← Назад

Главная Авиация Срочно в номерСудьба «Росавиа» решится сегодня

Владимир Путин вынесет свой вердикт – под чьим руководством развиваться государственным авиационным активам.


1 февраля 2010 года / Екатерина Соболь / Aviation EXplorer

1 февраля Владимир Путин будет решать вопрос о дальнейшей судьбе активов «Росавиа». Премьер-министру представят существующие концепции развития холдинга, в который сейчас входят авиакомпании: ГТК «Россия», «Владивостокавиа», «Саравиа», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Сахалинские авиатрассы», - их в течение 2008-2009 года передали в управление ГК «Ростехнологии». Вначале в «Ростех» предполагали передать и госпакет акций AiRUnion, однако этому помешало банкротство альянса. Из оставшихся на плаву государственных авиаактивов планировалось создать крупнейший холдинг – конкурента «Аэрофлоту».

Первоначально предполагалось, что в создании холдинга примет участие и Правительство Москвы, войдя в него с собственной авиакомпанией «Атлант-Союз», но сторонам не удалось договориться, и Москва предпочла развивать авиакомпанию самостоятельно. В итоге, созданное для этого объединения юрлицо ОАО «Авиакомпания» теперь подлежит ликвидации. Генеральный директор ОАО «Авиакомпания» и его ближайшие подчиненные были отправлены в отставку. Оставшиеся сотрудники, скорее всего, будут переведены в новое юрлицо, которому будут переданы и активы «Росавиа». Таким образом, будет создана новая структура, но кто и в каких долях будет в ней участвовать, а также, кто ее возглавит – предстоит решить Премьеру. На роль руководителя новой компании «Ростех» предлагал Владислава Филева. Была информация, что возглавит холдинг Роман Пахомов, но её в «Ростехнологиях» опровергли.
 
К слову, с самого начала параллельно с переговорами по объединению с «Атлант-Союзом»,  «Ростехнологиями» прорабатывались и иные варианты сотрудничества. «С самого начала у нас были другие варианты сотрудничества с крупнейшими перевозчиками, в числе которых были и «ЮТэйр», и «Сибирь», и «Атлант-Союз». Однако данная стратегия и все варианты развития событий находились под грифом «строго секретно», - сообщил представитель «Росавиа».  Поскольку на тот момент «Атлант-Союз» был основным перевозчиком пассажиров обанкротившегося AirUnion, он и являлся фаворитом. Когда же «Атлант-Союз» предпочел свободное плавание, на роль собирателя госактивов стали претендовать другие авиакомпании. По некоторым данным, переговоры с «ЮТэйр» в декабре не увенчались успехом. Напротив, в январе прошли встречи «Росехнологий» с руководством  S7 Group – четой Филевых. В результате, стороны выработали концепцию объединения под эгидой авиакомпании «Сибирь». Участие в переговорном процессе принимало и правительство Санкт-Петербурга, которое надеется получить в авиакомпании блокирующий пакет.
 
С другой стороны, руководство авиакомпании «Аэрофлот», конкурента которому и предполагалось вырастить, тоже на месте не сидело. Министр Транспорта Игорь Левитин (он же - председатель Совета Директоров «Аэрофлота») предложил объединять холдинг на базе нацперевозчика. Для реализации этого плана «Аэрофлот» уже одобрил сделку с Александром Лебедевым, у которого выкупили 25,8% акции самого «Аэрофлота», чтобы, по официальной версии, в дальнейшем частично обменять их на долю в «Росавиа». Помимо этого, Лебедев мог заблокировать сделку, так как не раз высказывал своё мнение насчет проекта «Росавиа».
 
В обмен на шесть авиакомпаний, «Аэрофлот» предложил «Росехнологиям» 10-12% своих акций. Подобное предложение категорически не устроило «Ростехнологии»:  "Ни за какой пакет акций мы c Аэрофлотом объединяться не желаем. Если только в обмен на все 100% его акций" - заявил Aviation EXplorer представитель "Росавиа".
 
Похоже, консенсуса сторонам достичь не удалось даже на совещании у Игоря Шувалова 29 января. Кстати, кроме ожидаемых персон на этом заседании – представителей «Ростехнологий», «Аэрофлота», Правительства Санкт-Петербурга, по некоторым данным, присутствовал и руководитель «Росавиации» Александр Нерадько. Но даже такой представительный состав экспертов не помог сторонам договориться. Как сообщил AEX.ru источник в «Ростехнолгиях», «ничего конкретного принято не было. С нашей стороны рекомендации после этого совещания прежние – объединение с «Сибирью». Но окончательное решение будет принимать Владимир Путин, 1 февраля».
 
Стоит подчеркнуть, что одной из центральных тем для обсуждения в этом контексте продолжает быть тема контрактов с иностранными производителями о поставке 50-ти узкофюзеляжных самолетов, плюс опцион на 15. Правительству, конечно, не хочется упасть в грязь лицом перед иностранными партнерами. Тем более, что заинтересованность в этом контракте уже выразили власти США. Госсекретарь Хилари Клинтон лично посетила филиал Boeing в России и буквально агитировала Россию выбрать поставщиком американского производителя. Так что спрятаться в кусты и сделать вид, что ничего не было, уже не получится – придется завершать начатое. Кроме того, подведение итогов тендера переносилось уже дважды, что не играет на руку имиджу нашей страны. Вероятно, именно из-за необходимости срочно решать вопрос по тендеру, совещание у Владимира Путина назначено столь скоро. «О какой закупке авиатехники сейчас вообще можно говорить, когда нет решения по структуре самой авиакомпании, нет бизнес-плана, не определена маршрутная сеть, неясны объёмы перевозок и многое другое? Я уже не говорю о том, что в данный момент у холдинга даже нет уполномоченной компании, с которой можно было бы заключать контракт о поставке самолётов. «Росавиа» - это пока что-то эфемерное и существует только в публикациях СМИ» - говорит главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров.
 
Можно предположить, что именно наличие договоренностей с иностранными партнерами сыграют на руку «Ростехнологиям». Вписывать поставки лайнеров в контекст развития с «Аэрофлотом» будет сложно. Оттого не исключено, что перевес на этот раз оказался на стороне именно команды Чемезова. Хотя сторонники объединения с «Сибирью» пока не празднуют победу, итоги совещания у Шувалова уж точно их поражением не назовешь. Косвенно подтверждает это предположение заявление губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, которое она сделала по итогам заседания у Шувалова уже в субботу 30 января. С ее слов в Питере будет создана новая авиакомпания (в том числе и из активов ГТК «Россия»), в которой городу будет принадлежать минимум 25% плюс одна акция. По словам Матвиенко, именно этот новый перевозчик станет развивать аэропорт Пулково как международный хаб. Если сложить слова г-жи Матвиенко и комментарий «Ростехнологий», то абсолютно понятно, что речь идет именно о тандеме с «Сибирью» ведь в проекте «Аэрофлота» Питер вообще не упоминается. Какое бы решение ни было принято, Правительство Санкт-Петербурга будет настаивать на передаче ему доли в новом холдинге (не менее 25%), а ГТК "Россия" продолжала выполнять функции базового авиаперевозчика аэропорта Пулково.

Екатерина Соболь


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2010/2/1/931/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.