← Назад

Главная Авиация Экспертное мнениеПо тому ли следу идет следствие в аэропорту «Внуково»?

13 ноября 2014 года / В.Бордунов, О.Смирнов / Aviation EXplorer

Этот вопрос возникает, когда СМИ показывают и рассказывают, как лихо и быстро следствие вышли на след виновников трагического происшествия в аэропорту «Внуково». Следствие наверняка считает, что проводя следствие, оно действует в соответствии с законом. Однако есть высшая юридическая сила, которая имеет преимущество перед ним и ставит вопрос о законности методов следствия, применяемых в ходе расследования трагедии в аэропорту «Внуково».

Конституция Российской Федерации установила  приоритет норм международного права  по отношению внутригосударственным законам и правилам. В данном случае, критерием законности и правомерности проведения следствия  в аэропорту «Внуково» служит ст.5  Европейской конвенции о защите прав и основных свобод, гарантирующая каждому свободу и личную неприкосновенность.

Судя по всему, следствие не ведает о  нарушении ею гарантий ст.5.  Тем самым с его подачи возникает судебная перспектива того, что водитель, стажер и диспетчеры, вполне могут обращаться за защитой своих прав и свобод, гарантированных ст.5, в Европейский суд по правам человека.

Правда, у российского правосудия будет еще время разобраться в справедливости  и законности ведения следствия через призму ст.5. Вполне может быть, российский закон  мало поможет следствию в обосновании «законности» и «правомерности» лишения свободы диспетчеров и других, кто попал в поле зрения следствия и был задержан и подвергнут аресту.

В одном из решений Европейского суда указывается: цель ст.5 защитить свободу и личную неприкосновенность личности  от произвола и произвольного лишения свободы. Закон, не препятствующий и не противодействующий этому, подлежит пересмотру и приведение в соответствие со ст.5 Конвенции. Почему же возникают сомнения в верности и правильности «следа», по которому идет следствие в аэропорту «Внуково», не останутся ли в стороне главные виновники катастрофы, не получится ли  так, что будут наказаны  не те, кто  в действительности виновен в трагедии.

Хорошо известно, как должна работать система управления и обслуживания воздушного движения в зоне аэропортов и аэродромов с точки зрения международного права. В Приложении 14 «Аэродромы» к Чикагской конвенции 1944 г. все четко и ясно указано, какие требования подлежат жесткому и неукоснительному применению для того, чтобы безопасность наземного сектора гражданской авиации была должным образом обеспечена. Соблюдение этих международно-правовых  требований относится к обязательствам Российской Федерации, вытекающим из участия  в Конвенции и членства ИКАО, и спрос и ответственность за их строгое выполнение лежит на государстве, конкретно, на министерстве транспорта. Поэтому в первую очередь надо искать причину трагедии в VIP аэропорту «Внуково» или, как принято у следствия – причинно-следственную связь, в «голове», на которую возложена ответственность за организацию деятельности аэропортов и аэродромов в соответствии с международными стандартами.

Уже много лет российские аэропорты и аэродромы работают в зоне плохой правовой видимости - «ответственность» регулятора в области аэродромов и аэродромов  обезличена. Воздушного кодекса недостаточно для  регулирования деятельности аэропортов и аэродромов как это требует ИКАО. Закон об аэропортах, а проектов было семь, так и не появился. В результате аэропортовая и аэродромная деятельность больше регулируется по незамысловатым понятиям, а не законом, жестко определяющим, кто и за что отвечает в системе управления аэродромом и как она должна быть обустроена.

Отсутствие закона и  государственного контроля и надзора за аэродромной сетью страны и «безликая» ответственность регулятора привели к правовой «бесхозности» аэропортов и аэродромов. Счетная палата еще в 2011 году обнаружила эту удивительную правовую аномалию при проверке «Домодедово» и «Шереметьево» и предложила Минтрансу ее устранить. С тех пор ничего не изменилось.

Поэтому трагедия в аэропорту «Внуково» - это не случайность,  а вполне ожидаемый  и прогнозируемый «гром», который грянул.  Отсутствие четких и ясных правовых  директив со стороны государства эксплуатантам аэродромов о том, какой должна быть система управления взлетом и посадкой, на языке Приложения 19 ИКАО «Управления безопасностью полетов» следует отнести к  «факторам риска», возникающим по причине безалаберности и бездействия регулятора.  

Следствие не задается такими вопросами и ищет ответы на вопросы о причинах трагедии среди тех, кто подвернулся – водитель, стажер, ответственность  которой  в данном деле, с точки зрения трудового кодекса, очень сомнительна и спорна,  диспетчеров, работающих фактически  «впотьмах» и с подслеповатыми локаторами. Идти по такому «следу», понятное дело, проще, чем призвать к ответу бездействующего регулятора, забросившего контроль и надзор за системой управления аэропортами и аэродромами в стране, и пустившего все дело на самотек. Такая безответственность нарушает обязательства Российской Федерации по Чикагской конвенции 1944 г. и совсем ее не красит как члена  ИКАО.

 

В.Д.Бордунов, профессор Института международных транспортных коммуникаций, эксперт Комитета по транспорту Государственной Думы, эксперт ИКАО,

Смирнов О.М. член Общественного Совета Росавиации и Ространснадзора, заслуженный пилот СССР

 


В.Бордунов, О.Смирнов


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2014/11/13/2146/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.