Оценка рынка авиаперевозок РФ на региональных ВВЛ
Оценка рынка авиаперевозок по регионам РФ
- Основной объем региональных авиаперевозок наблюдается в 3-х федеральных округах – ДФО, СФО и УФО, что обусловлено в первую очередь социальной значимостью данных авиаперевозок и наличием государственных заказов на данные авиаперевозки со стороны Субъектов Федерации.
- Рост объемов авиаперевозок в данном сегменте отсутствует и в период с 2009 – 2011 г.г. составляет около 3,5 млн. пассажиров.
- Данные показатели обуславливаются в том числе достаточно сложной демографической ситуацией в населенных пунктах районного и муниципального уровней. При этом экономические точки роста в этих регионах в части крупных инвестиционных сырьевых проектов предусматривают обеспечение рабочей силой вахтовым методом.
Парк региональных и ближнемагистральных ВС в РФ
Парк региональных и ближнемагистральных ВС по авиаперевозчикам РФ
Тип ВС
|
In Service
|
Авиакомпания
|
Yak-42/D
|
59
|
Saravia (7),Kuban Airlines(10),Tulpar Air(3),Gazpromavia (4)
|
Tu-134 A
|
60
|
UTair Express (23)
|
An-24
|
90
|
UTair Express (20), Katekavia (13), Yakutia Airlines (11), Angara Airlines (5), Polar Airlines (10)
|
An-26-100
|
26
|
KrasAvia (3), Angara Airlines (2), UTair Express (2), др.
|
Yak-40
|
55
|
Vologda Air Enterprise (4), Khabarovsk Airlines (4), др.
|
L-410
|
21
|
Arkhangelsk 2nd Aviation Enterprise (4), Polar Airlines (4)
|
An-28
|
8
|
Vostok Airlines (5)
|
An-38
|
2
|
Vostok Airlines (2)
|
An-140- 100
|
4
|
Yakutia Airlines (4)
|
An-148- 100
|
8
|
Rossia (6), Polet (2)
|
SSJ-100 (RRJ-95B)
|
4
|
Aeroflot (4)
|
ATR 42/72
|
17/14
|
Utair (0/11), UTair Express (9/3), Taimyr – NordStar (4/0)
|
CRJ 100 /200
|
6/41
|
Utair (0/15), Rusline (6/11), AK Bars Aero(0/7), Yamal Airlines (0/3)
|
Saab 340/2000
|
5/5
|
Polet (5/5)
|
Dash 8-200/300
|
2/3
|
SAT (2/3)
|
EMB-120
|
3
|
Rusline 3
|
Интенсивность эксплуатации БМС и региональных ВС советского производства в 2010 г.
Тип ВС
|
Кол-во ВС по реестру 2010 г.
|
Количество ВС с действ. Сертификат. по реестру 2011 г.
|
Годовой налет парка 2010
|
Годовое кол-во рейсов 2010
|
Годовой налет на 1 ВС в 2010
|
Ближнемагистральные ВС
|
|||||
ЯК-42Д
(120 пасс.)
|
69 ед. / 56 ед.*
|
53 ед.
|
55.321 л.ч.
|
24.984 рейса
|
800 л.ч./год
|
ТУ-134
(76 пасс.)
|
105 ед. / 57 ед. *
|
30 ед.
|
70.789 л.ч.
|
31.519 рейсов
|
674 л.ч./год
|
Региональные ВС
|
|||||
АН-24 РВ
(50 пасс.)
|
112 ед.
|
57 ед.
|
88.004 л.ч.
|
43.473 рейса
|
785 л.ч./год
|
АН-26-100
(50 пасс.)
|
62 ед.
|
34 ед.
|
32.001 л.ч.
|
11.331 рейс
|
516 л.ч./год
|
ЯК-40
(30 пасс.)
|
105 ед. / 74 ед. *
|
32 ед.
|
26.269 л.ч.
|
14.875 рейсов
|
250 л.ч./год
|
Л-410
(17 пасс.)
|
26 ед.
|
7 ед.
|
6.004 л.ч.
|
3.705 рейсов
|
230 л.ч./год
|
АН-28
(17 пасс.)
|
15 ед.
|
16 ед.
|
3.214 л.ч.
|
1.245 рейса
|
214 л.ч./год
|
АН-2
(12 пасс.)
|
348 ед.
|
22 ед.
|
44.630 л.ч.
|
9.775 рейсов
|
128 л.ч./год
|
* - в том числе для коммерческих перевозок
Сертифицированные региональные ВС и структура их поставок в 2002-2011 гг.
Класс ВС
|
Типы ВС
|
|
Производства СНГ
|
Западного производства
|
|
Реактивные региональные пассажирские самолеты
|
||
60-85 мест
|
Ан-148-100
|
RJ-70
|
40-60 мест
|
Ан-74ТК-300
|
CRJ-100/-200, ERJ-145
|
20-40 мест
|
|
ERJ-135
|
Турбовинтовые региональные пассажирские самолеты
|
||
60-85 мест
|
Ил-114/-100
|
ATR-72
|
40-60 мест
|
Ан-140/-100
|
ATR-42,Dash-8-300, SAAB 2000
|
20-40 мест
|
Ан-38-100
|
Dash-8-100/-200, SAAB 340, EMB-120
|
Легкие многоцелевые самолеты
|
||
15-19 мест
|
|
Ан-28, Л-410/420
|
10-14 мест
|
|
Beech 300
|
7-9 мест
|
Ан-3Т, М-101Т
|
Ce-208, PC-12, P.180
|
4-6 мест
|
Бе-103, СМ-92Т, Аккорд 201
|
Ce-206, PA-46, PA-34
|
* Синим цветом выделены типы ВС, производимые в настоящее время
|
|
|
Прогноз потребности в региональных ВС на период 2015 – 2030 гг.
|
|
Состояние инфраструктуры эксплуатации региональных ВС
- Отсутствие достаточного числа финансово устойчивых и кредитоспособных региональных авиакомпаний
- Наличие опыта эксплуатации исключительно «русскоязычных» ВС
- Дефицит кадров
- Высокая степень износа аэродромной инфраструктуры
Планируемые продукты ИФК в сегменте региональных ВС вместимостью свыше 50 кресел
- Типы ВС: реактивные An – 148 /158, SSJ -100, турбовинтовые Q300/400, ATR 42/72
- Долгосрочное (до 15 лет) финансирование региональных ВС из собственных и заемных источников (в т.ч. российских и иностранных финансовых институтов)
- Обеспечение услуг как финансового, так и операционного лизинга
- Контроль технического состояния ВС (включая формирование резервов на ТОиР)
- Быстрый ремаркетинг ВС при необходимости
- Работа с федеральными и региональными властями по формированию оптимальных мер государственной поддержки
Необходимые меры государственной поддержки
- Распространение мер субсидирования федеральным бюджетом лизинговых платежей за региональные самолеты (Постановление 1212) на отношения операционного лизинга
- Бюджетное финансирование обновление региональной аэродромной сети
- Введение дополнительного субсидирования самолетов вместимостью менее 50 кресел
- Рассмотрение возможности размещения в РФ производства современных региональных самолетов вместимостью менее 70 мест