← Назад

Главная Авиация ПрезентацияСистема подготовки членов экипажей на современные ВС ГА в России

Доклад Директора АНОО «С7 Тренинг» Олега Васильева на международной конференции "Профессионалы в авиации", 21.02.2012 "Система подготовки членов экипажей на современные ВС ГА в России: Текущее состояние и перспективы развития"


5 марта 2012 года / Олег Васильев / Aviation EXplorer

В настоящее время подготовке авиационного персонала, в особенности летного состава, уделяется повышенное внимание не только со стороны Министерства транспорта и авиапредприятий. Данная проблема широко обсуждается в средствах массовой информации и Интернете. Cистема подготовки авиационного персонала, в особенности подготовка членов экипажей современных ВС, существует и развивается, причем развивается весьма не плохо. В данном докладе представлена точка зрения автора на развитие системы подготовки членов экипажей на современные ВС в России, не затрагивая вопросы первоначальной подготовки пилотов и авиационного персонала в целом.

Васильев Олег
Директор АНОО «С7 Тренинг»

Формирование системы подготовки членов экипажей на современные ВС можно разделить на два этапа, первый – с 1991 по 2003 годы, второй – с 2004 года по настоящее время.

Первый этап начинается с поставки первых ВС зарубежного производства. Данный этап можно охарактеризовать достаточно быстрым развитием теоретической подготовки, чему способствовали высокая квалификация инструкторского состава и методические материалы, поставляемые вместе с современными самолетами. Тренажерная база при этом развивалась достаточно медленно. Это объясняется не только макроэкономической ситуацией или нежеланием авиакомпаний построить современную систему подготовки авиационного персонала. Существующий в это время парк ВС по разным причинам делал такое развитие по меньшей мере экономически не обоснованным, тем более что необходимые для проведения подготовки членов экипажей ВС тренажеры были вполне доступны за рубежом, в точках полетов российских авиакомпаний – эксплуатантов ВС зарубежного производства. Основным результатом данного этапа является накопление необходимого опыта проведения подготовки по современным методикам и с применением современных технических средств, что, наряду с быстрым ростом парка однотипных ВС, привело к второму этапу формирования системы подготовки на современные ВС в России.

Началом второго этапа можно считать ввод в эксплуатацию первого тренажера уровня  D в 2004 году. Данный этап характеризуется началом формирования полноценной системы подготовки членов экипажей современных ВС. Финансовый кризис 2008 года продлил данный этап года на два. Тем не менее на сегодняшний день в России имеется четыре современных авиационных учебных центра, обладающих инфраструктурой, позволяющей проводить все виды подготовки членов экипажей ВС на собственной базе, эксплуатирующие 11 современных тренажеров (8 комплексных тренажеров самолетов и 3 комплексных тренажера вертолетов). Кроме комплексных тренажеров, данные центры оснащены и другим современных оборудованием для подготовки пилотов и бортпроводников. Надо отметить, что 2 новых тренажера предназначены для подготовки летного состава на современные ВС отечественного производства. Пять тренажеров из имеющихся одиннадцати произведены в России. Ноябрь 2011 года можно рассматривать как некий качественный скачек в развитии тренажерной базы, когда в эксплуатацию было введено шесть новых тренажеров – 3 КТС и 3 КТВ.

Таким образом, результат второго этапа развития системы подготовки членов экипажей ВС, является создание интеллектуального и технологического фундамента этой системы, пусть и недостаточно совершенной, но стабильно обеспечивающей подготовку пилотов и бортпроводников на быстро растущий флот современных ВС. В том, что ранее такой фундамент отсутствовал, есть и позитивная сторона, строить приходилось практически в «нуля», в результате по качеству тренажеров и инфраструктуры российские центры во многом превосходят зарубежные.

Каким же видится дальнейшее развитие рассматриваемой системы?

До 2011 года возможности тренажерной базы существенно отставали от потребностей в тренажерном времени для имеющегося парка ВС.  С 2012 года разрыв становится не столь драматичным, принимая во внимание, что дня некоторых типов ВС установка тренажера в России продолжает оставаться экономически нецелесообразной.

Необходимо отметить, что, начиная с 2010 года, разрыв между ростом возможностей тренажерной базы и возрастанием потребностей в тренажерном времени для вновь поставленных в российские авиакомпании ВС, был не столь велик, а с 2012 года возможности тренажерной базы начнут расти опережающими темпами.

В 2012 году по наиболее популярным узкофюзеляжным ВС зарубежного производства, за исключением Б737-300/400/500, дефицит тренажерного времени будет не значителен, а по новым типам ВС отечественного производства возможности тренажерной базы уже сейчас существенно превышают потребности в подготовке на 2012 год.

В следующем году ситуация существенно изменится, и практически по всем перечисленным типам ВС предложение тренажерного времени начнет опережать спрос.

В ближайшие год-два в России появится еще как минимум 4 авиационных учебных центра, оснащенных современными тренажерами, и не менее 9 комплексных тренажеров самолетов, так что о недостаточном развитии учебной базы на наиболее распространенные типы ВС ГА можно будет забыть. При этом количество строящихся фундаментов для размещения тренажеров превышает количество заказанных тренажеров, и нет оснований полагать, что эти фундаменты не будут задействованы в ближайшее время.

По имеющимся прогнозам, к 2020 году парк российских авиакомпаний будет включать около 1300 современных ВС, для эксплуатации которых требуется около 40 современных тренажеров. Так что при наличии существующей тенденции вполне вероятен избыток имеющегося в наличии тренажерного времени, что, несомненно, приведет к резкому усилению конкуренции. При этом не стоит забывать, что ряд зарубежных учебных центров в значительной степени ориентирован на подготовку российских пилотов, и уходить с нашего рынка не собирается, так что ожидания сверхдоходности данного бизнеса, по меньшей мере, не совсем обоснованы. Наименее опасна данная тенденция для авиационных учебных центров крупных авиакомпаний, имеющих гарантированный заказ, и государственных учебных заведений ГА, существующих за счет бюджета. Несомненно, усиление конкуренции позитивно скажется на стоимости подготовки. О влиянии конкуренции на качество подготовки выводы можно будет делать только с течением времени.

Помимо роста количества тренажеров, дальнейшее развитие системы подготовки будет характеризоваться:

  • Ростом качества тренажерной базы, так как эффективно эксплуатировать устаревшую технику в России достаточно проблематично. Кроме того, акценты в развитии учебной базы будут смещены от «просто установки тренажера» к комплексному решению, включающему приобретению оптимального комплекса технических средств и технологий для подготовки членов экипажей ВС.
  • Освоением новых типов ВС с новыми особенностями подготовки экипажей
  • Развитием дистанционного обучения, и не только для поддержания квалификации членов экипажей ВС
  • Развитием методической базы, в частности, для проведения переподготовки выпускников учебных заведений ГА, военных пилотов, коммерческих пилотов из числа штурманов и бортинженеров, что неизбежно в связи в необходимостью увеличения количества летных экипажей
  • Увеличением количества оборудования российского производства, предназначенного для подготовки членов экипажей современных В

Вместе с ростом количественных и качественных показателей российской системы подготовки членов экипажей ВС растет и количество связанных с этим проблем.

Значительной проблемой является организация технической эксплуатации тренажеров, не столько из-за отсутствия инженерно-технического персонала, сколько из-за проблем с оперативной поставкой запасных частей. В большинстве случаев трудозатраты на таможенное оформление превышают затраты на собственно ремонт.

Не так давно были отменены таможенные пошлины на авиационные тренажеры, что сделало эксплуатацию данного оборудования экономически оправданной. К сожалению, таможенные органы почему-то не относят процедурные и аварийно-спасательные тренажеры к числу авиационных. Запасные части также подлежат налогообложению на общих основаниях, а отправка отказавшего блока в ремонт часто обходится дороже, чем приобретение нового.

Помимо перечисленного, на конкурентоспособность российской системы влияют и другие факторы, такие как высокая себестоимость, стоимость дополнительных сервисов, (например, транспорт и проживание), особенности получения российской визы.

Тем не менее, несмотря на перечисленные проблемы, система подготовки членов экипажей современных ВС развивается достаточно динамично, внося существенный вклад в развитие отрасли ГА в целом, и есть все основания полагать, что в недалеком будущем вопросы подготовки авиационного персонала вновь станут предметом обсуждения ответственных за данные вопросы специалистов и отраслевых изданий.


Олег Васильев


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2012/3/5/1528/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.