Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Доклад

Об итогах Росавиации в 2010 году и основных задачах на 2011 год

11 марта 2011 года / А. Нерадько / Aviation EXplorer
 

Доклад руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александра Васильевича Нерадько на итоговой коллегии Росавиации, 11.03.2011г.

 В 2010 году в центре внимания Федерального агентства воздушного транспорта находились задачи обеспечения устойчивого и безопасного развития воздушного транспорта, а также реализация положений Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года в части гражданской авиации и Концепции создания и развития Аэронавигационной системы России.

Эта работа осуществлялась в тесном взаимодействии с Министерством транспорта и другими федеральными органами исполнительной власти.

Результаты производственной деятельности.

Несмотря на сложности послекризисного периода, организациям воздушного транспорта удалось добиться существенного роста основных производственных показателей.

Увеличился объем перевозок пассажиров почти до 57 млн., что на 26,3% больше показателя 2009 года.  Пассажирооборот увеличился на 30,8% по сравнению с 2009 годом и почти достиг показателя 1992 года.

Увеличение показателей произошло как по внутренним (21,5 %), так и по международным (39,7 %) перевозкам.

Значительными темпами росли грузовые перевозки. По итогам 2010 года было перевезено почти 1 млн. тонн грузов и почты (+29,9%), грузооборот составил 4,7 млрд. т-км (+32,4%).

В 2010 году по воздушным трассам Российской Федерации выполнено более 1млн.  100 тыс.  полетов, что на 12% больше, чем в 2009 году.

Услугами Аэронавигационной системы России воспользовались 1 272 отечественных и иностранных авиакомпаний.

Удельный вес из общего объёма по отрасли, 85,2% пассажирооборота и 77% перевозок пассажиров приходится на долю 15 первых авиакомпаний. По сравнению с 2009 годом они перевезли на 8 млн. пассажиров больше, увеличение составляет 22,6 %, при этом ими обеспечен прирост пассажирооборота на 27,7 %.

Основной объем грузовых перевозок (84,7%) выполнен пятью авиакомпаниями: ЭйрБриджКарго, Аэрофлот-Российские авиалинии, Волга-Днепр, Полет и  Трансаэро.

Один из наших ведущих авиаперевозчиков подтвердил стремление лидеров отрасли к глобализации и к работе по новым, более высоким международным стандартам.  Группа компаний S7 вступила в глобальный международный альянс «ONE WORLD».   

Дополнительным фактором, стимулирующим развитие пассажирских перевозок, стала государственнаяпрограмма бюджетных субсидий авиакомпаниям в целях обеспечения доступности перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении.

В ходе выполнения указанной программы было перевезено более 320 тыс. пассажиров. В  текущем году данная программа будет расширена за счет Калининградского направления. Управлению регулированию перевозок надлежит завершить подготовительную работу до 14 марта.

Вместе с тем, следует отметить то, что у отдельных перевозчиков рост производственных показателей деятельности сопровождался ухудшением качества обслуживания пассажиров.  Несмотря на предъявляемые требования, ряд авиакомпаний: «Оренбургские авиалинии», «Уральские авиалинии», «Татарстан», «Московия», «Северный Ветер», «Небесный экспресс» и другие показали высокий процент задержек на международных чартерных рейсах, от 10  до 50 процентов от общего количества выполненных. В связи с отмеченными недостатками Управлению регулированию перевозок надлежит более решительно применять предусмотренные меры в области лицензирования.

Данному управлению следует также решительнее вмешаться в ситуацию с  концентрацией рынка пассажирских перевозок в аэропортах  Московского авиаузла, которая достигла ¾ всего объема.

Росавиацией совместно с Минтрансом России проведена работа по совершенствованию процедур допуска российских перевозчиков к выполнению международных воздушных перевозок в соответствии с приказом Минтранса России от 17.06.2008 № 92. Были внесены изменения  в Порядок допуска, разработаны  дополнительные критерии по выбору и допуску перевозчиков на выполнение международных полетов. В состав Комиссии Росавиации по допуску перевозчиков впервые были введены представители из Ростуризма и Минспорттуризма, которые показали эффективную работу. Совершенствование положений приказа Минтранса России № 92 следует продолжить в текущем году с учетом имеющегося опыта работы комиссии.

В целях оказания содействия развитию грузовых перевозок Росавиацией при поддержке Минтранса России был заключен меморандум с Федеральной таможенной службой и  холдинговой компанией «Интеррос». Меморандум предусматривает совместние действия  в целях строительства в аэропортах Российской Федерации крупных транспортно-логистических центров в рамках государственно-частного партнерства. Пилотным проектом по меморандуму выступает создание грузового комплекса в аэропорту Шереметьево.

Начаты работы по внедрению технологии электронного документооборота при грузовых перевозках.

В течение практически всего года организации воздушного транспорта  демонстрировали напряженную, но слаженную работу. Это отмечалось при авиатранспортном обеспечении по празднованию юбилея Победы, при выполнении полетов в период ограничения авиационной деятельности над Европой из-за активного извержения вулкана, а также при работе в условиях повышенной пожарной опасности и задымленности аэропортов  центрального региона России.

На этом фоне отдельным негативным образом выглядят события, которые произошли в конце декабря 2010 года в аэропортах Шереметьево и Домодедово и имели широкий общественный резонанс.

Из этого горького урока необходимо сделать соответствующие выводы.

   Сейчас очевидно то, что при возникновении сбойной ситуации, отдельные авиакомпании  и аэропорты не смогли своевременно оптимизировать свою производственную деятельность и выполнить обязательства перед пассажирами.

Росавиацией выработаны и направлены на места оперативные рекомендации по предотвращению аналогичных событий. Вместе с тем, подразделениям Росавиации, аэропортам и авиакомпаниям необходимо завершить разработку и реализовать комплекс долгосрочных мер по повышению уровня защищенности воздушного транспорта от угроз климатического и  техногенного характера . Представляется целесообразным принять нормативный отраслевой акт по подготовке организаций гражданской авиации к работе в зимний и летний периоды времени.

Работа в 2011 году будет еще интенсивнее. Производственные показатели деятельности свидетельствуют о продолжающемся существенном (15%) росте объемов перевозок. Наибольшее напряжение летом будут испытывать аэропорты Шереметьево и Домодедово из-за ремонта ВПП во Внуково. В этой связи требуется эффективно перераспределить пассажирские потоки через другие аэропорты. Такое поручение дается Управлению регулирования перевозок и территориальным органам Росавиации, которые должны провести соответствующую работу в подконтрольных авиакомпаниях.  Администрациям указанных аэропортов необходимо завершить разработку и внедрение планов работы в летний период.  

На сегодняшний день в Российской Федерации зарегистрировано 154 эксплуатанта, осуществляющих коммерческие перевозки. Отмечается устойчивая тенденция к оптимизации их количества, в том числе из-за повышения государственных сертификационных требований и усиления конкуренции. Прогнозы специалистов рынка о многочисленных банкротствах авиакомпаний в послекризисный период не оправдались. При этом, большинство авиакомпаний по существующей отчетности показали убыточность операционной деятельности. Управлению экономики и программ развития следует внести предложения по доработке методики оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов в целях принятия своевременных мер регулирования.

Безопасность полетов, летная эксплуатация, поддержание летной годности.

В 2010 году с гражданскими воздушными судами коммерческой авиации Российской Федерации произошло 12 авиационных происшествий, в том числе 5 катастроф с гибелью 25 человек.

Общее количество авиационных происшествий в коммерческой гражданской авиации и в авиации общего назначения в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, при существенном росте перевозок за год,не увеличилось.  Показатели безопасности полетов указывают на то, что в последние 20 лет в гражданской авиации сохраняется тенденция повышения безопасности полетов. Вместе с тем, нестабильность показателей по числу погибших в отдельные годы, указывает на существующие проблемы в этой сфере.

Важно то, что ведущие компании демонстрировали приемлемые  показатели безопасности полетов и стремление наращивать усилия в этой области. Например, в группе компаний S7 в полную мощность начал функционировать новый тренажерный центр. Возможности установленных в нем комплексных летных тренажеров позволяют экипажам отрабатывать задачи любой сложности в ожидаемых условиях эксплуатации.

В 2010 году повысилась аварийность  с самолетами пассажировместимостью более 30 человек. С самолетами этого класса произошло 6 авиационных происшествий, в том числе 2 катастрофы, приведшие к гибели 14 человек.

Руководителям авиакомпаний и их летных подразделений следует обратить внимание на проведение мероприятий по предотвращению происшествий и инцидентам по причинам, связанным с CFIT. В 2010 году по этим причинам произошла катастрофа самолета Ан-24 авиакомпании «Катэкавиа», аварии с самолетами Ту-204 «Авиастар-ТУ  », Ту-154 «Когалымавиа». Почти вдвое увеличилось число посадок ниже минимума.

Следует также остановиться на проблемах поддержания летной годности стареющего парка воздушных судов отечественного производства, которые из количества переросли в качество. Так, по известным отказам системы электроснабжения из-за «теплового» разгона аккумуляторов, нарушениям функционирования топливной системы и разрушениям диска компрессора низкого давления двигателей на самолетах типа Ту-154М на протяжении длительного времени меры конструктивно-производственного характера не разработаны или не внедрены. Указанные недостатки в совокупности с другими факторами привели к двум катастрофам и серьезному инциденту с самолетами Ту-154М.

Росавиацией  предъявлены дополнительные требования к разработчикам и предприятиям – производителям по доработке конструкции и выпуске бюллетеней обязательного исполнения. В случае невыполнения требований авиакомпаниям рекомендовано приостановить эксплуатацию Ту-154М с июля текущего года.

Коммерческий парк гражданских воздушных судов Российской Федерации, имеющих сертификат летной годности, насчитывает  2027 единиц, в том числе 394 иностранного производства.

В 2010 году Росавиацией уделялось значительное внимание обеспечению безопасной эксплуатации как отечественных самолетов, так и иностранного производства.

В целях профилактики авиационных происшествий и инцидентов Росавиацией было выпущено 273 оперативных информаций по безопасности полетов и по результатам расследования событий, начата публикация всех информаций по результатам расследования происшествий и инцидентов на сайте Росавиации. Подготовлены 214 заключений по результатам контроля качества расследования инцидентов. Обеспечена подготовка 194 специалистов по расследованию и профилактике авиационных событий. Территориальными органами Росавиации в 2010 году проведено 10 130 проверок воздушных судов в аэропортах Российской Федерации, в том числе 749 проверок воздушных судов иностранных авиакомпаний по программе SAFA. Предъявлено 3 271 замечаний. Воздушные суда российских авиакомпаний были проинспектированы по программе SAFA в зарубежных аэропортах 338 раз. Выявлено 669 замечаний.

Были проведены летно-технические конференции  по Ту-204, 214 в Минеральных Водах, по иностранной авиатехнике в Тюмени. Значительная доля времени и внимания уделялась обеспечению безопасной эксплуатации самолетов нового типа  Ан-148, которые в количестве 6 единиц эксплуатируются в ГТК «Россия».

По этому типу Росавиацией было проведено 5 летно-технических конференций, были расследованы 2 инцидента. 

Налет на один инцидент к середине 2010 года  в авиакомпании ГТК «Россия» по самолету Ан-148-100 составил 404 летных часа, что примерно в 8 раз меньше, чем по самолету Б-737, эксплуатируемому в этой же авиакомпании.

Но, все же к 2011 году ситуация начала улучшаться. Совместными с промышленностью усилиями удалось разработать и внедрить план конструктивных мероприятий, который начал реализовываться.  Изготовлен и введен в действие подвижный комплексный летный тренажер в Киеве, начаты доработки реверса двигателей в целях предотвращения их самовыключения на пробеге, доработана система управления, доработана конструкция системы уборки-выпуска шасси, внесены изменения в РЛЭ и другую эксплуатационную документацию. На 16 марта намечен первый международный рейс на Ан-148 в ГТК «Россия».

Этим самолетом надлежит продолжать заниматься самым серьезным образом и в 2011 году.

Ставшие известными обстоятельства катастрофы самолета Ан-148 5 марта текущего года при выполнении учебно-тренировочного полета  сейчас не дают оснований для введения ограничений на эксплуатацию данного типа в гражданской авиации. Поэтому такого решения не готовится.

В 2011 году начнется эксплуатация другого нового типа самолетов «Сухой Суперджет». К ее началу аэропортам и авиакомпаниям необходимо проделать серьезную предварительную работу, чтобы полеты нового самолета были успешными.

Принимая во внимание ситуацию с состоянием авиапарка, особенно для региональных перевозок, представляется целесообразным появление на рынке организации, оказывающей услуги по лизингу воздушных судов, находящейся под управлением Минтранса России.

Хотелось бы также обратить Ваше внимание на возможность принятия в целях повышения безопасности полетов мер, не требующих особых финансовых затрат. Это – восстановление института классности среди пилотов. Присвоение и повышение класса на протяжении многих десятилетий было мощным моральным стимулом повышения квалификации авиационных специалистов  и обеспечения контроля за безопасностью  полетов. Первый класс пилота присваивался приказом министра, а нагрудный знак вручался им лично или по его поручению.  Этот институт продолжает действовать во многих видах транспорта,  в вооруженных силах. И было бы неверным не использовать любой фактор для работы в области безопасности полетов. Данное предложение поддерживается профсоюзом летного состава, ветеранами и почти всей авиационной общественностью.

Авиационная безопасность.

Состояние авиационной безопасности характеризуется следующими показателями.

В 2010 году предпринято 59 актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта.

В аэропортах ежегодно службами авиационной безопасности  изымаются десятки тысяч единиц оружия всех видов  и боеприпасов, а также значительное количество взрывчатых веществ.

Вероятность совершения актов незаконного вмешательства достаточно высока.

Подтверждением этого является террористический акт, происшедший в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года.

В погоне за доступностью и привлекательностью некоторые забыли об укреплении транспортной безопасности в пассажирском терминале. Меры безопасности превратились в их имитацию. Досмотр на входах в аэропорты был введен еще до взрывов самолетов в 2004 году, не как мера транспортной безопасности (такого определения еще не было), а как дополнительная мера авиационной безопасности, позволяющая уменьшить влияние человеческого фактора при проведении предполетного досмотра в условиях повышенной террористической угрозы. Два рубежа досмотра труднее преодолеть, если они организованы надлежащим образом. Данные предложения федерального органа исполнительной власти, к сожалению, фактически были проигнорированы.  

Учитывая сложившуюся обстановку, Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым даны соответствующие указания по вопросам транспортной безопасности. Для их реализации Минтрансом России издан приказ от 26.01.2011 №23 «Об объявлении уровней безопасностей объектов аэропортовой инфраструктуры». Этим приказом объявлен второй уровень безопасности. Руководителям субъектов транспортной инфраструктуры рекомендовано ввести дополнительные меры безопасности в виде проведения досмотра всех граждан на входах в аэровокзалы.

В аэропортах и авиакомпаниях следует немедленно развернуть работу по категорированию, оценке уязвимости и разработке планов обеспечения безопасности объектов авиатранспортной инфраструктуры, а также по исполнению приказа Минтранса России от 5 марта текущего года № 72, утвердившего Программу контроля качества обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации.

Но, как без усовершенствования организационной стороны дела, не обойтись и без качественного улучшения общей теоретической и практической подготовки кадров, без тщательного подбора персонала с учетом профессиональных и социальных данных, без повышения зарплаты работникам служб безопасности и стимулирования их с помощью премий за конкретные результаты.

Результаты внезапных проверок продолжают свидетельствовать о недостаточном качестве досмотра на входах в терминалы аэропортов.

Аэропортовая деятельность.

В настоящее время в реестр аэродромов гражданской авиации включено 332 аэродрома.

117 аэродромов образуютнациональную опорную аэродромную сеть.

Благодаря мерам государственной поддержки с 2008 г. удалось приостановить уменьшение количества гражданских аэродромов, а в 2010 г. впервые с 1992 г. увеличить аэродромную сеть на 4 аэродрома.

В настоящее время созданы 3 федеральных казенных предприятия: «Аэропорты Севера» , «Аэропорты Камчатки» и  «Аэропорты Чукотки».

Планируется создание еще семи федеральных казенных предприятий.

В 2010 году развитие аэродромной сети осуществлялось в рамках реализации 4 федеральных целевых программ.

Федеральной адресной инвестиционной программой на 2010 год было предусмотрено финансирование 48 объектов с объемом государственных капитальных вложений 22,6 млрд. рублей. Освоение государственных капитальных вложений составило более 99 %.

В целях обеспечения реконструкции аэродромов произведено изъятие земельных участков аэропортовых комплексов Горно-Алтайска, Минеральных Вод, Владивостока, Геленджика.

В 2010 году введены в эксплуатацию новая ВПП в аэропорту Новосибирск и реконструированная ВПП в аэропорту Сочи, завершены работы по реконструкции ВПП в аэропорту Владивосток, установлено светосигнальное оборудование в 5 аэропортах - Мурманск, Чебоксары, Владивосток, Воронеж, Сочи.

Наиболее важными проектами гражданской авиации в 2011 году являются реконструкции аэродромных комплексов аэропортов Сочи, Владивосток, Казань, а также аэропортов Московского авиационного узла и Курильских островов.

Федеральной адресной инвестиционной программой на 2011 год, предусматривается финансирование 38 объектов с объемом государственных капитальных вложений более 26 млрд. рублей.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации 2010 г. была проведена проверка исполнения законодательства при реализации федеральных целевых программ в период с 2002 по 2009 год.

Проверкой установлены нарушения и недостатки в ходе реализации подпрограммы «Гражданская авиация ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» и при формировании отчетности об ее выполнении.

Замечания касаются соблюдения сроков реконструкции объектов, своевременному оформлению документов на ввод в эксплуатацию завершенных строительством объектов, а также постановки на учет в реестр федерального имущества построенных объектов. Значительное количество нарушений и недостатков выявлено  в работе ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)».

Росавиацией утвержден План мероприятий по устранению недостатков, указанных в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Управлению аэропортовой деятельности и руководству ФГУП «АГА (А)» необходимо продолжить работу по устранению всех без исключения недостатков.

Управлению аэропортовой деятельности, ФГУП «АГА(А)» и Госнии «Аэропороект» следует также принять меры для внедрения в технологии реконструкции и строительства искусственных покрытий элементов летного поля инновационных технологий, позволяющих сократить сроки выполнения работ и уменьшить их стоимость.  

В 2010 году продолжилась работа по сертификации аэропортов. В настоящее время из 71 международного аэропорта имеют комплексный сертификат 69 и 161 аэропорт регионального и местного значения.

С целью уменьшения затрат на сертификацию, упрощения процедуры сертификации аэропортов регионального и местного значения Росавиацией принято решение о наделении МТУВТ Росавиации правом принятия решения по результатам сертификации указанных аэропортов.

Аэронавигационная система.

Поддержание в эксплуатационном состоянии и модернизация средств радиотехнического обеспечения полетов осуществлялись в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)». В рамках этой программы в 2010 году выполнялись работы по созданию Хабаровского, Иркутского, Самарского укрупненных центров ЕС ОрВД, закуплено и установлено около 100 новых средств УВД, РТОП и электросвязи для оснащения гражданских аэропортов.

Вместе с тем, в 2010 году часть средств была возвращена в федеральный бюджет в связи с невыполнением отдельных программных мероприятий. Имеются предпосылки к повторению этой ситуации и в текущем году. Основными причинами неполного использования финансовых средств являются: получение отрицательных заключений ФГУ «Главгосэкспертиза России» на проектную документацию, разработанную единственным поставщиком (головным исполнителем) этой программы ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», а также неэффективное взаимодействие ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с данным исполнителем, что было отмечено при проверке Генеральной прокуратурой Российской Федерации. В последнее время концерн неожиданно кардинально изменил свою позицию как единственного поставщика в отношении исполнения программных мероприятий и предложил Минтрансу и Росавиации проводить подготовительные и строительно-монтажные работы по объектам на конкурсной основе. Считаем это предложение непродуктивным и ведущим к дальнейшему затягиванию исполнения ФЦП. В свое время концерн позиционировал себя только как единственного поставщика. В связи с этим, концерну требуется исполнить свои подрядные обязательства.

Продолжены работы по работы по строительству нового центра управления полетами Московского центра автоматизированного управления воздушным движением  «Госкорпорации по ОрВД». Указанному предприятию и   «Концерну ПВО «Алмаз-Антей» надлежит подписать и представить в Росавиацию план завершения строительства и оснащения центра с вводом его в эксплуатацию в 2011 году.

В рамках реализации ФЦП «Глобальная навигационная система» в 2010 году 11 аэропортов гражданской авиации оснащены наземными средствами функциональных дополнений ГЛОНАСС (GBAS), которые позволяют обеспечивать заход на посадку воздушных судов с использованием сигналов спутниковых навигационных систем.

Начаты поставки перспективного оборудования автоматического зависимого наблюдения в регионы разработки и эксплуатации газоконденсатных месторождений на полуострове Ямал. В 2011 году планируется ввод этого оборудования в эксплуатацию в рамках пилотного проекта внедрения АЗН-В «Ямал».

Росавиация и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» также продолжали выполнять ряд задач в интересах обеспечения обороноспособности страны. 

В 2010  году завершилась реализация ФЦП «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2010 годы)». В ходе выполнения программы осуществлена реконструкция 45 трассовых радиолокационных позиций двойного назначения, на 22 из которых установлены новые или модернизированные радиолокационные комплексы. 9 центров ЕС ОрВД оснащены системами информационно-технического взаимодействия с командными пунктами и органами управления ВВС и ПВО Минобороны России.

Это позволило существенно расширить площадь контролируемого воздушного пространства.

В 2010 году в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Минобороны совместно с Росавиацией и Минтрансом   был разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления о продлении  ФЦП по совершенствованию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства до 2015 года включительно. Постановление издано.

В рамках реализации проекта Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве Совета Россия-НАТО   завершена подготовка и объявлена полная оперативная готовность к проведению практических учений для проверки функционирования Системы информационного обмена и тестирования процедур обмена информацией о воздушных судах, представляющих угрозу воздушного терроризма. Учения планируются в 2011 году.

Оперативные органы ЕС ОрВД, общее количество которых с 2005 года уменьшено почти вдвое, реализуют весь комплекс задач по организации использования воздушного пространства Российской Федерации и обеспечению безопасности полетов воздушных судов авиации всех видов.

Впервые в истории отечественной авиации введены в действие уведомительный порядок использования воздушного пространства и его классификация. Установлены границы классов воздушного пространства A, C и G, проведены мероприятия по уменьшению границ районов аэродромов и аэроузлов, значительно сокращено (с 2209 до 510) количество местных воздушных линий.

Отмечу эффективную работу управления использования воздушного пространства по этому направлению, начальник – Токарев Ю.П.

Впервые удалось реализовать принципы гибкого использования воздушного пространства путем активации зон ограничения полетов только на период деятельности, в интересах которой они установлены. Организовано предоставление полетно-информационного обслуживания пользователей воздушного пространства на базе сети из 169 местных диспетчерских пунктов.

С 1 ноября 2010 года возможностью полетов в уведомительном порядке в классе G воспользовались более 2300 пользователей воздушного пространства различных категорий.

Велась активная подготовительная работа по внедрению в воздушном пространстве Российской Федерации системы сокращённых интервалов вертикального эшелонирования. Программа внедрения RVSM позволит увеличить пропускную способность, улучшить экономические показатели и обеспечить выполнение требований ИКАО. Переход на RVSM запланирован с ноября 2011 года.

Одновременно, хотелось привлечь внимание Управления инспекции по безопасности полетов, управления использования воздушного пространства и Госкорпорации по ОрВД на необходимость принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности при обслуживании воздушного движения в связи с увеличением количества инцидентов и опасных сближений по сравнению с 2009 годом.

Совместно с Росгидрометом продолжается работа по повышению качества предоставления метеороинформации пользователям воздушного пространства.

В соответствии с рекомендациями ИКАО, выработанными после извержения вулкана на юге Исландии, проведена работа по назначению вулканологической обсерватории от Российской Федерации по производству наблюдений и передаче информации о вулканической деятельности на территории Дальнего Востока. Подписано трехстороннее соглашение между Росавиацией, Росгидрометом и Российской академией наук о порядке координации действий и эксплуатационных процедур распространения информации о вулканических извержениях и связанных с ними облаках вулканического пепла.

Нормативное регулирование.

Росавиация активно участвовала в разработке предложений по совершенствованию нормативной правовой базы деятельности гражданской авиации.

В течение 2010 года в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» – отработано 15 проектов нормативных правовых актов Минтранса России и 1 правовой акт Росавиации, в области организации воздушного движения и организации структуры воздушного пространства. В настоящее время утверждены 12 нормативных правовых актов.

Эту работу необходимо продолжить в текущем году.

Управлению правового обеспечения и имущественных отношений необходимо в 2011 году во взаимодействии с другими функциональными подразделениями Росавиации завершить работу по подготовке и утверждению Административных регламентов.

Необходимо также отметить следующее. До настоящего времени в гражданской авиации России отсутствует нормативный правовой документ, определяющий общие требования к проведению обязательной сертификации объектов гражданской авиации и аккредитации центров по сертификации.

Необходимо разработать проект федеральных авиационных правил в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, включив в них вопросы аккредитации Росавиацией привлекаемых организаций.

Больше года ведется дискуссия в отношении правил и процедур сертификации аэродромов и объектов аэропортового хозяйства. Нам предлагается исключить сертификацию большого перечня из номенклатуры указанных объектов, включая, например,  топливозаправщики. Но кто и где проверит конструкцию топливозаправщика на прочность при гидроударе, чтобы  20 – 40 тонн топлива не вылились из разрушенной цистерны. Это не мелочи. Ошибки в этих вопросах недопустимы. Их удавалось избежать в прошлом с помощью обязательной сертификации.

В 2010 году Росавиацией впервые начата работа по ведению Единого государственного реестра прав на воздушные суда. Рассмотрено 1 700 заявлений от правообладателей и зарегистрированы права на 850 воздушных судов. Первый год работы по этому направлению позволил выработать дополнительные предложения  по совершенствованию законодательства в данной сфере. В этих целях управлению инспекции по безопасности полетов необходимо подготовить предложения для направления в Минтранс России в установленном порядке.

Авиационно-космический поиск и спасание.

В сфере авиационно-космического поиска и спасания в 2010 году Росавиация продолжила работу как по развитию нормативно-правовой базы, так и по совершенствованию единой системы авиационно-космического поиска и спасания.

За 2010 год проведено 25 поисково-спасательных операций (спасены 243 человека), проведены 3 операции по оказанию помощи населению (спасены – 16 человек).

Росавиация организовала поисково-спасательное обеспечение 4-х запусков транспортных пилотируемых кораблей, 4-х посадок спускаемых аппаратов, 6-ти запусков транспортных грузовых кораблей и 15-ти запусков ракетоносителей с космическими аппаратами различного назначения на территории Республики Казахстан.

В 2010 году проведена работа по организации аттестации поисково-спасательных формирований и спасателей с целью определения возможности выполнения возложенных на них задач.

Проведено 52 инспекционных проверки авиационных предприятий на соответствие мер поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов сертификационным требованиям.

В 2010 году решена проблема возмещения затрат авиационных предприятий при проведении ими поисково-спасательных работ и участии в их обеспечении. Издано постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1147 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета авиационным предприятиям и организациям экспериментальной авиации на возмещение затрат при осуществлении ими поисково-спасательных операций (работ) и участии в их обеспечении».

Меры государственной поддержки отрасли.

Росавиацией реализуются меры государственной финансовой поддержки в форме предоставления субсидий:

на функционирование Координационного центра системы сбора информации о воздушной обстановке Российской Федерации;

на возмещение расходов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов;

аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера;

на возмещение авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства;

на обеспечение доступности воздушных перевозок с Дальнего Востока, и с 2011 года из Калининградской области.

Данные меры государственной поддержки, в том числе обеспечивают функционирование социально значимых авиапредприятий в районах Крайнего Севера и сдерживают рост тарифов на авиаперевозки. Объем государственной поддержки на 2011 год составляет более 7 млрд. рублей.

Структура расходов бюджета по Росавиации показывает, что наибольший объем бюджетных ассигнований приходится на реализацию инвестиционных программ - 61 %, на расходы, связанные с предоставлением субсидий юридическим лицам - 25%, расходы текущего характера - 13 %, на выполнение НИОКР - 1 %.

Кассовое исполнение расходов по Росавиации по состоянию 31 декабря 2010 года составило 97,2 %, в том числе:

по расходам, связанным с бюджетными инвестициями в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации  - 98,5 %;

по расходам, связанным с предоставлением субсидий – 88,1 % (без учета субсидий коммерческим банкам и авиационным перевозчикам);

по расходам   текущего характера – 99,2 %;
по расходам на НИОКР - 99,7 %.

В 2010 году осуществлялось формирование бюджета Росавиации на 2011 - 2013 годы. В результате объем бюджетных ассигнований для исполнения возложенных на Росавиацию задач и функций в 2011 году увеличен на 2 453,3 млн. рублей и составил 48 041, 2 млн. рублей.

8 мая 2010 года был принят закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», предусматривающий реформирование бюджетных учреждений, организацию их финансово-хозяйственной деятельности на основе государственных заданий на оказание государственных услуг, финансовое планирование на основе показателей государственных заданий.

В целях реализации Федерального закона № 83-ФЗ Росавиацией был сформирован план мероприятий в соответствии с которым разработаны и приняты 13 нормативных правовых актов.

В целом, План мероприятий Росавиации по реализации федерального закона № 83-ФЗ выполнен в полном объеме.

Международное сотрудничество.
 
Международное сотрудничество Росавиации осуществлялось по трем основным направлениям:
- взаимодействие с международными организациями;
 
- с авиационными властями иностранных государств;

- с иностранными пользователями воздушного пространства Российской Федерации.

Проведен значительный комплекс работ по подготовке указаний, позиции, инициатив и рабочих документов делегации Российской Федерации на 37-й сессии Ассамблеи ИКАО в сентябре-октябре 2010 года в Монреале.

В октябре 2010 года проведен Технический авиационный семинар с участием авиационных властей Российской Федерации, представителей Комиссии Евросоюза и Европейского агентства по безопасности полётов.

Для взаимодействия с EASA в рамках программы SAFA создана целевая оперативная рабочая группа.

По вопросу включения авиационной отрасли в Европейскую систему торговли квотами на выбросы парниковых газов, учитывая, что вводимые в ЕС экономические рычаги напрямую затронут интересы российских авиакомпаний, Росавиация принимает активное участие в выработке Минтрансом Россиивозможных ответных мер в рамках рекомендаций ИКАО.

На постоянной основе проводилась работа по защите интересов российских авиакомпаний. Частично удалось решить вопрос о конвертации денежных средств российских авиаперевозчиков, полученных в результате коммерческой деятельности на территории Узбекистана, на сумму почти 73 млн. долларов. Данную работу управлению международного сотрудничества следует продолжить в текущем году.

Отраслевое образование.

В сфере отраслевого образования завершена работа по реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.02.2008 № 109-р «О реорганизации федеральных государственных образовательных учреждений». Созданы три вертикально - интегрированных образовательных комплекса в Москве, Санкт - Петербурге и Ульяновске в форме присоединения средних профессиональных учебных заведений ГА к высшим.

План приема абитуриентов в учебные заведения ГА в 2010 г. выполнен в полном объеме. Всего в учебные заведения принято 6 790 чел., из них в ВУЗы принято 3 715 чел., в средние профессиональные учебные заведения (СПУ) – 3 075 чел.

В соответствии с решениями Коллегий Минтранса России и Росавиации с 2006 года идет ежегодное наращивание темпов приема курсантов (студентов) в учебные заведения на наиболее востребованные авиационные специальности. Так, по специальности «Летная эксплуатация воздушных судов» в  2010 г. принято 791 студентов и курсантов, (в 2007 г. – 395 чел.; 2008 г. – 475 чел.; 2009 г. – 750 чел.) и специальности «Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства» – 336 чел. (в 2007 г. – 313 чел., в 2008 г. – 275 чел., в 2009 г. – 332 чел.)

По программе подготовки пилотов из числа штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией или переходом авиакомпаний на современные воздушные суда, завершается переподготовка 100 авиационных специалистов,

В 2010 году в рамках господдержки для учебных заведений гражданской авиации осуществлены поставки 5 воздушных судов и 14 тренажеров.

На 2011 год запланированы поставки 25 воздушных судов и 12 тренажеров.

В части реализации языкового Стандарта ИКАО продолжена работа по подготовке летного и диспетчерского состава до необходимого уровня владения авиационным английским языком.

Количество членов летных экипажей, владеющих английским языком на IV уровне, за 2 года выросло почти вдвое. По предварительной оценке к 15.03.2011 ожидается, что количество таких членов летных экипажей, достигнет 4800 человек.

По состоянию на начало 2011 года 3597 (76 %) диспетчеров УВД  имеют 4-й и выше уровень английского языка. Количество диспетчеров, достигших 4-го уровня владения авиационным английским языком, позволяет, с заданным уровнем безопасности полетов, обеспечить обслуживание воздушного движения в Российской Федерации в соответствии с языковым Стандартом ИКАО с 5 марта 2011 года.

  С 2010 года Росавиацией реализуются мероприятия с целью повышения прозрачности деятельности при исполнении государственных функций, усиления подотчетности, повышения результативности деятельности.

На Портале государственных услуг Российской Федерации размещены сведения о 57 государственных услугах, осуществляемых Росавиацией , начата работа «Создание единой системы информационного обеспечения», введена система электронного документооборота и электронного архива.

Заключительные положения.

В завершение доклада хотелось бы остановиться на следующем. Прошедший год был завершающим годом десятилетнего периода реализации Концепции развития гражданской авиационной деятельности, одобренной на заседании Правительства 7 декабря 2000 года.

Указанный документ сыграл важную роль в определении ключевых векторов государственного регулирования деятельности гражданской авиации, главной целью которого было определено сохранение экономической и технологической безопасности страны, состоящей в выводе из кризисного состояния и обеспечения устойчивого функционирования системы воздушного транспорта России путем содействия коренной реструктуризации всех ее основных составляющих и создания объективных предпосылок для дальнейшего развития.

За последние годы в результате перемен в экономике и социальной сфере, постепенного восстановления платежеспособного спроса населения, мерам государственной поддержки отрасли, преодоления сложностей в процессе адаптации к сформировавшимся рыночным условиям и издержек реорганизации гражданская авиация постепенно выходит из того сложного положения, в котором она оказалась.

Решение задач, указанных в Концепции, в целом, способствовало повышению уровня безопасности полетов; предотвращению неоправданного роста тарифов на авиационные перевозки; повышению качества обслуживания пассажиров и выполнения грузовых перевозок на воздушном транспорте; росту объемов воздушных перевозок в России силами отечественных авиационных компаний; увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; созданию благоприятных условий для притока отечественных и иностранных инвестиций в объекты гражданской авиации.

Мы также хорошо знаем о том, что не удалось или не в полной мере удалось выполнить в ходе реализации Концепции.

С учетом имеющегося опыта представляется целесообразным разработать с учетом мнения авиационной общественности  подобного рода новый документ, детализирующий, применительно к отраслевым особенностям, Транспортную стратегию России.

После всех многочисленных испытаний минувшего десятилетия, которые выпали на долю отечественного воздушного транспорта, к которым добавлялись дополнительные субъективные негативные факторы, как то: последствия теракта 11.09.2001 в Нью-Йорке,  атипичная  пневмония, птичий  и свиной грипп, военные действия в Афганистане и Ираке, взрывы самолетов российских авиакомпаний отечественная гражданская авиация находила возможности преодоления последствий этих событий и резервы дальнейшего развития.

Наша обязанность работать так, чтобы преодолеть последствия событий декабря прошлого года и января 2011 и укрепить уверенность общественности в способности организаций гражданской авиации обеспечить безопасную и эффективную работу воздушного транспорта.


А. Нерадько


комментарии (2):

jet      13/03/2011 [17:39:41]#1
Хороший доклад! Исчо нужно углубить, расширить, повысить, принять меры и обратить внимание. Просто всё загибается и в полной попе, так, в общем, - все верно.

jet      13/03/2011 [17:42:33]#2
Доклад - ни о чем.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer