Генрих Васильевич был прекрасным олицетворением отечественной школы Генеральных конструкторов, создававших сложнейшую авиационную технику второй половины ХХ – начала ХХI столетия.
В 1948 г. после окончания Московского авиационного института, Г.В. Новожилова распределили в Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) С.В. Ильюшина. В те годы молодые специалисты при поступлении на работу в ОКБ проходили обязательное собеседование с самим Главным конструктором, и он лично направлял их в разные подразделения предприятия. Преддипломная практика студентов совмещалась с реальной работой на предприятии. Главный конструктор относился к студентам как к сотрудникам своего ОКБ и со всей присущей ему серьезностью и строгостью.
Молодой инженер-механик пришел в конструкторское подразделение планера самолетов. Кадровые конструкторы с большим вниманием относились к молодым коллегам и старались передать им свои знания и опыт проектирования самолетных конструкций. И молодые с большим желанием воспринимали все то, чему учили старшие товарищи.
Г.В. Новожилов принимает активное участие в работах и по гражданской и по военной тематике, в том числе, по пассажирскому самолету Ил-14, катапультируемым креслам для реактивного бронированного двухместного штурмовика Ил-40 и реактивных бомбардировщиков Ил-46 и Ил-54. Работая над этими проектами, молодой специалист вырос до инженера-конструктора I категории.
Уже в те годы органично проявились его не только конструкторские способности, но и организаторский талант, умение работать с людьми. Это было замечено руководством предприятия, парткомом и партийными органами. Г.В. Новожилова в 1956 г. избирают секретарем парткома ОКБ. К этому времени он прошел все ступеньки конструкторской карьерной лестницы. В течение двух лет сложнейшего для страны периода холодной войны он занимается партийной деятельностью – работой с людьми, воплощением поставленных руководством страны задач по укреплению оборонной мощи нашей страны.
В 1958 г. Сергей Владимирович Ильюшин предложил Генриху Васильевичу ответственную работу по сопровождению внедрения в эксплуатацию новейшего турбовинтового пассажирского самолета Ил-18, назначив его заместителем Главного конструктора. Ему была поручена ответственная работа по сопровождению эксплуатации всех самолетов «Ил», в том числе в Аэрофлоте. Г.В. Новожилов проводит много времени в различных регионах страны, работает как с военными, так и с подразделениями мощного общесоюзного Аэрофлота.
В 1964 г. Сергей Владимирович Ильюшин рекомендует Министру авиационной промышленности СССР своего ученика на должность Главного конструктора и заместителя Генерального конструктора. С этого времени Г.В. Новожилов начинает работать в бюро эскизного проектирования над созданием дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62, занимается ответственной работой по проведению летных испытаний самолета, запуску его в серийное производство на Казанском авиационном заводе и внедрению Ил-62 в эксплуатацию.
В конце 60-х гг. в ОКБ приступили к созданию первого отечественного военно-транспортного самолета Ил-76. Г.В. Новожилов, будучи первым заместителем Генерального конструктора, фактически возглавил работу над проектом, в котором закладывалось много новых технических решений, влияющих на оперативные и тактические возможности самолета. Ему пришлось часто общаться с руководителями Министерства обороны СССР и НИИ. Особенно тесное общение сложилось с командующими Военно-транспортной авиации (ВТА) генерал-полковником Г.Н. Пакилевым и Воздушно-десантных войск (ВДВ) генералом армии В.Ф. Маргеловым, которое переросло в дружеские отношения, что во многом способствовало успешной работе.
Следует отметить, что деловые отношения у Г.В. Новожилова были со всеми последующими командующими ВТА и ВДВ, что способствовало улучшению технических и эксплуатационных характеристик Ил-76 и его многочисленных модификаций.
В июле 1970 г. по рекомендации С.В. Ильюшина (в связи с ухудшением его здоровья) Совет Министров СССР назначил Г.В. Новожилова Генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия. В этот период активно велись работы по проекту турбореактивного военно-транспортного самолета Ил-76.
Вот как Сергей Владимирович Ильюшин объяснил свое решение: «Штурвал руководства я передаю одному из своих ближайших учеников, талантливому конструктору, обладающему хорошими человеческими и деловыми качествами...»
По сути, Сергей Владимирович готовил Г.В. Новожилова, прежде, чем передать ему руководство ОКБ. Само название – Конструкторское бюро – предполагает, что главенствующая роль в нем принадлежит именно конструкторам, то есть людям, имеющим соответствующее образование в области создания авиационной техники.
Генрих Васильевич Новожилов стал первым среди второго поколения Генеральных конструкторов, так как в авиационной промышленности еще работали первые Генеральные конструкторы А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, А.И. Микоян, П.О. Сухой. Следует отметить, что, заступив в должность, Генрих Васильевич не стал проводить реформы, ломать коллектив и принципы его работы, а продолжал работать с теми людьми, которые многие годы сотрудничали с Сергеем Владимировичем и выдвинули предприятие в лидеры мирового авиастроения.
Первый полет опытного самолета Ил-76 выполнен 25 марта 1971 г. с Центрального аэродрома Москвы. Ил-76 провожал весь коллектив предприятия и два Генеральных конструктора: Учитель – Сергей Владимирович Ильюшин и его Ученик – Генрих Васильевич Новожилов. Это было очень трогательно и правильно.
Вот как вспоминал об этом событии Генрих Васильевич: «Мы с С.В. Ильюшиным, как всегда, все осмотрели. Он попросил еще раз просчитать. А потом сказал одно слово: «Можно». Это запомнилось, потому, что он больше делал, чем говорил».
И еще одно фраза Генриха Васильевича Новожилова: «Меня часто спрашивают о том, почему наши самолеты сохраняют марку «Ил». Отвечу. У наших учителей было мировое имя. Они создали прекрасные работоспособные коллективы. Зачем же менять марку? Напротив, мы считаем, что нужно всемерно развивать традиции, заложенные нашими учителями, бороться за честь марки. «Ил» – обязывает. Не случайно наши сотрудники говорят: «Мы – ильюшинцы!»
С 1974 г. самолет поступает в полки военно-транспортной авиации и через некоторое время становится основным самолетом ВТА, выполняя большинство задач по переброске войск и их вооружения в различные регионы нашей страны, а также выполняет задачи и за ее рубежами.
Ил-76 – первый отечественный военно-транспортный турбореактивный самолет, способный эксплуатироваться на аэродромах с бетонными, грунтовыми и ледовыми взлетно-посадочными полосами. На сегодня самолет выпущен более чем в двадцати модификациях. Он выполняет большой комплекс коммерческих перевозок в авиакомпаниях нашей страны. Самолет эксплуатируется в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, оказывая помощь пострадавшим в районах стихийных бедствий и техногенных катастроф. Ил-76 эксплуатировался и эксплуатируется в ряде иностранных авиакомпаний. За рубеж поставлено более 150 самолетов Ил-76 различных модификаций, всего построено около 950 этих самолетов.
Вот что о самолете Ил-76 сказал командующий Военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант В.Ф. Денисов: «Летные и тактико-технические данные самолета Ил-76 позволили решать практически весь комплекс разнообразных и сложных задач по десантированию воздушных десантов, воздушным перевозкам войск, боевой техники и грузов, обеспечению действий мобильных сил, эвакуации раненых и больных, выполнению специальных задач...
Самолет Ил-76 с точки зрения руководства и всего личного состава Военно-транспортной авиации навсегда останется в истории ОКБ и завода золотой страницей».
В настоящее время Ил-76 переживает второе рождение. 22 сентября 2012 г. совершил свой первый полет самолет Ил-76МД-90А российского производства. Почти 50 лет летают самолеты Ил-76 и его многочисленные модификации, изготовленные на Ташкентском авиазаводе. Уверен, что самолеты ульяновского производства также имеют большое будущее.
Сегодня много говорят о возвращении России к компетенции создания широкофюзеляжных самолетов. И совершенно забывают при этом, что первый широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86 был создан в ОКБ имени С.В. Ильюшина под руководством Генерального конструктора Г.В. Новожилова в 70-х гг. В тот период возросло благосостояние населения нашей страны и, соответственно, резко выросли пассажирские перевозки, особенно на южных и дальневосточных направлениях. Нужен был самолет принципиально новой компоновки, способный разгрузить загруженные аэропорты.
В 1980 г. самолет Ил-86 начал пассажирские перевозки. Осознавая ответственность за эксплуатацию нового типа многоместного самолета, Г.В. Новожиловым и коллективом ОКБ были разработаны и внедрены в конструкцию Ил-86 новые принципы обеспечения безопасности полета.
Ил-86 стал самым безопасным самолетом в истории не только отечественной, но и мировой авиации. При этом, была достигнута высокая технологичность и эффективность эксплуатации.
Как сказал известный журналист А.Вульфов: «В салоне Ил-86 во всем присутствует атмосфера полной надежности, спокойствия, основательности и удобства (ильюшинский стиль!)»
Сотни технических нововведений, защищенных авторскими свидетельствами, – доказательство высокой технической культуры и научных разработок, выполненных ОКБ и серийным заводом совместно с разработчиками комплектующих изделий, а также коллективами отечественных НИИ. Эти работы способствовали дальнейшему развитию советской авиационной науки, а также признанию Генерального конструктора человеком высокой научной культуры. Г.В. Новожилов – член-корреспондент АН СССР с 1979 г., а с 1984 г. – действительный член Академии наук СССР по отделению механики и процессов управления. Его научные работы связаны с аэродинамическими исследованиями, надежностью сложных конструкций, разработкой принципиально новых подходов к так называемой технологичности разрабатываемых машин и механизмов.
В 1988 г. было поднято в воздух новое творение коллектива, возглавляемого Г.В. Новожиловым. Им стал самолет нового поколения – дальне-магистральный широкофюзеляжный пассажирский Ил-96-300 с отечественными двигателями ПС-90А. В 1993 г. самолет получил Сертификат типа, беспосадочным рейсом Москва – Нью-Йорк на нем начались пассажирские перевозки.
Ил-96-300 подтверждает то, что он, как и Ил-86, – самый безопасный отечественный самолет. И его надежность стала условием того, что он является воздушным судном, на котором летают руководители нашего государства. Этим качеством обладали самолеты Ил-18, Ил-62М. Конечно, это почетно для коллектива создателей этих самолетов и его Генерального конструктора, но возлагает на них и высокую ответственность за надежность конструкции самолетов и надежность эксплуатации.
В самые трудные моменты истории нашего нового государства, в 90-е гг., коллектив ОКБ и его руководитель по решению Президентов России и США проводят работу по дальнемагистральному самолету Ил-96МТ с американскими двигателями и американской авионикой. Этот первый совместный российско-американский самолет, получивший Сертификат типа FAA США в 1999 г., показал, что Ил-96Т не уступает, а по ряду параметров и превосходит лучшие аналогичные самолеты мира. Проект продемонстрировал всему миру, что российские авиационные специалисты умеют работать, в том числе и в неблагоприятных условиях.
Легкий многоцелевой самолет Ил-103 выполнил первый полет в мае 1994 г. Он создавался молодыми специалистами. И здесь Генеральный конструктор показал, что, несмотря на почтенный возраст, мог разговаривать с молодыми на одном понятном техническом языке. Результат этой интересной работы – самолет имеет два Сертификата: российский и американский. Ил-103 с успехом эксплуатируется в южнокорейских ВВС, как самолет первоначального обучения, а в перуанских ВВС – как патрульный.
Проведенная впервые работа по программам самолетов Ил-96Т и Ил-103 в партнерстве с американскими специалистами и сертификация этих самолетов в американском авиационном регистре стала признанием высокой профессиональной квалификации наших конструкторов и рабочих, свидетельством высокого уровня отечественной технологии и конкурентоспособности наукоемких, сложных изделий, создаваемых в России. И здесь Генеральный конструктор проявил себя в качестве локомотива сложной программы. Благодаря хорошему знанию английского языка Г.В. Новожиловым, многие вопросы решались практически с листа.
В сложные 1990-е гг. коллектив ОКБ под руководством Генерального конструктора создал региональный самолет Ил-114. Он успешно эксплуатировался в национальной авиакомпании Республики Узбекистан, показывая результаты эксплуатации на уровне лучших мировых образцов. И годовой налет в 1800-2000 ч говорит сам за себя. Сегодня решается вопрос запуска в серийное производство этого самолета в России. Уже работая на другой должности, Г.В. Новожилов, вкладывал в этот проект знания, опыт и, что важно, свою душу.
В каждой из вышеперечисленных работ создания новых самолетов Генрих Васильевич проявлял высокий уровень творчества ученого-конструктора, разрабатывая простые, надежные и эффективные конструкции, обеспечивающие высокий уровень безопасности полета. Он внес большой вклад в развитие мирового самолетостроения, разработку теории и практики проектирования пассажирских и транспортных самолетов, прежде всего, с позиции обеспечения их надежности и большого ресурса. Генрих Васильевич довольно часто летал на опытных самолетах для того, чтобы не со слов испытателей знать об их особенностях, а ощутить на себе, что представляет собой самолет.
Генрих Васильевич поддерживал и инициативные работы конструкторов. Кроме Ил-103, при его содействии появился пожарный вариант самолета Ил-76ТД, который и сегодня участвует в борьбе со стихийными природными и техногенными пожарами. При его поддержке создан грузовой самолет Ил-114Т, и на основе этой работы разработан грузовой вариант самолета Ил-86-450 для перевозки личного состава Министерства обороны РФ.
Много и часто, летая в различные командировки, Г.В. Новожилов использовал это для общения с экипажами, чтобы знать, как ведут себя самолеты в эксплуатации и как работается на них и летчикам, и штурманам, и бортинженерам, и бортпроводникам. Активно общался он и с наземным персоналом, выявляя слабые стороны своего детища для устранения возможных изъянов.
Генеральный конструктор требовал только честное мнение о всех сторонах работы самолета. Пусть и не самое лестное, но честное. И непременно добивался принятия всех мер по устранению недостатков.
Генеральный со всей строгостью относился к тому, что касалось работы. Генрих Васильевич прощал допущенные ошибки, но терпеть не мог разгильдяйства, не выносил лесть и ложь. Он доверял тем, кто показал себя в деле, и всегда окружал себя именно такими людьми.
Генрих Васильевич оставил пост Генерального конструктора в декабре 2005 г., достигнув 80 лет. Он остался работать в ОКБ в должности Главного советника по науке Генерального директора – Генерального конструктора, своего ученика – В.В. Ливанова. Как раз в это время ОКБ приступило к активным работам по запуску в серийное производство самолета Ил-76МД-90А на Ульяновском предприятии «Авиастар-СП». Новый Генеральный директор – Генеральный конструктор довольно часто обращался за советами к Генриху Васильевичу. Таким образом, он остался в числе активно работающих сотрудников, совмещая работу на предприятии с деятельностью в Российской академии наук и различных общественных организациях.
Это говорило о многом. И, прежде всего, об огромном авторитете Г.В. Новожилова и в коллективе, и во внешнем мире, и у руководства отрасли и страны в целом.
Г.В. Новожилов избирался членом ЦК КПСС, многократно – депутатом Верховного Совета СССР, был народным депутатом СССР.
Родина высоко оценила заслуги Генриха Васильевича Новожилова: лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда, награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степеней, тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, «Трудового Красного Знамени», Дружбы народов, «Знак Почета» и многими медалями. Генрих Васильевич – Заслуженный конструктор РФ, Почетный авиастроитель, награжден Золотой медалью (№ 2) Межгосударственного авиационного комитета «За особые заслуги в развитии авиации СНГ» и Золотой медалью имени А.Н. Туполева «За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники». Всех наград и званий, которые заслужил Г.В. Новожилов, трудно перечислить.
Но, к сожалению, жизнь человека имеет свои ограничения.
7 мая 2019 г. проститься с Генрихом Васильевичем пришло более семисот человек, работавших с ним и знавших его лично. В их числе: вице-премьер Юрий Борисов, руководитель Росавиации Александр Нерадько, заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров, генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь, ректор МАИ Михаил Погосян и другие руководители организаций и предприятий, работавшие многие годы и с Генеральным конструктором, и с ОКБ в целом.
Юрий Борисов отметил, что Г.В. Новожилов – легендарный конструктор. «При его участии были созданы лучшие машины Военно-транспортной авиации и Вооруженных сил», – подчеркнул вице-премьер.
«Я благодарен ему за советы, он обладал непревзойденными человеческими качествами. Нам его будет очень не хватать. А опираясь на его наследие, надо выполнять поставленные задачи», – сказал Юрий Слюсарь.
С уходом Генриха Васильевича Новожилова завершилась эпоха ярких отечественных Генеральных конструкторов авиационной техники, которые продолжили дело своих предшественников и сделали все, чтобы советская авиация была в числе лидеров мировой авиации. Это касалось и военной, и гражданской авиации. В результате их работы родились семейства всемирно известных самолетов «Ил», «Ту», «Ан», «Як», «МиГ», «Су», «Бе».
Генрих Васильевич Новожилов оставил яркий след в отечественной и мировой авиации. Все, кто работал с ним, кто хоть раз соприкасался с таким Великим Человеком, Конструктором, Ученым, Гражданином своей страны, будут помнить его всегда.
А человек жив до тех пор, пока его помнят…
главный конструктор ПАО «Ил»
Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"