Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Специальный репортаж

Шаманы, травка и панты

8 июня 2012 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

29 мая 2012 года авиакомпания S7 Airlines начала выполнять регулярные рейсы Москва (Домодедово) - Горно-Алтайск. Казалось бы, подумаешь, ещё один новый рейс. Мало ли сейчас, в преддверии туристического сезона их открывается? Всё было бы так, если бы не пункт назначения – город Горно-Алтайск. Когда-то это был динамично развивающийся аэропорт с разветвлённой сетью местных воздушных линий. Но ситуация в экономике 90-х привела к тому, что в 1995 году выполнение рейсов из аэропорта совсем прекратилось. Оживать аэропорт начал лишь несколько лет назад, когда его под своё крыло взяла компания «Сибмост». И вот оно, знаменательное событие, впервые за много лет в аэропорту Горно-Алтайска приземлился самолёт, прилетевший регулярным рейсом из Москвы.

Несмотря на раннее утро (6:15 по местному времени), в аэропорту собралось немало желающих стать очевидцами этого события. Фактически прилёт самолёта S7 стал праздником республиканского масштаба. Были и подарки, и угощения, и песни народов Алтая. У трапа самолёта первых пассажиров встречали: Глава Республики Алтай Александр Васильевич Бердников, Председатель Эл Курултая Иван ИтуловичБелеков, Президент ОАО «Сибмост» Альберт Александрович Кошкин и Генеральный представитель S7 Airlinesв Сибирском регионе Эдуард Михайлович Пушненко.

Открытие рейсов было предусмотрено соглашением о сотрудничестве между S7 Airlines и Министерством регионального развития Республики Алтай. Самолёты S7 будут летать в Горно-Алтайск с периодичностью два раза в неделю. Вылет из московского аэропорта «Домодедово» по вторникам и субботам в 22:35, прибытие в Горно-Алтайск – в 6:10 по местному времени. Обратный рейс вылетает из Горно-Алтайска по средам и воскресеньям в 7:10 и прилетает в Москву в 9:00. Полеты будут осуществляются на самолётах Airbus A319/A320. К слову, первый рейс авиакомпания предполагала выполнить на самолёте А319, но желающих полететь прямым рейсом оказалось значительно больше и самолёт был заменен на более вместительный А320.

C 14 июня к действующему расписанию добавится дополнительная частота – вылет из Москвы по четвергам, а вылет из Горно-Алтайска – по пятницам. Важно отметить, что эти перевозки субсидируются как из Федерального бюджета, так и из республиканского. Открытие полётов в Горно-Алтайск - яркий пример эффективности такой меры, как субсидирование авиаперевозок.

Как только завершились официальные мероприятия, мы отправились на экскурсию по аэродрому.  «Наша компания является собственником аэропорта, 100-%-ный пакет акций которого был приобретен осенью 2010 года. Почему мы заинтересовались непрофильным активом? Потому что предыдущий владелец не устраивал правительство Республики Алтай пассивностью в процессе модернизации предприятия. А «Сибмост» вел здесь работы, и в итоге, стал хозяином этого предприятия», - рассказал Президент ОАО «Сибмост» Альберт Александрович Кошкин.

Справка: Аэропорт «Горно-Алтайск» был введен в эксплуатацию в 1968 году. Его взлетно-посадочная полоса позволяла принимать самолеты Як-40, Ан-2, вертолеты Ми-8 и Ми-2. Из Горно-Алтайска можно было несколько раз в день летать в Барнаул, Новосибирск, Артыбаш, Улаган, Кош-Агач, Усть-Коксу. С 1969 по 1972 годы пассажиропоток ежегодно увеличивался в два раза. Однако к 90-м годам прошлого века количество регулярных рейсов неуклонно сокращалось, пока в 1995 году они не прекратились полностью.

Президент ОАО «Сибмост» Альберт Александрович Кошкин.

Аэропорт Горно-Алтайска открылся после масштабной реконструкции осенью 2011 года.Реконструкция аэропортового комплекса и терминальной инфраструктуры велась в рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России», рассчитанной на пять лет. Общая стоимость строительства и реконструкции составила свыше 1 млрд. 179 млн. рублей. Для реализации проекта потребовалось реконструировать ВПП с ее удлинением и доведением до II категории ИКАО, расширить перрон, заменить светосигнальное и навигационное оборудование. Был произвеён, капитальный ремонт терминального хозяйства и сопутствующих объектов.

Удлиненная до 2300 метров ВПП теперь может принимать современные воздушные суда. В октябре 2011 года Airbus A320 S7 Airlines совершил технический рейс в Горно-Алтайск и стал первым лайнером, который произвел посадку на обновленную полосу аэропорта.

Модернизированы действующие и построены новые объекты аэродромной инфраструктуры:

  • контрольно-диспетчерский пункт
  • объекты аэродромной службы
  • службы метео- и орнитологического наблюдения.

Комплекс по обеспечению безопасности полетов дополнен аварийно-спасательной станцией для базировки спасательных расчетов и спецтехники. Служба укомплектована новым спецоборудованием, аэродромными автомобилями на базе «КАМАЗ».Модернизирована линейка спецтранспорта для наземного обслуживания ВС. Терминальный комплекс укомплектован новым досмотровым оборудованием, для оформления пассажиров и обработки багажа, современной информационной системой.

В 2011 году пассажиропоток в аэропорту составил 4724 человек. Что интересно, прогнозный план 2011 года по пассажирам составлял лишь 1900 человек: то есть, показатели по итогам года оказались в два раза выше. В нынешнем году, с запуском новых рейсов и приходом новых авиаперевозчиков, аэропорт планирует увеличить пассажиропоток до 30 000 чел. Честно говоря, не помню, чтобы российский аэропорт за год когда-нибудь увеличивал объёмы перевозок за год в более чем в 5 раз. Однако, похоже у Сибмоста есть основания быть столь самоуверенным.

Аэропорт ведет переговоры об открытии новых маршрутов и приходе новых партнеров-авиаперевозчиков. Авиакомпания «Ангара» с 1 марта увеличила частоту вылетов до 4-х в неделю. Увеличена частота полетов в Новосибирск. Также администрация аэропорта Горно-Алтайск ведет переговоры с руководством авиакомпании Dexter об открытии нового для республики маршрута в Красноярск. Кроме регулярных рейсов аэропорт Горно-Алтайска используется авиакомпаниями бизнес-авиации: JetExpress, «Траверс-Авиа Сервис», Dexter, «Меридиан».

Руководство аэропорта считает, что потенциальный пассажиропоток аэропорта при его активном развитии может уже к 2014 г. превысить 200 тыс. пассажиров в год. Нынешняя реконструкция аэропорта – первый этап развития авиационной инфраструктуры Республики Алтай. И, если будущий пассажиропоток действительно оправдает ожидания, то планы Сибмоста по строительству нового терминала к 2015 году станут реальностью.

И всё же, не слишком ли лихо замахнулись в Сибмосте сразу на 200 тысяч пассажиров? В принципе, по моим прикидкам, сам аэропорт в нынешней инфраструктуре, при нормальной организации работы и выделении  слотов, с таким пассажиропотоком справится. Другое дело, есть ли потенциальный спрос на перевозку такого количества туристов. Говорю о туристах потому, что сам регион, очевидно, не сможет сгенерировать такой пассажиропоток, значит, ставка делается на прибывающих в республику пассажиров.

Руководство республики и города Горно-Алтайск постарались развеять наши сомнения. Город в республике один, поэтому местные жители его зовут просто – город. Горно-Алтайск - молодой город, лишенный каких-либо архитектурных шедевров, но на удивление чистый и ухоженный. Глядя на это не раз вспоминал шок, пережитый в Петропавловске-Камчатском. Честно говоря, даже не надеялся увидеть такой аккуратный по российским меркам городок здесь на Алтае. Впрочем, чтобы пережить культурный шок не обязательно далеко отъезжать от Москвы. Когда-то я был поражен практически руинизированным Угличем, где, как мне показалось, понятие тротуар просто отсутствует.

С городом нас знакомил мэр Горно-Алтайска Виктор Александрович Облогин.

Когда-то, в советское время, здесь были предприятия текстильной промышленности. Но в рыночных реалиях они «приказали долго жить». Позже пришло осознание, что главный товар республики - экология. Недавно был реализован проект газификации города, перестали дымить трубы угольных котелен,  теперь воздух над городом чист и прозрачен круглый год. Завершилась наша короткая экскурсия по городу на горе Тугая (ударение на «Я»). Скоро на склоне горы будет смотровая площадка, кафе и подъёмник для лыжников и серфингистов. Сам Виктор Александрович заядлый парапланерист и периодически совершает полёты с горы над близлежащими районами города, в качестве площадки для приземления используя городской стадион. Парапланеризм и Рафтинг – любимые виды спорта в республике.

Вид на Горно-Алтайск с горы Тугая

Но главные красоты Алтая находятся вне города. Причем, они вполне доступны. Дороги в республике очень приличного качества, однако горный рельеф не даст вам расслабиться или слишком разогнаться. Все дороги, в том числе и главная транспортная артерия Алтая – Чуйский тракт, извиваются по долинам или вдоль русел рек. Так, путешествие в 140 км. к озеру Телецкое с местным водителем-экстремалом заняло более 3-х часов и не доставило никакого удовольствия. Зато увиденное полностью компенсировало все неприятные дорожные ощущения. 

Это огромное озеро образовалось на месте тектонического разлома. - Ширина озера от 2-х до 5 км, длина – 79 км., а максимальная глубина – 323 метра. Озеро очень красиво и  величественно. Оно находится в горной котловине на высоте 434 метра. В озеро впадает 70 рек, а вытекает лишь одна. В том месте, где водная гладь превращается в бурный поток реки Бия расположен населённый пункт Артыбаш. Сразу вспоминается фильм «Пропавшая экспедиция». Не к этому ли месту стремились его герои?

На берегах озера расположены турбазы, предлагающие различные виды развлечений. Их набор практически везде одинаков: конные или пешие прогулки, экскурсии на катерах и сплав  по рекам на рафтах, вертолётные прогулки или полёты на парапланах, поездки на снегоходах, рыбалка и охота. Но условия размещения и уровень сервиса очень разнообразен. Не буду комментировать, у каждого свои критерии и запросы. Выбор есть.

К тому же, сейчас Алтай переживает настоящий инвестиционный бум. Бизнес из Москвы, Новосибирска, Барнаула активно осваивает регион, создавая туристическую инфраструктуру. Одним из наиболее грандиозных государственно-частных проектов является «Алтайская Долина». Это особая экономическая зона, расположенная всего в нескольких километрах от аэропорта Горно-Алтайск, где будет создан туристический комплекс, с отелями премиум-класса, горнолыжными спусками и огромным искусственным озером. К слову, в республике строятся сразу несколько горнолыжных курортов. Если эти грандиозные планы будут реализованы, Алтай превратится в круглогодичный туристический регион. Теперь становится понятна уверенность руководителей аэропорта в столь динамичном увеличении пассажиропотока.

Кстати, ОАО «Сибмост» (владелец аэропорта) строит современную многополосную автомагистраль, которая соединит аэропорт с Алтайской Долиной. Также, Сибмост отвечает за создание в этой особой экономической зоне всех инфраструктурных объектов, коммуникаций и самого искусственного озера. Причем, искусственное озеро это не ландшафтное излишество. В республике достаточно водоёмов, но нет ни одного тёплого. Все они ледникового происхождения и вода в реках даже летом держится на уровне 2 град. С. Не особо прогревается и озеро Телецкое.

Дно будущего искусственного озера в Алтайской долине

Из ледяных водоёмов «вытекает» и ещё одно преимущество Алтая – полное отсутствие комаров и иных досаждающих туристу сибирских кровососущих. Им просто негде размножаться. Но есть одна неприятность – клещи. Турбазы конечно обрабатываются. Но надо ли ехать на Алтай, чтобы потом не выходить за пределы комнаты? И если вы жаждите активного отдыха, не забудьте перед поездкой о прививке против клещевого энцефалита. Насколько я понял, в местных туркомплексах такая услуга почему-то не предлагается.

Знаю, вас сейчас мучает лишь один вопрос: ехать или не ехать. Чтобы решение было осознанным, приглашаю вас на виртуальную экскурсию по туристическим базам и иным достопримечательностям Горного-Алтая. Просто кликайте на первую фотографию. Поверьте. Потраченное время того стоит.

Турбаза «Орлиное гнездо» на берегу реки Катунь

Туристический комплекс Манжерок

Здесь функционирую 3 мини-гостиницы по 12 номеров. К зимнему сезону обещают ввести в эксплуатацию ещё 6 гостиниц. Кресельный подъёмник поднимет вас на на гору Малая Синюха на высоту 1020 метров. К зиме обещают подготовить 8 горнолыжных трасс. А всего по проекту их будет 30, общей протяженностью около 60 километров. Самая длинная – 3 км. Лыжный сезон на Алтае с 25 ноября по 15 апреля.

Турбаза Манжерок на берегу реки Катунь

Мараловодческое хозяйство "Карым"

Здесь добывают панты – рога марала (он же – благородный олень). Туристам предлагают снадобья практически от всех болезней и мараловые ванны (купание в пантовом отваре).

Турбаза Эдем на озере Телецкое

Гостиница Артыбаш на озере Телецкое

Алтайский ботанический сад.

Здесь вам не только расскажут про эндемики Алтая, но и угостят фантастическим травяными чаями собственного производства. Кстати, эти чаи можно заказывать через Интернет, и вам их вышлют по почте.

Чемальский район

Православный храм на острове Патмос

Эко-СПА комплекс «Марьин Остров» (элитный отдых)

База отдыха «Турсиб»  - ведомственная турбаза ОАО "РЖД" с развитой инфраструктурой.

Спортивно-стрелковый клуб «Айтау»

Рафтинг

Да, у этого региона есть реальные перспективы стать «туристической Меккой», а у аэропорта немалые перспективы развития. Из аэропорта удобно добираться до популярного города-курорта Белокурихи (она в 100 км отсюда), всесезонного горнолыжного курорта Манжерок - 25 км (возможно, вы помните песню в исполнении Эдиты Пьехи «Что такое Манжерок»?), здравницы на озере Ая (10 км). До особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» всего 30 км, до зоны «Алтайская долина» – 8 км. Неподалеку расположена игорная зона «Сибирская монета», Чемал, Телецкое и Каракульские озера. Кроме того, долина реки Катунь – с ее турбазами, отелями и домами отдыха – находится в диапазоне от 5 до 90 км от  аэропорта   Горно-Алтайск.

Уже сегодня Алтай привлекает туристов из соседних регионов Западной Сибири (Новосибирска, Томска и Кузбасса), а также жителей Красноярского края, Урала и ближнего зарубежья. По данным республиканского Министерства туризма и предпринимательства, в 2011 году Республику Алтай посетили 1 миллион 350 тысяч туристов. Открытие современного аэропорта в республике, очевидно, привлечёт на Алтай жителей и Европейской части Росси, а также может стать одним из определяющих факторов проявления к региону активного интереса со стороны российских и иностранных инвесторов.

p.s. Впрочем, не без ложки дёгтя. В целом, нынешняя туристическая инфраструктура республики и уровень сервиса ещё далеки от того, что за те же деньги предлагают горные курорты Австрии, Франции и других европейских стран. Да и наиболее интересные объекты ещё только строятся. Ну и менталитет советского человека-трутня ещё не везде выветрился. Поэтому, если вас не пугает компания чем-то недовольного водителя автобуса и постоянно пьяного экскурсовода, возможность остаться без  ужина из-за «забывчивости» турагентства, уборщица, забывающая ключ в дверях вашего номера, а уборка самого номера через день, и тотальное засилие Русского Шансона, то Добро пожаловать на Алтай.


Роман Гусаров


комментарии (6):

Сафокл      09/06/2012 [11:37:10]#1
Примерно так. Но, Роман, комфорт сытой жизни и комфортный туризм не всем по вкусу. Я сам сибиряк и мне не нужен обустроенный быт в походе, теряется сам смысл активного отдыха! Знаю людей, что водят туристов неделями по тем диким местам. Но самая жемчужина- Белуха и все окрестности. Раньше ходили даже пацаны с Шории на Телецкое. Тоже пашня не паханая, а красоты и впечатления- на всю жизнь просто. И есть худенькая теперь дорога, как вариант авто-мото-вело.
Хорошее дело, удачи всем!

зарегистрированный участник      10/06/2012 [07:03:23]#2
среднегодовая температура 0, 5 градусов. 9 месяцев из 12 погода колеблется от плохой до очень плохой (для туризма)...
хотя красивые картинки среди зелени напоминают тропические курорты.

а вообще смотрим на Байкал - зимой на том же Ольхоне окромя рыбаков вообще никого не бывает. Да и те не из Москоу и Барселоны

Пассажир Лёха      10/06/2012 [18:00:59]#3
Отличный репортаж, наконец то и в России, что то делается для развития туризма, не одной Анталией жива наша страна, S-7 зачет

Wen      13/06/2012 [08:27:53]#4
Роман, спасибо за статью. Сам коренной сибиряк, не раз бывал в тех местах. Красивее природы надо поискать...
Хорошо, что что-то начало делаться в обеспечении доступности к большому миру для жителей этих мест, да и для всех нас.

Kisa      14/06/2012 [01:12:04]#5
Спасибо за яркую и интересную статью, вдохновляет побывать там !

Михаил_К      14/06/2012 [10:38:41]#6
Завидую автору! Такая служебная командировка...

А судя по прекрасным фотографиям, туристы туда пойдут косяком...





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько



Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBnRss
Рекомендуем: http://courier.youdo.com/food-delivery/pitanie/, подробное описание здесь.
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/arenda/lesovoz/tag/manipulyator/, смотрите ссылку.
Курьер на час: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, смотрите ссылку.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer