Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Интервью

Видеостудия у взлетной полосы

15 февраля 2012 года / Донат Москалев / Aviation EXplorer
 

Студия «Крылья России» размещается в бывшей кинотеодолитной станции на территории Летно-исследовательского института имени Громова. Его огромное летное поле безжизненно и оттого название студии звучит двусмысленно, наводя на мысль, что это и есть все крылья, которые остались в наличии у России. Впрочем, после знакомства с жизнью маленького двухэтажного домика становится понятен иной смысл его существования. Это ковчег, в котором на стеллажах с коробками уникальных видеоматериалов, под присмотром хранителей-режиссеров, хранятся образцы генетических кодов отечественной авиации. В автономности ковчега убеждают комментарии директора «Крыльев» Сергея Петровича Викулина во время экскурсии внутри помещений: «у нас есть вся необходимая для работы аппаратура, ничего не берем в аренду», «третий этаж для своих серверов мы построили сами», «здесь у нас столовая и стиральная машина, а вот тут душ», «когда институт отключает горячую воду, мы включаем вот этот свой котел», «планируем купить дизель-генератор». Короче, в «Крыльях России» можно переждать любой всемирный потоп, а когда схлынет вода, начать засевать авиасеменами со стеллажей не только бетонное поле аэродрома впереди, но и одну шестую часть суши – если вдруг снова возникнет такая необходимость. Пока же, в ожидании этого второго пришествия, экипаж студии продолжает кропотливо собирать уникальную информацию и выпускать на ее основе отличные документальные и научно-популярные фильмы. А скоро коллектив отметит двадцатилетие своей творческой деятельности.

Викулин Сергей Петрович
Директор студии «Крылья России»

Рядом с «Бураном»

- Сергей Петрович, а почему вы, в свое время, стали кинооператором?

- Началось с того, что отец в школе подарил мне фотокамеру «Зенит 3М» и я стал ей снимать. У всех  в классе были «Смены», а я обладал крутым аппаратом, что меня сразу выделило. А потом и фотографии стали получаться лучше всех. И меня начали приглашать делать стенгазеты, участвовать в конкурсах. Я  всерьез увлекся, решил попробовать снимать кино и стал «доставать» мать, чтоб она мне купила кинокамеру. И однажды она заняла деньги в кассе взаимопомощи и купила 8-мм «Кварц-2». Дорогущая камера - она тогда 101 рубль стоила! А я начал осваивать киносъемку. Иногда показывал свои минифильмы одноклассникам, для чего в классе натягивали простыню или крепили лист ватмана. Я оказывался в центре внимания и это меня подхлестывало продолжать свои киноупражнения. Ближе к окончанию школы я стал задумываться – кем хочу стать. «За забор»  - в ЛИИ, я идти не хотел…

- А почему? Все дети раньше хотели быть летчиками или космонавтами, а что уж говорить про того, кто рос в авиационной столице!

- Нет, быть летчиком, а тем более испытателем я не хотел! Я боялся – думал, зачем мне это летание, вон  испытателей  - полкладбища! С другой стороны мне очень хотелось носить летную кожаную куртку – по тем временам это было что-то! Позже, после школы, я, конечно, купил себе такую куртку у одного бортрадиста. И одевал ее только в театр или на праздники.

Помимо приобретения куртки после школы со мной случилось и еще одно примечательное событие - я устроился работать ассистентом кинооператора на киностудию Министерства обороны, где проработал до армии и некоторое время после нее. Тогда студия Минобороны насчитывала в штате более 1000 человек и они делали высококлассные фильмы. Сейчас там работает 15 человек и объем выпуска с советским несопоставим.

- А как так случилось, что вы все же перебрались «за забор» - из Минобороны в Летный институт?

- К тому времени я закончил институт культуры и начал искать себе работу – это был 1984 год. Моя мать работала в ЛИИ, а однажды пришла и сказала: «У нас в институте открывается тема «Буран», в ее рамках Игорь Петрович Волк хочет создать специальный видеоотдел, давай я с ним поговорю насчет тебя».  В итоге, все сложилось благополучно и меня взяли на работу в ЛИИ на должность старшего  бортоператора-испытателя с окладом 160 руб. Это событие стало поворотным в моей судьбе. Кстати, о судьбе: Игорь Петрович жил в одном с нами подъезде…

- В чем состояла задача видеоотдела ЛИИ?

- Нас было три человека и мы должны были обучать пилотов применению фото- и кинотехники, снимать учебные фильмы про летчиков. Также мы участвовали в съемках одного из аналогов «Бурана», оборудованного авиадвигателями, который под управлением летчиков-испытателей ЛИИ, учился садиться на полосу. Ну и конечно, перед нами стояла главная задача - сопровождать сам «Буран» при его возвращении из космоса.  

Группа, в структуре которой работал наш видеоотдел, носила длинное название «Отраслевой комплекс подготовки космонавтов-испытателей Летно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности СССР» - сокращенно  ОКПКИ ЛИИ МАП,  с непосредственным подчинением министру Ивану Силаеву. И эта работа была сказкой! К нам приходил Игорь Петрович Волк и спрашивал, ребята, что вам нужно? Мы брали проспекты лучших мировых фирм-изготовителей и закупали аппаратуру через Министерство внешней торговли. У нас был один из лучших в стране комплектов видеооборудования! Стажировку по его использованию я проходил на «Энергии» и в Звездном.  Потом начал тренироваться - летать на сопровождение на МиГ-25. Иногда делали по 4 полета в день. И летную кожаную куртку я уже не покупал, а получал!

- Почему в качестве самолета сопровождения был выбран МиГ-25?

- Наши специалисты много анализировали как летают американцы. А американцы на своих Т-38 начинают сопровождать «Шаттлы» всего с  4 тыс.м, поскольку их самолетик - слабенький. У нас же была задача сопровождать космический корабль с  15 тыс.м  – поэтому и остановились на МиГ-25, точнее его двухместной модификации. Видеооператор в нем размещался в передней кабине  - там очень хороший обзор, можно даже назад снимать. Из этой кабины была вытащена приборная доска и оставлено одно кресло. На освободившихся местах разместили видеомагнитофон, монитор, систему передающей аппаратуры – изображение на землю транслировалось в режиме реального времени.  И даже если летали на Байконуре, то «картинка» через ретрансляторы сразу передавалась в космический центр в подмосковных Подлипках.

Также в передней кабине был установлен штатив для четырехкилограммовой видеокамеры. Для отработки сопровождения «Бурана» были сделаны тысячи полетов. Кстати, должны были сформировать целую эскадрилью таких специальных МиГ-25, которые могли дежурить на всех запасных аэродромах для посадки «Бурана», но не успели. А оператором студии, который встретил «Буран», стал Сергей Жадовский. Кстати, он по-прежнему работает у нас.

 

От съемок эротики - к съемкам патриотики

- А чем занималась студия, когда «Буран» прилетел и все закончилось?

- В 1988 году «Буран», точнее его программа, еще не закончилась – работы по теме продолжались вплоть  до 1991 года. Это было сложное время. Советские авиационные фирмы стали выходить на международный уровень.  Соответственно, летчики-испытатели – Квочур, Станкявичус, Тресвятский и другие, стали пробовать себя в пилотажной деятельности. Мы начали им помогать и снимать их тренировки. Также в это время количество полетов и объем научной работы в ЛИИ резко снизился, а летающие лаборатории использовались для перевозки ширпотреба. Иногда, чтобы что-то заработать, мы работали грузчиками. В итоге двое моих коллег из видеостудии в 91 году ушли в куплю-продажу и я остался один.

- Почему тоже не пошли в «купи-продай»?

- А я мог делать кино один – владел камерой и умел монтировать фильм. Вдобавок я познакомился с двумя выпускниками МФТИ, фонтанирующих коммерческими идеями. Дополнительным плюсом было то, что у одного из них родственник работал на телевидении. И мы решили делать там свою телепрограмму, в которой собирались пропагандировать авиацию. Этому же способствовало и новое название студии, которое  мы придумали в том же 91 году -  «Крылья России». Так вот, на телевидении нам сказали  - платите сто долларов и делайте свою программу. С 1992 года на канале, который впоследствии станет НТВ, появился наш «Мир авиации». Интересно, что помимо съемок самой программы мы занимались и изготовлением рекламы в эту программу. Сейчас такое представить невозможно, а тогда было в порядке вещей.

Например, в одном из рекламных роликов я сажал человека в костюме и галстуком на чемодан посреди взлетной полосы на фоне взлетающего Ил-76. А дальше шел текст, типа, если вам нужно перевезти груз, обращайтесь  по такому-то телефону.

Потом был период, когда мы снимали эротический театр Демидова. А с 96 года целых три года сотрудничали с банком «ОНЕКСИМ» во главе с бизнесменами Прохоровым и Потаниным. По четвергам они играли в футбол, мы это снимали и ночь монтировали. Впоследствии они предлагали нам полностью перейти к ним, но мы отказались - не захотели терять свою независимость.

- Занимаясь банковской и эротической тематикой, самолеты не забросили?

- Это было параллельно. Одновременно сделали на канале «Культура» около ста программ про авиацию. Платили нам за это копейки, но мы хорошо заявили о себе. А потом лучшие фильмы из этого цикла мы разослали по другим каналам и, в итоге, заключили договор с НТВ. Потом стали работать с РТР и сделали еще 25 фильмов, в том числе про «Буран», который показал хорошие рейтинги. А в 2007 году неожиданно организовывается канал «Звезда». Там нам сказали – делайте фильмов столько, сколько сможете сделать. Этим заняты и сейчас.

- Я наблюдаю, что в последнее время «Крылья России» как-то отошли от авиатематики…

- Во-первых многие вещи про авиацию уже сделаны, а надо идти дальше. Сейчас у нас пошли танки, автомобили, стрелковое оружие, артиллерия и многое другое. Кстати, мы бы переделали и улучшили наши старые сериалы про авиацию – с учетом новой хроники и накопленного опыта, но пока нам не до этого. Вообще, то, что мы делаем в сфере научно-популярных фильмов, повторить подобное в ближайшие 20-30 лет никто не сможет. У нас в стране почти не осталось возможностей, чтобы делать такую продукцию на хорошем уровне.

 

Почем «Крылья» для народа?

- Вы пробовали предлагать свои фильмы за рубеж?

 - Да. Кстати, существует такой миф, что историческая видеохроника, в том числе из нашего архива - за границей стоит бешеных денег. Что стоит открыть коробку с фильмом и оттуда посыпятся пачки денег. Это не так. Мой опыт показал, что эти кадры никому на Западе особо не нужны. А если и нужны, то стоят они немного. Например, пытаясь работать с каналом «Дискавери» - это близкий нам формат, я с ужасом понял, что мы за границей никому не нужны со своими фильмами о российской технике, какими бы замечательными они не были. Надо понимать, что против нас, против России по-прежнему ведется идеологическая война. 

- А когда «Крылья» выпустили свой первый популярный фильм об авиации на кассете или диске?

- Это было на одном из первых МАКСов. Видеокассета называлась «Авиасалоны мира», обложку для нее мы делали на цветном ксероксе. Кстати, за рубежом ажиотажа на компакт-диски с фильмами аналогичного содержания я не видел. В Европе и Америке есть независимые студии, аналогичные нашей, они ездят по выставкам, снимают и продают это небольшим тиражом. Но в Европе одних только выставок 200 в год, а в Америке – 250! А у нас раз в два года один московский МАКС и «Гидроавиасалон» в Геленджике!

Тем не менее, МАКС – это наш праздник! Причем я люблю сам торговать своей продукцией, потому, что когда ты видишь перед собой живого покупателя, то сам понимаешь, что ему нравится, а что нет. У меня многие режиссеры тоже торгуют и это идет им на пользу. Например, когда покупатель начинает спорить с продавцом-создателем фильма: «А вот в своем фильме вы неправильно то-то и то-то указали», то стараемся учитывать пожелания и критику в последующей работе.

С другой стороны в последнее время я заметил, что люди уже не настолько въедливы, как раньше, сейчас везде восторжествовала поверхностность. Мне кажется, что поколение, которое сейчас выросло, сделанное уже в России - они закончили российские школы, вузы, а там уже по-другому учат. Мы даже, когда в армии бываем на съемках, то видим что молодые офицеры стали меньше интересоваться окружающим миром, как он устроен.

Например, один из наших режиссеров Андрей Кулясов недавно создал фильм-монографию «Су-27. Лучший в мире истребитель». Я думал, мы сейчас его хорошо продадим и заработаем, а его почти никто не берет! А 10 лет назад его бы смели с прилавка. Зато сейчас очень хорошо идут магниты на холодильник и кружки с самолетами! Мне это даже обидно!

- Кем вы себя сейчас ощущаете - творческим работником или коммерсантом?

- Для меня нет ничего лучше, чем снимать хорошей камерой самолеты. Выбрать точку съемки и стоять, следить объективом за самолетом – то впускать его в кадр, то выпускать.  Но сейчас съемками мне приходится заниматься довольно редко, основное мое дело - двигать студию.

Вообще, когда я пришел в ЛИИ к Волку на работу, первое, что меня поразило  - никто не говорит, что мне делать. Я ходил поначалу и не понимал, почему никто не дает задание. Потом мне говорят: ты его должен найти для себя сам. И я это запомнил на всю жизнь. А еще если твое «задание» попадает в то, что нужно остальным - это значит, что ты на своем месте. А если нет, то ты пришел работать не туда.

- А какую сейчас себе ставите «задачу»?

- Повышение нашего профессионализма, а также улучшение качества видеопродукции студии.

 

Экипаж единомышленников

-  В какое время вы бы хотели жить?

- В 30-е годы 20 века. Люблю довоенные фильмы! Это была созидательная эпоха, ажиотаж построения нового общества, подъем промышленности, армии.  Я, вообще, патриот!

- А кто такой патриот? Надо любить березки?

- Я объехал весь мир и нигде не видел разницу в березках. Но считаю, мне повезло, что я занимаюсь выпуском патриотической продукции.  Мне кажется, наши фильмы должны будить у молодых гордость за ту страну, которая была и то, что в ней было сделано. Потому, что за этим стоит труд многих людей, а сегодня о них и вспомнить некому. Кстати, у меня есть мечта: сделать сериал про летные исследования, чтобы понять, какую школу в лице ЛИИ и ЦАГИ мы потеряли.

- А как можно быть патриотом и любить весь этот бардак – сначала надрывались-строили, а потом легко от этого отказались?

- На мой взгляд, наша страна держится за счет тех людей, которые что-то делают вопреки внешним неблагоприятным обстоятельствам.  И потом не все так плохо у нас в стране – вот мы ходим по организациям, снимаем для них фильмы – и нас ведь никто не отфутболивает! Более того, нам доверяют и на самом высоком уровне, например всю кабинную съемку полетов Владимира Путина на Су-27 и Дмитрия Медведева на Су-34 выполняли только мы.

 - Сколько людей работает в «Крыльях России»?

- За все время работы студии через нее прошло очень большое количество людей. Приходили за деньгами, приходили отбыть свое время. Сейчас остались только единомышленники. Специфика нашей деятельности и экономические реалии заключается в том, что мы не можем себе позволить иметь в штате отдельно сценариста, отдельно режиссера, отдельно монтажера.  Поэтому у нас почти каждый сотрудник – универсальный боец и уникальный специалист.  И большая сложность найти таких. Впрочем, их никто и не искал – они сами нашлись. Вместе с тем, если работа требует, то не замыкаемся в своих стенах, а привлекаем со стороны других историков, консультантов, специалистов.

- Редкая в наше время дотошность…

- Мы не жируем и не шикуем от своих доходов, но нам нравится делать свою работу на том уровне, который должен быть. Например, нередко выезжаем за кинохроникой в архивы Европы и Америки. В поисках материала перемещаемся и по нашей стране. Кстати, видим, что Москва и регионы – это не одно и то же. На периферии реже встречается, что капитализм, деньги – и ничего в жизни больше не нужно!  И детей там немного по-другому воспитывают – на уважении к труду, Родине. И я рад, что наши фильмы этому способствуют. Вообще, людей, которые не хотят пить пиво и смотреть «Дом-2» довольно много и нас это радует!

Я наблюдаю за обстановкой в стране, в нашей авиации и мне иногда кажется, что мы никогда не выползем из этой ямы. Но я все-таки надеюсь на лучшее. Но, в любом случае,  после нас останутся наши фильмы.

 


Донат Москалев



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBr7VP
Услуги курьера: http://courier.youdo.com/products-delivery/, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer