← Назад

Главная Авиация Эксклюзивное интервью«Я – бандит!»

Интервью с лидером группы высшего пилотажа «Smokey Bandits», подполковником Mior Nor «Ghost» Badrishah


12 апреля 2013 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer

Подполковник Mior Nor «Ghost» Badrishah – командир 17-й Эскадрильи Королевских ВВС Малайзии (RMAF) и лидер группы высшего пилотажа «Smokey Bandits» («Дымные бандиты», «Прожженные бандиты», созвучно «Курящие бандиты»), составленной из лучших летчиков части и использующей ее самолеты типа МиГ-29N и МиГ-29NУБ. Карьеру военного начал еще подростком. В возрасте тринадцати лет поступил в Королевский Военный Колледж (Royal Military College, RMC), получил там среднее образование. После выпуска из Кадетской Школы ВВС (RMAF Cadet School) в Куала-Лумпуре, в июне 1988 года поступил на службу в Королевские ВВС Малайзии. В 2010 году закончил обучение в Командно-штабном колледже Университета ВВС США с присвоением степени магистра в области военного оперативного искусства и науки. Подполковник считается одним из лучших военных летчиков страны. Природные способности к управлению летательными аппаратами в нем раскрылись во время учебы в классе первоначального обучения летной школы, которую он закончил с медалью “Best Flyer Award”. Проходя курс повышения профессиональной подготовки в школе летчиков Top Gun Pilot, Mior победил в конкурсе на лучшего стрелка по воздушной цели. Впервые в состав группы высшего пилотажа на самолетах МиГ-29 его включили в 1997 году. Mior участвовал в публичных выступлениях группы в 1997, 1998, 1999, 2001 годах, в 2012 году выступал в качестве «солиста», с 2011 по настоящее время - лидер. На момент проведения выставки LIMA’2013 налет превысил 2700 часов, включая 700 в качестве инструктора. Женат на YM Raja Nor Azlina, имеет двенадцатилетнюю дочь PM Athirah.

Краткая история

История группы ведется от 1995 года, когда малазийские летчики освоили новый тип самолета – МиГ-29N (одноместный) и МиГ-29NУБ (учебная «спарка»). Пару лет спустя несколько боевых машин эскадрильи впервые появились на LIMA. С тех пор их выступления стали главным элементом программы летного показа, и главным зрелищем для посетителей салона, что проходит раз в два года на курортном острове Langkawi. Название группы Taufan Ganas (Бушующий Шторм) затем, с LIMA’2003, сменилось на Smokey Bandits. Это название стало официальным, «торговой маркой», и по настоящее время используется Королевскими ВВС Малайзии. Словосочетание пришло в голову иностранным летчикам, участвовавшим в совместных учениях, и было навеяно черными клубами дыма, исходящими от установленных на МиГ-29 двигателей РД-33-3 разработки Завода им. В.Я. Климова при работе на режиме максимальной тяги. На самом деле, Smokey Bandits – не пилотажная группа на постоянной основе, а полностью боевая часть, которая лишь на короткое время выделяет из своего состава летчиков, техников и самолеты для выполнения демонстрационных полетов. Офицеры 17-й эскадрильи поддерживают летное и боевое мастерство, участвуют в плановых учениях и различных программах подготовки в полной мере, как то требуется установленным в RMAF порядком. Состав пилотажной группы формируется исходя из потребностей и  определяется приказами Главкома или высшего руководства страны. Продолжительный успех, сопровождающий 17-ю эскадрилью и ее пилотажников, начиная от Taufan Ganas и продолжаясь со Smokey Bandits, основывается на напряженной работе, верности профессии, esprit de corps и профессионализме личного состава части.

Обращение Главкома, Генерала Tan Sri Dato' Sri Rodzali bin Daud:

Известная пословица говорит: «Для большинства, небеса – предел, а влюбленные в авиацию живут в небе». Королевские ВВС Малайзии рады представить вам лучших летчиков и их машины. С позиции главкома мне особенно приятно видеть своих ребят в небе, когда они показывают свои замечательные способности за рычагами управления боевых истребителей, демонстрируют лучшее, что есть у RMAF народу Малайзии и всего мира. Мы твердо настроены на то, чтобы сдержать обещание наших предшественников - навсегда сохранить небо над Малайзией мирным и защищенным. Салон LIMA дает нам возможность показать себя с лучшей стороны через демонстрацию летного мастерства и профессионализма мужчин и женщин, посвятивших жизни любимой Родине. Группа высшего пилотажа Smokey Bandits – воплощение высокого мастерства и профессионализма, что они много раз доказали за прошедшие годы и каждый раз доказывают снова, поднимаясь в воздух над страной и за ее пределами. Я испытываю чувство гордости всякий раз, когда представляю смелых и отважных парней 17-й эскадрильи, которые, собственно, сами являются гордостью нации и образцом для подражания.

От редакции: Нынешний главком RMAF - военный летчик, долгие годы летал на МиГ-29, входил в состав группы высшего пилотажа в 1998, 1999 и 2000 годах, в течение двух лет был ее лидером. В беседе со мной не скрывал гордости за участие в группе, сказал: «Они хорошо летают, правда?! Я тоже служил в той самой эскадрилье! Мы начинали, когда мало кто верил, что получится». И добавил: «Da-da, Ya - bandit, ya tozhe bandit

Подполковник Mior Nor “Ghost” Badrishah

Наша эскадрилья прошла большой путь с момента принятия на вооружение RMAF истребителя МиГ-29. Мы стали главным пунктом в программе воздушного показа на выставках LIMA. Немного обновив состав, мы снова выступаем, и будем стремиться показать себя во всей красе перед зрителями из числа жителей Малайзии и всего мира, выступить в духе линии Главкома на превращение RMAF в ВВС Нового Поколения (программа Next Generation Air Force). Мы настроены сохранить заложенные нашими предшественниками по группе традиции верности своему делу, страсти, точности и профессионализма при выполнении полетного задания. Вместе с 30-ю нижними чинами и 12 офицерами из 180 военнослужащих 17-й Эскадрильи, что составляют коллектив группы «Smokey Bandits», я хочу сказать: «Пусть заревут моторы и дым заполнит небеса, - «Бандиты» здесь, они лишат Вас способности дышать спокойно».

Откуда взялось название группы высшего пилотажа RMAF Smokey Bandits?

Идея о названии группы пришла во время проведения совместных учений с участием малазийских военных летчиков и их коллег из США. Вы, наверное, знаете, что на жаргоне американских летчиков, «бандит» означает боевой самолет противника. Впервые увидев в воздухе МиГ-29, они задавали нам вопросы типа “почему Ваш самолет пускает так много черного дыма?” Мы отвечали, что причиной тому - установленные на нем русские моторы, которые на режиме полного форсажа оставляют дымный след. Американцы приняли ответ и в ходе продолжающихся учений, когда МиГ-29 находились в воздухе, стали называть нашу машину либо Smokey («дымный», «дымящий»), либо Bandit («бандит»). А потом, в пылу событий, смешали два слова. Получилось “Smokey bandit” («Дымный бандит»). В течение нескольких лет это словосочетание прочно вошло в обиход и стало нарицательным. А еще спустя немного времени так стала называться наша эскадрилья. Мы приняли имя Smokey Bandits как «марку» группы высшего пилотажа на самолетах 17-й эскадрильи. Это случилось на рубеже веков.

Данное словосочетание изначально было кличкой или позывным? Когда название впервые обрело «международный статус»?

Сначала это была кличка, данная нам американскими пилотами. А потом мы ее приняли в официальном порядке. Впервые выступали под новым названием за рубежом в 2011 году, на выставке в Брунее BRIDEX 11, Brunei International Defense Exhibition. Затем, на следующий год, мы показали свою летную программу в ходе сингапурского авиасалона Singapore Airshow 2012. Так мы стали «выездными», стали выступать за пределами Малайзии.

Когда слышишь откровения американских летчиков, после участия в совместных учениях с экипажами Вашей эскадрильи, они довольно часто говорят, что самое глубокое впечатление у них оставляет образ МиГ-29 в развороте с перегрузкой 9g. Скажите, тяжело ли летчику держать такую перегрузку на маневрировании?

Ну, мне не сложно, а летательный аппарат рассчитан на перегрузку 9g и даже имеет некий запас прочности. Время выполнения маневра с выдерживанием высокой перегрузки, как правило, зависит от летчика. Зависит от его способности грамотно управлять своим самолетом так, чтобы занять выгодную позицию по отношению к самолету противника. В качестве противника в совместных учениях с ВВС иностранных государств выступают американские машины F-15, F-16, F-18 и др. Конечно, чтобы выдержать перегрузку 9g, вы должны обладать хорошими физическими данными, поскольку такая перегрузка означает, что ваш вес становится в девять раз больше массы тела.

И все же, в течение какого времени Вы можете держать высокую перегрузку на маневре?

Обычно такое требуется, когда нужно выиграть маневренный бой. Точное время в каждом случае зависит от конкретных особенностей отдельного боевого столкновения. Как правило, это длится не более десяти – пятнадцати секунд.

Известно, что американский Hornet ограничен при маневрировании перегрузкой в районе 7g, а более современный Super Hornet тоже не обладает способностью держаться за МиГ-29, маневрирующим на пределе допустимого.

Действительно, у самолетов типа Hornet и Super Hornet величина перегрузки, которую может создать летчик, ограничена значением 7,5 g. Но, опять же, все зависит от особенностей конкретной ситуации в воздухе и полетных заданий, которые выполняют экипажы. И также зависит от состава вооружения, состояния бортовых систем, ну и, конечно, мастерства пилота. Иными словами, не получается так, что потянул ручку на себя, создал перегрузку 9g – и все, бой выигран. Конечно, нет! Дело не столь просто, как может показаться непосвященному. Бывает, что победу обеспечивает технологическое преимущество. Например, Super Hornet создан позднее, его технологический уровень превосходит МиГ-29N, причем значительно.

На выставке многие тысячи глаз следят за каждым движением самолетов Вашей группы. Скажите, насколько престижно в Малайзии быть военным летчиком? Стремятся ли молодые люди в военные училища, многие ли хотят стать пилотами истребителей? Помогают ли выступления Вашей группы привлечь больше молодежи к службе в вооруженных силах?

Да, помогают. Во-первых, лично я считаю, что хорошо быть летчиком. Это хорошая работа. Во-вторых, с детства мальчишек увлекает идея полетов на самолете, самостоятельного управления летательным аппаратом. А быть летчиком-истребителем означает, что в небе ты сильнее пилотов других летательных аппаратов, что создает ощущение превосходства. В-третьих, моя работа в качестве лидера группы Smokey Bandits заключается в том, чтобы продвигать положительный имидж Королевских ВВС Малайзии с тем, чтобы мы смогли привлечь побольше представителей молодого поколения к службе в наших рядах, на благо Отечества.

Сколько времени необходимо молодому человеку, чтобы стать летчиком-истребителем?

Получить профессию военного летчика можно за четыре года – шесть лет. А чтобы стать хорошим летчиком-истребителем потребуется еще пара лет.

С чего начинается карьера военного летчика?

Сначала молодой человек поступает в Академию ВВС и в течение четырех лет проходит начальное обучение. Это необходимо, чтобы получить диплом, освоить азы будущей летной профессии. Дипломированные специалисты затем идут в школу летчиков-истребителей, где обучаются в течение года. Таким образом, уже выходит пять лет. По окончании школы среди них отбираются те, кто достоин двигаться дальше. Следующий этап - Fighter Lead-In Conversion («Ввод в Истребители»), начинающийся с полетов на итальянском самолете MB.339A или его более современной модификации MB.339CM, которая недавно приобретена нами. Эти типы используются в качестве переходных, освоение их летчиками занимает от шести месяцев до года. После прохождения данной фазы, летчики получают назначение – либо в эскадрилью, вооруженную МиГ-29, либо в части, оснащенные «сушками» и «хорнетами», либо штурмовиками типа Hawk. Там молодым летчикам требуется провести еще год – полтора, в зависимости от особенностей курса обучения. Если считать от момента поступления в летную школу, для получения нашивки с «крылышками» летчика-истребителя необходимо как минимум шесть лет.

Существует ли проблема утечки летных кадров из ВВС в коммерческие авиакомпании?

Послужив в течение определенного времени в строевых частях, летчики хотят продолжить летную карьеру в гражданской авиации. Проблема оттока летных кадров существует в ВВС многих государств, и мы тоже ее имеем.

Производитель предлагает провести модернизацию всего малазийского парка МиГ-29. Как Вы считаете, дело стоящее?

Ой, лучше спросите об этом моих отцов-командиров.

Есть ли у самолетов остаток ресурса?

Вы спрашиваете о наших МиГах? Да, есть! Проблема кроется в следующем - с того момента, когда мы получили МиГи и по настоящее время, на них не производились никакие работы по серьезной модернизации. Самолеты не меняли первоначальный облик. Это означает, что в технологическом плане мы постоянно увеличивали отставание от передового уровня. В настоящее время промышленностью выпускаются истребители четвертого поколения, на русском стенде выставляется модель ПАК ФА – истребителя пятого поколения, а наш самолет по технологиям – третьего. Так что, пожалуй, пришло время и нам задуматься, заменить ли МиГи на что-то новенькое. Может стоит, а может и нет. Я не уверен. Окончательное решение будет зависеть от позиции руководства ВВС и МО.

По Вашему мнению, что выделяет МиГ-29 из общего строя истребителей, находящихся на вооружении RMAF?

Технологический уровень. Если Вы попробуете сравнить МиГ-29N с F-18D Hornet, нашим «классическим хорнетом», то можете обнаружить, что технологии различаются. Hornet опережает МиГ-29N. У него – «стеклянная» кабина, тогда как на приборном щитке МиГ-29N – аналоговые индикаторы. Су-30МКМ также имеет «стеклянную кабину», да еще и вектор тяги. Вот это и выделяет МиГ-29 из общего строя истребителей ВВС Малайзии.

Считается, что МиГ-29 еще может успешно применяться при решении задач перехвата воздушных целей, не так ли?

Да, мы можем выполнить перехват. Успех здесь зависит от мастерства летчиков и наземных операторов. Мои подчиненные еще никогда не проваливали задания, поставленные командованием в ходе боевой подготовки и на совместных учениях.

Пилоты Вашей эскадрильи – боевые летчики. Вместе с тем, Вы и несколько Ваших подчиненных выступаете в составе группы высшего пилотажа. Как Вам удается совмещать сразу две профессии? В ряде стран, где есть свои пилотажники, от них не требуют подобного совместительства.

На самом деле, мы никогда не тренируемся мастерству полетов в группе и воздушной аэробатике пока не получим соответствующий приказ. Например, для подготовки к выступлению на LIMA’2013, которая открылась 26 марта, мы получили соответствующее распоряжение командующего. Приказом предписывалось начать проведение тренировки, с целью подготовки к выступлению на выставке, начиная с января-месяца. Таким образом, нам давалось время в январе, феврале и марте. А без такого приказа мы ведем обычную жизнь строевой части, занимаемся боевой подготовкой и никогда не летаем на отработку показательных выступлений. Подчеркну: моя эскадрилья – боевая, и с меня, как и  с других командиров, одинаково спрашивают за состояние материальной части и боевую подготовку личного состава.

Другими словами, получается большая нагрузка, чем у других эскадрилий?

Вот именно. Мы выполняем двойную работу.

Напоследок расскажите нашим читателям немного о себе, Вашем послужном списке.

Мне 43 года, общий налет – свыше двух с половиной тысяч часов, из них полторы тысячи – в кабине МиГ-29. Остальные – на турбовинтовом Pilatus PC-7, реактивном MB.339A и так далее по списку. Служу ВВС с 1987 года, то есть уже более четверти века. Должность - Lieutenant Colonel, po russki Podpolkovnik… Ya govoryu po russki chut-chut… Priviet Rossiya!

 

 


Владимир Карнозов


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2013/4/12/1785/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.