Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Доклад

Пути повышения эффективности наземного обслуживания в аэропортах России

Стратегический подход и лучшая практика


22 сентября 2010 года / Антон Корень / Aviation EXplorer
 

Антон Корень
Генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации.

Эксперт "Aviation EXplorer"

Доклад генерального директора Центра стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) Кореня Антона Владимировича на 1-й международной конференции «Наземное обслуживание в аэропортах», 7 сентября 2010 года

Уважаемые Коллеги, уважаемые дамы и господа!  

            В данном докладе Вашему вниманию будет представлена информация об основных тенденциях развития рынка наземного обслуживания в России и странах с развитой рыночной экономикой, контрастах нормативно-правового регулирования, результатах внедрения инноваций в нормативно-правовой сфере в зарубежных странах в части наземного обслуживания. Будет приведен обзор состояния рынка техники и оборудования для аэропортов, рынка ИТ-решений. Представлены подготовленные ведущими российскими экспертами по организации и управлению наземным обслуживанием подходы к стратегическому планированию этой деятельности, раскрыты другие актуальные вопросы.  


се

 

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В АЭРОПОРТАХ РОССИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 

Наземное обслуживание в аэропортах – это сущность основной деятельности аэропортового бизнеса, то, с чем прежде всего сталкиваются основные клиенты аэропортов – авиакомпании и пассажиры. От того, как организовано наземное обслуживание зависит не только восприятие и удовлетворенность обслуживанием, но и бизнес-показатели, экономические и финансовые результаты.

Результаты организации наземного обслуживания в разных странах во многом определяются отношением к нему.

Что касается отношения к наземному обслуживанию в аэропортах России и некоторых странах СНГ, то в абсолютном большинстве наших аэропортов наземное обслуживание – это часть технологического процесса, регламентированного нормативными актами уровня развития начала 1990-х годов.

             Как результат, во многих аэропортах сравнительно высокие удельные затраты на наземное обслуживание. Большинство как крупных, так и небольших региональных и местных аэропортов не в состоянии обслуживать, а соответственно, и принимать современную авиационную технику – аэропорты несут убытки в виде упущенной выгоды из-за невозможности организации обслуживания некоторых типов ВС.           

В тех странах, где аэропортовая деятельность в последние десятилетия не сталкивалась с затяжным экономическим кризисом и не несет пережитки плановой экономики, что отличает наши аэропорты от аэропортов большинства экономически развитых стран, соответственное и отношение в этих странах к наземному обслуживанию, как к части основного бизнеса, в результате:

  • Наземное обслуживание - не только технологический процесс, но и значительный центр прибыли и экономии затрат. 
  • Более высокая рентабельность на инвестированный капитал в систему наземного обслуживания, аэропорт повышает свою конкурентоспособность на рынке аэропортовых услуг, предоставляя возможность обслуживания ВС большего количества типов и модификаций. Аэропорты становятся более привлекательными для потенциальных авиакомпаний-клиентов и повышают вероятность прихода новых авиакомпаний.  

Всем известно отличие принципов организации НО в России и некоторых странах СНГ от экономически развитых стран

  • У нас наземное обслуживание в большинстве случаев производится самим аэропортом (частичный аутсорсинг или, чаще, совладение бизнесом в части бортпитания, заправки авиатопливом в крупных аэропортах).
  • В экономически развитых странах в абсолютном большинстве все услуги по наземному обслуживанию оказываются независимыми специализированными операторами. 

Данный контраст в принципах организации бизнеса наземного обслуживания – результат развитости антимонопольного законодательства в экономически развитых странах и недостаточный уровень развития нормативных механизмов регулирования конкуренции в России. Рассмотрим, как влияет развитие антимонопольного законодательства на экономику аэропортового бизнеса, снижение затрат пользователей аэропортовых услуг и динамику развития. 

КОНКУРЕНЦИЯ В НАЗЕМНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ В АЭРОПОРТАХ РОССИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 

            Необходимо отметить, что у любого экономически развитого государства имеется своя стратегия в отношении развития рынка наземного обслуживания, которая отражается в законодательном и нормативно-правовом регулировании.

В России, в части наземного обслуживания, нормативно-правовое регулирование предполагает предоставление недискриминационного доступа к услугам ТЗК аэропортов (Постановление Правительства РФ от 22 июля 2009 г. №599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах»). В части других видов наземного обслуживания ограничение доступа не регулируется, развитие конкуренции нормативно не стимулируется. Происходит только разрешение вопросов конкуренции по факту нарушения антимонопольного законодательства («Закон о защите конкуренции» №135-ФЗ).

Некоторые страны с развитой экономикой до сих пор также находятся в сходном с российским положением, а другие пару десятилетий назад пошли по другому пути.

В некоторых экономически развитых странах законодательство и нормативно-правовая база не просто позволяют решать вопросы явного нарушения принципов свободной конкуренции по факту свершения такого нарушения, но и стимулируют развитие конкуренции в наземном обслуживании аэропортов.

Наибольшее внимание заслуживает директива Совета Европы 96/67/EC, которая с 15 октября 1996 года установила правила доступа на рынок наземного обслуживания в аэропортах ЕС и является беспрецедентным документом.

            Напомним, что 96/67/EC устанавливает:

  • Отделение оператора аэропорта от бизнеса наземного обслуживания (исключение финансовой связи / связи счетов и исключение перекрестного финансирования).
  • С 2001 года для аэропортов с пассажирообменом не менее 2 млн. чел. или грузооборотом 50 000 тонн должно быть не менее 2 операторов в части обслуживания багажа, пассажиров и грузов на перроне, авиатопливообеспечения (хранение и услуга по заправке), обработки грузов и почты.
  • Кроме того с 1 января 2001 года по крайней мере один из авторизованных поставщиков услуг по наземному обслуживанию не может быть напрямую подконтролен главному оператору аэропорта или оператору, который обслуживает более 25% пассажиров или грузов в аэропорту.
  • Устанавливается право на наличие в аэропорту не менее 2 пользователей услуг, которые оказывают услуги по наземному обслуживанию самим себе (авиакомпании). 

Насколько корректны были решения законодателей показали результаты за 10 лет. В 2009 году были подведены основные итоги применения Директивы 96/67/EC:

  • Стоимость наземного обслуживания снизилась.
  • В аэропортах, в которых ранее была монополия по наземному обслуживанию, доля рынка у вновь появившихся операторов превалирует.
  • Увеличилось количество авиакомпаний, оказывающих услуги по наземному обслуживанию самостоятельно.
  • Значительно увеличилось количество независимых компаний по наземному обслуживанию.
  • Количество операторов ТЗК практически не изменилось. 

То есть, как показали результаты, выиграли не только потребители – от снижения стоимости обслуживания, увеличения выбора поставщиков, но и профессиональные игроки рынка наземного обслуживания – это позволило им развивать свой бизнес. 

То, что не изменилось количество операторов ТЗК, объясняется давно сложившейся олигополией на рынке авиатопливообеспечения Европы. 

Таким образом, сам собой напрашивается вывод – в России также не стоит останавливаться только на решении вопросов антимонопольного регулирования по свершившемуся факту. Целесообразно введение дополнительных инструментов именно стимулирования развития конкуренции в наземном обслуживании аэропортов, закрепленных на законодательном и (или) нормативно-правовом уровне. 

Необходимо отметить, что это возможно только после реализации некоторых законодательных инициатив, в том числе после нормативного закрепления понятия главного оператора аэропорта, который сможет контролировать развитие независимых провайдеров наземного обслуживания без угрозы для целостности аэропортового бизнеса. 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПАРКА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ТЕМПОВ 

Если вопросы принципов организации наземного обслуживания, нормативно-правового регулирования не особо влияют на само наземное обслуживание, то проблемы модернизации парка техники и оборудования – это то, с чем сталкивается большинство наших аэропортов и их клиентов.

В России на рынке поставок оборудования для наземного обслуживания присутствует около 30 игроков, которые представляют более 200 видов оборудования.

При этом уровень износа парка оборудования для наземного обслуживания ВС, пассажиров и грузов в аэропортах России по оценкам экспертов ЦСР ГА в среднем достиг 90%.

            Причины, которые не позволяют обновлять парк оборудования необходимыми темпами:

  • Отсутствие достаточных собственных оборотных средств аэропортов при недостаточном развитии системы лизинга.
  • Непонимание руководства большинства аэропортов взаимосвязи эффективного наземного обслуживания с коммерческими и технологическими выгодами. 

Пути повышения темпов модернизации парка оборудования для наземного обслуживания, в сложившейся ситуации, следующие:

  • Разработка и реализация государственной программы модернизации основных средств аэропортов с построением выгодных для аэропортового бизнеса схем лизинга оборудования, развитие системы государственного субсидирования лизинговых ставок и ставок по кредиту при приобретении аэропортовой техники отечественного и зарубежного (при отсутствии отечественных аналогов и невозможности локализации производства в России) производства. Потребности в обновлении техники и оборудования, которые возможно освоить крупным лизинговым компаниям, оцениваются экспертами до 5 млрд. рублей в год, с возможным увеличением суммы.
  • Снижение налогового и таможенного бремени на импортное оборудование для наземного обслуживания, не производимое в Российской Федерации.
  • Разработка методического обеспечения и внедрение программ системного обучения развитию и управлению наземным обслуживанием (об этом говорят даже руководители подразделений НО столичных аэропортов).
  • Упрощение формальностей и снижение административных барьеров при лицензировании аэропортового оборудования и техники (проблема озвучена не только зарубежными поставщиками, но и единичными российскими производителями). 

Существуют и другие механизмы модернизации наземного обслуживания. К счастью для множества убыточных региональных и местных аэропортов, их модернизацию субсидируют региональные бюджеты, реализуется программа Минтранса России по созданию федеральных казенных предприятий на базе убыточно функционирующих аэропортов. 

Необходимо отметить, что именно государственная программа модернизации основных средств аэропортов с построением выгодных для аэропортового бизнеса схем лизинга оборудования с субсидированием ставок по кредиту и лизингу даст тот самый необходимый импульс для развития наземной техники и оборудования аэропортов, кому не достались региональные субсидии или не посчастливилось быть преобразованным в федеральное казенное предприятие. Из 328 аэропортов таких около 230, в основном – региональные и местные. 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИИ 

В России на рынке программного обеспечения для наземного обслуживания представлено около 20 профессиональных игроков, которые предлагают более 150 решений (AODB, RMS, DCS, WBS, CGHS, ERP, FIDS, OSS и др.). 

При этом уровень оснащенности автоматизированными системами по наземному обслуживанию в российских аэропортах по оценкам экспертов Центра стратегических разработок в гражданской авиации: 

  • в 11 международных узловых аэропортах – от 40% до 90% от требуемого уровня развития современной ИТ-инфраструктуры аэропорта
  • в 25 внутрироссийских узловых аэропортах – от 20% до 60%
  • в остальных аэропортах – от 5% до 50% 

То есть, в абсолютном большинстве отечественных аэропортов уровень информатизации – близок к нулю. Зачастую не автоматизированы не только базовые производственные процессы управления наземным обслуживанием, но и элементарная управленческая отчетность. Причины – те же: финансы и затянувшийся кризис региональной и местной авиации. 

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: СТЕРЕОТИПЫ И РЕАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ 

Нельзя не затронуть тему качества наземного обслуживания, которое лишь в паре десятков российских аэропортов может быть признано удовлетворительным. Досадно, что в общепризнанном международном рейтинге SkyTrax до недавнего времени был всего лишь 1 российский аэропорт. 

К сожалению, часто некоторые руководители аэропортов встречаются со стереотипами-заблуждениями в части повышения качества наземного обслуживания:

1.      Сертификация по ИСО 9001:2008 – это инструмент существенного повышения качества наземного обслуживания. 

2.      Сертификация по ISAGO – это инструмент существенного повышения качества наземного обслуживания. 

На самом же деле ИСО 9001:2008, как правило, по итогам внедрения позволяет только упорядочить документооборот и привести в порядок локальные нормативные акты, а сертификация по ISAGO имеет целью только повысить эксплуатационную безопасность наземного обслуживания и снизить риски инцидентов и повреждений, без существенного улучшения качества процессов.

Участь второго, как и первого скорее одинаковая – со временем стать престижным, модным лейблом. 

Что же приводит к значительному повышению эффективности и качества наземного обслуживания в аэропортах?

Это прежде всего:

  • Внедрение системы контроля качества (СКК) наземного обслуживания (внедряется в дополнение к классической СМК по стандарту ИСО 9001:2008).
  • Стратегический подход к управлению наземным обслуживанием, с учетом лучших практик. 

 

 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ НАЗЕМНЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ

Если результаты внедрения СКК уже можно увидеть во многих ведущих зарубежных аэропортах, полностью или частично в единичных российских аэропортах, то что касается стратегического подхода к организации и управлению наземным обслуживанием аэропортов – здесь единого мнения у многих операторов нет, но целесообразно следовать лучшей практике независимых операторов наземного обслуживания.   

 


Именно определенная представленная последовательность действий по организации наземного обслуживания, равно как и в регулярном менеджменте, приводит к значительному повышению технологической, а следовательно и затратной эффективности. 

Остановимся на основных проблемах, характерных для наших аэропортов. 

Далеко не каждый российский аэропорт имеет профессиональных технологов, в большинстве наших аэропортов таких штатных единиц вообще нет, во многих аэропортах анализ и оптимизация бизнес-процессов, работа по улучшению технологий вообще не ведется. 

В части информационных технологий должна разрабатываться общая ИТ-стратегия. Практика показала, что для регионального аэропорта эффективная ИТ-стратегия может экономить до 20% от совокупной стоимости владения ИТ-инфраструктурой (специализированное ПО, лицензии, ИТ-оборудование, связь, ИТ-персонал и др.), а это для среднего аэропорта до нескольких миллионов рублей экономии на постоянных и переменных издержках в год. Значительную часть в затратах занимают ИТ-решения для наземного обслуживания.

Пародоксально, но при таком существенном потенциале экономии большинство наших аэропортов вообще не разрабатывают ИТ-стратегий. 

Реализовать другие составляющие стратегической организации наземного обслуживания проще, но, как ни странно, многие аэропорты в России не имеют ни программ подготовки персонала, ни программ качества, ни бюджетирования в части наземного обслуживания. 

Планирование – залог успеха. Именно предложенный стратегический подход к планированию и управлению наземным обслуживанием должен стать основой эффективного развития наших аэропортов. 

В заключение позвольте выразить благодарность тем, кто участвовал в подготовке данного сводного доклада на 1-й международной конференции «Наземное обслуживание в аэропортах». Это профессиональные эксперты – Басов Дмитрий Владимирович (стратегическое управление наземным обслуживанием в аэропортах), Михеичев Павел Алексеевич (антимонопольное регулирование), Михайленко Максим Анатольевич (информационные системы), Гущин Алексей Вячеславович (системы качества), руководители компаний-поставщиков техники и оборудования наземного обслуживания в аэропортах. 


Антон Корень


комментарии (7):

Sidney      24/09/2010 [15:45:29]#1
Наконец-то в России появились профессионалы в этой теме. Очень грамотно...

SergeyIvanov      24/09/2010 [16:07:53]#2
Вообще все верно. Надо с закона об аэропортах начинать то есть главного оператора, потом дальше двигаться Но нам еще далеко до Европы... Лет 7 пройдет пока дойдем до их опыта/ Лэг все же есть от негоникуда не деться

ssj      24/09/2010 [17:56:59]#3
Молодцы. Профессионально.

Aero      24/09/2010 [19:28:26]#4
Антон, правильное и нужное направление бизнеса выбрал. И команда неплохая, и доклад нормальный. Только рекомендую повнимательнее в мелочах, иногда глаз режет. К примеру, понятие главного оператора уже давно введено, г-н Михеичев должен по идее это знать (ПП от 22 июля 2009 г. N 599).

от винта      07/08/2018 [10:57:22]#5
Восемь лет прошло, а ничего не поменялось





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer