← Назад

Главная Авиация СтатьяНе боги летают на вертолетах

Вертолет – самый сложный из летающих сегодня аппаратов…


11 июля 2010 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

В авиации, как в любом серьезном деле, есть свои заоблачные вершины и далекие горизонты, к которым ведут самые обычные «ступени». Летная куртка, «портфель с картами», командир вертолета, командир звена, командир эскадрильи или полка, замкомандующего или командующий. Но из всех званий, регалий и должностей нет ничего желаннее и ценнее, на мой взгляд, чем звание командира вертолета.

Лишь одна ступень, за которую «можно душу отдать», командир экипажа – самая главная в авиации. В экипаже только один царь  и бог, и воинский начальник – это командир вертолета. Не тот, кто за ручку «держится», а кто несет ответственность. Как показывает летная практика, к сожалению, не все это понимают, в том числе и самые, самые высокие начальники. 

Не каждый из нас способен поднять этот груз ответственности полета вертолета. Командирами не рождаются, и не все ими становятся. Можно за несколько десятков часов научиться пилотировать вертолет, а к пониманию ответственности порой приходится идти всю жизнь. Но это не значит, что боги летают на вертолетах. На вертолетах летают обычные – необычные люди.  Кто же они?

Международная вертолетная ассоциация (HAI) провела среди своих членов опрос на тему: Пилот вертолета. Приведу лишь несколько заинтересовавших меня вопросов и ответов:

Вопрос: Сложно ли найти квалифицированного пилота?

Ответ: очень трудно – 50%, трудно – 41%, не трудно – 9%.

Вопрос: Сколько пилотов не хватает?

Ответ: 1 – 28%, 2-3 – 44%, 4-10 – 21%, и более 10 – 7%.

Вопрос: Насколько остро стоит проблема найти пилота по времени?

Ответ: критическая – 12%, можно подождать – 49%, не проблема – 32%, другое – 7%.

Вопрос: С каким налетом нужен пилот?

Ответ: 500-1000 часов – 25%, 1000-1500 часов – 18%, 1500-2000 часов – 27%, более 2000 часов – 30%.

Вопрос: Какие навыки предпочитаете?

Ответ: навыки пилотирования – 71%, рассудительность – 62%, коммуникабельность – 55%, личностные – 46%, навыки работы с компьютером – 7%.

Вопрос: Начальная плата?

Ответ: до 30000 – 12%, 30000-35000 – 9%, 35000-40000 – 6%, 40000-45000 – 12%, 45000-50000 – 8%, 50000-75000 – 36%, 75000-10000 – 13%, более 100000 – 4%.

Собирательный портрет: Очень трудно найти 2-3 пилотов с налетом более 2000 часов, рассудительных, коммуникабельных с навыками пилотирования, которым готовы платить  начальную заработную плату 50000-75000 долларов.   

А у нас? Я провел свой опрос. Звонил друзьям и задавал один вопрос: Назовите одно единственное качество, самое главное для вертолетчика. Собрал вместе и вот,  что получилось:

- невозмутимость;
- осознавать и бояться;

- непоколебимая вера в свою вертушку (она может все, что он захочет сделать);

-  здравый смысл;  

- честность (перед собой, семьей, с другими, нельзя быть не честным с законами природы).  

- плюс мой ответ – надежность.

Из детских воспоминаний, когда мы семьей путешествовали на «Москвиче 407» из Латвии в Кировскую область или на Черное море, отец ехал по 1000 км в сутки (по тем временам достаточно высокий результат), я безмятежно спал на заднем сиденье, потому что безгранично доверял. Он был сверхнадежным водителем. С тех пор уснуть могу исключительно у тех, кто надежен. Так и на вертолете, глаза сами собой закрываются только с надежными летчиками.

Итак, наш портрет – невозмутим, но боится, со здравым смыслом и верой в вертушку, надежный, а главное, честный. Это всего лишь мнение нескольких человек,более того, нынешних респондентов.С ним можно соглашаться или не соглашаться, но проблема в том, что мнение уже устарело. Время не стоит на месте. Новое поколение выбирает новых героев. Каким должен быть вертолетчик нового поколения? Каким будет командир вертолета в 2020-2030 г.г.?? Он будет другим!

Небольшое отступление. К нам пришел после института молодой оператор-программист Саша. Саша пишет программы для испытаний ГТД, не зная, ни основ газовой динамики, ни теории газотурбинных двигателей. Как ему удается? Это игра! Все множество вариантов управления делится на «можно» и «нельзя». Бесконечно множество решений ограничено множеством ограничений. И в этом «хаосе» бывший студент быстро находит правильное решение. Как в игре, когда нужно найти верный путь и открыть нужную дверь, чтобы перейти с одного уровня – на  более высокий. Единственное отличие – в игре, в случае ошибки, можешь потерять «жизнь», а у нас, в лучшем случае – аварийная остановка, в худшем – помпаж. Сашкины достоинства – безграничная вариативность, умение в узких и извилистых «коридорах» ограничений быстро находить рациональнее решения. Поколение next отличается особым быстродействием, не боится постоянной перезагрузки, у них есть цель, они знают языки, в хорошей физической и умственной форме, но самое главное, они хотят летать. Жизнь сама готовит себе кадры. Новое поколение выбирает своих командиров. Какими будут новые командиры новых вертолетов не знаю, но то, что в графе навыки работы с компьютером будет далеко не 7%, убежден. Не боги летают на вертолетах!

 


Евгений Матвеев


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2010/7/11/1083/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.