Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Комментарий

Ставки сделаны, господа!

16 февраля 2012 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer
 

Комментарии к Приказу Минэкономразвития РФ №597 от 26.10.2011 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов».

26.10.2011 Минэкономразвития России подписан Приказ РФ №597 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов», подготовленный при участии Минтранса России.

01.11.2011 Приказ направлен на государственную регистрацию в Минюст России.07.12.2011 Приказ возвращен в Минэкономразвития России без государственной регистрации и направлен на доработку.

19.01.2012 в Минтранс России состоялось совещание под руководством В.М. Окулова с участием представителей Минэкономразвития России, ФАВТ, Росимущества, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», Международной ассоциации руководителей авиапредприятий, Ассоциации вертолетной индустрии, ФГУП «ГОСНИИ ГА», «Инновационного Центра гражданской авиации», ФГУП «Госкорпорации ОрВД» и ряда аэропортов. В соответствии с протоколом, «по результатам обсуждения решено признать целесообразным и необходимым в возможно короткий срок Минэкономразвития России утвердить данный Приказ».

В настоящее время Приказ находится на регистрации в Минюсте России. Поскольку от его скорейшего вступления в силу и утверждения новых арендных ставок зависит начало реализации федеральных целевых программ в части развития аэропортовой инфраструктуры, ряд аэропортов высказался в его поддержку. В этой связи мы решили дать развернутый комментарий по данному документу на основе материалов, предоставленных его разработчиками.

Цель подготовки Приказа

Как следует из официальных документов, Приказ Минэкономразвития РФ№597 от 26.10.2011  разработан в соответствии с п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582 и во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства РФ С.Б.Иванова на совещании от 09.02.2011 «О мерах по снижению стоимости авиаперевозок на внутренних рейсах». (Копия протокола совещания есть в редакции).Таким образом, основной целью совместной работы Минэкономразвития России и Минтранса России по данному поручению является снижение финансовой нагрузки на российские аэропорты (и как следствие – снижение стоимости перевозок).

С другой стороны, важнейшим аспектом деятельности аэропортов является своевременная реализация федеральных целевых программ, что неразрывно связано с оформлением правоустанавливающих документов на земельные участки, предназначенные для строительства. Иными словами, без оформления соответствующих договорных отношений по оплате аренды занимаемых земельных участков невозможно ни утвердить проектную документацию, ни получить разрешение на строительство, ни ввести объект в эксплуатацию(пп.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ). В этой связи срочное изменение ставок в отношении земель, занимаемых аэропортами, в сторону уменьшения, предусмотренное Приказом Минэкономразвития России РФ№597,признано необходимой мерой для снижения финансовой нагрузки на аэропорты и их поддержки при реализации ФЦП.

Сфера действия Приказа

Действие Приказа Минэкономразвития РФ №597  от 26.10.2011 распространяется только на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные для размещения аэродромов и аэропортов. (По земельным участкам, находящимся в региональной и местной собственности, Минэкономразвития России не имеет полномочий на установление ставок арендной платы). 

История вопроса: почему аэропорты платят за землю?

Ранее земельные участки, занимаемые под аэропорты/аэродромы, предоставлялись на праве безвозмездного бессрочного пользования.  Однако впоследствии форма использования этих земель была изменена. В настоящее время в  соответствии с п. 1  ст. 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям и другим юридическим лицам, приведенным в п.1 ст. 20  ЗК РФ. Аэропорты не входят в данный перечень, и соответственно обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность.

В связи с этим возник вопрос о методике расчета арендной платы за использование земель, находящихся в федеральной собственности и занятых под аэропорты (аэродромы). В настоящее время на основе Постановления Правительства РФ №582 от 16.07.2009 г. арендная плата взимается из расчета 1,5% от кадастровой стоимости данных земель. Данные платежи признаны сегодня чрезмерно высокими для российских аэропортов, а методика их расчета – экономически необоснованной. Приказом же Минэкономразвития РФ №597 предусмотрены не только иные ставки, но и принципиально иная методика их расчета.

Кто готовил Приказ

В разработке Приказа Минэкономразвития РФ №597приняли участие представители Минэкономразвития России, Минтранса России, ФАВТ, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» и эксперты «Инновационного центра гражданской авиации» –разработчики новой методики расчета ставок аренды на земельные участки, занимаемые аэропортами. В её основу положены экономические показатели аэропортов. В качестве основания для классификации используется величина пассажиропотока, определяемая в соответствии с данными отраслевой статистической формы отчетности 15-ГА, утвержденной Росстатом. Так, все аэропорты подразделяются на три группы: с пассажиропотоком более 5 млн. человек в год, с пассажиропотоком от 1 до 5 млн. человек в год и пассажиропотоком менее 1 млн. пассажиров в год. Для каждой группы установлены соответствующие ставки арендной платы, обеспечивающие снижение сегодняшних арендных платежей в десятки раз. Наиболее существенное снижение арендных платежей произойдет для аэропортов с пассажиропотоком до 1 млн. чел. в силу их повышенной социальной значимости для регионов.

По мнению экспертов рынка, принятая мера, наряду с решением вопроса по реализации ФЦП, положительно отразится на формировании стоимости авиаперевозок, поскольку снижение доли затрат на аренду  земельных участков, занятых аэропортами (аэродромами), должно привести и к снижению ставки сбора за взлет-посадку.

Комментирует президент ООО «Инновационный Центр гражданской авиации» Рано Джураева:

«По данным отраслевой статистической отчетности «Форма 67-ГА», деятельность порядка 80% операторов российских аэропортов, обслуживающих взлетно-посадочные операции, нерентабельна. При вступлении в силу Приказа Минэкономразвития РФ №597 доля арендной платы в ставке сбора за взлет-посадку снизится с 11,45% до 1,13%%, а доля арендной платы в среднем пассажирском тарифе – с 0,38% до 0,04%,по оценкам наших экспертов.

Когда к нам обратились за консультацией по разработке методики расчета арендных ставок на земли, занимаемые аэропортами, мы предложили не связывать их с рыночной оценкой кадастровой стоимости земель в регионах, не имеющей отраслевой привязки, а оттолкнуться от экономических показателей аэропортов. Поскольку в основе доходности аэропорта лежит его пассажиропоток, мы разделили аэропорты на три категории и соответствующим образом дифференцировали арендные ставки, обеспечив их максимальное снижение для аэропортов всех категорий. Поскольку сократить арендную плату до нуля не в нашей власти, мы постарались ее снизить, насколько возможно.

Первоначально мы предложили совершенно символические ставки: по первой категории (свыше 5 млн. пассажиров в год)это было 0,88 руб./м2 для аэродромов и 0,308 руб./м2для аэропортов; по второй – 0,054 и 0,189 соответственно; по третьей мы предложили ввести единую ставку0,015 руб./ м2. К сожалению, Минэкономразвития и Минфин не утвердили столь низкие ставки, поскольку данные платежи поступают непосредственно в государственный бюджет.

Тем не менее, новые ставки, предусмотренные готовящимся к выходу Приказом, все равно снижают расходы аэропортов в десятки раз. Приведу сравнительный расчет арендной платы по ряду аэродромов на основе ставок согласно Приказу в сравнении с ныне действующими (на основе данных Росземкадастра). Сравнение весьма показательно. Очевидно, что аэропорты, на которые будет распространяться действие Приказа, ждут его скорейшего вступления в силу.

Комментирует В.Е.Александров, генеральный директор ОАО «Аэропорт Внуково»:

«Аэропорт «Внуково» заинтересован в скорейшем введении в действие Приказа Минэкономразвития РФ №597 от 26.10.2011, который позволит снизить арендную плату за пользование аэродромным комплексом в десятки раз. В связи с задержкой вступления в силу данного Приказа арендная плата на занимаемые аэропортом земли определяется из расчета 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка на основании Постановления Правительства РФ № 582 от 16.07.2011. По аэродромному комплексу «Внуково» она составляет 343 538 120 руб., а в соответствии с готовящимся Приказом она составила бы 11 560 500 руб. Отвлечение столь существенных финансовых средств, предусмотренных ныне действующим Постановлением, негативно отразится на финансово-экономическом состоянии аэропорта «Внуково» и повлечет за собой увеличение ставки аэропортового сбора за взлет-посадку. Срочное установление новых ставок арендной платы обусловлено, прежде всего, необходимостью оформления разрешений на строительство объектов, расположенных на территории аэропорта Внуково, в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ».

Комментирует М.М. Василенко, генеральный директор аэропорта ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»:

«Мы поддерживаем принятие Приказа Минэкономразвития РФ№597 от 26.10.2011. В настоящее время ОАО «МАШ» уплачивает арендную плату за используемый земельный участок из расчета 1,5% его кадастровой стоимости. При этом в ближайшее время, по нашей собственной информации, кадастровая стоимость земель транспорта в Московской области может вырасти вдвое, что в свою очередь удвоит и текущую арендную плату. А при вступлении в силу Приказа Минэкономразвития РФ№597 арендная плата для ОАО «МАШ» уменьшится в несколько раз.

Если же сравнить предлагаемые Минэкономразвития ставки аренды с ныне действующими в среднем по России, то для аэродромов с пассажиропотоком свыше 5 млн. пассажиров в год они уменьшатся примерно в четыре раза. А для аэродромов с пассажиропотоком до 1 млн. в год и от 1 до 5 млн. пассажиров в год снижение будет в 84 и 168 раз соответственно! Для этих категорий аэродромов Приказом установлено 0,05 и 0,1 руб. за кв. метр в год соответственно, что фактически является символической платой, обусловленной только возмездным характером договоров аренды. В этой связи мы считаем вступление в силу данного Приказа необходимой мерой, направленной на скорейшее освобождение от избыточной финансовой нагрузки всех аэропортов России, находящихся в федеральной собственности, независимо от объемов их пассажиропотока».

Комментирует М.Ю. Смирнов, генеральный директор ООО «Новапорт»:

«Специалисты ООО «Новапорт» совместно со специалистами всех аэропортов, входящих в сеть Новапорт (Новосибирск, Томск, Барнаул, Челябинск, Волгоград, Астрахань, Чита) поддерживают скорейшее принятие Приказа Минэкономразвития РФ№597. На наш взгляд, предусмотренные данным Приказом ставки арендной платы в полной мере соответствуют задаче снижения стоимости обслуживания воздушных судов аэропортах Российской Федерации в целях развития авиационных перевозок. При вступлении данного Приказа в силу снизятся ставки аренды аэродромов, которые складываются в том числе из ставок аренды федеральной земли под аэродромами, что в свою очередь снизит стоимость обслуживания самолетов и в конченом итоге – стоимость перевозок. Во-вторых, вступление в силу данного приказа создаст равные конкурентные условия на аэропортовом рынке. Стоимость аренды земельного участка будет зависеть не от его близости к городу, а от пассажиропотока аэропорта».

Комментирует О.В. Даукшес, и.о. генерального директора ОАО «Омский аэропорт»:

«В силу отсутствия сведений об официальном опубликовании текста Приказа Минэкономразвития РФ№597 от 26.10.2011, равно как о его государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, и с учетом чрезвычайной остроты вопроса оформления арендных отношений на федеральные земли, занимаемые ОАО «Омский аэропорт», ожидаем скорейшей информации о регистрации и вступлении в силу данного Приказа».


Aviation EXplorer


комментарии (4):

komissar      17/02/2012 [05:00:48]#1
что-то не слышно мнения жуликов из домодедово. там за аренду 1кв. метр НЕ НУЖНОЙ земли берут 5 евро! и это при том, что земля ИЗНАЧАЛЬНО УКРАДЕНА. кто там говорит, что аэропорты не рентабельны, какие? глаза откройте и наведите порядок.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      17/02/2012 [13:07:30]#2
2 komissar

Насколько я знаю, Домодедово сегодня единственный аэропорт, который платит государству за землю. Все остальные просто игнорируют эти платежи, так как не могут платить по нынешним ставкам.

vnsga      28/02/2012 [10:36:34]#3
Любому, кто хоть как-то интересуется историей, известно, что все войны велись и ведутся в конечном итоге за земли и богатства, которые они сулят и приносят. Земли под аэропортами и аэродромами - не исключение. Особенно федеральные.
Уже несколько месяцев наблюдаю за всей этой «чиновничьей возней» вокруг арендных ставок за государевы земли. Читал все, что опубликовано на эту тему на авиационных порталах. После прочтения этой статьи терпение лопнуло и возникло непреодолимое желание высказаться. Тем более что знаю эти проблемы не понаслышке, а опираясь на опыт работы в наземных службах столичных аэропортов.
Такое ощущение, что в ней кое-кто пытается себя выгородить, да еще и незаслуженно «заработать» лавры победителя. В публикации сознательно умалчивается главная причина возвращения Министерством юстиции приказа без государственной регистрации - ошибки его разработчиков. Они подменили понятие «аэропорт» на «аэровокзал», но совершенно не подумали при этом о последствиях. В результате из сферы действия приказа выпали земельные участки под многими объектами наземной инфраструктуры. И размер арендной платы за них рассчитывался бы, как и прежде, исходя из их кадастровой стоимости, со всеми вытекающими последствиями.
Кстати для аэропортов и некстати для авторов приказа, на ошибку обратили внимание ранее неизвестные мне по роду службы общественники, которые, к моему удивлению, смогли настоять на его возврате из Министерства юстиции для исправления допущенных проколов (см. статью «Министр транспорта поддержал обращение МАРАП и СРО АБ» в блогах на АТО.РУ). При этом ассоциация аэропортов, которой сам бог велел биться за нас - наземных работников, что называется, «не высовывалась».

Продолжу в следующем комментарии ...

Ветеран наземных служб ГА

vnsga      28/02/2012 [10:41:19]#4
Это продолжение моего комментария ...

Если бы эту ошибку, не заметили и не устранили, то цифры экономии на аренде, которые приводит здесь один из лоббистов - «экспертов» приказа, были бы ниже, не говоря уже о путанице, которая возникла бы на местах.
К слову сказать, удивляюсь «компетентности» этого так называемого эксперта, который приводит впечатляющие цифры сравнительных расчетов без уточнения, к чему они относятся: к аэропорту в целом или к аэродрому? Ее утверждение о том, что «деятельность порядка 80% операторов российских аэропортов, обслуживающих взлетно-посадочные операции, не приносит прибыли совсем» далеко от жизни. Из своего практического опыта знаю, что зачастую нерентабельно собственно обслуживание операций взлета-посадки, но в целом деятельность большинства операторов аэропортов рентабельна.
Впрочем, удивляться надо скорей тому, каким образом лицо, ничем особым не проявившее себя ранее на экономическом поприще в Группе Ист-Лайн и Администрации аэропортов Юга, оказалось во главе инновационного центра с модным названием и «законодателем мод» в вопросах экономики аэропортов? Может быть, причиной тому - ее постоянные ссылки на обширные связи в верхах? Может быть, поэтому, злоупотребляя доверием власть предержащих, руководителем упомянутого центра проигнорирована позиция Росавиации, которая считает, что размеры арендных ставок для аэропортов и аэродромов по приказу, вопреки рекомендациям ИКАО, носят дискриминационный характер относительно других видов транспорта? Может, после этих очевидных ляпов «верхи» все же поймут, что ответственность за принятые решения в конечном итоге лежит на власти, а не на так называемых экспертах?! Ведь именно из-за некомпетентности «экспертов-разработчиков», а вовсе не из-за «бюрократов из Министерства юстиции» потеряно столь драгоценное время на регистрацию приказа. И именно поэтому те аэропорты, которым должно повезти, до сих пор не могут «включить» обещанный авторами приказа режим экономии средств.
Хорошо, что совершенно очевидный для любого производственника ляп прежней версии приказа теперь устранен. Но другие-то остались! Например, в доработанный приказ так и не включены арендные ставки за земли под объектами системы ОВД, посадочными площадками и вертодромами. Пусть мне объяснят, почему?! И собирается ли кто-то этим заниматься, или все как обычно: пошумели, отчитались и забыли?! Или нас ждет «наказание невиновных и награждение непричастных», на что так прозрачно намекают авторы статьи «Ставки сделаны, господа !»?

Есть претензия и к редакции этого уважаемого портала. Одновременно со статьей вы разместили новую, исправленную уже в 2012 году, после возврата из Министерства юстиции, версию приказа Министерства экономики с указанием старой даты и номера. Но не сказали ни слова о состоянии дел с его регистрацией.
Аэропорты и аэродромы опять пребывают в ожидании относительно своих перспектив…

Спасибо за внимание.

Ветеран наземных служб ГА





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer