← Назад

Главная Авиация Интервью«Уверенность в воздухе достигается только летной практикой!»

23 июля 2013 года / Донат Москалев / Aviation EXplorer

Заместитель директора по летной подготовке авиационного учебного центра сверхлегкой авиации рассказывает о проблемах и нюансах авиационной педагогики при подготовке пилотов-любителей.

Гусаров Сергей Николаевич
Заместитель директора Авиационного учебного центра Объединенной федерации сверхлегкой авиации «Размах Крыльев». В 1979 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков. Подполковник, старший штурман истребительного авиационного полка, военный летчик 1-го класса, инструктор. 1991 год – окончил авиационный факультет Военной командной академии войск ПВО. Освоил самолеты Л-29, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, "ЕvroStar SL", «Harmony LSA», а также дельталет. Общий налет - около 1600 часов.

- Сергей Николаевич, скажу прямо, Ваш характер не очень соответствует фамилии: таких положительных и спокойных гусаров не бывает!

 - Если понимать гусарство как лихость и бесшабашность, то для меня все это действительно неприемлемо. Да, наверное, идеальные гусары  должны быть как в стихотворении у Цветаевой: «Цари на каждом бранном поле и на балу» и «В одной невероятной скачке вы прожили свой краткий век». Однако гусары - это не только балы и дамы, но и схватки за Отечество. И хотя я никогда не участвовал в боевых действиях, мне довелось долгое время быть на страже, как говорили раньше, воздушных рубежей нашей Родины - в Группе советских войск  в Германии. Летал на истребителе МиГ-23, позже переучился на МиГ-29…

- Насколько я знаю, во время службы в полку Вы, также, были и инструктором?

- Да. В своем авиаполку я помогал молодым летчикам осваивать курс летной и боевой подготовки, а также переучиваться с одного типа самолета на другой.  В боевых полках инструктор – это не должность, как в летном училище; инструкторская работа входит в служебные обязанности - начиная с командира звена и выше, в пределах должностных полномочий.

- А я думал Вы пошли в инструкторы потому, что вам это нравится…

- Так и есть, быть инструктором – очень интересно! Ты летишь и радуешься, что у твоего ученика рядом что-то начинает получаться: вот человек не имел никакого отношения к авиации, а теперь он сам летит!

- А есть ли общее c военно-инструкторской работой в авиаполку и в учебном авиацентре для «гражданских»?

- Есть. Много общего в методиках обучения, но есть и различия. Они, в основном, связаны с отношении учеников к занятиям…

- А что там не так?

- Ценность военной летной школы в том, что в ней почти нет людей, которые пришли «просто полетать». Зато есть люди, которые решили стать профессионалами в летном деле, посвятить этому всю свою жизнь. Но одного желания мало - летное училище заканчивает лишь чуть больше половины поступивших. Отчисляют по ряду причин, в том числе и за неуспеваемость. Этот отбор, в сочетании с личной мотивацией молодых курсантов к полетам, рождает серьезное отношение к учебе.    

-  А в «гражданском» АУЦ какое отношение слушателей к полетам и учебе? Слушателей, которые обучаются за свои деньги?

- Теоретически оно тоже должно быть серьезным, но на практике все по-другому. В основном приходят люди, которые уже имеют большой жизненный опыт и он не всегда полезен для летного обучения: давно известно, что обучаемость молодых, еще не сформировавшихся людей, многократно выше. Но не возрастные характеристики здесь помехой.

Сегодня слушатель любого АУЦ – это человек, загруженный основной работой и часто бывает так, что среди недели ему некогда думать об учебе и полетах. Желание полетать возникает лишь в выходные, в свободное от работы время, да и то не всегда. При таком подходе слушатель вроде бы учится, но ритмичная и регулярная летная практика отсутствует.  Как результат – никакого результата, в лучшем случае топтание на месте.

- А сколько раз в неделю должна составлять «ритмичная и регулярная летная практика» для пилота-любителя?

-  Чтобы от обучения был толк – надо найти время, чтобы минимум один, а лучше два раза в неделю летать. А вообще надо летать чем больше, тем лучше. Уверенность в воздухе, так называемая «влетанность», достигается только летной практикой.

Кстати, чем больше ученик летает, тем больше начинает видеть и слышать в полете. Например, он вдруг начинается замечать, что наушники не очень удобные, хотя до этого дискомфорта не испытывал. Это хорошо - значит, он уже не тратит все свои силы на «борьбу с самолетом» и способен обращать внимание еще на какие-то мелочи вокруг себя. В общем, чтобы хорошо летать - надо летать!

А когда человек приезжает на полеты от случая к случаю, то складывается ощущение, что он приезжает не учиться, а просто полетать  вокруг аэродрома с инструктором. Ну что ж, давай полетаем. Полетали... И снова расстались на месяц, чтобы потом опять начинать все заново!

- Вам, профессиональному летчику, не обидно за такое отношение к летному делу?

- Немного обидно, но я не считаю таких слушателей профессионалами. К счастью, немало и других учеников – ответственных ребят с серьезным подходом к учебе.

- А в чем заключается серьезный подход к учебе?

- Серьезное отношение  складывается из нескольких составляющих. Это тщательное изучение теории, подготовка к полету, отношение к самолету, работа над ошибками. Но самое главное, у ученика должны гореть глаза и должен быть большой интерес к учебе, к полетам!

- А у Вас, самого, еще есть интерес к полетам?

- Конечно. Все равно деваться некуда: как показывает практика, в авиации нет нормальных людей, тут все свихнулись на самолетах!

- А вот появился новый ученик на пороге летного домика, можете ли вы сказать, достаточно ли он свихнулся на авиации? Будет ли из него толк?

- Первое впечатление обманчиво. Надо поговорить с человеком, полетать с ним хотя бы пару раз, и вот уже тогда все становится ясно. А вообще все очень индивидуально. Кто-то схватывает учебный материал сразу и надолго. Другой ученик быстро усваивает знания, но так же быстро и забывает. Есть и «тугодумы», которых надо долго учить, но при этом инструкторы отмечают, что как раз трудное освоение ведет к твердым устойчивым навыкам.  Или бывает так, что ученик первоначально не производит серьезного впечатления, однако впоследствии он может очень серьезно летать. В общем, у всех учеба происходит по-разному.

- Возвращаюсь к минимально-необходимому количеству полетов. А как поддерживать летные навыки в перерывах между полетами выходного дня?

- Самая простая, но эффективная методика - это проигрывать весь свой полет в уме. Надо продумывать последовательность своих действий, начиная с посадки в пилотскую кабину и до выхода из нее после полета! И постоянно задавать себе вопросы: если такая-то ситуация возникнет в полете, что я буду делать? А что делать, если случится другая ситуация?

Также никто не отменял тренажа «пеший по-летному», который можно проводить самостоятельно где угодно и в любое время. Это отработка пилотом элементов полета на земле в движении, с имитацией траектории движения самолета рукой или моделью. Представьте, что вы - самолет!

- Пролетела неделя, наступили выходные для полетов.  Какая подготовка необходима на аэродроме перед учебным вылетом?

- Тщательно готовиться к полету нужно всегда, даже если навыки пилотирования давно отработаны. Но перед этим еще важнее ответить на главный вопрос – куда и зачем предстоит лететь? Ведь взлет и посадка - это только инструменты для выполнения цели полета. Чтобы ее определить или понять, необходимо изучить полетное задание так, чтобы в нем не осталось белых пятен. Нужно мысленно пролететь предстоящий маршрут.

Другой вид предполетной подготовки – тренаж в кабине. Это когда пилот садится в самолет и без запуска двигателя продумывает весь свой полет одновременно с действиями арматурой кабины.  Также на стоянке хорошо отрабатывать распределение и переключение внимания летчика – с контроля показаний приборов на контроль обстановки за бортом.

- Интересно, тщательное следование всем рекомендациям дает гарантию того, что ученик станет первоклассным пилотом?

- Безусловно, очень многое зависит от прилежания ученика, но нельзя рассматривать полет только лишь как технику пилотирования.  Летчик - это больше чем профессия, он не может жить без полетов! Надо любить полеты, стремиться к ним! Взлетел, полетал, полюбовался на красоты, чтобы «после, коснувшись тихонько планеты, вернуться на землю на грешную эту …»

- А эти строки откуда? Тоже стихи Цветаевой о гусарах?

- Нет, это я написал поздравление своему другу в день его рождения:

"…Эх, двинуть бы РУД до упора форсажа и закрутить круговерть пилотажа,

То в небо бескрайнее огненной свечью, то вдруг земле рвануться навстречу,

То в кресло вдавиться почти полутонным, то ощутить себя невесомым...

А после, коснувшись тихонько планеты, вернуться на землю на грешную эту…»


Донат Москалев


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2013/7/23/1836/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.