Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Доклад

О состоянии и перспективах транспортного диалога Россия - ЕС на авиационном треке

6 июня 2010 года / Евгений Мокеев / Aviation EXplorer
 

Выступление на 4-й международной конференции «EU-Russia airlines cooperation», 2 июня, Франкфурт-на-Майне

Мокеев Евгений Леонидович
Советник, координатор транспортного диалога России и ЕС, постоянной миссии России при Евросоюзе.

Уважаемые участники конференции,

Дамы и господа,

Прежде всего, разрешите поблагодарить организаторов четвертой конференции «Россия-ЕС: сотрудничество авиакомпаний» за приглашение и возможность поделиться некоторыми соображениями, которые, возможно, будут интересными и полезными для участников сегодняшней дискуссии. Хотелось бы, чтобы это была дискуссия партнеров по совместному бизнесу, в ходе которой будут сформулированы определенные послания или сигналы о том, чего ждет бизнес от авиационных властей России и ЕС.

Россия и Европейский Союз являются естественными и важнейшими друг для друга партнерами практически во всех сферах международной жизни. Их тесное взаимодействие обуславливается многими факторами, в первую очередь, географической близостью, общностью истории, принадлежностью к одной европейской цивилизации, приверженностью одним и тем же нравственным и культурным ценностям. Бесспорно, такой фундамент, на котором строится сотрудничество, значительно облегчает динамичное развитие торговых и экономических отношений России и ЕС.

Принятые на московском саммите Россия-ЕС в мае 2005 г. «дорожные карты» являются кратко- и среднесрочными программами действий по созданию четырех общих пространств, включая общее экономическое пространство (ОЭП). Реализация последнего предполагает активное взаимодействие в области транспорта с целью создания устойчивых транспортных соединений и выработки общих правил поведения экономических операторов на рынке транспортных услуг.

3 октября 2005 г. в Брюсселе Министр транспорта Российской Федерации И.Е.Левитин и заместитель Председателя КЕС Ж.Барро, ответственный в то время за вопросы транспорта, подписали документ «Общие принципы, цели и структура диалога Россия-ЕС в сфере транспорта и инфраструктуры». Стороны согласились, что в принципиальном плане диалог должен, во-первых, «способствовать гармонизации и взаимному дополнению стратегий развития транспортной инфраструктуры России и ЕС, сотрудничеству в развитии и применении технических правил, норм и общепризнанных стандартов». Во-вторых, он должен содействовать «усилению взаимопонимания по вопросам действующего и разрабатываемого законодательства, а также политики в сфере транспорта». В-третьих, он должен «охватывать вопросы, представляющие взаимный интерес для России и ЕС».

Целями    Транспортного    диалогаРоссия-ЕС,    в     соответствии    с подписанным в Брюсселе документом, являются:

обмен мнениями о новых моментах в части, касающейся выработки политики в отношении отдельных видов транспорта в России и ЕС;

достижение более высокой совместимости, и, где это возможно и целесообразно   -гармонизации   технических   правили   норм   Российской Федерации и Европейского союза в сфере транспорта;

  повышениетранспарентностирегуляторной    деятельности    путем обмена информацией и «ноу-хау»,  а также посредством консультаций по вопросам разработки и применения правил и норм;

  гармонизация позиций России и ЕС по вопросам, рассматриваемым в рамках международных организаций, в частности ИМО, ИКАО и МОТ, в целях продвижения универсальных стандартов транспортной безопасности и безопасности на транспорте;

содействие гармонизации и взаимодополняемости среднесрочных и долгосрочных транспортных стратегий России и ЕС.

За время, прошедшее с момента своего запуска, Транспортный диалог Россия-ЕС применительно к авиационному треку прошел несколько стадий в своем развитии. Несомненно, был взлет. Так, в сентябре 2006 года состоялось первое, и пока единственное, заседание Постоянного совета партнерства министров транспорта Россия-ЕС, одним из результатов которого стал протокол, зафиксировавший договоренности по плану совместных действий в области воздушного транспорта. В протоколе также содержится упоминание о завершении работы на уровне экспертов Минтранса России и Генерального директората КЕС по энергетике и транспорту над «Согласованными принципами модернизации существующей системы использования транссибирских маршрутов». В середине 2007 г. шла активная подготовка к проведению в Москве 16-17 ноября «авиационного саммита Россия-ЕС».

Однако, как всем присутствующим известно, в полете всегда встречаются зоны турбулентности. В 2007 г. большое количество встреч представителей Минтранса России и подведомственных ему Росавиации и Ространснадзора с руководством и экспертами Директората КЕС по воздушному транспорту было вызвано необходимостью устранять в пожарном порядке угрозу включения российских авиакомпаний в «черный список» ЕС. Данная проблема возникла еще осенью 2006 г., но ее острота пришлась именно на 2007 г., когда под запрет на осуществление полетов в страны Евросоюза могли попасть 14 российских авиаперевозчиков. Казалось, что Совместное решение, подписанное представителями российских авиационных властей и КЕС 24 апреля 2008 г., позволило нейтрализовать угрозу попадания российских авиакомпаний в «черный список» ЕС. Но уже в начале этого года у Комитета ЕС по безопасности полетов возникли новые озабоченности, связанные с рядом российских авиаперевозчиков.

Другая зона турбулентности связана со вступлением в силу «Согласованных принципов» по ТСМ. В декабре 2007 г. российская сторона уведомила Комиссию ЕС о своем решении передать «досье ТСМ» на трек двусторонних торгово-экономических переговоров. Вступление же в силу имеющихся договоренностей откладывалось при этом до завершения процесса присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО). Хотелось бы подчеркнуть, что увязка ТСМ с ВТО не наше изобретение. Длительное время и весьма настойчиво нас в этом убеждали партнеры из ЕС. Именно по их настоянию в раздел «Транспорт» «Дорожной карты» было включено положение о том, что стороны «подтверждают соглашения, достигнутые в контексте вступления в ВТО, включая договоренности по модернизации транссибирских перелетов».

Новой зоной турбулентности, скорее всего, станет вопрос о признании Россией необходимости пересмотра ряда положений двусторонних соглашениях о воздушном сообщении (СВС) со странами-членами ЕС. Речь идет о понятии «назначенный перевозчик», которое в соответствии с решением Европейского суда от 2002 г. должно быть унифицировано и учитывать, что «назначенным перевозчиком» со стороны страны-члена ЕС может быть любая компания, зарегистрированная в качестве авиационного перевозчика в одной из стран-членов ЕС.

В конце прошлого года Европейская комиссия, наделенная функциями гаранта соблюдения законодательства ЕС, запустила процедуру судебного разбирательства в отношении стран-членов ЕС, которые до настоящего времени не устранили нарушение законодательства ЕС в своих двусторонних СВС с третьими странами, включая Россию. При этом ЕК не сомневается в положительном решении суда, тем более что первоначальный вердикт признал ничтожными на основании несоответствия законодательству ЕС СВС 8 стран-членов ЕС с США.

В последнее время представители ЕК в беседах и в переписке с руководством и экспертами Минтранса России стали обращать внимание на возросший риск потери авиаперевозчиками ЕС возможности осуществлять полеты в Россию из-за нерешенности данной проблемы на двусторонней или многосторонней основе (заключение «горизонтального соглашения» Россия-ЕС). Речь идет о том, что в связи с усилением в ЕС процессов слияний и поглощений в области авиационных перевозок, в зону риска попали «назначенные перевозчики» Австрии и Бельгии, которые могут утратить критерий преимущественного национального владения и эффективного контроля, закрепленный в двусторонних СВС этих стран с Россией.

Оценивая перспективы развития Транспортного диалога, следует учитывать ряд обстоятельств. Во-первых, это продолжающиеся в рамках Евросоюза интеграционные процессы, направленные на формирование единого рынка транспортных услуг с общими для всех правилами поведения. Вступивший в силу с 1 декабря 2009 г. Лиссабонской договор способен облегчить и ускорить решение данной задачи.

Во-вторых, национальные законодательства стран-членов ЕС в области транспорта все больше унифицируются и гармонизируются с общим законодательством ЕС. Перед Евросоюзом, по заявлению нового комиссара ЕС по вопросам транспорта, заместителя Председателя Европейской комиссии С.Калласа, стоит задача по созданию «единой европейской транспортной зоны».

Следует иметь в виду, что степень свободы маневра и проявления национальной самобытности странами-членами ЕС неуклонно уменьшается. В настоящее время ее уже практически нет в том, что касается безопасности на транспорте и транспортной безопасности, конкурентоспособности и доступа на рынок, сертификации и лицензирования, правил перевозок и защиты прав, как пассажиров, так и лиц, занятых в транспортном секторе. В ЕС существуют и совершенствуются единые технические стандарты и регламенты, которые должны содействовать повышению совместимости транспортной инфраструктуры и снижению административных барьеров на пути свободного перемещения в рамках Евросоюза людей и товаров. Растет понимание необходимости рационального использования имеющегося транспортного потенциала и планирования развития того или иного вида транспорта с учетом общенациональных экономических, социальных и экологических требований.

В-третьих, правила поведения стран-членов ЕС в ходе двусторонних переговоров с российской стороной все больше определяются и контролируются институтами и законодательством Евросоюза. Это особенно наглядно проявляется в вопросах, касающихся взаимоотношений с третьими странами в области воздушного транспорта. Согласно Регламенту 847/2004 от 29 апреля 2004 г. установлена жесткая процедура ведения переговоров и выполнения двусторонних Соглашений о воздушном сообщении стран-членов ЕС с третьими странами. Контроль над соблюдением регламента возложен на Европейскую комиссию. В этой ситуации единственным сюжетом для двустороннего переговорного процесса останется согласование количественных квот, регулирующих доступ на рынки транспортных услуг сторон.

Наконец, в-четвертых, все будет зависеть от того, как и для каких целей будет использоваться формат Транспортного диалога Россия-ЕС. Будет ли это, как стороны договаривались в 2005 г., согласование совместных действий (гармонизация транспортных стратегий и законодательства, реализация взаимовыгодных проектов и т.д.) по формированию - на основании позитивной повестки дня - единого рынка транспортных услуг в рамках Единого экономического пространства или его единственным предназначением станет снятие имеющихся, а также периодически появляющихся новых взаимных претензий и озабоченностей, то есть «кризисное управление».

2010 год во многом может стать определяющим в том, что касается возможного сценария развития событий. До конца года Евросоюз должен определиться со своей транспортной стратегией на предстоящее десятилетие ина  более  далекуюперспективу.   Какое   местов   ней   будет отведено сотрудничеству с Россией, и по какому сценарию оно будет развиваться, зависит от результативности   деятельности на всех уровнях Транспортного диалога Россия-ЕС,   в   том числе   и   на том,   в   котором участвуют представители авиакомпаний России и Евросоюза.

Благодарю за внимание.

 


Евгений Мокеев



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer