Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Авиация Эксклюзивное интервью


Мы - офицеры ВВС Индии

Интервью с P.Lall – известным индийским пилотом Су-30МКИ


13 февраля 2013 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

6 февраля 2013 года начала работу девятая по счету авиационная выставка Aero India. И хотя победитель международного тендера на средний многоцелевой истребитель MMRCA (Medium Multirole Combat Aircraft) определен (им стал французский Rafale), жесткое соперничество на местном рынке между производителями из разных стран мира продолжается.

На выставке 2013 года свои машины и летное мастерство демонстрировали экипажи истребителей Rafale (французы привезли три машины – две двухместных и одну одноместную), F-16C (два самолета ВВС США), LCA Tejas (местной разработки и производства, на выставке летали три одноместных борта, а на обозрение публики выставили полномасштабный макет «спарки»), Су-30МКИ (ВВС Индии представили четыре аппарата и, поочередно, задействовали три из них в летной программе) и Су-27 (группа высшего пилотажа ВВС России «Русские Витязи» на двух «спарках» Су-27УБ иркутской сборки и трех одноместных Су-27 комсомольской). Наши летчики прибыли на место проведения Aero India 2013 – авиационную базу Yelahanka – вечером пятницы 8 февраля, и выступали с показательными выступлениями в субботу и воскресенье. Накануне их появления мы побеседовали с P. Lall – известным индийским пилотом Су-30МКИ. Наша беседа проходила на статической площадке, рядом с Су-30МКИ борт SB173 c гигантской ракетой BrahMos, подвешенной под фюзеляжем.

- Мы стоим у самолета Су-30МКИ с трехтонной крылатой ракетой BrahMos. Вы сможете выполнить взлет и, главное, посадку с таким-то грузом?

- Думаю, что да. Ракета действительно большая, но даже с учетом ее массы посадочный вес самолета и расположение центра тяжести находятся в разрешенных пределах. Насколько я могу видеть, при такой подвеске как на SB173 угол тангажа на касании дополнительно не ограничивается.

- Ваш летный комбинезон украшает эмблема с надписью «Sukhoi 30 MKI: 1000HOURS+». Получается, что Вы провели в кабине Су-30МКИ более тысячи часов. P. Lall - единственный летчик ВВС Индии, кто налетал так много?

- Нет, не единственный. Думаю, еще 10-15 моих соотечественников имеют налет на этом типе самолета превышающий тысячу летных часов.

- Среди русских пилотов один из самых больших налетов на Су-30МКИ/МКМ имеет летчик-испытатель, Герой России Вячеслав Юрьевич Аверьянов. Вы с ним знакомы?

- Да, я знаю его лично. Слава принимал участие в процессе обучения индийских летчиков, приезжал в Индию лет семь-восемь тому назад. В то время, вместе с другими инструкторами из России, Аверьянов готовил первую группу индийских летчиков к полетам на новом для них типе самолета. Вот тогда-то мы с ним и познакомились. Считаю его одним из лучших летчиков-испытателей ОКБ «Сухого». Конечно, он прекрасно овладел самолетом Су-30МКИ. Мне было приятно выполнять полеты в составе экипажа и общаться между полетами.

- Что Вы переживаете, летая на Су-30МКИ?

- На данном типе я летаю уже лет десять (ред: с учетом Су-30К), но каждый раз при выполнении нового полета испытываю глубокие чувства. Семейство самолетов марки «Су» четвертого поколения прошло довольно долгий путь развития, прежде чем появился продвинутый вариант Су-30МКИ. Это уникальная машина. Я рад тому, что Индия получила этот самолет, что он сделан специально под наши требования и сегодня в больших количествах эксплуатируется в строевых частях. Вы, наверное, знаете, что ВВС Индии и авиация ВМС эксплуатируют несколько типов истребителей, среди которых есть конструкции местной разработки и производства, построенные по иностранной лицензии, а также приобретенные в России, Франции и Великобритании. Каждый раз при выборе типа самолета мы предъявляем очень серьезные требования, выбираем среди предложений различных поставщиков. Су-30МКИ был выбран потому, что он представлял очень хорошее сочетание боевой мощи и потенциала дальнейшего развития. Вы поймете, о чем я говорю, заглянув в кабину самолета и ознакомившись с его бортовыми системами и арсеналом средств поражения. В кабине летчиков установлены многофункциональные цветные дисплеи на жидкокристаллических индикаторах, самолет имеет передовые бортовые системы. Я считаю, что системы самолета - самые лучшие из всех, что применяются на истребителях третьего и четвертого поколений. Такое убеждение я вынес из собственной практики полетов на этом типе самолета. Важно отметить, что машина продолжает совершенствоваться: идут доработки, поддерживающие ее высокий уровень.

- Расскажите, пожалуйста, о программе летного показа самолета Су-30МКИ на выставке Aero India 2013. Выполняете ли Вы «Кобру Пугачева», другие «опасные» маневры?

Вместе со мной на авиабазе Yelahanka находятся еще пять летчиков – моих подчиненных. Здесь, на выставке, мы не собираемся выполнять никакого опасного маневрирования. Согласно требованиям, предъявляемым к программе показательных полетов на авиа шоу, летчики должны выдерживать, в определенных пределах, параметры полета - высоту, скорость и так далее. Конечно, когда выполняются маневры высшего пилотажа на низкой высоте, у экипажа нет права на ошибку. Если таковая совершается, отсутствие запаса по высоте не оставляет времени на раздумывание о том, как среагировать на опасное развитие ситуации. Поэтому каждый выполняемый маневр требует от летчиков концентрации и точности исполнения. В мою программу показательных полетов на данной выставке маневр «Кобра» не включен. Вообще говоря, «Кобра» - маневр, который можно выполнить на данном типе, и за эту способность истребитель Су-30МКИ называют "суперманевренным". Конечно, выполнение «Кобры» требует повышенного мастерства летчика по сравнению с другими маневрами. Несмотря на отсутствие этого маневра в моей программе, в ней, тем не менее, присутствуют многие сложные фигуры высшего пилотажа. Кроме того, я демонстрирую ввод самолета в плоский штопор и вывод из него при помощи вектора тяги.

 - За Вашими полетами на выставке наблюдают многие тысячи посетителей. Многие из тех, с кем мы поговорили, восхищаются индийскими военными летчиками…

- Действительно, карьера военного в Индии очень почетна. Так было в этой стране с момента образования Вооруженных Сил Республики. Служить в них всегда считалось делом престижным, а офицеры пользовались большим почетом и уважением. Такое положение дел сохраняется и сегодня. Обратите внимание, сколько детей и подростков пришли сегодня на выставку Aero India! А сколько еще с огромным интересом наблюдают за полетами, расположившись по периметру ограждения аэродрома! Некоторые из этих мальчишек мечтают стать летчиками, служить в Военно-воздушных силах. Другие хотят быть офицерами, служить в Сухопутных Войсках, Военно-Морских Силах. Вообще, карьера военного – славный путь, но, в то же самое время, она требует высокого напряжения сил. Думаю, что именно это и привлекает к армейской службе молодежь в моей стране.

- Легко ли молодому человеку поступить в летную школу, стать военным летчиком ВВС Индии?

- Не могу сказать что просто. Наверное, сложно. Дело в том, что желающие должны пройти пристальный отбор при поступлении Академию ВВС. Во-первых, процесс селекции идет по состоянию здоровья, во-вторых, по знаниям, приобретенным в общеобразовательной школе, и, конечно, по линии соответствия летной профессии - проверяются основные функциональные возможности поступающего, необходимые для управления летательным аппаратом. По зачислению в число курсантов, селекционный процесс не прекращается. Он продолжается во время обучения в Академии. Сначала курсанты проходят начальную подготовку на земле. Затем наступает время обучения азам летной профессии, освоения различных типов летательных аппаратов. По мере продвижения курса обучения, курсанты сдают очень сложные экзамены. Чтобы выдержать их, вы должны не только иметь требуемую физическую подготовку и знания, но и поддерживать в теле здоровый дух - все это необходимо для управления самолетом. Собственно обучение пилотированию также несет в себе много вызовов, как в плане физическом, так и интеллектуальном. В случае, если вы преодолели все барьеры и успешно справились со всеми заданиями, то, как правило, в течение двух-четырех лет можете стать военным летчиком-истребителем и приступить к несению службы в одной из частей ВВС.

- Справа от места, где проходит наша беседа, выставлен летный экземпляр самолета Light Combat Aircraft «Tejas». Известно, что Индия вложила огромные ресурсы в разработку собственного легкого истребителя. Если Вы получите назначение возглавить часть, оснащенную LCA, как Вы отнесетесь к такому заданию?

- Думаю, после Су-30МКИ у меня не возникнет проблем с освоением и этого типа самолета (смеется). Мне еще не удалось опробовать Tejas в воздухе, но, думаю, что самолет получается неплохим. По состоянию на текущий момент, эта машина пока не получила всего того набора технологий и функционала, которые желают видеть в нем ВВС Индии. В настоящее время Министерство обороны и промышленность прикладывают дополнительные усилия с целью довести самолет до уровня требований, предъявляемых заказчиком.

- Какие высокие технологии самолета LCA Вы можете выделить?

- Например, могу выделить технологию обработки информации и представление ее летчику посредством многофункциональных дисплеев. Также, на этом самолете применены новейшие бортовые вычислительные машины собственной разработки, другие устройства и системы высокого уровня. Они установлены на самолет для того, чтобы летчик мог наилучшим образом выполнить поставленную боевую задачу. Конструктивно-технологические решения, заложенные в Tejas, позволяют говорить о возможности успешного использования летчиком многофункциональных дисплеев и индикатора на фоне лобового стекла, информации, которая на них выводится.

- Из сообщений индийской прессы известно, что в настоящее время идет выработка требований к Super 30 – модернизированному Су-30МКИ. Что Вы хотите увидеть в улучшенном самолете?

- Варианты требований к глубокой модернизации Су-30МКИ в настоящее время еще только формируются. Со своей стороны мне представляется необходимым заменить существующий индикатор на фоне лобового стекла (ИЛС) на более совершенную модель, с расширенными углами обзора. Кроме того, можно, используя передовые технологии, повысить функциональные способности самолета, его боевые возможности. Частично этого можно достичь за счет доработки программного обеспечения, а также за счет интеграции новых средств поражения, например ракеты BrahMos и других.

- Чтобы бы Вы предпочли увидеть на Super 30 - улучшенную модель ИЛС или нашлемный прицел-индикатор (НПИ)?

- Ну, мне бы хотелось и того, и другого. Насчет нашлемного прицела, я думаю, что внедрение подобных устройств - это путь, которым идет весь мир. Когда я поворачиваю голову влево или вправо с целью осмотреть из кабины воздушное пространство, наличие НПИ поможет мне лучше ориентироваться в пространстве. НПИ предоставляет большую гибкость при выполнении маневров. В тоже самое время, НПИ должен быть хорошо спроектирован и выполнен конструктивно. Важна правильная селекция параметров для предоставления летчику на НПИ; обработку отображаемой информации следует производить с очень высоким качеством. Летчика не нужно перегружать «лишней» информацией - надо давать ему только необходимый минимум. В этом смысле НПИ не заменит ИЛС. Вот почему я бы хотел видеть и хороший НПИ, и хороший ИЛС в кабине самолета Super 30.

- Однако нашлемный прицел - это, как правило, дополнительный вес на голове летчика...

- Да, Вы правы - не хочется «носить» на голове дополнительный вес, особенно при полетах с большой перегрузкой. Мы привыкли к российскому Защитному Шлему (ЗШ). Чтобы сделать вывод насчет пригодности того или иного НПИ, мне сначала нужно его примерить и сравнить с ЗШ. Если вес сравнимый или лишь немногим больше, то я согласен "заплатить цену" за подобное нововведение.

- Что индийцы ожидают от "Русских Витязей"?

- Думаю, что все люди, что сегодня в большом количестве собрались на территории базы ВВС Yelahanka, с нетерпением ждут прибытия русских летчиков и их выступлений здесь на авиа шоу. Группа летает на прекрасных самолетах Су-27, которые имеют высокие летно-технические характеристики и красивую окраску. Мы слышали, что летчики "Русских Витязей" - отличные "пилотажники", что их выступлениями восхищались зрители в России и многих странах.

- Вы хотите встретиться с русскими пилотами, поговорить с ними на общие темы?

- Да, мне и моим подчиненным хотелось бы организовать встречу с летчиками группы "Русские Витязи". Хочу поговорить с ними на профессиональные темы, с учетом того, что они выступают на самолетах, которые близки по конструкции к тем, что эксплуатируются ВВС Индии. Многие бортовые системы Су-27 и Су-30МКИ схожи. Наверное, управление самолетами имеет много общего. Будет интересно поговорить с ними насчет особенности пилотирования Су-27, понять насколько он отличается от наших машин. Думаю, что со своей стороны летчикам ВВС России будет интересно послушать наши замечания насчет особенностей пилотирования Су-30МКИ. Надеюсь, мы найдем темы для общения и обмена опытом.

- Какие слова Вы бы хотели передать летчикам "Русских Витязей" до встречи?

- Перед тем, чтобы что-то говорить, я бы сначала попросил их посмотреть мое выступление на Су-30МКИ здесь на авиа шоу.

- Намекаете на то, что ваш самолет - более новый и маневренный?

- (смеется) В общем, пусть посмотрят, а потом мы поговорим!

- Вы достигли больших высот в искусстве пилотирования Су-30МКИ. Какая Ваша следующая цель в жизни? Может, хотите освоить новые типы самолетов? Выполнить посадку на авианосец? Стать маршалом авиации?

- (улыбается)... Мы, офицеры ВВС Индии, стремимся хорошо делать порученную нам работу - профессионально на любом уровне. На своем уровне я стараюсь четко выполнять все должностные обязанности, поручения и данные мне задания. Я сам летаю на самолете, поддерживаю и совершенствую собственную летную и боевую подготовку. Кроме того, занимаюсь обучением вверенного мне личного состава - молодых летчиков. В настоящее время я полностью сконцентрирован на этой работе. А дальше – посмотрим, что будет, каков будет итог моей работы на занимаемой должности.


Владимир Карнозов

комментарии (1):

Alex Skyboy Эксперт «Aviation EXplorer»      13/02/2013 [17:27:42]#1
Спасибо за материал.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.







Материалы рубрики

Роман Гусаров
WorldSkills - вызов существующей системе образования
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-ноябре 2016 года
Росавиация
Показатели работы ГА за январь-ноябрь 2015-2016 годы
Р.Гусаров, Ю.Кузьмина
A350 прилетел в Москву
Вячеслав Грушин
Тенденции развития авиационного рынка
Р.Гусаров, Ю.Кузьмина
Транспортная неделя – 2016
Росавиация
Показатели работы ГА за январь-октябрь 2015-2016 годы
Евгений Бахтин
Выживут те, кто сумеет «сжаться»



Aviation EXplorer
РСПП о механизмах стимулирования транспортной отрасли
Зафиг Халилов
«stop-over» в воздушном праве
Алексей Кондратов
Южный хаб «Платов»
Михаил Вахнеев
6000-й американский - сотый турецкий
Росавиация
Показатели работы ГА за январь - сентябрь 2015-2016 годы
Роман Гусаров
Масштабная реконструкция Шереметьево к ЧМ-2018
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-сентябре 2016 года
МАРАП
МАРАП: Четверть века на службе директоров
Общественный совет ФАВТ
Общественный Совет при Росавиации за сохранение существующей системы подготовки кадров
СРОО МАРАП, СРО АБ
Управление подготовкой авиационных кадров
Пресс-служба президента РФ
Встреча главы "Аэрофлота" Виталия Савельева с Владимиром Путиным
Дмитрий Каменщик
Не использовать трудности в качестве оправдания слабости
Росавиация
Показатели работы ГА за январь - август 2015-2016 годы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-августе 2016 года
Роман Гусаров
Аэропорт «Жуковский» принял первый регулярный пассажирский рейс
Александр Яковлев
Слияние ВУЗов уничтожит авиационное образование
Юлия Кузьмина
Крутое зрелище в Крутышках
Петр Дейнекин
Наша сила в правде!
В.Бордунов, О.Смирнов
Реформа транспортного образования - авиаторы держитесь!
Никита Полонский
Это решение продиктовала сама жизнь
Росавиация
Показатели работы ГА за январь - июль 2015-2016 годы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-июле 2016 года
Юлия Кузьмина
«Васильковый» ребрендинг «Белавиа»
Юлия Кузьмина
Авиационный праздник на аэродроме «Плеханово»
АЭВТ
Обнуление НДС на внутренних направлениях
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-июне 2016 года
Росавиация
Показатели работы ГА за январь - июнь 2015-2016 годы
Aviation EXplorer
О разработке профстандартов в авиации
Boubacar Djibo
Экономическое развитие воздушного транспорта
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-мае 2016 года
Юлия Кузьмина
Домодедово идёт на удвоение
Росавиация
Показатели работы ГА за январь - май 2015-2016 годы
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS

для КПК/PDA/Мобильного телефона

© Aviation Explorer
Rambler's Top100