Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Статья

«Росавиа» – бесприданница или богатая невеста?

25 января 2010 года / Екатерина Соболь / Aviation EXplorer
 

Еще в августе 2009 года, на пресс-конференции в рамках авиасалона МАКС, посвящённой холдингу «Росавиа», руководитель ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов заявил журналистам: «Как вы ни старались похоронить наш проект, ему суждены долгие годы развития и процветания». И, если сегодня гарантировать процветание авиационному холдингу уже не может никто, то повышенное внимание – точно. Удивительно, но, несмотря на огромные долги авиакомпаний группы «Росавиа» и не особо привлекательный парк ВС, союз с ней искали, как выяснилось, сразу четыре крупных авиакомпании. Однако, на финишную прямую вышли лишь два кандидата. Что же в этих авиационных ФГУПах привлекательного? Эксперты полагают, что главную роль здесь играют отнюдь не самолеты и отсутствие или наличие кредиторской задолженности. «Росавиа» это раскатанные маршруты и пассажиропоток, которые являются лакомым куском для любой авиакомпании. А главное – это преференции государства, на которые может претендовать «удачливый жених».

В настоящий момент работа по формированию «Росавиа» продолжается, отмечает источник в холдинге, - Никто указа премьер–министра, согласно которому необходимо объединить авиационные активы государства, не отменял. Начинается процесс акционирования ГТК «Россия», а «Оренбургские авиалинии» и «Кавминводыавиа» находятся в процессе разделения авиакомпаний и аэропортов для последующего их акционирования.
 
Что касается возможной ликвидации ОАО «Авиакомпания» (информация об этом прошла в СМИ), то это  вполне ожидаемое событие. Учитывая, что мэрия Москвы предпочла развивать «Атлант-Союз» самостоятельно, исключительно как собственную авиакомпанию, то необходимости в этой структуре больше нет. ОАО «Авиакомпания», созданная осенью 2008 года, учреждалась именно для союза, «Росавиа - Атлант» где 51% должно было принадлежать «Ростехнологиям», а 49% Правительству Москвы. Таким образом, для вероятных новых союзов «Росавиа - Аэрофлот» или «Росавиа - Сибирь», необходимо будет также создать и новую управляющую структуру.
 
«Впрочем, - добавляет источник в холдинге, - ничего нового в том, что для «Росавиа» были выбраны другие авиакомпании в качестве партнеров, нет. С самого начала нами прорабатывались варианты сотрудничества с крупнейшими перевозчиками, в числе которых были и «ЮТэйр», и «Сибирь», и «Атлант-Союз». Однако данная стратегия и все варианты развития событий находились под грифом «строго секретно». Мы с самого начала не настаивали на создании отдельной авиакомпании. Всем игрокам было понятно, что сами по себе активы «Росавиа» (без сильного партнера) развиваться не могут». Но, поскольку на тот момент «Атлант-Союз» был основным перевозчиком пассажиров обанкротившегося AirUnion, он и являлся фаворитом.
 
Наиболее предпочтительным кандидатом для нового союза, по мнению экспертов, является «Аэрофлот - Российские авиалинии». Именно эта компания сегодня достаточно устойчива на рынке и ей вполне по силу поднять «Росавиа» с ее миллиардными долгами.  (Прим. ред. Точную цифру задолженности группы «Росавиа» на данный момент назвать сложно. Однако в июне прошлого года она составляла порядка 8,2 млрд. руб. Основной долг был за авиакомпанией ГТК «Россия» - 5 млрд., далее следовала «Владивосток-Авиа» - 1,6 млрд., «Оренэйр» - 670 млн. С тех пор долги только увеличивались (только у ГТК «Россия» на конец года было уже порядка 8 млрд. рублей долга).
 
Вероятно именно поэтому «Аэрофлот», в силу своего превалирующего положения, не показывает своего явного интереса к «Росавиа» и не афиширует их взаимоотношения. Источник, близкий к авиакомпании «Аэрофлот», рассказывает: «По большому счету, все, конечно же, зависит от решения, которое будет озвучено на совещании у вице-премьера Игоря Шувалова 30 января 2010 года. Однако, лишь «Аэрофлот» сможет осилить долги «Росавиа»».
 
С другой стороны, зачем «Аэрофлоту» нужна такая «невеста»? Ведь все, что она может предложить, на первый взгляд – поношенное приданное и родительские долги. Эксперты полагают, что в первую очередь интересна маршрутная сеть холдинга, которую можно будет исследовать и оптимизировать. Кроме того, и об этом мало говорится, «Аэрофлот» остро нуждается в узкофюзеляжных самолетах, а именно лайнеры этого типа «Росавиа» планирует закупить у Boeing или Airbus.
 
Напомним, итоги тендера на закупку 50-ти узкофюзеляжных лайнеров должны быть объявлены 29 января. «Boeing сделал предложение в соответствии с требованиями тендера "Росавиа". Однако мы не комментирует детали коммерческих переговоров с заказчиками» - уточнили сегодня в российском представительстве корпорации Boeing. Юридическая оценка и экономическое обоснование по закупке новых самолётов были подготовлены топ-менеджментом авиакомпаний холдинга «Росавиа» и переданы в ГК «Ростехнологии». Как стало известно Aviation EXplorer, переговоры с производителями после некоторой паузы возобновлены и, скорее всего, итоги тендера могут быть объявлены позднее назначенной даты. Опять-таки, влияние на него могут оказать и итоги заседания у Игоря Шувалова.
 
Вроде бы, союз с «Аэрофлотом» - сейчас наиболее оптимален и выгоден обеим сторонам. Почему же появляется вариант объединения «Росавиа» с «Сибирью»? - В «Росавиа» отвечают на этот вопрос следующим образом: «Мы полагаем, что активы, которые могут быть внесены нами в «Аэрофлот» гораздо больше, чем предложенные в замен Аэрофлотом 10-12% своих акций. В любом случае, мы будем настаивать на том, чтобы эта доля была увеличена». Кроме того, по некоторой информации, «Ростехнологиям» может быть предложено частично обменять их авиационные активы на незначительную долю в «Шереметьево». То есть, доля «Ростехнологий» в авиакомпании станет ещё меньше.
/ 26 января на Совете директоров «Аэрофлота» в числе прочих будет обсуждаться и вопрос приобретения авиакомпанией у Александра Лебедева не менее 25% акций «Аэрофлота». В дальнейшем, часть этого пакета (10-12%) и предполагается передать в «Ростехнологии». Бизнесмену за четверть «Аэрофлота» будет предложено около $300 млн. (по оценкам экспертов, это всего 2/3 от сегодняшней рыночной стоимости такого пакета). Однако источники близкие к НРК полагают, что это «лишь начало переговоров. Обычно, в зависимости от величины пакета, дисконт может составлять 10-15%. Вероятно, г-н Лебедев может выручить несколько больше за свою собственность».                      /
В свою очередь, от союза «Росавиа–Сибирь» «Ростехнологии» могут получить не меньше "дивидендов". Если Госкорпорация получит в управление госпакет акций «Сибири» - 25%, она может получить доминирующее положение в новом авиационном союзе. Судя по всему, за такой союз ратует и Правительство Санкт-Петербурга. Ведь в этом случае, Питеру может достаться блокирующий пакет в ГТК «Россия» и авиакомпания будет продолжать развиваться как «городской» перевозчик, чего тандем с «Аэрофлотом» гарантировать не может. К тому же, согласно первоначальным договоренностям, базироваться новая авиакомпания будет тоже в Санкт-Петербурге. Кто же откажется от такого перспективного налогоплательщика на питерской земле?
 
Хотя эксперты и отмечают, что в тандеме с «Сибирью» тоже не все так уж безоблачно – у неё также имеются долги перед кредиторами (порядка 8 млрд. рублей), но этот долг вполне обслуживаем. «Сибирь» продемонстрировала, что способна самостоятельно рассчитываться с кредиторами и даже в кризисный год общий долг авиакомпании сократился. В то же время, и Ростехнологиями были предприняты шаги по сокращению задолженности авиакомпаний холдинга и их поддержке за счёт финансовых вливаний. В частности, в уставный капитал ФГУП ГТК «Россия» было внесено государством 3,9 млрд. рублей. «Деньги поступили на счета перевозчика уже в конце декабря, - отмечает источник в Ростехнологиях, - только они не были инкассированы». То, что средства поступили, подтвердили и в ГТК «Россия». Для распределения средств перевозчик создал специальную комиссию.  Частично они пойдут на реструктуризацию задолженности.
 
В любом случае, решение в пользу того или иного «брака» - за «родителями». Однако решение, которое будет утверждать премьер-министр Владимир Путин, неизбежно приведет в движение целый ряд весьма интересных процессов и не только в сфере деятельности авиакомпаний. Так, например, вариант с выбором «Аэрофлота» может спровоцировать переход перевозчиков, входящих в «Росавиа», в аэропорт «Шереметьево». С другой стороны, не исключено, что тандем с «Сибирью» поможет «Домодедово» отыграться с лихвой за «отобранные» потоки разорившегося AirUnion. От решения премьера зависит и успех одного из крупнейших контрактов в истории новой России - приобретение крупной партии иностранных самолетов. Так что, авиационная общественность замерла в преддверии последнего акта прекрасно разыгранной драмы. 

Екатерина Соболь



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer