← Назад

Главная Авиация Экспертное мнениеНеобходимы кардинальные изменения в программе профессиональной подготовки линейных пилотов

19 июля 2012 года / Тульский С.Г. / Aviation EXplorer

Подготовка пилотов для линейной авиации РФ это важнейшая государственная задача, решение которой требует серьезного комплексного подхода. Начать необходимо с изменения самой системы подготовки пилотов, следствием которой станет и повышение ее качества.

Тульский Станислав Георгиевич
Заслуженный пилот России. В 1967 году окончил Краснокутское летное училище. В 1974 году - Академию гражданской авиации. Освоил полеты на самолетах Як-18, Ан-2, Як-40, Ил-62, Ил-86, А-310, В-767, В-777, А-320, А-330 налетав безаварийно более 18 000 час. Работает в ОАО «Аэрофлот» с 1979 года, в настоящее время советником генерального директора. Работал заместителем генерального директора - директором летного комплекса ОАО «Аэрофлот»; директором «Авиационной школы Аэрофлота».

До настоящего времени обучение в летных учебных заведениях ГА проводится по двум государственным образовательным стандартам, разработанным еще в 50-десятые и 70-десятые годы, соответственно:

1. «Летная эксплуатация летательных аппаратов» - среднее образование.
Срок обучения 2 года 10 месяцев, стоимость - 3,4млн. руб.
2. «Летная эксплуатация воздушных судов» - высшее образование.
Срок обучения 5лет, стоимость - 5млн. руб.

Обучение по этим стандартам проводилось на самолеты отечественного производства. И пилоты, закончившие эти учебные заведения, начинали достаточно долгий путь освоения различных типов ВС от простого к более сложным (как правило, от самолета Ан-2 до Ту-154 или Ил-62).

Сейчас ситуация изменилась: пилоты, закончившие эти же учебные заведения с устаревшими программами обучения и прошедшие практику полета на самолётах, не имеющих аналогов современного пилотажного и навигационного оборудования, сразу попадают на современные ВС с двухчленным экипажем, как правило иностранного производства (с так называемой стеклянной кабиной " Glass cockpit"). Авиакомпании, эксплуатирующие данные воздушные суда, вынуждены самостоятельно доучивать в течении, как минимум, 1,5 - 2-х лет выпускника летного училища ГА, затрачивая на это до 1,5 млн. рублей собственных средств.

Резко изменились психологические и профессиональные требования к кандидатам. Современная кабина с дисплейным оборудованием и комфортными условиями труда не требует огромных физических нагрузок от пилота, но навыки работы с компьютером, умение контролировать процессы автоматики и быстро реагировать в сложных ситуациях, предусматривают изменения в отборе кандидатов по медицинским показателям. Большое значение приобретает тестирование пилотов по психологическим аспектам (реакция, память, умение противостоять стрессам).

В ряде больших авиакомпаний РФ такая работа ведётся достаточно успешно, но в лётных училищах она либо отсутствует, либо находится в зачаточном состоянии. Не имеет развития в наших училищах подготовка по управлению ресурсами экипажа (CRM), в то время как в зарубежных учебных центрах этой подготовке уделяется большое внимание.

Знание английского языка становится необходимым для кандидатов в линейные пилоты, так как вся документация иностранных ВС выполнена на английском языке, а связь за рубежом ведётся также только на английском языке.

Все это доказывает необходимость кардинальных изменений в программе профессиональной подготовки линейных пилотов, системе отбора кандидатов, требованиям к преподавателям, тренажёрам и воздушным судам, применяемым в ходе обучения.

Без сомнения, первоначальные навыки пилотирования пилоты могут и должны получать на обычных учебных отечественных самолетах. Но дальнейшую подготовку, необходимо проводить на ВС оборудованных современным пилотажным и навигационным оборудованием. Большую роль в первоначальной подготовке пилотов имеют современные тренажёры с высокой степенью имитации условий полёта.

В настоящее время все более широкое применение в мире получает программа подготовки лётного состава для линейной авиации двухчленного экипажа (MPL), которая предусматривает профессиональную подготовку летчика с "нуля "до 2-го пилота на воздушные суда А 320 или B 737 за 1,5-2 года. При этом стоимость такого обучения значительно ниже- 2,2 млн. рублей.

По информации IATA с 2009 по конец 2011 года в мире по этой программе подготовлено более 400 пилотов. На сегодняшний день обучение проходят еще более 1600 пилотов. Подготовку по программе MPL проводят 14 учебно-тренировочных центров в 11 странах мира. Программа MPL в 2010 году также разработана и утверждена и в России, но, к сожалению, до сих пор не внедрена в практику.

Суть данного обучения заключается в том, что курсант получает несколько укороченную летную подготовку на воздушных судах (52 часа - на однодвигательном самолете и 25 - на двухдвигательном), которая в последствии компенсируется более полной тренажерной подготовкой на выпускном типе ВС А320, B737 и российском региональном самолёте SSJ100.

Сегодня Гражданская авиация России испытывает огромный дефицит пилотов для данных типов ВС. Это вызвано стремительным увеличением парка современных самолетов в авиакомпаниях России.

Программа MPL полностью соответствует всем международным и российским требованиям, как по налету часов на воздушном судне, так и на тренажерах. Общий налет самолет+тренажер составляет 273 часа, в то время как стоимость обучения не вырастает.

Программу MPL целесообразно внедрять в авиационно-тренировочные центры крупных авиакомпаний РФ, имеющих свою школу и опыт подготовки пилотов на современные ВС отечественного и иностранного производства, а также во вновь создаваемые авиационные учебные заведения (центры, школы, колледжи), способные организовать такую подготовку на требуемом уровне с привлечением преподавателей - авиационных специалистов из крупных авиакомпаний.


Тульский С.Г.


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2012/7/19/1606/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.