Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Очерк

ВВС Малайзии в боевых действиях на Борнео

3 апреля 2013 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

В начале прошлого месяца Королевские Военно-воздушные силы Малайзии (КВВСМ, местное название Tentera Udara DiRaja Malaysia, сокращенно TUDM, международное – Royal Malaysian Air Force, RMAF) приняли участие в операции по уничтожению вооруженной банды так называемой «армии Сулу». Утром 5 марта восемь реактивных машин – три истребителя-бомбардировщика американского производства F/A-18D Hornet и пять штурмовиков Hawk Mk.208 выпуска английской фирмы BAE Systems – сбросили бомбы на контролируемые разбойниками земли в северо-восточной части острова Борнео. До этого боевые самолеты RMAF последний раз применялись в ходе операции Ops Selamat Sawadee в 1978-1980 гг.

В мартовской операции приняли участие и другие типы летательных аппаратов RMAF. Среди вертолетов больше всего потрудились средние Sikorsky S61A-4 Nuri (в частности, такие машины стоят на вооружении 5 и 7 эскадрилий Второй Дивизии RMAF, размещенных на базах Kuching и Labuan в провинциях Sarawak и Sabah соответственно), военно-транспортных самолетов – Lockheed С130H Hercules (14 эскадрилья, Labuan). Блокаду восточной части острова Борнео осуществляли патрульные корабли Сил Береговой Охраны и ВМС. Со стороны других родов вооруженных сил Малайзии привлекались самолеты-амфибии Bombardier CL-415, вертолеты AgustaWestland AW109 и Eurocopter Fennec. Кроме того, для переброски войск использовались авиалайнеры семейства Airbus A320, принадлежащие авиакомпании Air Asia. Сухопутные войска применяли 81-мм минометы и колесные бронемашины ACV300 Adnan колесной формулы 4x4, оснащенные стабилизаторами и вычислителями для точного огня, оптическими и инфракрасными прицелами. Вышеперечисленные типы военной техники «засветились» в официальных сообщениях правительственных структур, в ходе пресс-конференций и фоторепортажах с мест событий.

Силам правопорядка противостояло до 300 вооруженных боевиков народности Tausug (Suluks) исповедующих ислам – они относятся к этнической группе Filipinos общей численностью свыше трех миллионов, из которых 800 тысяч живут в малазийской провинции Sabah.

Разбойники были вооружены автоматическими винтовками M16, G1 и FAL, пулеметами и гранатометами. В ходе операции по их уничтожению убито порядка шестидесяти и взято в плен около восьмидесяти. Правительственные части потеряли десять убитыми и шестнадцать ранеными.

Первопричиной конфликта стало требование проживающего на Филиппинах некого самозванца Jamalul Kiram III в возрасте 74 лет, который считает себя наследником трона султаната Сулу существовавшего в 17 веке, на восстановление контроля над «своими» землями в северной части острова Борнео. Он послал на остров брата Agbimuddin Kiram, предварительно назвав оного «своим наследником и коронованным принцем».

Bombardier CL-415

В начале февраля вместе с сотнями вооруженных последователей, «принц» приплыл с принадлежащих Филиппинам островов Simunul, Tawi-Tawi и занял деревню Tanduo, что находится в Округе Lahad Datu провинции Sabah королевства Малайзия. В ответ полицейские перекрыли все дороги в деревню, проходящие через джунгли и пальмовые плантации, таким образом организовав сухопутную блокаду. Со стороны моря разбойников блокировали корабли Береговой Охраны и ВМС.

Блокированные на участке в десять квадратных километров вооруженные филиппинцы стали именовать себя не иначе как "королевские силы порядка Султаната Сулу и Серверного Борнео”. Они установили собственные правила поведения в Tanduo и попытались распространить их на соседние населенные пункты. В первую неделю марта между ними и полицейскими произошла перестрелка, с обеих сторон появились убитые и раненные. Стычки произошли в нескольких местах у населенных пунктов Kunak, Kampung, Semporna.

F/A-18D Hornet

Движимые местью за убитых сотоварищей, разбойники организовали рейды на полицейские участки. Это подтолкнуло премьер-министра Малайзии прекратить переговоры о мирном разрешении конфликта и отдать силовикам приказ уничтожить лагерь сторонников Agbimuddin Kiram. В своем обращении от 5 марта Dato' Sri Haji Mohammad Najib bin Tun Haji Abdul Razak сказал: «Мы начали с налетов боевых самолетов RMAF, продолжили обстрел из минометов и, в то время когда я говорю эти слова, армия и полиция, вместе с другими силами правопорядка, предпринимают действия с целью ареста и уничтожения членов группы, которая нарушила суверенные права нашей нации». Операция получила название Ops Daulat.

Поскольку в зоне боевых действий в основном проживают люди, ассоциирующими себя с уроженцами южной части филиппинских островов, и многие сочувствуют бандитам, полиция стала заниматься не только уничтожением вооруженных бойцов «армии Сулу», но и «фильтрованием» местности, арестовывая лиц без документов. Кульминацией боевых действий стало занятие деревни Tanduo 11 марта, после недели обстрелов и бомбежек (кроме точечных ударов, проводились и «ковровые», с целью заставить уцелевших боевиков выйти из джунглей на открытую местность). Силам Береговой Охраны удалось пресечь переправу на Борнео подкреплений (а султан Сулу имеет многие тысячи сторонников на Филиппинах), что, собственно, и определило исход сражения.

Со стороны центрального правительства для участия в конфликте привлекались несколько тысяч военнослужащих Сухопутных войск. Их присутствие в северо-восточной части острова Борнео в основном требовалось для блокады и на случай проникновения на северо-восток острова Борнео дополнительных групп вооруженных филиппинцев, присоединения к ним части местного населения) и порядка четырех сотен полицейских спецназовцев. Между тем, главари несуществующего султаната Сулу, спокойно живущие на Филиппинах, говорят о готовности своих сторонников продолжать борьбу методом партизанских действий, скрываясь в джунглях и в домах сочувствующих крестьян, получая подкрепления на лодках с филиппинских островов и через сухопутную границу с Индонезией.

Полного списка задействованных в операции сил и средств пока нет. Однако есть основания предполагать, что со временем он появится, и в нем будут фигурировать новые названия использованных образцов вооружения и военной техники. Вместе с тем, вышеперечисленные типы достаточно хорошо иллюстрируют серьезность произошедшего.

Eurocopter Fennec

Хотя конфликт подробно освещался средствами массовой информации стран региона и различными интернет ресурсами, до конца марта подавляющее число статей и заметок на данную тему носило чисто репортажный либо выраженный общественно-политический характер. В ходе авиационного и морского салона LIMA’2013, что прошел на курортном острове Langkawi в период с 26 по 30 марта, на тему «кризиса в Сабахе» высказались присутствовавшие на выставке министр обороны Малайзии Dato' Seri Dr. Ahmad Zahid Hamidi и главком RMAF генерал Tan Sri Dato' Sri Rodzali bin Daud.

На пресс-конференции 27 марта руководитель военного ведомства Малайзии сказал, что в свете событий в Сабахе система приоритетов по закупке новой техники для Вооруженных Сил меняется. Высокий приоритет получают вертолеты и морские патрульные самолеты (Maritime Patrol Aircraft). В качестве неотложной меры, дополнительно три самолета и два вертолета передаются Береговой Охране для патрулирования территориальных вод омывающих остров Борнео. Кроме того, специалисты Минобороны проводят анализ необходимости доработок систем, стоящих на вооружении и сравнивают необходимые затраты с вариантами закупки новых систем на замену существующим. К сожалению, пресс-конференция шла без перевода на английский язык. Лишь иногда отвечая на вопросы, министр считал необходимым высказываться по-английски, особенно если речь заходила об импортной технике.

По завершении пресс-конференции господин Hamidi любезно уделил мне несколько минут. В частности, мы поговорили о закупках новых истребителей. «Мы проводим последний этап сравнительной оценки предложений по программе MRCA (Multirole Combat Aircraft – многоцелевой боевой самолет). Выступая публично на протяжении последних трех месяцев, я не устаю повторять, что окончательное решение по данному вопросу будет принято после проведения в стране всеобщих выборов. Специалисты военно-воздушных сил представили правительству свои рекомендации. Однако мы решили передать вопрос на рассмотрение Казначейству Министерства Финансов (Treasury of the Ministry of Finance). Оно проводит оценку предоставленных материалов и решает, сможет ли страна выделить необходимые финансовые ресурсы. Могу сообщить Вам, что мы рассматриваем российские предложения по программе MRCA; их анализ вошел в наши итоговые документы. Также могу сказать, что при принятии решения поступившие предложения будут сравниваться между собой не только по цене. Кроме нее, в рассмотрение принимается время поставок, качество системы после продажного обслуживания, передача технологий - словом, полный пакет. Все перечисленные мною элементы, не только цена, важны для нас».Отвечая на дополнительный вопрос, оглядывается ли Малайзия на Индию при выборе новых образцов военной техники, министр сказал, что «иногда в прессе гуляют подобные спекуляции… но это только лишь спекуляции. Мы принимаем решения исходя из собственных нужд и критериев».

Sikorsky S-61A4 Nuri

Со вторым высокопоставленным собеседником мне удалось поговорить 29 марта, когда Rodzali bin Daud зашел на стенд «Рособоронэкспорта», и задать ему еще несколько вопросов во время итоговой пресс-конференции 30 марта. Говоря о приоритетах своего ведомства, главком RMAF сказал следующее. «Наивысшим приоритетом для Королевских ВВС в настоящее время являются вопросы, относящиеся к событиям в Сабахе. Там создалась кризисная ситуация и мы действуем соответственно. Это первое и самое важное. Вторым номером идут вопросы по уточнению наших требований к системам вооружений и базовым платформам, которые стоят на вооружении RMAF. Особенно это касается комплексов, что используются для решения задач обзора морской поверхности и морского патрулирования (Maritime Surveillance and Maritime Patrol). Далее - у нас имеются ранее разработанные планы на среднесрочную и дальнесрочную перспективы. Суть работы по этим планам состоит в том, чтобы осмотреться и, на основе анализа недавних событий, постараться лучше понять, какая замена нам необходима по программе Multirole Combat Aircraft. В рамках этой программы мы ищем замену истребителям МиГ-29. Имеется несколько претендентов, включая американский F/A-18F Super Hornet и несколько моделей от европейских производителей».

F/A-18F Super Hornet

Поскольку генерал особо отметил F/A-18F Super Hornet, я попросил своего собеседника уточнить, не рассматривается ли вопрос замены довольно продолжительное время эксплуатируемых малазийцами восьми истребителей F/A-18D Hornet? «Нет, «классические» истребители Hornet (“classic Hornets”) продолжат активную эксплуатацию. Они нам еще послужат еще в течение какого-то времени. В рамках программы MRCA рассматривается замена только для МиГ-29. Кроме истребителей, наши среднесрочные и дальнесрочные планы также касаются темы самолета раннего радиолокационного обнаружения (Airborne early warning, AEW). Мы уже выбрали наиболее подходящие для наших условий и требований системы и внесли их в короткий список (shortlist). В настоящее время наши специалисты работают над уточнением требований к характеристикам радиолокационной станции для такого самолета». Собеседник не назвал включенные в короткий список системы. Считается, что ими являются американский E-2D Hawkeye и шведский SAAB Erieye.

В ходе итоговой пресс-конференции 30 марта к выше обозначенным темам добавился вопрос о замене вертолетов S61A-4 Nuri, поставки которых RMAF начались в конце шестидесятых годов прошлого века. Они имеют почтенный возраст, но, тем не менее, активно применялись в Сабахе. Несмотря на начало поставок современных Eurocopter EC725 Cougar (к отрытию LIMA’2013 доставлено только две машины из двенадцати заказанных), именно Nuri выполнили основной объем «вертолетных» задач в Сабахе. «Эти вертолеты раньше или позже придется списать. Они уже порядком устарели. При этом потребность в вертолетах такого рода у нас сохранится на уроне 15 машин», сказал Rodzali bin Daud.

Журналисты поинтересовались, не нужно ли увеличить парк военно-транспортных вертолетов с тем, чтобы в будущем не обращаться за помощью к авиакомпаниям? Выше отмечалось, что в марте для перевозки военнослужащих с материковой части страны на острова оказалось необходимым привлекать авиалайнеры бюджетного авиаперевозчика Air Asia.

Главком ответил, что у Airbus Military заказано четыре сравнительно крупных военно-транспортных самолета А400М. Они дополнят машины американского производства C130H Hercules. В свою очередь, последние пройдут программу модернизации, которая повысит возможности самолета путем доработки авионики, что позволит повысить процент исправности парка.

Во время пресс-конференции, я задал главкому ряд вопросов по участию RMAF в подавлении сопротивления банд формирований на острове Борнео. На заданную тему главком сказал следующее: «Говоря о недавних событиях в восточной части провинции Сабах важно подчеркнуть следующее. Вооруженные силы Малайзии получили приказ защитить суверенитет и территориальную целостность нашей страны. В этом наше предназначение. Мы будем его выполнять вне зависимости от того, какие формы принимает агрессия, кто и как покушается на наш суверенитет. Именно в такой манере мы и действовали в марте-месяце. Королевские ВВС Малайзии были вовлечены в проведение боевой операции вместе с другими силовыми ведомствами. В частности, мы использовали боевые самолеты для проведения бомбардировок. Мы использовали боевые комплексы, которые наилучшим образом подходили для решения конкретных поставленных задач. Могу Вам сказать, что я доволен тем, как мои летчики отработали по наземным целям. Они показали высокое мастерство. Особенно хорошо у них получилось с применением высокоточных средств поражения Precision Guided Munitions (PGMs)».

На мою просьбу рассказать об уроках, вынесенных из мартовских событий, Rodzali bin Daud сообщил следующее: «Говоря об уроках, я прежде всего хочу отметить наш вывод о необходимости улучшения работы в направлении добычи разведданных (intelligence). Разведка, сбор информации о противнике - очень, очень важное направление. Для достижения победы, выполнения поставленных задач необходимо обеспечить себе преимущество над противником, лучше него знать, кто, где и когда выступает против тебя. Наличие хороших разведданных позволяет наилучшим образом применить оружие. Одним из вынесенных нами уроков является лучшее понимание того, что дают новейшие технологии, лучшее понимание того факта, что нам следует постоянно совершенствовать свои боевые комплексы, приобретать новые, более эффективные системы. Мы сделали вывод, что нам необходимо иметь больше современных, выполненных по последнему слову техники, систем вооружений. У нас есть такого рода системы, но надо, чтобы их было больше. Это особенно относится к высокоточным средствам поражения, которые используют либо лазерное целеуказание, либо наводятся по сигналам спутниковых навигационных систем. Нам требуется нарастить имеющиеся арсеналы как в плане качества, так и количества».

Малазийские военные летчики надеются на обмен опытом с российскими коллегами. Rodzali bin Daud особо отметил важность первого в истории посещения Малайзии главкомом ВВС России. Генерал-лейтенант Виктор Николаевич Бондарев посетил выставку LIMA’2013, где с показательной программой выступала группа высшего пилотажа ВВС России «Русские Витязи», встретился с высшим руководством Минобороны Малайзии. «Это большая честь для нас. Мы с надеждой смотрим в будущее, желаем продолжать наше сотрудничество, хотим и далее проводить встречи, обмениваться опытом».

Rodzali bin Daud отметил важность проведения в рамках LIMA’2013 ряда научно-практических конференций под эгидой министерства обороны. На них обсуждались темы «цифровое поле боя» (digital battle space), «средства усиления боевых комплексов» (force multipliers), «системы принятия решений» о закупке новой системы вооружений в противовес модернизации систем уже стоящих на вооружении.

Главком отметил важность и своевременность подписания на LIMA’2013 нового соглашения между Минобороны Малайзии и компанией «Сухой» по послепродажному обслуживанию самолетов типа Су-30МКМ, поставленных RMAF в 2007-2010 гг. Rodzali bin Daud также посчитал нужным сказать, что единственной, по его мнению, крупной проблемой на пути развития взаимовыгодных связей с ВВС и ОПК России кроется в том, что RMAF и ВВС России эксплуатируют различные системы вооружений. Причем это утверждение относится даже к самолетам марки «Су».

Су-30МКМ

Действительно, экспортный вариант Су-30МКМ на вооружении 11-й эскадрильи RMAF серьезно отличается от Су-27 и Су-27УБ «Русских Витязей». Соответственно, имеются различия в программе обучения летчиков и наземного персонала. «Но это ни в коем случае не должно становиться причиной отказа от развития сотрудничества. По нашему мнению, нам следует продолжать совместную работу, как с нашими друзьями из России, так и других стран мира. Сам факт наличия на вооружении России, Индии и Малайзии общих платформ (имеются в виду самолеты Су-30 и МиГ-29) создает базу для взаимовыгодного сотрудничества. Нам нужно сотрудничество в большем объеме, поскольку развиваясь в данном направлении, мы повышаем свои возможности по защите наших стран. Считаю, что этому нет альтернативы», - заключил Rodzali bin Daud.

Малайзия – среди четырех стран, вместе с Оманом, Саудовской Аравией и Индонезией, на вооружении которых стоит одноместный ударный вариант самолета Hawk (базовая модель Mk.200). Он отличается от двухместных учебно-боевых машин семейства наличием радиолокационной станции Lockheed Martin AN/APG-66H. Она дает возможность применять расширенную номенклатуру средств поражения наземных и морских целей. В свете участия Hawk Mk.208 в боевых действиях в Сабахе, у министра обороны состоялась интересная беседа на стенде производителя этих учебно-боевых самолетов – английской фирмы BAE Systems. Вот что по данному поводу сказал мне директор по развитию бизнеса Alan Garwood: «Действительно, господин Hamidi интересовался вопросами улучшения ранее поставленных самолетов. Мы объяснили ему, что у нас есть готовые варианты модернизации, и если он захочет провести соответствующие работы, то в результате увеличится объем и качество эмуляции боевых режимов, которые летчики-истребители могут отрабатывать на УБС. Мы можем доработать малазийские Hawks типа Mk.108 в более продвинутый вариант Mk.128, при этом у него появится возможность эмулировать работу радиолокационной станции боевого самолета».

Hawk Mk.208
Краткий анализ действий RMAF

Применение авиации для уничтожения боевиков довольно широко обсуждается на газетных страницах, различных Интернет форумах Малайзии и граничащих с ней стран. Отмечается, что использование восьми боевых самолетов – многовато, принимая во внимание значительное, в десятки раз, численное превосходство сил правопорядка над разбойниками и небольшую численность последних (200-300 человек), а также их концентрацию на сравнительно небольшой территории (десять квадратных километров). Относительно типов летательных аппаратов, можно услышать отзывы типа «ну вот, купили у русских столько сушек и мигов, а использовать их не стали, или не смогли».

Принимать такого рода комментарии всерьез не стоит, поскольку характер конфликта и соотношение сил и средств вовлеченных в него сторон попросту не давало RMAF особого простора для активности. Кроме того, командование королевских ВВС четко распределило обязанности между тремя имеющимися на вооружении RMAF типами сверхзвуковых истребителей. Тяжелый Су-30МКМ предназначается для завоевания превосходства в воздухе, изоляции района боевых действий и нанесения высокоточных ударов на большом удалении от авиабаз. Легкий фронтовой истребитель МиГ-29N используется в качестве перехватчика и самолета маневренного воздушного боя.

Наконец, средний F/А-18 Hornet играет роль истребителя-бомбардировщика для нанесения ударов высокоточным оружием по морским и наземным целям. Заметим, что у RMAF имеются только двухместные F/A-18D, и наличие второго члена экипажа в качестве оператора способствует получению лучшего результата при атаке целей управляемыми бомбами и ракетами. Использование F/A-18D в Сабахе четко отражает отведенную ему роль ударной машины. По неофициальной информации, летчики «хорнетов» применили управляемые бомбы с лазерным наведением типа Paveway II по заранее разведанным целям с известными координатами.

Что касается «главного героя» - английского Hawk Mk.208, то конфликт в Сабахе оказался непосредственно по его прямому предназначению. Малайзия приобрела несколько одноместных «хоков» вместе с двухместными учебно-боевыми машинами в девяностые годы, примерно в тоже время, что и МиГ-29 (поставка в 1995г.) и F/A-18D (1997). Одноместный Hawk специально создавался как штурмовик, способный работать как по площадным, так и по точечным целям свободнопадающими бомбами и неуправляемыми ракетами, а также 30-мм автоматическими пушками ADEN. Кстати, ВВС Индонезии неоднократно использовали свои самолеты данного типа против повстанцев в Восточном Тиморе, начиная с 1983 года. Хочется надеяться, что с ликвидацией в деревне Tanduo лагеря разбойников во главе с самозваным «принцем» череда вооруженных конфликтов в Юго-восточной Азии закончится. 

Mohathir Mohamad

Выступая по местному телевидению в ходе LIMA’2013 бывший премьер-министр Малайзии Tun Dr Mohathir Mohamad сказал: «Мы не знаем когда это прекратиться, поскольку эти сумасшедшие люди (филиппинские разбойники) просто так не прекратят свои атаки». Он выступил с инициативой создать Королевскую Комиссию по Расследованию (Royal Commission of Inquiry) для решения всего комплекса вопросов, сопровождающих подобные конфликты. «Вокруг нас не так много врагов, а то, с чем мы имеем дело – атаки разбойников. Наши возможности в деле национальной обороны должны превосходить вражеские. Для этой цели нам нужно сосредоточиться на средствах обеспечения безопасности территориальных вод и прибрести необходимые вооружения и военную технику для борьбы с партизанскими отрядами». Он также призвал соседние страны заключить межправительственное соглашение по ограничению оборота стрелкового оружия. Mohathir посетовал, что сегодня в регионе нет серьезных ограничителей, предотвращающих попадание пистолетов и автоматов населению отдельных территорий, населенных бедными людьми и неконтролируемых в полной мере центральными правительствами стран, в состав которых такие территории включены.

фото автора

 


Владимир Карнозов


комментарии (9):

A_V      03/04/2013 [20:10:50]#1
Интересная статья. Было б хорошо посмотреть на боевые возможности нашей техники в реальных условиях...

Russ2      04/04/2013 [00:19:12]#2
Автор производит положительное впечатление. Изображение МиГ-29 на анонсе статьи пример отвратительного журналистского нигилизма: пипл все схавает!

Aviation EXplorer      05/04/2013 [00:59:51]#3
to Russ2
Какие-то странные у Вас претензии. Теперь так проявляется весеннее обострение?

Kisa      05/04/2013 [15:59:05]#4
Тема - не из широко известных...А профиль отечественного самолета на анонсе - гут...это - наша гордость ...услада глаз патриотов

Russ2      05/04/2013 [19:29:49]#5
Aviation EXplorer.,

в желтых газетах заголовки: "Ваенга рассказала о своих любовниках в Kpeмлe". В тексте написано "Ваенга сказала, что у нее нет любовников в Kpeмлe". Такая подача материала, возможно, допустима в бульварной прессе. Но налепить МиГ-29 в заголовке "ВВС Малайзии в боевых действиях на Борнео" и написать в тексте, что МиГи в этой кампании не участвовали, это дурной тон для профильного ресурса.
Я понятно объяснил свои претензии?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      06/04/2013 [00:57:12]#6
2 Russ2

Вы что, серьёзно разглядывали, что за самолет в тумане изображен на привью размером 60х60 пикселей? По-моему это вам просто от нечего делать. Извините за грубость, но на ум приходить лишь поговорка о том, когда кое-кому делать нечего, он ...

Russ2      06/04/2013 [04:49:18]#7
Автор: Теперь так проявляется весеннее обострение?
Издатель: когда кое-кому делать нечего, он …



PROEN      08/04/2013 [05:57:18]#8
Кампунг - это не название населенного пункта, это переводится как "деревня" с малайского. Мохадир Мохамед - это не просто бывший премьер-министр, это лидер нации, создавший за 21 год своей работы современную промышленно высокоразвитую Малайзию.
Я думаю, что неиспользование МИГов и СУшек связано как раз с недостатками техсопровождения с нашей стороны, что уже давно вызывает недовольство малазийских военных. В свое время покупка МИГов и потом СУшек была больше политическим шагом и боюсь, что в будущем это вряд ли повторится...

Yury67      08/04/2013 [15:03:27]#9
На превью и на предпоследней картинке в статье прекрасно виден МиГ-29 без всяких обострений...
А уважаемому аналитику Владимиру Карнозову скромно укажу на грамматическую ошибку:
в предложении "Мы не знаем когда это прекратиться..." в слове "прекратиться" мягкий знак излишен...





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9Kqw
https://youdo.com/auto/carcare/polishingbody/ - подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer