← Назад

Главная Авиация ЗаявлениеЗамечания к законопроекту "О внесении изменений и дополнений в Воздушный кодекс РФ"

20 сентября 2013 года / Авиакомпания "ЮТэйр" / Aviation EXplorer

Заявление авиакомпании "ЮТэйр" о недопустимости принятия Законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Воздушный кодекс РФ" в текущем виде, как влекущего необоснованное нарушение и ограничение прав эксплуатантов коммерческой гражданской авиации.

Президенту
Российской ассоциации эксплуатантов
воздушного транспорта
Е.Е. Чибиреву

О рассмотрении законопроекта

Уважаемый Евгений Евгеньевич!

31 июля 2013 года в Государственную Думу РФ был внесен Проект Федерального закона №325134-6 «О внесении изменений и дополнений в Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее - Законопроект).
ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (далее Авиакомпания), рассмотрев Законопроект, считает необходимым обратить внимание на следующее.

Указанный Законопроект предусматривает возможность выполнения авиационных работ авиацией общего назначения в отсутствие соответствующей сертификации, а также предусматривает освобождение от сертификации аэродромов, предназначенных для эксплуатации воздушными судами авиации общего назначения.

Авиакомпания, являясь эксплуатантом, осуществляющим коммерческую деятельность в области гражданской авиации, не может согласиться с Законопроектом ввиду следующего.

Фактически принятие Законопроекта приведет к тому, что коммерческая гражданская авиация будет по-прежнему вправе выполнять авиационные работы, используя только сертифицированные аэродромы, при наличии сертификата эксплуатанта и при выполнении всех требований в области транспортной безопасности, авиационной безопасности и безопасности полетов, в то время как авиация общего назначения (далее АОН) будет вправе выполнять точно такие же авиационные работы в отсутствие сертификации, с использованием не сертифицированных аэродромов, с соблюдением лишь некоторых требований по безопасности полетов.

Таким образом, принятие Законопроекта повлечет установление различных процедур допуска к осуществлению авиационных работ для коммерческой гражданской авиации и для авиации общего назначения.

Изложенное означает создание по отношению к организациям коммерческой гражданской авиации дискриминационных условий.

Вместе с тем, запрет на создание дискриминационных условии (под которыми понимаются условия доступа на товарный рынок, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами) прямо установлен подл. 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции». Следовательно, Законопроект безусловно не соответствует нормам действующего законодательства о защите конкуренции.

Очевидно, что стоимость авиационных работ эксплуатантов коммерческой гражданской авиации формируется с учетом существенных финансовых затрат, связанных с выполнением    обязательных    требований    (сертификации    эксплуатанта,    аттестации авиационного персонала, обеспечения транспортной безопасности, страхования ответственности и т.д.). Стоимость же авиационных работ АОН, в силу отсутствия вышеуказанных расходов по сертификации будет не сопоставима со стоимостью авиационных работ эксплуатантов коммерческой гражданской авиации. Как следствие, АОН окажется в безусловно более выгодных экономических условиях, что неминуемо приведет к необоснованному вытеснению с рынка авиационных работ эксплуатантов коммерческой гражданской авиации.

С учетом изложенного выше в равной степени необоснованным (как с экономической, так и с правовой точки зрения) представляется и установление возможности использовать аэродромы, не подлежащие обязательной сертификации, исключительно воздушными судами авиации общего назначения. Создание таких аэродромов могло быть допустимым только для случаев выполнения авиацией общего назначения именно тех работ (услуг), которые выполняются исключительно АОН и ни кем более (т.е. не для выполнения авиационных работ).

Таким образом, принятие Законопроекта полностью исключит целесообразность существования коммерческой гражданской авиации, специализирующейся на выполнении авиационных работ.

Отдельно следует отметить неопределенность используемых в Законопроекте формулировок, касающихся безусловно важных составляющих полетов: авиационной безопасности и безопасности полетов. В частности, предусматривая для аэродромов и АОН необходимость соблюдения только лишь «дополнительных требований, обеспечивающих необходимый уровень' авиационной безопасности, установленных федеральными авиационными правилами, а также дополнительных требований, обеспечивающих необходимый уровень безопасности полетов, установленных федеральными авиационными правилами», при том, что такие «дополнительные» требования федеральными авиационными правилами не установлены, фактически Законопроектом создаются условия для выполнения полетов без учета требований авиационной безопасности и требований по безопасности полетов.

Предлагаемая Законопроектом редакция абзаца второго части 1 ст. 114 ВК РФ (исходя из которой к авиационным работам будет относиться выполнение АОН полетов в спортивных, учебных целях, а также в целях авиационного туризма и осуществления демонстрационных полетов) прямо противоречит определению авиационных работ, установленному абзацем первым части 1 ст. 114 ВК РФ.

Более того, предлагаемая норма также повлечет создание коллизии и с нормой ст. 8 Воздушного кодекса РФ, предусматривающей обязательную сертификацию образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала (в части предоставления возможности выполнять полеты в учебных целях в виде авиационных работ, не подлежащих сертификации).

Особого внимания заслуживает введение Законопроектом такого вида авиационных работ как «авиационный туризм». Следует отметить, что понятие «авиационный туризм» не установлено ни действующим законодательством, ни Законопроектом. Данное обстоятельство создает предпосылки для выполнения АОН, например, чартерных перевозок пассажиров под видом «авиационного туризма».

Как следствие, указанный пробел фактически допускает возможность перевозки пассажиров в качестве авиационных туристов без соблюдения всех установленных нормами Воздушного кодекса РФ требований к воздушной перевозке пассажиров.

Изложенное приведет к фундаментальному нарушению принципа определения видов гражданской авиации, а также сфер и условий их деятельности.

Таким образом, предлагаемые изменения не только не соответствуют действующему законодательству РФ в области защиты конкуренции, но и более того, не соответствуют положениям Воздушного кодекса РФ.

Следовательно, принятие Законопроекта, безусловно, повлечет правовую неопределенность и явится как предпосылкой для значительных нарушений прав субъектов- коммерческой гражданской авиации, так и предпосылкой для существенных нарушений в сфере авиации в целом и в сфере авиационной безопасности и безопасности полетов, в частности.

Вместе с тем, следует отметить, что развитие авиации общего назначения является целесообразным и необходимым. Однако, данное развитие должно быть обеспечено совершенствованием правовой базы деятельности АОН, упрощением процедуры сертификации (но не полной ее отмены), а не посредством нормативного закрепления преимущественного доступа на рынок деятельности коммерческой гражданской авиации.

На основании изложенного, просим Вас довести до сведения соответствующего комитета Государственной Думы РФ позицию Авиакомпании о недопустимости принятия Законопроекта, влекущего необоснованное нарушение и ограничение прав эксплуатантов коммерческой гражданской авиации.

С Уважением,
Заместитель генерального директора
ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" 

С.А.Николюк


Авиакомпания "ЮТэйр"


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2013/9/20/1882/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.