Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История Юбилей

"Штучные люди"

19 августа 2020 года / Анатолий Журин, Илья Вайсберг / Aviation EXplorer
 

О Валерии Георгиевиче Шелковникове можно писать бесконечно. Многие годы личного общения (один из авторов статьи – еще со времен МГА СССР, а другой – с начала 2000-х гг.) убеждают: Валерий Георгиевич – личность неординарная. О таких принято говорить: «штучные люди».19 августа 2020 г. Валерию Георгиевичу Шелковникову исполнилось 75 лет.

Юбиляр прошел в авиации все ступени: диспетчер УВД, начальник Ленинградского зонального центра единой системы (ЕС) УВД, начальник Главного центра ЕС УВД МГА СССР. Выдающиеся профессиональные и организаторские качества он реализовал на самых высоких постах в системе УВД СССР и России: начальник Главного управления воздушным движением МГА СССР и руководитель Росаэронавигации – заместитель министра транспорта Российской Федерации. 

В 1984 г. легендарный министр гражданской авиации СССР Б.П. Бугаев предложил В.Г. Шелковникову, возглавить Главное управление воздушным движением МГА СССР (Глав УВД МГА). Это был сложный с точки зрения безопасности полетов и трагический̆ для системы УВД период: в Омске сонный диспетчер ночью разрешил посадку Ту-154 на занятую ВПП. Самолет столкнулся с тремя аэродромными машинами, погибло более 150 человек. 

Развитию авиаперевозок в то время не соответствовало состояние системы УВД, что приводило к столкновениям самолетов в воздухе. Руководители Глав УВД долго не задерживались: 1,5-2 года, и их снимали. Бытовало даже выражение: «Быть руководителем службы УВД в СССР – это как оседлать тигра. Либо удержишься, либо он тебя «сожрет».

В.Г. Шелковников и сегодня признается, что, согласившись на эту «расстрельную» должность, стал разбираться в причинах происшествий, в т. ч., изучая зарубежный опыт.

Он не устает учиться и осваивать мировой авиационный опыт. Активны его усилия внедрять лучшее в отечественную практику: сначала в рамках созданного им в 1989 г. Фонда (Партнерства) «Безопасность полетов», а в последние годы возглавляемого им Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», занимающегося оперативной и системной аналитической работой в области безопасности полетов. Анализы и рекомендации Агентства востребованы руководителями авиакомпаний, аэропортов, структур УВД и других предприятий гражданской авиации и авиационной промышленности, международными авиационными организациями. 

В.Г. Шелковников привлек к сотрудничеству в сфере безопасности полетов ведущие российские и зарубежные организации, установил взаимодействие с Всемирным фондом безопасности полетов, членом правления которого он избран в 1987 г. О деятельности Агентства «Безопасность полетов» он рассказывал в журнале «Авиа-Союз», членом редакционного Совета которого он является.

О его высоком авторитете в российском и мировом авиационном сообществе свидетельствует проведение впервые в нашей стране 7-10 ноября 2005 г. Международного семинара по безопасности полетов в Государственном Кремлевском Дворце. Всемирный фонд безопасности полетов, Международная федерация летной годности и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) провели это мероприятие при поддержке Партнерства «Безопасность полетов» и лично В.Г. Шелковникова. 

Валерия Георгиевича, как и его коллег-авиаторов, беспокоит то, что немало уже принятых решений в области повышения безопасности полетов реализуется не в полной мере. Например, по предотвращению частых случаев столкновения летательных аппаратов с проводами ЛЭП. Эксперты Агентства уже много лет подчеркивают, что Россия остается одной из немногих стран мира, где вопреки стандартам ИКАО не решен вопрос маркировки высоковольтных проводов ЛЭП. Но пока действенных мер не принято. 

Невозможно переоценить вклад Валерия Георгиевича в развитие отечественной инфраструктуры УВД, оснащение зональных центров современным оборудованием, подготовку специалистов для гражданской авиации и его эффективную деятельность в области обеспечения безопасности полетов. Он удостоен Государственной премии СССР, высоких наград и почетных званий СССР и России.

Валерию Георгиевичу приходилось принимать неординарные решения. Он предложил министру Б.П. Бугаеву организовать международный футбольный турнир диспетчеров, объяснив, что именно так можно решить проблему плохого знания диспетчерами необходимого в их работе английского языка: во время игр им обязательно придется общаться с иностранными коллегами. Приказ появился, и необходимое взаимопонимание между нашими диспетчерами и «ихними» бортами практически было налажено... Хотя и сейчас этот вопрос актуален, и Валерий Георгиевич ему уделяет большое внимание.

В жизни юбиляра немало событий – радостных и огорчающих. Но В.Г. Шелковников не привык сетовать на превратности судьбы, связавшей его с любимой профессией авиатора. Продолжайте в том же духе и дальше, уважаемый Валерий Георгиевич! Наша гражданская авиация умеет ценить своих лучших представителей!

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"

Анатолий Журин, Илья Вайсберг



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Дважды обманувшая смерть. Памяти журналистки Ольги Божьевой
ФАВТ
Памяти товарища Сафро Бориса Давидовича
Виктор Горлов
Борис Павлович Бугаев – явление в отечественной авиации
AVIA.RU
История летной службы отечественной гражданской авиации
AVIA.RU
Трехтомник по истории авиационного двигателестроения России
AVIA.RU
Издан уникальный фотоальбом «История авиации России»
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Николаевич Кривошеев
Росавиация
Михаилу Михайловичу Терещенко исполняется 80 лет



Валерий Окулов
Поздравление со 100-летием Гражданской авиации России
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Владиславович Солдатов
Юрий Михальчевский
Будущее – в нашей истории!
AVIA.RU
Владимиру Горбунову исполняется 60 лет
Борис Елисеев
За полвека – три ректора!
AVIA.RU
Памятник А.Н. Туполеву и новый музей открыты в год 100-летия ОКБ Туполева
AVIA.RU
Николай Столяров - основоположник советской авиационной эргономики
журнал "АвиаСоюз"
Школа летчиков-испытателей: славная история, современные реалии
журнал "АвиаСоюз"
Профессионализм и ответственность

Ветеран, который всегда в строю
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
Згировская Е.Д.
Памяти Виктора Дмитриевича Кузнецова
Владимир Карнозов
Как Америка Москве «Томагавками» помогла
Крылья Родины
Стратегия успеха Виктора Чуйко
AVIA.RU
Александру Яновичу Книвелю исполняется 70 лет
Росавиация
Памяти Юрия Петровича Дарымова
Росавиация
Памяти Виталия Александровича Соломатина
AVIA.RU
Памяти Алексея Маркияновича Горяшко
Росавиация
Памяти Стромова Анатолия Петровича
Росавиация
21 сентября 2021 года ушел из жизни Петр Дмитриевич Жильцов_
Ростех
Авиастар - завод для «толстых» фюзеляжей

Ушла из жизни З.П. Румянцева

Ушел из жизни Николай Васильевич Рыжаков
Владимир Карнозов
Появление и развитие тяжелого истребителя
AVIA.RU
Поздравляем Василия Сергеевича Шапкина с 60-летием
AVIA.RU
Иркутский авиазавод: крылья России
Илья Вайсберг
«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!
Ростех
Путешествие с Ростехом: Самара
Борис Елисеев
МГТУ ГА - крупный авиационный образовательно-научный комплекс
Ростех
Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»
Ростех
Авиация – космосу: связанные одним небом
Александр Книвель
Александр Иноземцев - легенда российского авиастроения

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer