Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная История Статья


Условия воздушной перевозки инвалидов

19 ноября 2010 года / Сергей Детенышев / Aviation EXplorer

Актуальность проблемы воздушной перевозки инвалидов обусловлена действующим разрешительным порядком принятия инвалида к перевозке, что нарушает права большинства инвалидов, порождает конфликты, и усугубляет их и без того непростое социальное положение.

Согласно Воздушного Кодекса РФ, авиакомпании сегодня вправе отказать инвалиду в перевозке, мотивируя это отсутствием «особых условий перевозки». Исходя из данного постулата Воздушного Кодекса, Федеральные Авиационные Правила требуют от каждого инвалида всякий раз согласовывать свою перевозку с авиакомпанией, а также иметь сопровождающее лицо.

Таким образом, авиакомпании и аэропорты сегодня не обязаны создавать условия для перевозки инвалидов. Отсутствие требуемого инвалидам оборудования или услуг являются не нарушением закона, а поводом для отказа инвалиду в перевозке.

Такой подход в принципе противоречит положениям международной Конвенции о правах инвалидов, а также требованиям ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», которые предполагают активные усилия общества по интеграции инвалидов в общественную социально-экономическую жизнь на недискриминационной основе.

Для инвалидов должны быть созданы такие условия жизнедеятельности, которые позволят им  вести активную социальную жизнь при минимуме собственных усилий и затрат, направленных на компенсацию их физических недостатков, а также при отсутствии необоснованных административно-экономических барьеров, порожденных их инвалидностью или заблуждениями общества.

В сфере воздушных перевозок возведение таких барьеров исторически обосновывалось: а) заботой о безопасности самого инвалида, в т.ч. в аварийных ситуациях, б) заботой о безопасности других пассажиров, которым инвалид может потенциально помешать при эвакуации, в) необходимостью оказания дополнительных видов услуг инвалидам со стороны авиакомпании и аэропорта.

Проведенная работа позволила как подтвердить, так и опровергнуть влияние перечисленных факторов на авиаперевозку инвалидов. Результаты работы предлагаются к обсуждению.

 

Проект поправок

Воздушный Кодекс РФ

Статья 106. Услуги и льготы, предоставляемые пассажирам воздушных судов

 1. Перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

2. Пассажир воздушного судна имеет право:

1) проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;

2) бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира;

3) бесплатного, при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом, перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;

4) бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете;

5) бесплатной перевозки (при наличии соответствующей инвалидности любой группы) сверх установленной нормы дополнительных мест багажа с медицинским оборудованием (кресла-коляски, иных устройств передвижения и поддержания жизнедеятельности), а также бесплатной перевозки в салоне воздушного судна служебных собак-поводырей и иного медицинского оборудования, необходимого пассажиру в течение полета, если перевозка такого оборудования не противоречит действующим требованиям по безопасности;

6) бесплатного перемещения (при наличии соответствующей инвалидности любой группы) по территории аэропорта, на борт, с борта, и на борту воздушного судна с использованием инвалидной кресла-коляски и сопровождающего лица, предоставленных перевозчиком;

3. Порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами.

Статья 107. Прекращение по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза

1. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях:

1) нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;

2) отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;

3) пассажир с ограниченными возможностями не способен к самообслуживанию и при этом у такого пассажира отсутствует сопровождающее его в полете лицо, либо если состояние здоровья пассажира воздушного судна угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;

пассажир с ограниченными возможностями признается неспособным к самообслуживанию, если он не может самостоятельно: перемещаться из кресла-коляски в кресло салона воздушного судна и обратно, использовать гигиеническое оборудование воздушного судна, воспринимать индивидуальные инструкции по безопасности, добраться до аварийного выхода;

пассажир с ограниченными возможностями вправе подтвердить свою способность к самообслуживанию одним из следующих способов: демонстрацией возможности поднять себя на инвалидном кресле, действующей справкой об установлении инвалидности второй или третьей группы, либо письменным заявлением о признании себя способным к самообслуживанию и о принятии на себя всей ответственности за собственную эвакуацию в случае экстренной ситуации;

 
ФАП-82

VIII. Перевозка отдельных категорий пассажиров

110. Перевозка пассажира, имеющего ограниченные возможности или инвалидность, и неспособного к самообслуживанию, или больного на носилках производится в сопровождении лица, обеспечивающего уход за этим пассажиром в полете.

Перевозка больного на носилках производится с предоставлением ему дополнительных мест на воздушном судне с оплатой, установленной перевозчиком.

Перевозчик вправе отказать в перевозке больного на носилках при отсутствии на отдельных воздушных судах технических условий, необходимых для перевозки таких пассажиров.

Несопровождаемый пассажир с ограниченными возможностями, неспособный к самообслуживанию, или больной на носилках принимается к перевозке под наблюдением перевозчика по согласованию с перевозчиком и после оформления в соответствии с правилами перевозчика письменного заявления на перевозку под наблюдением перевозчика.

111. Перевозчик не вправе ограничивать количество пассажиров, имеющих ограниченные возможности, но способных к самообслуживанию либо имеющих сопровождение, перевозимых на борту одного воздушного судна.

112. Пассажиры с ограниченными возможностями и сопровождающие их лица имеют приоритет перед другими пассажирами в выборе наиболее удобного для них мест посадки в салоне воздушного судна в рамках класса обслуживания, выбранного ими при заключении договора воздушной перевозки.

При неполной загрузке воздушного судна перевозчик обязан оставить незанятыми места в том блоке мест, где размещен пассажир с ограниченными возможностями, за исключением случаев размещения лиц, сопровождающих такого пассажира.

При полной загрузке воздушного судна пассажир с ограниченными возможностями размещается у окна или в центре блока мест между проходами.

Запрещается размещения пассажиров с ограниченными возможностями в рядах рядом с аварийными выходами.

113. Пассажир, лишенный зрения, может перевозиться в сопровождении собаки-поводыря.

Перевозка пассажира, лишенного зрения, в сопровождении собаки-поводыря производится при предъявлении перевозчику документа, подтверждающего инвалидность этого пассажира, и документа, подтверждающего специальное обучение собаки-поводыря.

Собака-поводырь, сопровождающая пассажира, лишенного зрения, перевозится бесплатно сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа. Собака-поводырь должна иметь ошейник и намордник и быть привязана к креслу у ног пассажира, которого она сопровождает, либо в ином месте салона, определенном экипажем воздушного судна.

114. Перевозчик обязан бесплатно предоставить пассажиру, имеющему соответствующую группу инвалидности, инвалидное кресло-коляску и сопровождающее лицо для перемещения его на борт, с борта и на борту воздушного судна. При отсутствии документов, подтверждающих инвалидность, данная услуга должна быть предоставлена на возмездной основе. На борту воздушного судна перевозчик обязан оказывать пассажирам с ограниченными возможностями следующие виды услуг:

- проводить индивидуальный инструктаж по безопасности в доступной пассажиру форме коммуникации (видео, аудио, шрифтом Брайля),

- давать устные консультации по составу бортового питания, оборудования туалетов, салона воздушного судна,

- оказывать помощь в размещении багажа,

- при необходимости перемещать пассажира с помощью члена экипажа по салону воздушного судна с использованием бортового инвалидного кресла.

В целях обеспечения безопасности авиаперевозчик не имеет права оказывать пассажирам, в т.ч. с ограниченными возможностями, следующие виды услуг:

- Специальные медицинские услуги,
 
- Переноска пассажиров на руках,
 
- Непосредственное кормление пассажиров,
 
- Гигиенические услуги.

Данные услуги могут быть оказаны перевозчиком только в экстренной ситуации в состоянии крайней необходимости при наличии прямой угрозы жизни и здоровью пассажиров.

 


Сергей Детенышев

комментарии (62):

Ломакин-Румянцев      20/11/2010 [08:54:42]#1
Сергей, полностью поддерживаю и прошу Вас дать разрешение на использование материала в работе. Ответ прошу направить по почте - lomakin@duma.gov.ru
С уважением, А.В.Ломакин-Румянцев

Aero      20/11/2010 [12:06:58]#2
Ответ направлен.

kg      21/11/2010 [07:07:13]#3
инвалиды у нас в блоге делятся, какие ограничения есть сейчас

http://www.infpol.ru/blog/775/49182.php

Sherioma      22/11/2010 [23:13:51]#4
Сергей, в целом законопроект правильный, но есть ряд шёроховатостей, которые попробую прокомментировать..
Принцип-" бесплатного перемещения (при наличии соответствующей инвалидности любой группы) по территории аэропорта, на борт, с борта, и на борту воздушного судна с использованием инвалидной кресла-коляски и сопровождающего лица, предоставленных перевозчиком;" - должен распространятся в первую очередь на компанию предоставляющую данную услугу авиаперевозчику, т.е. авиакомпания не должна нести дополнительные расходы, занимаясь перевозкой иммобильных пассажиров!! Это очень важно!
Далее:-"111. Перевозчик не вправе ограничивать количество пассажиров, имеющих ограниченные возможности, но способных к самообслуживанию либо имеющих сопровождение, перевозимых на борту одного воздушного судна."
- пока в своей работе я руководствуюсь ГОМом (Ground Operations Manual)-а там чётко написано,7NG- 4 иммобильных пассажира, как вы Боинг заставите переписать документ по типу ВС?
Опять же:-"При полной загрузке воздушного судна пассажир с ограниченными возможностями размещается у окна или в центре блока мест между проходами."
Я обязан предоставить подобному пассажиру кресло в ПРОХОДЕ, по той же причине-ГОМ! Собака-поводырь-в проходе, в конце салона, что бы не было аллергического криса, например-у другого пассажира..ГОМ!
Очень желаю, поменьше самодеятельности, это закон ведь, в будущем-посмотрите документы, стандартно ведь всё!!
С уважением, сотрудник авиакомпании.

Aero      23/11/2010 [01:34:05]#5
Спасибо за комментарии!

Насчет взаимоотношений авиакомпания-аэропорт - это правильное замечание, тема в НИР не вошла. Минтранс сейчас решает куда вставить соответствующие поправки, обязывающие аэропорт (главного оператора) предоставлять данную услугу пассажиру и через авиакомпанию (на регистрации и по прилету) по договору о наземном обслуживании, и напрямую пассажиру по его прибытию в порт. Тем не менее ответственность за оказания услуги несет авиакомпания как сторона договора. Пассажир не обязан потом бегать по судам и доказывать авиакомпании, что он не улетел по вине порта.

По поводу 4-х иммобильных пассажиров - в руководстве речь идет о стретчерах (на носилках, иммобильный - неподвижный, закрепленный, англ.), для которых предусмотрены сиденья со складными спинками и с креплениями для носилок в хвосте салона. Их может и вообще не быть на борту. Это отдельная категория пассажиров, и она не подпадает под определение способных к самообслуживанию. Производитель ВС не вправе ограничивать количество других инвалидов на борту - он не оборудует самолет никакими спецсредствами для инвалидов (за исключением подъемных подлокотников и поручней в туалете), не проводит соответствующих испытаний и не сертифицирует ВС под определенное количество инвалидов, к примеру при эвакуации.

По слепым с собакой - да, согласен, стоит ввести исключение. Собственно, этот пункт писАлся под колясочников. Есть еще ряд противоречий, связанных с разными категориями инвалидов. Думаем.

Еще раз спасибо. Редакционная правка поправок еще не закончена.

Sherioma      24/11/2010 [00:20:53]#6
2 Сергей!:-" Производитель ВС не вправе ограничивать количество других инвалидов на борту - он не оборудует самолет никакими спецсредствами для инвалидов (за исключением подъемных подлокотников и поручней в туалете), не проводит соответствующих испытаний и не сертифицирует ВС под определенное количество инвалидов, к примеру при эвакуации".
У вас есть официальная информация от Боинга или ЭрБас на эту тему? Странно-зачем тогда GOM по типу ВС вносится эта информация!? Вы мне не объясните?
Не спорьте, и к стати на В737-разрешено 2 стретчера, если уж вы об этом..
Я по-моему совершенно определённо Вам объяснил, что речь идет о всех вариациях пассажиров
WCHC, WCHR-извините, но сразу видно, что вы не "в теме"..В определённой степени, любой производитель регламентирует количество подобных пассажиров, подготавливая ВС к продаже или другому способу владения того или иного авиаперевозчика, но подобные ограничения вы найдёте в GOM ЛЮБОЙ оперирующей в рамках ИАТА и ИКАО авиакомпании..
Таким образом, Ваше предложение о перевозке инвалидов "без ограничений"-является глупостью, на грани преступления, занимаясь законотворчеством, не надо забывать о безопасности..Кроме всего прочего, я вам так скажу-когда встречаю группы инвалидов-детей которых мы возим 2 раза в месяц( Боинг дал нам разрешение возить по 6 WCHR за рейс), я очень часто выслушиваю в адрес авиакомпании очень не приятные замечания от пассажиров, прилетевших в Москву, от "толерантных" европейцев то же, по-тому что не всем нравится, что происходит, мягко говоря с подобными пассажирами в полёте, извините-писаются,иногда-"портят" воздух, дети-хуже..Представьте, вы заплатили 400 евро за билет, и вам хочется сервиса, а тут несут через весь салон-использованный подгузник!! Какова картинка?! А какой "офигительный" микст получается, когда эти же рейсом летят человек 6-12 с картами привилегий, сколько радости от полёта я читал в их глазах!
Короче, не надо бороться с курением расстрелом, иными словами здоровые пассажиры-то же люди.
Не знаю, как ещё вас убедить..Дико даже.. Просто, вместо хорошего законодательного акта-как всегда..
Возникнет желание поговорить, по-теме, пишите в-личку..
С уважением

Sherioma      24/11/2010 [00:44:54]#7
Постараюсь ещё передать картину..
Группа 60 человек, из них:-6 WCHR, 30чел-родители(так как речь идёт о группе детей ДЦП..), остальные-условно WCHC, что по-сути одно и то же, что и WCHR.
Поднимаем с грузчиками около 12-14 колясок и кресел, коляски специальные, детские, тяжёлые..Где это всё разместить в трапе, технологию выработать удалось не сразу, поверьте!
В результате, высадка пассажиров из самолёта занимает минут 25, из 55мин торновера, как вам? Вопрос к человеку занимающемся законотворчеством-вы можете представить, что будет, если на 121 кресло сядет большее количество пассажиров с ограниченным передвижением?
И - это в Шереметьево или ДМД..А если это случится в другом аэропорту России с более скромными возможностями по сервису..
Думайте, Сергей-думайте..Поверьте-можете испортить жизнь, здоровье и желание летать очень многим людям, чего не желаю! От Души!

Aero      24/11/2010 [17:32:43]#8
Мне жаль, что обслуживание инвалидов для Вас дико. Прям "звериный оскал" российского сервиса. Собственно, с этой проблемой проект закона и борется. Всем нам придется поработать над собой - кто-то должен лучше исполнять свои обязанности, а кто-то должен просто потерпеть пару часов. Не хочется, но придется напомнить, что инвалидом может стать любой из нас в любой момент времени. Без работы, и с унизительными процедурами выпрашивания всего и вся...

Если отфильтровать сопли и слезы Ваших текстов, то можно резюмировать следующее:
1. Вы не знаете ни одной причины, связанной с безопасностью полетов, требующей ограничения числа инвалидов на борту.
2. Перелет инвалидов может не понравиться окружающим (обобщающе). Вы ставите удовольствия Ваших наиболее платежеспособных клиентов превыше прав инвалидов на передвижение.
3. Вы обобщаете все группы инвалидов, считая их всех не способными контролировать себя в полете. Также, Вы считаете, что люди, больные ДЦП и прочими аналогичными болезнями, вызывающими дискомфорт у окружающих, завтра начнут массово летать, забивая весь самолет. Причем не существует мер, предотвращающих дискомфорт для окружающих.
4. Аэропорты в РФ не оборудованы, и не должны быть оборудованы подъемниками для инвалидов.
5. Технологию групповых перевозок инвалидов необязательно утверждать заранее - им же легко можно отказать.

Я Вас правильно понял? Ничего не упустил? Насчет ГОМа - пришлите или опубликуйте выдержки текста, на который Вы ссылаетесь, и я смогу Вам его прокомментировать. Также, можно будет соотнести документ с 700-й резолюцией ИАТА или, к примеру, с джар-опс.

Sherioma      26/11/2010 [01:20:22]#9
2 Aero:- как жутко быть не понятым..
Так вот, про сопли и слёзы..
Вы кто такой, что бы так разговаривать с профи 25 летнем стажем,а?
1. Причины есть, нет ни каких сомнений,но fligh safety-это-не моя тема..Вы вообще информацию можете воспринимать? Я говорю про GOM, который к стати, соответствует полностью требованиям JAROPS1..По-умнее вас люди, знаете ли писали!
2.Если авиакомпания не считается с FQTV, её дела плохи..
3.Есть только: WCHR;WCHS;WCHC-только три группы пассажиров инвалидов, запомните!
4. Это вообще-шедевр! Особенно, вот этот перл:-"и не должны быть оборудованы подъемниками для инвалидов."
Вы вообще к восприятию текстовой информации способны, видимо- нет!
5.Технологии в Воздушном Кодексе-это что-то новенькое!!
Технологии опять-таки в GOMе-все расписаны давно,тока вы видать читать не умеете..

Если общение "на равных" в сети, если вам не интересно мнение тех кто работает-зачем вообще обсуждать муки вашего мозга, пишите чушь..И запомните, фраза - "пришлите" должна начинаться с- ..Пожалуйста...
Писатель..

Aero      26/11/2010 [15:19:24]#10
Уважаемый анонимный Sherioma с 25-летним стажем!

Мы обсуждаем проблему, крайне важную для широкого круга лиц, к тому же имеющих и другие проблемы, помимо результатов скудоумия авторов действующих сегодня запретов и попустительства при строительстве объектов транспорта.

Посему давайте обсуждать проект по существу, с применением аргументов и выдержек из нормативных документов. И уж во всяком случае без перехода на личности и без оценочных суждений, чем Вы лично грешите в каждом Вашем посте. Меньше эмоций - лучше понимание! В противном случае не обижайтесь резкостям, хотя я обычно и не втягиваюсь в такую полемику.

Ваши посты ..."Ваше предложение о перевозке инвалидов "без ограничений"-является глупостью, на грани преступления, занимаясь законотворчеством, не надо забывать о безопасности.." и "но fligh safety-это-не моя тема" - мне как понимать? Вы даете оценочное неаргументированное суждение, не являясь специалистом в этой области.

По теме треда.

Вы ссылаетесь на документ, не давая его текстовки. При этом утверждаете что он соответствует джару. Вот Вам джар, найдите там ограничения по количеству инвалидов.
JAR-OPS 1.260 Carriage of Persons with Reduced Mobility (See IEM OPS 1.260)
(a) An operator shall establish procedures for the carriage of Persons with Reduced Mobility (PRMs).
(b) An operator shall ensure that PRMs are not allocated, nor occupy, seats where their presence could:
(1) Impede the crew in their duties;
(2) Obstruct access to emergency equipment; or
(3) Impede the emergency evacuation of the aeroplane.
(c) The commander must be notified when PRMs are to be carried on board.

Вы ссылаетесь на ИНСТРУКЦИЮ К САМОЛЕТУ, утверждая, что там есть некие ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ инвалидов, которые тем не менее легко могут быть изменены производителем на основании простого письма без принятия каких-либо дополнительных мер безопасности! И какова после этого цена таких вот высосанных из пальца ограничений??? Вы понимаете, что ПРАВА ограничиваются ТОЛЬКО законами и международными соглашениями при наличии к этому ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ?

Далее - "3.Есть только: WCHR;WCHS;WCHC-только три группы пассажиров инвалидов, запомните!"
Я Вас удивлю, наверное: Annex 3 IATA Codes Descriptors Applying To Disabled People Requiring Assistance: дополнительно к перечисленным есть еще MEDA, BLIND, DEAF, DEAF/BLIND, MAAS. Но, насколько я понимаю, проблемы этих групп Вас, как сотрудника авиакомпании, сейчас совершенно не волнуют. Ну как же, им же всем собственное сопровождение нужно, авиакомпании и порту на них нас__ть.

Ну и далее по мелочи, разбираться уже не хочется.

Насколько я понимаю, по существу Вам сказать больше нечего, а дальнейшие перепалки бессмысленны. Засим Вам спасибо, Вы обратили мое внимание на пару важных моментов, связанных с формулировками проекта. Кстати, я не очень понял, с чего Вы взяли, что эти поправки - моя личная инициатива? Проект имеет вполне официальный статус, прошел ряд экспертиз, а сюда выложен для публичного обсуждения перед финальной корректурой - вдруг чего важное упустили.

[+] Посмотреть все комментарии (62)




Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.





Материалы рубрики

Росавиация
14 апреля скончался Борис Егорович Панюков
РСК "МиГ"
8 апреля ушел из жизни Петр Максимович Остапенко
Евгений Королев
Человек-легенда и самолет
НП "Безопасность полетов"
Маршалу Шапошникову - 70 лет
Татьяна Анодина
Межгосударственному авиационному комитету – 20 лет
ЦПДУ ГА «Аэротранс»
ЦПДУ ГА «Аэротранс» исполнилось 80 лет
Сергей Ткачук
Жив и среди нас
Александр Бабакин
Ушел на взлете в небеса
Донат Москалев
Основы интеллигентного менеджмента от Павла Сухого
AVIA.RU, AEX.RU, журнал "Авиаиндустрия"
Алексею Иннокентьевичу Федорову исполняется 58 лет.
Евгений Матвеев
«Ми» – это мы!

Светлой памяти Гвардии полковника Игоря Ткаченко
Компании «Сухой»
Игорь Вотинцев – 30 лет на летной работе в ОКБ Сухого
Андрей Барановский
У Главного конструктора «Руслана» и «Мрии» юбилей
Аэрофлот-Норд
Первый полет
Чуйко В.М.
70 лет со дня создания Минавиапрома СССР
Aviation EXplorer
40 лет Музею истории пермского моторостроения
Игорь Григорьев
9 ноября Василию Карпию исполнилось бы 60 лет

Авиационная часть Парада Победы 9 мая 2008 года

Колумбы Росские

"Авиашоу "Легенды мировой авиации" в Монино

Аэропорту Домодедово - 40 лет

"ОКБ Сухого" в годы войны и мирное время
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS

для КПК/PDA/Мобильного телефона

© Aviation Explorer
Rambler's Top100