Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Статья

Государство принуждает россиян к экономической эмиграции

4 февраля 2011 года / Д.Блум, К.Хилдбург / Aviation EXplorer
 

Сегодня российская деловая авиация стала еще одним сектором российской экономики, который в большей степени экспортирован из России; почти все сделки в этом секторе проводятся за пределами страны. Правовая, налоговая среда и госрегулирование не способствуют тому, чтобы люди могли владеть ценными активами этой отрасли в России. Многие российские собственники с радостью держали бы свои самолеты в России, если бы это было экономически целесообразно. Это корректное резюме многих высказываний наших клиентов и то, о чем постоянно говорят в российском профессиональном сообществе бизнес авиации.

                                                          

 Дерек Блум, Партнер Capital Legal Services                 Крис Хилдбург, Президент Alpha One Flight Services

Сегодня российская деловая авиация стала еще одним сектором российской экономики, который в большей степени экспортирован из России; почти все сделки в этом секторе проводятся за пределами страны. Правовая, налоговая среда и госрегулирование не способствуют тому, чтобы люди могли владеть ценными активами этой отрасли в России. Многие российские собственники с радостью держали бы свои самолеты в России, если бы это было экономически целесообразно. Это корректное резюме многих высказываний наших клиентов и то, о чем постоянно говорят в российском профессиональном сообществе бизнес авиации.

Это часть феномена россиян, вывозящих самих себя, свои активы и собственность из России и превращающих себя в иностранцев, которым не приходится особенно заботиться о том, что происходит дома в России. Причем это до тех пор, пока дома имеет место некий «порядок».

Если Россию планируется модернизировать, чего желают в высших политически кругах, то из всего этого следует, что России стоит начать с того, что само идет в руки: с собственных людей. России следует создать корректные стимулы для ввоза в Россию как можно большего количества различных активов и капитала российских собственников, включая деловые самолеты, которые сегодня россияне намеренно держат за рубежом. Поскольку россияне держат свои активы за рубежом, и иностранные инвесторы смотрят на то, что делают россияне. Они думают, что уж если сами россияне идут на всевозможные ухищрения, чтобы покупать и держать свои активы за границей, то это должно быть явным сигналом иностранным инвесторам поступать также и держать свои активы подальше от России и, если инвестировать, то в другом месте.

По последним оценкам,  

примерно 450 бизнес самолетов принадлежат прямо или опосредованно российским компаниям и физическим лицам. Из этого числа только примерно 30 зарегистрированы здесь в России.

На российских авиационных форумах высокопоставленные представители авиационной отрасли обычно говорят, что им стыдно за такое положение дел. А независимым наблюдателям такая статистика указывает на то, что в России что-то не так. Но все же это «что-то» может быть проанализировано и исправлено, если есть на то желание.

Чего хотят российские собственники?

Российские собственники хотели бы, чтобы их самолеты базировались в ближайшем аэропорту и в любой момент были в их распоряжении, а не прилетали бы каждый раз из-за границы. Российские собственники хотели бы, чтобы российские пилоты работали на их самолетах, и чтобы всегда было достаточное количество пилотов, обученных и подготовленных должным образом. Российские собственники хотели бы использовать свои воздушные суда на абсолютно законных основаниях, как для личных, так и для коммерческих целей. Российские собственники хотели бы сдавать свои самолеты в арнду российским и иностранным компаниям, которые желают перевозить по России своих руководящих сотрудников (и которые здесь работают над новыми возможностями инвестирования в российскую экономику) на абсолютно законных основаниях, на современных самолетах, принадлежащих российским собственникам. Российские собственники хотели бы иметь возможность сдавать в аренду свои самолеты для полетов внутри России, не беря на себя существенных рисков и не неся затраты, связанные с полетами иностранных самолетов внутри России.

Российские собственники не хотят давать взятки для того, чтобы их самолеты могли летать внутри России, однако, именно этому способствует существующая сегодня система. Российские собственники не хотят бороться за право попасть в особый список лиц, на которых не распространяется общий запрет на полеты самолетов с иностранной регистрацией внутри России. Российские собственники не хотят платить и не могут позволить себе платить за ввоз самолета в Россию необоснованно высокий таможенный НДС, не имеющий аналогов во всем мире. Российские собственники не хотят платить и не могут позволить себе платить монопольно высокие цены на базирование самолета у одного из немногих операторов наземного обслуживания, который занимает монопольное положение в московских и других российских аэропортах. 

Нереализованный объем продуктивной экономической активности

Прежде чем вдаваться в детали предложения о том, что должно быть сделано для создания благоприятной среды для базирования в России самолетов, принадлежащих российским собственникам, рассмотрим таблицу, иллюстрирующую возможный экономический эффект от предполагаемого перевода в Россию 400 дополнительных самолетов. Положительное воздействие на экономику от размещения в России 400 самолетов, если их владельцев удастся мотивировать на это, было бы значительным.  

 
 

Количество новых рабочих мест

Инвестиции за 10-летний период

Занятость непосредственно на самолете

Российские пилоты
(3 на самолет)
1200 новых
Расходы на обучение и поддержание квалификации

$150.000 на пилота

 
Российские инженеры
(2 на самолет)
800 новых
Расходы на обучение и поддержание квалификации $30.000 на человека
 

Российские бортпроводники

(2 на самолет)

800 новых
Расходы на обучение $4.000 на человека
 
Пилоты-инструкторы
50 новых
 
 

Персонал по наземному обслуживанию

Если 20 аэродромов, то 20 проектов, дающих работу 400 людям

 
Инфраструктура

Бывшие военные аэродромы, приобретенные и переоборудованные под бизнес авиацию. Строительство ФБО (операторов наземного обслуживания) в существующих аэропортах.

20 новых аэродромов по всей России с несколькими аэропортами вокруг Москвы и по одному в каждом городе с миллионным населением.

Значительные приватизационные процедуры для российского федерального правительства или МО

 

Переоборудование военных аэропортов под аэропорты деловой авиации с терминалами для ВИП пассажиров.

Если 20 аэродромов, то 20 проектов, создающих 100 рабочих мест

$25 000 000 в среднем на каждый проект

 

Строительство новых ангаров

 
 

На 20 самолетов 5 новых ангаров в каждом из 20 аэропортов; каждый ангар создает 20 рабочих мест; итого, 100 новых ангаров с 2 000 рабочих мест

$20 000 000 в среднем на каждый ангар

 
Реконструкция перронов, аэродромного оборудования и ВПП

Если 20 аэродромов, то 20 проектов, что создаст 500 рабочих мест

$20 000 000 в среднем на каждый проект

 
ТЗК
1 на аэродром, что создаст 100 рабочих мест

$5 000 000 в среднем на каждый

 

Сертифицированные предприятия ТОиР

1 на аэродром, что создаст 200 рабочих мест

$20 000 000 в среднем на каждый

Муниципальное развитие

 
 
 
 
Близлежащие отели
20 новых отелей, что создаст 1000 рабочих мест

$20 000 000 в среднем на каждый

 
Близлежащие рестораны
100 новых ресторанов, что создаст 2000 рабочих мест

$1 000 000 в среднем на каждый

 

Службы бортпитания

2 на аэродром, что создаст 50 рабочих мест

$1 000 000 в среднем на каждый

 

Страховые компании

400 дополнительных дорогостоящих договоров страхования

 
 

Консультанты по развитию аэропортов

Если 20 аэродромов, то 20 проектов, создающих 100 рабочих мест

 
 
Развитие рекреационной зоны при аэропортах

Если 20 аэродромов, то 20 проектов, создающих 400 рабочих мест

 
 

Крупномасштабное строительство корпоративных офисов

Если 20 аэродромов, то 20 проектов, создающих 400 рабочих мест

 
Дополнительный объем работ для Росавиации

Регистрация ВС, инспектирование и работы по сертификации различных аспектов их эксплуатации

 
Предположительно $30.000 сборов на один самолет в год
Дополнительный объем работ для таможенной службы

Оформление пассажиров и грузов

 
Предположительно $10.000 различных сборов за самолет
Итого
 

Примерно 10 000 постоянных рабочих мест, большинство из которых высокооплачиваемые

Должно быть инвестировано приблизительно от $4,5 дo $5 млрд.

Данная «первая прикидка» экономической активности по содержанию 400 деловых самолетов с базированием в России демонстрирует, что воздействие на экономику и госбюджет регионов потенциально огромно. В перспективе региональные администрации могут заключить немалое количество инвестиционных договоров в отношении инвестирования в новые проекты в каждом крупном российском городе.

Почему россияне отказываются от базирования самолётов в России?

Причины, по которым самолеты российских владельцев не базируются в России, многочисленны, и, в основном, экономического характера. Существует две главные экономические проблемы: НДС, взимаемый при ввозе, и монополизация аэропортов, используемых для деловой авиации.

Уплата таможенного НДС, взимаемого при ввозе, для большинства российских владельцев лишает смысла ввоз новых дорогих самолетов в Россию. Крупные российские предприятия, которые имеют значительный входящий НДС, могут принимать таможенный НДС к возмещению. Но более мелкие предприятия и состоятельные частные лица, которые не имеют возможности возместить таможенный НДС, приходят к выводу, что они просто не могут себе позволить платить подобные налоги.

Простой пример: новый самолет Challenger 605 стоит $25 000 000. Если российский покупатель такого самолета планирует сдавать свой самолет в чартер, чтобы снизить свои расходы по его содержанию, то ему придется сделать выбор между менеджментом европейского оператора и менеджментом здесь, в России, а также решить, где самолет будет изначально базироваться.

Владелец, который рассматривает возможность чартера, как правило, исходит из годового налета в 500 летных часов, из которых 200 часов своих и 300 часов чартерных. Летный час данной модели самолета в чартере стоит порядка 6 500 евро. Затраты на полеты владельца рассчитываются по себестоимости: топливо, работа пилотов, сборы аэропортов и УВД, и т.д. Деньги зарабатываются только на чартере, и никак не на полетах владельца. 300 часов чартера по цене 6 500 евро в час принесут 1 950 000 евро в год. Если же самолет растаможен в России, что является предварительным условием внесения самолета в сертификат российского эксплуатанта, то таможенный НДС 18% может быть уплачен в течение 34-х месяцев. Это обойдется владельцу в $1 588 000 в год ($25 000 000 x 0.18 : 34 х 12). Такие расходы по таможенному НДС составят большую долю всей предполагаемой выручки от чартера, тем самым, делая данное решение непривлекательным для владельца. Сегодня владелец, скорее всего, сделает выбор в пользу европейского оператора, и будет влетать в Россию и летать по России используя разовые разрешения на внутренние полеты для своего иностранного самолета.

Не подлежит сомнению, что российский владелец будет всерьез рассматривать ввоз самолета в Россию, если он будет освобожден от уплаты таможенной пошлины. Сегодня ввозные таможенные пошлины не применяются к самолетам массой до 20 000 кг, тут имеет место «только» таможенный НДС, но такой суммы таможенного НДС уже достаточно, чтобы убить курицу, несущую золотые яйца.

Если же недостаточно того, что у российского самолета большая часть чартерной выручки уходит на таможенный НДС, то высокие цены в немногочисленных российских аэропортах, используемых бизнес авиацией, наверняка поглотят все, что останется от ожидаемого чартерного дохода; а это лишает базирование самолета в России всякой логики. Каждый московский аэропорт, используемый деловой авиацией, имеет единственного оператора наземного обслуживания, устанавливающего цены, намного превышающие цены в европейских аэропортах, и такие завышенные цены, как нам известно из школьных учебников по микро-экономике, монополисты могут устанавливать, когда имеется только один поставщик товара или услуги.

Как законным образом базировать самолет в России?

Чтобы самолет мог на законных основаниях выполнять чартерные полеты внутри России, он должен быть зарегистрирован в России или в стране, заключившей с Россией соглашение о передаче государству эксплуатанта всех или части функций и обязанностей государства регистрации в области поддержания летной годности (соглашение по статье 83бис Чикагской Конвенции), после чего данный самолет подлежит внесению в сертификат российского эксплуатанта. Существует только семь стран, помимо бывших Советских республик, с которыми у России заключены соглашения по 83бис. Это: (1) Ирландия, (2) Турция, (3) Швейцария, (4) Бермуды, (5) Австрия, (6) Болгария и (7) Малави.

Есть и другие страны, где обычно российские граждане регистрируют самолеты, однако зарегистрированные в таких странах самолеты нельзя внести в российский сертификат эксплуатанта. В качестве примера других стран, не заключивших с Россией соглашения по 83бис, можно привести: в оффшорных зонах – Багамские, Каймановы острова и Аруба; в Европе – Соединенное Королевство, Остров Мэн, Финляндия, Германия, Мальта и Португалия.

Регистрация самолета в любой из этих стран занимает от 4 до 8 недель. Другой аспект, требующий временных затрат – требование проведения техническим экспертом инспекции самолета, прежде чем тот может быть занесен в реестр в одном из перечисленных семи государств.

В зависимости от географии планируемых полетов, Швейцария предоставляет возможность зарегистрировать самолет, не ввозя его на территорию Швейцарии. Это дает возможность выполнять полеты за пределами Швейцарии без ограничений, хотя некоторые ограничения распространяются на полеты в и из Швейцарии.

Чтобы поставить самолет в российский сертификат эксплуатанта, он должен иметь российские сертификат типа и сертификат летной годности. Некоторые иностранные самолеты уже имеют сертификат типа в России, однако, в дополнение к этому, им все же необходимо пройти процедуру получения российского сертификата летной годности.

Есть ряд нюансов, касающихся разрешений на перевозку пассажиров иностранным самолетом внутри России как части международного полета. И есть также ряд моментов, касающихся разрешенных полетов иностранного самолета в интересах его владельца. А потом есть целый ряд практикуемых уловок и толкований, которые приходится слышать в порядке рационализации различных аспектов «серой» авиации в России. Эта тема находится за пределами предмета данной статьи, мы лишь подчеркнем, что риски для владельцев самолетов, вовлеченных в «серую» авиацию, весьма значительны, и российские владельцы явно предпочли бы, чтобы экономические аспекты таможенного НДС и дороговизны в аэропортах не заставляли их выполнять коммерческие полеты внутри России не совсем законным способом.

Как стимулировать размещение российских самолетов в России?

Российскому правительству следует рассмотреть возможность освободить самолеты, внесенные в российские сертификаты эксплуатанта, от таможенного НДС. Главный довод в поддержку данного предложения заключается в том, что на сегодняшний день российское государство не получает таможенный НДС от приблизительно 420 деловых самолетов российских владельцев, которые держат самолеты за рубежом с тем, чтобы не возникала обязанность уплаты таможенного НДС. Государство могло бы согласиться по-прежнему ничего не получать по статье таможенного НДС с этих 420 самолетов и, в то же время, позволив этим бизнес джетам базироваться в России, создать 10 000 новых рабочих мест и привлечь инвестиции в размере до 5 миллиардов долларов.

Чтобы обеспечить должный эффект от освобождения от таможенного НДС, российское правительство могло бы к этому освобождению добавить несколько сопутствующих условий, призванных подтвердить тот факт, что самолет действительно базируется в России. Эти условия могут включать аэропорт базирования, найм российского экипажа, существование платежей по договору менеджмента или аренды, заключенному с российским эксплуатантом, и платежей по договору аренды ангара. Такие контрольные требования подтвердили бы то, что государство извлекает экономическую выгоду из трудоустройства и инвестиций, связанных с эксплуатацией таких самолетов в России.

Настоящее время, возможно, является очень привлекательным для России для того, чтобы понизить таможенный НДС для деловых самолетов, поскольку в Европе недавно изменились правила в отношении такого НДС. С 1 января 2011 года бизнес джет может быть освобожден от британского таможенного НДС, только если он будет эксплуатироваться авиакомпанией. Ранее деловой самолет можно было ввезти в Европейский Союз по нулевой ставке НДС при условии регистрации самолета в Соединенном королевстве. Теперь собственники бизнес джетов будут искать новые юрисдикции в Европе, которые бы предлагали низкие ставки таможенного НДС. Россия может составить конкуренцию в привлечении самолетов для регистрации путем установления ставки НДС 0% для деловых самолетов или очень низкого процента, не превышающего самую низкую ставку, предлагаемую в любой другой европейской стране.

Также Россия могла бы рассмотреть возможность замены отмененного таможенного НДС, который в любом случае страна не получает, другим налогом, уплата которого более вероятна, и от которого бы выиграла авиационная отрасль. Например, в США нет таможенного НДС, но есть «налог на авиационное топливо». Авиационное топливо облагается налогом в 21,9 цента за галлон, за исключением случаев, когда оно используется в коммерческой авиации (общественном транспорте), где он снижается до 4,4 цента за галлон. Доходы от налога на авиационное топливо идут на финансирование аэропортов и управление воздушным движением Федеральным авиационным управлением.

На наш взгляд, есть два подхода, чтобы справиться с проблемой монополизации некоторых российских аэропортов, используемых деловой авиацией. Первый – на законодательном уровне ввести запрет единственного оператора наземного обслуживания в одном аэропорту, предоставляющем услуги бизнес авиации; таких операторов должно быть, по меньшей мере, два, если есть вторая или третья организации, которые также желают предоставлять услуги наземного обслуживания. Второй подход – дать доступ деловой авиации к большему количеству аэродромов; по всей видимости, наиболее реальным способом предоставления дополнительных аэродромов может стать реконструкция избыточных военных аэродромов.

Третий инструмент для достижения экономического эффекта от развития бизнес авиации и инвестиций в обслуживающие предприятия и смежную деловую активность по всей стране – это решительное пресечение со стороны государства распространения «серой» авиации в России и строгий запрет внутрироссийских коммерческих полетов для иностранных самолетов за исключением самолетов, внесенных в российский сертификат эксплуатанта.

Суммируя сказанное, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что потенциально Россия может получить огромную экономическую выгоду, если поставит цель заниматься созданием благоприятного экономического климата для российских владельцев деловых самолетов – с тем, чтобы они базировали свои самолеты в России и эксплуатировали их с помощью российских операторов. Если российское правительство сможет принять необходимые решения по стимулированию базирования деловых самолетов российских владельцев в России, то это создаст многие тысячи новых высококвалифицированных рабочих мест для россиян и, c большой вероятностью, откроет дверь нескольким миллиардам долларов инвестиций, которые помогут модернизировать российскую экономику.


Д.Блум, К.Хилдбург


комментарии (6):

Александр Гомберг      05/02/2011 [12:49:45]#1
Хорошая статья, но жаль что речь идет только об условиях эксплуатации импортной авиатехники в России и вывозе капитала из России. Тема актуальная. Что характерно, так это то, что о возможностях разработки и производства самолетов бизнесс-класса отечественными предприятиями даже не упоминается! Хотя в принципе такие возможности пока еще есть! Стоит рассмотреть и этот аспект проблемы. А также возможности создания сверхзвуковых бизнес-джетов (SSBJ), разработки которых ведуться крупнейшими мировыми компаниями, но практических результатов пока нет.

CruelVinni      05/02/2011 [14:16:48]#2
«первая прикидка» ... наприкидано конечно много (с широкого плеча и шибко позитивно) и есть вопросы по прикидкам. Статья как-то обо всем и ни очем. Интересно было бы ознакомиться с "предварительными" расчетами или проэктами если таковые существуют.

П.С. сложившаяся ситуация в России длится уже не один год. Может она просто всех устраивает или она просто удобна для некоторых?

CruelVinni      05/02/2011 [14:25:37]#3
"Что характерно, так это то, что о возможностях разработки и производства самолетов бизнесс-класса отечественными предприятиями даже не упоминается! Хотя в принципе такие возможности пока еще есть!"
По моему таковых возможностей нет. Точнее, теорeтически они есть, но экономически и ресурсно они просто не целесообразны даже в далекой перспективе. Простой пример - SSJ-100, сколько времени и денег потрачено на этот самолет? A ведь его надо еще окупить.

Александр Гомберг      05/02/2011 [19:44:19]#4
Ну да SSJ - давно уже притча во языцах! Просто пирожные должен печь пирожник, а сапоги точать - сапожник. Когда специалисты по истребителям берутся за гражданский самолет, в результате не получается ни того, ни другого. Этот проект - типичная иллюстрация к тому, как делать не нужно, но это претензии к ГСС и к тем, кто им деньги выделяет. Другие наши КБ в результате остались ни с чем, но возможно, они еще способны на разработку небольших самолетов для бизнес-авиации. Впрочем к ним и моторы нужны, с которыми тоже плохо. Не очень сложно и дорого объявить конкурс и посмотреть - кто чего предложит.
А чтобы не было скучно, посмотрите наш проект SSBJ-суборбитальника "Фанстрим". Проект построен на технологии истребителей-бомбардировщиков, которые мы пока еще делать можем. Журнал Двигатель


romadm      07/02/2011 [11:36:15]#5
Да ладно, проблема-то не только бизнес-авиации. Точно такие же проблемы и у всех российских эксплуатантов иностранных ВС.

Но не могу не добавить важную деталь. Просто отмены НДС, и понижения аэропортового обслуживания НЕ ДОСТАТОЧНО. Иностранный регистр нужен в первую очередь для нормального грамотного надзора со стороны грамотных авиационных властей, которые знают что такое иностранные самолеты, и понимают как их надо контролировать. Наши Росавиации, которые последние 20 лет со стороны ТОиР занимаются только "продлением" ресурсов за деньги, да сертификаты раскидывают, не в состоянии контролировать летную годности ни одного иностранного самолета. Поэтому фактически вся иностранная техника, зарегистрированная у нас фактически никем не контролируется. Там английский еще пока не выучили, а на русский все-все-все перевести невозможно.

Про русские бизнесджеты сюда вставлять не стОит. Это другая, отдельная проблема. Ею нужно заниматься ближайшие 30 лет, а здесь пытаются вопрос решить с тем, как летать уже сегодня. Вот если завтра ввести все эти правила, и получать отдачу. Летать нужно уже сегодня, на сказки и проекты времени не осталось.

gmik      10/02/2011 [00:41:23]#6
У братьев Гримм сказки поинтересней...





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBxnTY
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/country/geo/domodedovo/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer