← Назад

Главная Авиация СтатьяПрощание с Ил-86

После вывода из парка «Атлант-Союза» 5-ти Ил-86 пассажиропоток авиакомпании сократится на 52%, а Россия навсегда простится с этим замечательным самолётом.


2 сентября 2010 года / Екатерина Соболь / Aviation EXplorer

«Вывод из парка авиакомпании «Атлант-Союз» 5 оставшихся Ил-86 приведет к 52% падению пассажиропотока перевозчика и не позволит авиакомпании развиваться и поддерживать свою деятельность на рынке авиаперевозок». Таков один из тезисов протокола совещания в мэрии Москвы с участием руководителя комплекса имущественно-земельных отношений города Владимира Силкина и руководителя Департамента транспорта Василия Кичеджи. Хотя совещание прошло в середине лета, об его итогах стало известно лишь сейчас. Эти тезисы были озвучены и поддержаны Советом Директоров «Атлант-Союза» 30 августа 2010г.

Эти самолёты, в основном, использовались туроператорами на египетском направлении, и в течение нескольких лет составляли основу парка «Атлант-Союза». Однако в начале кризиса 2008-2009 годов директивой Минтранса Ил-86 были не рекомендованы к использованию. Небо Европы уже давно закрыто для самолётов данного типа. А теперь и Минтранс России настаивал на скорейшем их выводе из парка авиакомпаний. А чуть позже, разрешение на полеты этих лайнеров над своей территорией не продлил и Египет. Впрочем, большинство перевозчиков, на волне сокращения издержек, давно отказались от Ил-86, «загостились» они, пожалуй, лишь у «Атлант-Союза».

Хотя это и не удивительно, ведь именно благодаря Ил-86 «Атлант-Союз» когда-то обслуживал львиную долю рынка перевозок на египетские курорты. В 2007 году «Атлант-союз» уверенно занимал второе место на всем рынке чартерных перевозок России и планировал выйти в безусловные лидеры. В докризисный 2007 год судами «Атлант-Союза» было перевезено 1,7 млн. пассажиров. На чартерные перевозки приходилось порядка 60% этого объема.

Стратегия «Атлант-Союз» опиралась именно на чартеры, которые выполнялись на Ил-86. В условиях кризиса этот лайнер оказался слишком большим - заполнить 350 мест нелегко. Кроме того, когда стали расти цены на топливо, эксплуатация Ил-86 стала слишком дорогой. 10 тонн в час против 3,5 для машин меньшего размера играло не в его пользу. Что бы там не говорили, в кризис первыми «просели» чартерные направления. Из-за этого в первом квартале 2009 года падение объёмов перевозок в «Атлант-Союзе» было многократным - в месяц перевозили не более 20 тысяч пассажиров. С приходом нового топ-менеджмента показатели несколько стабилизировались – по итогам 2009 года авиакомпания перевёзла 970 тыс. пассажиров (-68% к 2008 году). Теперь же вывод Ил-86 из парка авиакомпании может грозить потерей ещё 52% пассажирского трафика.

Тем не менее, эксперты оценивают тезис по выводу Ил-86 с совещания в мэрии, скорее, как констатацию факта, а не как стремление сохранить эти самолеты. «Поскольку Ил-86 не пускают в Египет, для них нет рынка. Содержать их целую зиму ради лишь одной Турции, в которую их еще пускают, экономически нецелесообразно» - говорит генеральный директор «Авиачартера» Александр Морозов.

Кроме того, авиакомпания взяла четкий курс на переориентацию своих рейсов на регулярную основу и Ил-86 в эту концепцию не вписываются. Падение пассажиропотока, из-за вывода Ил-86, явление временное, уверены представители перевозчика. Ведь уже в 2015 году, согласно новой стратегии, авиакомпания должна будет перевозить 5 млн. пассажиров. «В основе нашей новой стратегии будет переход к регулярным перевозкам. Чартерные перевозки будут составлять около 20% от общего объема», - сообщил в одном из интервью Aviation EXplorer генеральный директор авиакомпании «Атлант-Союз» Евгений Бачурин.

Но реальность такова, что «Атлант-Cоюз» может даже вылететь из топ-15 крупнейших перевозчиков. Сегодня авиакомпания Правительства Москвы открывает вторую десятку российских перевозчиков с пассажирским трафиком 500 тыс. человек за январь-июль 2010 года (+33% к провальному 2009 году).  Авиакомпания будет вынуждена заключать новые контракты на поставку иностранных судов, чтобы сохранить свои рыночные ниши. Как стало известно, рассматривается вариант дополнительных заказов на Boeing-737-800, либо Boeing-767. Возможно, если самолеты будут поставлены в ближайшее время, столь значительного проседания показателей авиакомпании удастся избежать.

В самом «Атлант-Cоюзе» подтвердили, что падение пассажиропотока действительно может быть существенным, но это лишь временные трудности – до поступления в парк новых самолетов. Кроме того, не исключено, что, основной акционер (Правительство Москвы) все-таки вернется к идее приобретения Ту-204СМ. «Соответсвующей бумаги мы ждем от московского правительства» - отметил представитель «Атлант-Союза». Сейчас в парке перевозчика, помимо пяти  Ил-86, шесть Boeing 737-800, пара 737-300 идва Ту-154М, на днях ожидается поставка еще одного B737-300. Отказ от самолётов Ил-86 в отдельно взятой компании будет существенной потерей, так как для их замены понадобится в два раза больше самолётов. А для всей России это означает прощание с замечательным самолётом, который благодаря своим уникальным качествам значительно пережил своё время.

 


Екатерина Соболь


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2010/9/2/1144/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.