← Назад

Главная Авиация РешениеВ повестке КАО – готовность к проверке ИКАО

20 октября 2014 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer

В преддверие предстоящей в ноябре 2014 года проверки ИКАО активизировалась дискуссия по проблемам совершенствования отечественной системы управления безопасностью полетов. Акцент в дискуссии большей частью делается на том, что должны сделать другие, в первую очередь, власть. Участники состоявшейся 11 июля 2014 года в Москве Коллегии авиационной общественности (КАО), решение которой мы сегодня публикуем, сосредоточились на задачах, которые авиационные ассоциации, общественные организации и отраслевые профсоюзы авиационного комплекса России готовы решать самостоятельно или в сотрудничестве с органами власти.

В связи с поступающими запросами о реакции органов власти на предложения участников 41-го Клуба командиров авиапроизводства России (на основании результатов Контрольной карты анализа недостатков ГосПБП), состоявшегося 19-20 июня 2014 года в Санкт-Петербурге, редакция портала AVIA.RU Network планирует опубликовать официальные ответы, поступившие организаторам упомянутого заседания.

Коллегия авиационной общественности создана в 2007 году и видит своё предназначение в консолидации и выражении общественного мнения о деятельности авиационного комплекса России, не подменяя существующие авиационные ассоциации и общественные организации.

 

РЕШЕНИЕ

Коллегии авиационной общественности (КАО) по вопросу «О задачах общественных организаций гражданской авиации в связи с предстоящей в 2014 году проверкой ИКАО состояния системы государственного управления безопасностью полётов»

Москва

Зал коллегии ФАВТ                                                                                                      11 июля 2014 года

Рассмотрев итоги общественных слушаний по вопросу готовности государства к предстоящей в ноябре 2014 года проверке Российской Федерации Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), проведённых в рамках 41-го заседания Клуба командиров авиапроизводства России (КК-41) на тему «Управление безопасностью авиационной деятельности: итоги и перспективы» (19-20 июня 2014 года, Санкт-Петербург), участники заседания КАО полностью поддерживают выводы и рекомендации, содержащиеся в решении Клуба.

Участники заседания КАО выражают серьёзную озабоченность недостаточной готовностью федеральных органов власти к данной проверке, отсутствием с их стороны должного внимания к вопросам совершенствования действующей государственной системы управления авиационным комплексом России (включая управление безопасностью авиационной деятельности и безопасностью полётов), от решения которых во многом зависит обеспечение безопасности страны, интересов её экономики и граждан.

Участники заседания КАО с сожалением отмечают, что в общественных слушаниях, состоявшихся на КК-41 и КАО, не приняли участия те представители органов власти, от которых зависит принятие на государственном уровне решений, предусмотренных Приложением 19 к Конвенции о международной гражданской авиации. Несмотря на официальные приглашения, на заседания КК-41 и КАО не прибыли ответственные руководители Минтранса России, Минпромторга России, Межгосударственного авиационного комитета, Ространснадзора, Департамента государственной политики в области гражданской авиации, Комитета Государственной Думы РФ по транспорту. Представители власти вновь уклонились от диалога с представителями бизнеса, науки и общественности на столь актуальную тему, что противоречит Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года № 93-р.

Участники заседания КАО констатируют, что:

государство не в полной мере выполняет свои обязательства по созданию условий для безопасного функционирования авиационного комплекса России, вытекающие из Конвенции о международной гражданской авиации и приложений к ней (в первую очередь, Приложения 19), Руководства по управлению безопасностью полётов ИКАО, а также обязанности по защите прав граждан страны на жизнь и на свободу передвижения, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 20, 27), Всеобщей декларацией прав человека (статьи 3, 13) и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2);

сложившаяся после проведения административной реформы 2004 года система управления авиационным комплексом России, и, в первую очередь, гражданской авиацией, не соответствует сложившейся мировой практике и требованиям стандартов ИКАО;

российское воздушное законодательство включает около 8 тысяч несистематизированных законов и правил, что мешает их полноценному использованию субъектами авиационного бизнеса. Отсутствует правовой механизм, обеспечивающий выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной гражданской авиации и приложений к ней. Такая правовая практика препятствует развитию конкурентной среды в сферах разработки, производства и эксплуатации гражданских воздушных судов, эффективного и безопасного функционирования субъектов авиационного бизнеса;

в практике государственного регулирования деятельности авиационного комплекса России допущены крупные просчёты в части, касающейся разработки и производства гражданских воздушных судов, подготовки, обучения и воспитания кадров (в том числе, кадров государственных служащих);

вследствие игнорирования мнения ведущих авиационных экспертов на государственном уровне принимаются недостаточно компетентные решения по вопросам регулирования деятельности гражданской авиации (в частности, решение об установлении минимального количества воздушных судов в авиакомпаниях; принятие федерального закона № 73-ФЗ, предоставляющего авиакомпаниям право нанимать иностранных пилотов на регулярные и чартерные коммерческие рейсы и т.п.);

сохраняется разобщённость внутри авиационной общественности: не установлено конструктивное сотрудничество между авиационными ассоциациями и общественными организациями, – вследствие этого потенциал авиационной общественности не задействован в полной мере на решении системных проблем авиационного комплекса России (в частности, на совершенствовании государственной системы управления, включая систему управления безопасностью авиационной деятельности и безопасностью полётов). Многолетние усилия СРОО МАРАП в этом направлении не поддерживаются некоторыми авиационными ассоциациями.

В этой связи Коллегия авиационной общественности подчёркивает, что решение системных проблем функционирования авиационного комплекса России возможно при объединении усилий органов государственной власти, авиационных ассоциаций и общественных организаций. Это вытекает из того объективного факта, что все хозяйствующие субъекты авиационного комплекса России (а именно их интересы призваны представлять и защищать авиационные ассоциации), вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности, технологически взаимосвязаны между собой и работают на единую цель – обеспечение потребностей граждан и экономики страны в услугах и работах воздушного транспорта. Исходя из этого, КАО, не подменяя существующие авиационные ассоциации и общественные организации, видит своё предназначение в консолидации и выражении общественного мнения о деятельности авиационного комплекса России.

Руководствуясь интересами национальной безопасности, стремлением содействовать реализации гражданами страны их конституционных прав на жизнь и на свободу передвижения, созданию в государстве необходимых условий для обеспечения безопасных авиационных перевозок пассажиров и грузов,

осознавая необходимость участия гражданского общества, в том числе и авиационной общественности, в реализации майских (2012 г.) Указов Президента Российской Федерации и Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти,

основываясь на миссии, целях и принципах КАО, участники заседания Коллегии заявляют о готовности представителей авиационной общественности принять посильное участие в работе по совершенствованию государственной системы управления авиационным комплексом России (включая управление безопасностью авиационной деятельности и безопасностью полётов) и подготовке к предстоящей проверке ИКАО.

 

Коллегия авиационной общественности РЕШИЛА:

1. В части, касающейся федеральных органов государственной власти

1.1.  Обратить особое внимание высшего руководства Российской Федерации на то, что в настоящий момент назрела острая необходимость в согласованной совместной работе органов власти, авиационного бизнеса и авиационной общественности над совершенствованием системы государственного управления деятельностью авиационного комплекса России на всём жизненном цикле (включая систему управления безопасностью авиационной деятельности и безопасностью полётов), приведением её в соответствие с современными подходами ИКАО и международными обязательствами Российской Федерации, установленными Конвенцией о международной гражданской авиации и частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.

1.2.  Направить Президенту Российской Федерации предложения:

–   о возложении на Председателя Правительства Российской Федерации персональной ответственности за функционирование системы управления безопасностью авиационной деятельности и безопасностью полётов, реализацию Государственной программы обеспечения безопасности полётов в связи с отсутствием в правительстве иного должностного лица, обладающего полномочиями и ресурсами, которые соответствуют требованиям стандартов Приложения 19 к Конвенции о международной гражданской авиации и Руководства по управлению безопасностью полётов ИКАО;

–   по совершенствованию системы государственного управления авиационным комплексом России, в первую очередь, гражданской авиацией, путём создания на базе Росавиации единого полномочного органа, отвечающего за государственное управление гражданской авиацией, обеспечение безопасности авиационной деятельности и безопасности полётов, и внесения соответствующих изменений в структуру органов государственного надзора и расследования авиационных происшествий в соответствии со сложившейся мировой практикой и требованиями стандартов ИКАО.

1.3.  Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти привлечь экспертов, рекомендуемых КАО, авиационными ассоциациями и отраслевыми профсоюзами, для подготовки на возмездной основе необходимых документов по совершенствованию государственной системы управления авиационным комплексом России (включая управление безопасностью авиационной деятельности и безопасностью полётов) и предстоящей проверке ИКАО (в первую очередь, к разработке новой ГосПБП).

2. В части, касающейся авиационной общественности

2.1.  Организовать силами экспертов, рекомендуемых КАО, авиационными ассоциациями и отраслевыми профсоюзами, научно-методическое сопровождение работы по внедрению систем управления безопасностью авиационной деятельности и безопасностью полётов (на возмездной основе). С этой целью организовать на постоянной основе мониторинг и обобщение соответствующей практики деятельности российских поставщиков обслуживания и выработку рекомендаций по их применению.

2.2.  Рекомендовать российским поставщикам обслуживания использовать (на возмездной основе) в работе по совершенствованию управления безопасностью авиационной деятельности и безопасностью полётов информационные продукты Консультативно-аналитического агентства «Безопасность полётов», разработанные в соответствии с требованиями главы 5 «Сбор, анализ данных о безопасности полётов и обмен ими» Приложения 19 к Конвенции о международной гражданской авиации в развитие Глобальной Сети Безопасности Полётов (GAIN).

2.3.  Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с исковым заявлением по поводу нарушения конституционных прав граждан на жизнь и на свободу передвижения (статьи 2, 20, 27 Конституции Российской Федерации), так как в государстве отсутствуют необходимые и достаточные условия для обеспечения безопасных авиационных перевозок пассажиров.

2.4.  Обжаловать в суде общей юрисдикции и в органах прокуратуры (в порядке надзора) бездействие органов государственной власти (статьи 33, 46 Конституции Российской Федерации) в вопросах создания необходимых и достаточных условий для обеспечения безопасных авиационных перевозок пассажиров и грузов.

2.5.  Провести выборочную общественную аттестацию государственных служащих, занимающих руководящие должности в Минтрансе России и Минпромторге России и подведомственных им структурах, ответственных за функционирование государственной системы управления авиационным комплексом России (включая управление безопасностью авиационной деятельности и безопасностью полётов). Сформировать в этих целях общественную аттестационную комиссию и разработать методику проведения аттестации. Результаты общественной аттестации направить в федеральные органы законодательной и исполнительной власти, Открытое правительство, Общественную палату РФ, во все авиационные ассоциации, некоммерческие и общественные организации и опубликовать в средствах массовой информации.

2.6.  Подготовить концепцию федерального закона о безопасности авиационной деятельности (включая безопасность полётов), на основе которой разработать (на возмездной основе) проект федерального закона и обеспечить его представление в Государственную Думу РФ в установленном порядке.

2.7.  Провести мониторинг практики применения Федерального закона от 20 апреля 2014 года № 73-ФЗ «О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которым предусматривается возможность допуска иностранных пилотов в состав лётного экипажа гражданского воздушного судна. По результатам мониторинга представить в органы государственной власти предложения по уточнению закона в части, касающейся создания механизма защиты интересов российских пилотов (как ресурса импортозамещения) и отечественной гражданской авиации в целом, критериев и методики отбора иностранных трудовых ресурсов для работы в российских авиакомпаниях.

2.8.  Рекомендовать Некоммерческому партнёрству «Саморегулируемая организация авиационного бизнеса» (СРО АБ) совместно с соответствующими отраслевыми профсоюзами:

–   провести мониторинг режима труда и отдыха авиационных специалистов, связанных с обеспечением безопасности авиационной деятельности и безопасности полётов;

–   провести анализ выполнения установленных Трудовым кодексом РФ государственных гарантий и норм, определённых системой социального партнёрства, являющихся условием обеспечения безопасности авиационной деятельности и безопасности полётов.

2.9.  Проработать Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» с целью определения возможности его использования в практической деятельности КАО.

2.10.  Рекомендовать Саморегулируемой общественной организации «Международная ассоциация руководителей авиапредприятий» (СРОО МАРАП) разработать стандарт взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, а также с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

2.11.  Разработать (на возмездной основе) силами экспертов, рекомендуемых КАО, авиационными ассоциациями и отраслевыми профсоюзами, и представить в государственные органы управления рекомендации по совершенствованию образовательных стандартов подготовки лётного состава гражданской авиации; по подготовке специалистов в области управления безопасностью авиационной деятельности для работы в органах государственного управления и в организациях – поставщиках обслуживания.

2.12.  Сформировать в целях реализации пунктов 2.3–2.9 настоящего решения рабочую группу по юридическому сопровождению деятельности КАО (с привлечением юристов, работающих в организациях авиационного комплекса России) и проработать вопрос о финансовом обеспечении деятельности упомянутой группы.

2.13.  Рекомендовать авиационным ассоциациям, другим некоммерческим и общественным организациям, отраслевым профсоюзам присоединиться к КАО в целях консолидации усилий на работе по совершенствованию действующей государственной системы управления авиационным комплексом России (включая управление безопасностью авиационной деятельности и безопасностью полётов) и созданию необходимых условий для обеспечения безопасных авиационных перевозок пассажиров и грузов.

2.14.  Обратиться с предложением о присоединении к КАО в тех же целях к организациям, объединяющим и представляющим интересы пассажиров, потребителей транспортных услуг, другим общероссийским организациям по защите прав потребителей (включая общества по защите прав потребителей с ограниченными возможностями), а также организациям страховщиков.

2.15.  Активизировать взаимодействие со средствами массовой информации и другими масс-медиа для привлечения внимания органов государственной власти и общества к проблемам совершенствования государственной системы управления авиационным комплексом России (включая управление безопасностью авиационной деятельности и безопасностью полётов). В этих целях:

2.15.1.  направлять в обязательном порядке в средства массовой информации материалы / видеоотчёты по итогам заседаний Коллегии авиационной общественности и Клуба командиров авиапроизводства России (КК);

2.15.2.  наладить взаимодействие с ООО «Центр стратегического партнёрства» и направить материалы КК-41 и настоящего заседания КАО для публикации в сборнике материалов по проекту «Национальная безопасность России» (в рамках Федерального справочника) в октябре – ноябре 2014 года; рекомендовать поставщикам обслуживания разместить информацию о своих организациях в указанном сборнике материалов;

2.15.3.  разместить в Интернет видеофильм о КК-40 «Сибирь – Сиам: Философия безопасности»; создать видеофильм о настоящем заседании КАО; решить с организациями авиационного комплекса России вопрос о финансировании указанного фильма в соответствии с пунктом 2.1.6 Регламента КАО.

2.16.  Направить настоящее решение в федеральные органы законодательной и исполнительной власти, Открытое правительство, Общественную палату РФ, авиационные ассоциации, некоммерческие и общественные организации и опубликовать в средствах массовой информации.

Решение подписали:

 


Aviation EXplorer


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2014/10/20/2136/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.