← Назад

Главная Авиация Журналистское расследованиеНе пугайте страуса, пол бетонный

5 июля 2012 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

Страна непуганых идиотов – так нередко называют Родину сами россияне. И глядя на ежедневный «театр абсурда», в котором мы с вами живем, понимаешь правоту этого изречения. Но что будет, если идиота всё же напугать? Вероятно то же, что и с дураком, которого заставили богу молиться. И примеров тому всё больше и больше. И дабы некоторым соотечественникам было не так «за державу» обидно, предлагаю отказаться от устаревшего эпитета и отныне называть Россию – «Страной испуганных страусов».

Эпатажный бизнесмен Александр Лебедев – одна из ярчайших медийных фигур на российском олимпе популярности. Вокруг его имени всегда большой или маленький скандал, и почти всегда с далеко идущими последствиями. Ещё не успела общественность перевести дух от выдвижения Лебедевым Алексея Навального в Совет директоров Аэрофлота, как его имя опять оказывается в центре внимания средств массовой информации. На этот раз, полудетективная история развернулась вокруг «Воронежского акционерного самолетостроительного общества» (ВАСО).

Началось всё 26.06.12 с публикации ИА REGNUM интервью руководителя независимого профсоюза завода Леонида Рыжова «Независимый профсоюз ВАСО просит помощи у Госдумы». Слова Рыжова явно наполнены болью за ситуацию, которая складывается на заводе: «Ситуация на заводе критическая. Только в нашем отделе реконструкции и модернизации из 42 человек заявление об уходе написали 15. И это, казалось бы, тот отдел, без которого обойтись нельзя. И руководство ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация), и областные, и федеральные власти взывают к тому, чтобы производство модернизировалось и становилось конкурентоспособным, но при этом на ВАСО сокращается штат конструкторов. И, в принципе, нет особой разницы - с какой формулировкой уходят люди, важнее причина: градообразующее предприятие не может загрузить людей работой, так как не имеет ни реальных заказов, ни средств, ни ресурсов. И, несмотря на все высокие визиты и обещания сохранить в Воронеже авиационное производство, на деле никакой поддержки нет: федеральное руководство предпочитает закупать самолёты за границей. И очень может статься, что совсем скоро из флагмана отечественного самолётостроения ВАСО превратится в завод по выпуску запчастей».

Я также разделяю озабоченность Рыжова и наше издание неоднократно пыталось обратить внимание на ситуацию на ВАСО. И Рыжов называет виновного в развале отечественного авиапрома. Догадайтесь с трёх раз кто это. Конечно же - Александр Лебедев!

Чтобы всем было понятно, в чём же «вина» Александра Лебедева, даю маленькую справку. Во-первых, Александр Лебедев владеет авиакомпанией Рэд Вингс, которая является крупнейшим эксплуатантом (приобретателем) новых отечественных самолётов Ту-204. Во-вторых – он совладелец лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) - крупнейшего заказчика отечественных самолётов. В период с 2002 по 2010 гг. ИФК профинансировало приобретение 42-х самолетов российского производства: 11 машин семейства Ил-96 (ВАСО), 24 машины семейства Ту-204/214, 6 самолетов семейства Ан-148 (ВАСО) и 2 самолета Ан-124-100.  По сути, в минувшем десятилетии именно структуры, связанные в той или иной степени с Лебедевым обеспечили предприятия авиапрома львиной долей заказов на гражданские самолёты.  

Благодаря этому, после тяжелейших 90-х была нормализована финансово-хозяйственная деятельность ОАО «ВАСО» и ЗАО «Авиастар-СП», погашены долги перед бюджетами и внебюджетными фондами, работниками, банками, восстановлено серийное производство самолетов Ил-96 и Ту-204, начато серийное производство самолетов Ан-148.

И вот теперь Рыжов делает следующее заявление: «…миллиардер Лебедев вначале много чего обещал, выступал в защиту нашего завода. Говорил, что деньги, пущенные на завод, разворовываются. Но дальше критиканства он не пошел. Заказами ВАСО не обеспечил».

В своё время мы немало писало о тех проблемах, с которыми столкнулась авиакомпания Ред Вингс при эксплуатации новых отечественных самолётов, и как неохотно промышленность шла на контакт с эксплуатантом, не проявляя прыти в устранении недоработок и неисправностей. Также, помнится, именно Александр Лебедев предложил сформировать заказ на 44 самолёта новой модификации Ту-204СМ. Но в ОАКе тогда посчитали, что найдут другого заказчика (до сих пор ищут).

Честно говоря, подобное заявление профсоюзного лидера я поначалу списал на эмоции и обиду за предприятие. Но дочитав до конца, понял, что Рыжов просто не совсем понимает сути экономики и по каким законам она живет. Вот чем завершается интервью: «Мы от нашего независимого профсоюза заводчан … попросили дать нам заказ на сто самолетов ИЛ-96. Ну и в итоге к нам приехал Христенко… он только посмеялся. И сказал, что надо иметь воспаленное воображение, чтобы такие предложения делать».

Похоже, Рыжов так и не понял, почему над этой инициативой посмеялся Христенко.  Такой финал интервью сделал ситуацию не трагичной, а комичной. Я посчитал этот материал курьезом, не заслуживающим внимания. Но не тут-то было…

Через два дня на сайте «Стрингер» в рубрике Компромат появляется статья, со ссылкой на интервью Рыжова в Регнуме, которая начинается с анонса: «Развал российский авиапрома произошел из-за многолетних усилий западных конкурентов по развалу отрасли, использовавших для этого как подкуп чиновников, так и бизнесменов, работающих в отрасли». И вот ключевая фраза: «Но велика также заслуга «кротов», которые подтачивали авиапром не на столь глобальном уровне, хотя и не менее эффективно. Есть все основания предполагать, что одним из таких успешных «кротов» Запада является А.Лебедев.» (умышленно не даю ссылку на статью, так как не хочу подыгрывать авторам публикации и хозяевам сайта, явно рассчитывающим на пиар за счёт «скандальной» публикации. Увы, теперь стало модным зарабатывать известность за счёт «компромата» на известных людей).  

Ага, вот и интрига! Но, кажется, я это где-то уже слышал. Ну да, конечно, всё новое это хорошо забытое старое: «Сегодня ты танцуешь джаз, а завтра Родину продашь».  

И этой публикации я не придал никакого значения. Интернет полон всякого рода разоблачений и по каждому сил не хватит проводить журналистское расследование. А в данном случае и расследовать было нечего - о ВАСО, Лебедеве, Ред Вингз, ИФК уже столько написано и переписано.

Но оказалось, что так думают не все. В минувший понедельник trud.ru и Русская служба новостей сообщили, что на имя Генерального прокурора РФ Юрия Чайки поступил запрос от депутата Госдумы РФ от партии «Справедливая Россия» Андрея Туманова. В документе парламентарий просит провести прокурорскую проверку по фактам кризисного состояния и массового увольнения работников на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО). Замглавы комитета госдумы, ведающего общественными организациями, ссылается на сведения, предоставленные Председателем независимого профсоюза ВАСО Леонида Рыжова.

Упс, началось всё с несуразного интервью, но вот уже и тяжелая артиллерия подтянулась. Только вот стрелять она будет по воробьям. Как вы понимаете, Александр Лебедев не имеет никакого отношения к сокращениям на ВАСО. Предприятие входит в ОАК и на нем реализуется, по заявлению корпорации, план оптимизации численности работников. А обвинять Лебедева в том, что он не обеспечил завод заказами так же глупо, как обвинить любого из нас в том, что мы не покупаем танки на Уралвагонзаводе.

Напротив, той же ИФК (к которой, кстати, по информации РБК Лебедев уже не имеет никакого отношения) финансируется новый заказ на 3 Ан-148 с поставкой в 2012 г. (твердый контракт подписан в текущем году с авиакомпанией «Ангара»), ведутся переговоры с ВАСО о поставке 7 машин в 2013 г. Всего в течение 2012-2015 гг. ИФК готово приобрести не менее 30 машин Ан-148 суммарной стоимостью около 25 млрд. руб. И это информация из открытых источников, которую могли почерпнуть и Рыжов и Туманов.

А вчера точку, точнее многоточие, поставил в этой истории сам инициатор «заварушки» Леонид Рыжов.  Воронежское агентство бизнес информации abireg.ru опубликовало заявление Профсоюза работников аэрокосмических организаций Воронежской области «Право», направленное в Госдуму и Генпрокуратуру. Как говорил герой популярного советского телефильма "Приключения принца Флоризеля":  "такие повороты не для моей лошади". На это раз мы отнеслись к информации со всей серьёзностью и решили удостовериться в существовании заявления. И действительно, оно сущетсвует.

Леонид Рыжов обратился в генпрокуратуру и Госдуму в связи с фальсификацией его заявлений в депутатском запросе в прокуратуру. Так, из заявления следует, что в Полит.Ру, Регнуме и Труде распространена информация о том, что депутат Государственной думы от "Справедливой России" направил запрос Генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой провести прокурорскую проверку по фактам кризисного состояния и массовых увольнений работников на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО). При этом депутат ссылается на сведения, предоставленные ему Леонидом Рыжовым.

В качестве одной из причин создавшейся ситуации называется деятельность лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК). Как считает депутат "необходимо проверить факты на предмет умышленного лоббирования иностранных интересов с целью развала отечественного авиапрома со стороны компании "Ильюшин Финанс".

Председатель координационного совета профсоюза работников аэрокосмических организаций Воронежской области "Право" Леонид Рыжов подтверждает, что на самом деле в конце июня профсоюз "Право" обратился в Генпрокуратуру с жалобой. Но жалобы эти были на действия основного акционера ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" - ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", которая проводит на воронежском авиазаводе разрушительную работу. Леонид Рыжов возмущен тем, что со ссылкой на него распространена негативная информации в адрес "Ильюшин Финанс Ко". Напротив, по его мнению ОАО "Ильюшин Финанс Ко" с 2002 года является основным и практически единственным заказчиком воронежских самолетов, закупив на предприятии 11 машин Ил-96 и шесть Ан-148.

При этом руководитель профсоюза требует от депутата Госдумы от "Справедливой России" Андрея Туманова отозвать свой депутатский запрос, основанный на ложных сведениях, распространенных недобросовестными СМИ, которые он не предоставлял.

Ох, уверен, этим дело не кончится. Это только первый акт «Марлезонского балета». Как пишут у нас на Форуме: запасаемся чипсами, наливаем пиво и занимаем места в первых рядах.

 

p.s. Шпиономания захватила умы думцев. Сегодняшние газеты пишут о поправках к закону об НКО и о том, что претензии к проекту были только у того самого справоросса Андрея Туманова. Депутат категорически против использования термина "иностранный агент", синонимом которого в массовом сознании может быть только "шпион". Однако в целом термин "иностранный агент" не вызвал возражений у членов комитета по делам общественных объединений. В итоге законопроект был рекомендован к принятию в первом чтении.

Вот видите, они уже узаконивают применение к общественным деятелям термина "иностранный агент". Осталось только увязать статью УК о шпионаже с этими агентами и легализовать гильотину.

Интересно, а Лебедева Туманов классифицирует как "иностранного агента", "крота" или всё же "шпиона"? И почему у зампредседателя Комитета по делам общественных объединений такой интерес к коммерческой деятельности миллиардера? Надеюсь, это не связано с введением Навального в Совет директоров Аэрофлота? Сейчас за связь с оппозиционером можно поплатиться. Вчера губернатору Кировской области Никите Белых пригрозили отставкой за личную переписку с Навальным.

А может мотивы Туманова взращиваются на иной почве. Помнится, когда-то Лебедев собирался заняться картофелеводством. А Туманов является председателем общественной организации «Садоводы России». Честное слово, ничего не смыслю в конфликте садоводов с картофелеводами. Короче, бегите за попкорном. Шоу продолжается.


Роман Гусаров


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2012/7/5/1602/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.