важным конкурентным преимуществом.
Существенным плюсом является и то, что вариант с отечественным двигателем предполагает установку вспомогательной силовой установки, что очень важно для комфорта пассажиров, особенно в отечественных климатических условиях.
![](/imgupl/image-28-02-20-06-34-2.jpeg)
К тому же, производство нового двигателя - это всегда новые научные и промышленные компетенции. Внедрение новых технологий создает высококвалифицированные рабочие места и повышает уровень производственной культуры. Научная капитализация таких проектов и дает существенный экономический эффект в смежных отраслях, и позволяет применить накопленный опыт и технологии для реализации других стратегических проектов.
В целом, двигатели характеризуются высокой надежность, а также позволяют вести эксплуатацию вертолета в суровых погодных условиях крайнего севера. Одобрение «Федерального агентства воздушного транспорта» позволяет эксплуатировать вертолет при температуре до минус 45 градусов.
- На ваш взгляд, в сравнении с зарубежными аналогами, какие преимущества Ми-38 вы могли бы отметить?
- Вертолет Ми-38, несомненно, составит конкуренцию лучшим разработкам иностранных компаний, а по ряду показателей имеет существенное преимущество. По грузоподъемности единственным фактическим конкурентом Ми-38 является Airbus H225.
Грузоподъемность европейского вертолета составляет 5500 кг, что немного меньше возможностей российской машины, грузоподъемность которой составляет 6 тонн. При этом кабина H225 имеет полезный объем 15 кубических метров, что почти в 2 раза меньше кабины Ми-38.
По скоростным характеристикам единственный конкурент в своем классе — это вертолет AW101 производства и разработки AgustaWestland. Тот вертолет оснащенный тремя двигателями и развивает крейсерскую скорость в 278 км/ч, а максимальная составляет 290 км/ч. В свою очередь крейсерская скорость двухдвигательного Ми-38 250 км/ч, а максимальная составляет 320 км/ч. Перегоночная дальность всех трех вертолетов примерно сопоставима, у AW101 она составляет 1129 км, у H225 1135 км, а у Ми-38 1200 км.
![](/imgupl/image-28-02-20-06-34-3.jpeg)
Важно также отметить, что комплексы радиоэлектронного оборудования современных отечественных вертолетов во многом унифицированы и отвечают самым передовым требованиям заказчиков. Унификация позволяет существенно упростить обслуживание вертолетов разных типов и снизить стоимость производства при крупносерийном выпуске такой продукции.
- Что вы чувствуете, став первым коммерческим пилотом Ми-38 в гражданской авиации?
- Всегда приятно быть первым гражданским линейным пилотом вертолета, которому только предстоит завоевывать мировой рынок. А покорять небо на отечественной машине приятно вдвойне!
Хотелось бы выразить благодарность коллективам Казанского вертолетного завода, Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля и холдинга «Вертолеты России» за отличный вертолет, который обладает великолепными характеристиками и в очередной раз подчеркивает статус фирмы как разработчика вертолетов мирового уровня.