← Назад

Главная История ЛюдиЛюди крылатой судьбы

50 лет МГА СССР


24 июля 2014 года / Евгений Сиротин / Aviation EXplorer

Так называется книга, только что выпущенная московским издательством «Студент». В ней собраны очерки о пятнадцати известных в России и за ее пределами ветеранах отечественной гражданской авиации. Книга посвящена 50-летию Министерства гражданской авиации СССР, образованного в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета 27 июля 1964 года.

Мысль издать эту книгу родилась год назад. Чествуя авиаторов в связи с Днем Воздушного Флота, члены Клуба ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации (Клуб «Опыт») и ветеранской организации Центрального аппарата бывшего МГА СССР и российских авиационных структур (РОО «Авиаветеран») предложили выпустить сборник очерков о людях, которые входили в команды министров гражданской авиации Е.Ф. Логинова, Б.П. Бугаева, А.Н. Волкова, Б.Е. Панюкова. Вместе с ними они активно боролись за претворение в жизнь государственной политики в области гражданской авиации, не жалели сил и здоровья для успешного развития крылатой отрасли. Мотив был единственный:  идут годы, на смену ветеранам приходит молодежь, и ей надо знать, кто трудился в штабе отрасли до нее, кто крепил авиационное могущество СССР и России.
 
Предложение нашло поддержку руководства Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), других авиационных структур Российской Федерации. А Совет директоров Транспортной Клиринговой Палаты, как и при выпуске годом ранее книги о министре гражданской авиации СССР Борисе Егоровиче Панюкове «Нетипичный министр», взялся за ее издание. Написать очерки было поручено ветерану авиационной журналистики, главному редактору журнала «Гражданская авиация» Анатолию Трошину.
 
Как подчеркнул в обращении к читателям руководитель Росавиации Александр Нерадько, эта книга – не историческое исследование, не научно-энциклопедическое издание. В ней не ставилась задача подробно останавливаться на разных этапах развития гражданской авиации, ее успехах и достижениях. Автор рассказывает о ветеранах отрасли, чей труд как раз и лежит в основе этих успехов и достижений.
 
Многие годы они честно и добросовестно трудились в разных авиационных коллективах. Осваивали новую авиационную технику и прокладывали новые воздушные трассы. Совершенствовали механизм управления отраслью. Укрепляли авторитет страны в мировом авиационном сообществе. Им приходилось преодолевать немало трудностей и препятствий. Но они всегда проявляли стойкость и мужество, принципиальность и глубокую преданность делу, которому посвятили себя без остатка…
 
Они были верны своему профессиональному долгу в период расцвета нашей гражданской авиации, когда воздушный транспорт страны превратился в транспорт миллионов, а общесоюзный Аэрофлот считался крупнейшей авиакомпанией мира. Не изменили ему и в годы, когда распался Советский Союз и было упразднено Министерство гражданской авиации СССР. Многие из них составили костяк авиационных структур новой России, стали активными борцами за осуществление на воздушном транспорте рыночных реформ. И в том, что сегодня наша авиатранспортная отрасль продолжает развиваться, есть также вклад и этих людей.
 
Любой из героев очерков заслуживает отдельной книги. По-разному складывались их судьбы, разные пути привели в гражданскую авиацию. Одни мечтали о ней с детства, другие надели авиационную форму по воле случая, но затем прикипели к авиации всей душой и нисколько о том не пожалели. Более того, достигли таких профессиональных высот, которые могут служить вдохновляющим примером для многих будущих поколений.
 
Нельзя без волнения читать строки о жизненном пути корифея авиационной науки Александра Федотовича Аксенова, заслуженных пилотов СССР Ивана Федотовича Васина, Алексея Маркияновича Горяшко, Олега Михайловича Смирнова, представителей славной инженерной когорты – Ивана Ефремовича Машкивского и Виктора Васильевича Горлова, которые внесли огромный вклад в совершенствование технического обслуживания и ремонта воздушных судов и обеспечение безопасности полетов.
 
Впечатляет влияние на  развитие отрасли Вадима Валентиновича Замотина, Виталия Александровича Соломатина, Татьяны Николаевны Темкиной. Экономисты по профессии, они всегда находились на переднем крае проводившихся реформ и преобразований, определяли пути дальнейшего прогресса гражданской авиации.
 
Вкус «терпкого хлеба зарубежья» сполна испытали на себе международники Владимир Дмитриевич Саморуков, которого, к сожалению, уже нет в живых, и Леонид Степанович Селиверстов. Действуя нередко в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях, они всегда находили верные решения в отстаивании государственных и корпоративных интересов.
 
Во многом схожи судьбы Петра Дмитриевича Жильцова и Владимира Николаевича Кривошеева. Их восхождение на министерский «олимп» началось с «заводских проходных», которые дали им не только профессиональную закалку, но и сформировали высокие гражданские качества.
 
Отдельной строкой  следует выделить очерки о Владимире Александровиче Киселеве и Валерии Георгиевиче Шелковникове. Первый – представитель поколения фронтовиков, тактичный и мудрый партийный руководитель, оказавший благотворное влияние на становление и возмужание многих крупных авиационных начальников. Второй родился в послевоенном сорок пятом, но блестяще унаследовал бескомпромиссный характер защитников Отечества, внес и продолжает вносить большой вклад в обеспечение безопасности воздушного движения, во внедрение в российскую практику международных авиационных стандартов и правил.
 
Герои очерков хорошо знакомы автору книги. По его собственному признанию, одних он знал больше, других – меньше, с кем-то дружил даже семьями. Так же, как и они, он был свидетелем, а где-то и участником одних и тех же событий. Ведь вся его сознательная жизнь тоже прошла в гражданской авиации. Только журналу «Гражданская авиация» он отдал 49 лет, из них 39 – в должности главного редактора.
 
- Писать о людях, которых хорошо знаешь, на первый взгляд, вроде бы легко, - делится Анатолий Михайлович.  – Не надо разгадывать никакие профессиональные «шарады», они так или иначе понятны. А потому не трудно представить состояние и поступки героев в разных ситуациях. Но с другой стороны, знание предмета притупляет новизну ощущений и можно запросто не заметить важной детали, без которой образ героя будет незавершенным. Хочется надеяться, что мне удалось найти золотую середину.
 
Думается, надежда автора вполне оправдалась. Он сумел собрать и осмыслить интересный и богатый материал о каждом герое очерка. Все они предстают перед читателями отнюдь не «рыцарями без страха и упрека», а самыми обычными живыми людьми. Со своей непростой судьбой, со своими поисками места в жизни, со своими удачами и просчетами. С другой стороны, это убедительный рассказ о людях, для которых профессия авиатора, будь то пилот, инженер, диспетчер, ученый, стали смыслом всего их бытия. И автор не просто декларирует верность этому профессиональному выбору, как делается в иных публикациях о «положительных героях», а на конкретных примерах в конкретных служебных и житейских ситуациях показывает их реальные поступки и побудительные мотивы этих поступков.
 
И в этом смысле та самая «золотая середина», безусловно, найдена. А книга в целом наверняка найдет своего читателя и послужит точным ориентиром для «юношей, обдумывающих житье». Хотя, по верному замечанию автора, список людей, внесших не менее значительный вклад в развитие отечественной гражданской авиации, отнюдь не исчерпывается пятнадцатью фамилиями. Конечно же, он гораздо шире, но рассказать в одном сборнике обо всех – задача неподъемная. Для ее решения нужны новые книги и скорее всего новые авторы.

Евгений Сиротин


URL: http://www.aex.ru/docs/1/2014/7/24/2078/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.