Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Экспертное мнение

Безопасность полетов требует совершенствования системы управления ГА

8 сентября 2014 года / Владимир Тасун / Aviation EXplorer
 

На протяжении всего года в российском авиационном сообществе ведётся серьёзный разговор о необходимости совершенствования государственной системы обеспечения безопасности полётов. Проведён ряд знаковых мероприятий на эту тему: Круглый стол Союза транспортников России «О государственной политике в области обеспечения безопасности полётов», заседание Комиссии по транспорту Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), конференция Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) «Безопасность авиатранспортного комплекса», заседание Общественной палаты РФ с повесткой «Состояние БП в ГА».

Тасун Владимир Николаевич
Президент Российской ассоциации эксплуатантов авиационного транспорта (РосАЭВТ).

Родился 10 января 1949 г. в Новосибирске. Окончил Рижский институт инженеров гражданской авиации в 1972 г. С 1981 по 1990 год работал в Западно-Сибирском управлении гражданской авиации. С 1990 по 1992 год - генеральный директор концерна "Сибирские авиалинии". С 1992 по 1996 год - начальник Западно-Сибирского регионального управления воздушного транспорта. С 1996 по 1998 год - начальник Западно-Сибирского регионального управления федеральной авиационной службы РФ. С 1998 по 2000 год - руководитель Западно-Сибирского межрегионального территориального управления федеральной авиационной службы РФ. С 2000 г. - руководитель Западно-Сибирского межрегионального территориального управления федеральной службы воздушного транспорта РФ, был членом коллегии Федеральной авиационной службы РФ. 2007-2014 - директор Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса.

Действительный государственный советник РФ 3 класса. Автор 10 статей по проблемам перспектив развития гражданской авиации. Заслуженный работник транспорта РФ, награжден орденом Почета.

Авиационные специалисты страны практически едины в своём мнении: назрела необходимость в реорганизации государственной системы управления гражданской авиации для соответствия современным требованиям обеспечения безопасности полётов. Эта необходимость, очевидно, связана и с «внутренними» требованиями дальнейшего развития российского воздушного транспорта, и с реализацией 19-го Приложения к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации «Управление безопасностью полётов», и с предстоящей в ноябре этого года проверкой ИКАО состояния государственной системы безопасности полётов в нашей стране.

В последние годы акцент в деятельности мировой гражданской авиации  сдвинулся от технических параметров и «человеческого фактора» в сторону организационно-структурных и управленческих методов обеспечения безопасности полётов. Безопасность полётов становится главным приоритетом и основной ответственностью государственных органов, регулирующих деятельность гражданской авиации. Не случайно, в ходе реорганизации 2002-2004 гг. Объединённая европейская авиационная администрация (JAA) была преобразована в Европейское агентство по безопасности полётов (EASA), а главным приоритетом деятельности и, по сути дела, основной  сферой ответственности основного авиационного органа США – Федеральной авиационной администрации (FAA)–сегодня стало именно обеспечение безопасности полётов.

Российская и американская системы управления гражданской авиацией внешне весьма схожи. И это вполне логично: обе страны имеют федеративное устройство, обладают значительной по размеру территорией, характеризуются схожими демографическими параметрами, работают в условиях рыночной экономики. Результатом проведённой в России в 2004 году административной реформы стала система управления гражданской авиацией, включающая в себя соответствующий департамент Министерства транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) и авиационное управление надзорного органа - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ). Такая структура действительно похожа на американскую, состоящую из министерства транспорта (DoT), Федеральной авиационной администрации (FAA) и органа по расследованию авиационных происшествий(NTSB).

Однако в России сохранился целый ряд «исторических» отличий, возникших в ходе поистине драматического перехода от советского административно-хозяйственного уклада к рыночной экономике капиталистического типа. Совершенно понятно, что каждая страна имеет собственные особенности, что отражается и в структуре системы государственного управления. Однако и рекомендации международной организации гражданской авиации (ИКАО), и элементарный здравый смысл говорят о том, что определённые функциональные связи должны обеспечиваться вне зависимости от того как структурно организовано государственное управление такой сложной отраслью как гражданская авиация. Вся история цивилизации свидетельствует о том, что система госуправления, скорее всего не очень эффективна, если ее отдельные элементы, например, проверяют сами себя, или должны делать и отвечать за что-то, но не обладают необходимыми полномочиями или ресурсами для выполнения поставленных задач. И не важно, было ли это в древнем Китае, наполеоновской Франции или современной России. Сравнение систем управления гражданской авиацией России и США представляется вполне уместным, особенно имея в виду, что США такая же великая авиационная держава как и Россия, и демонстрирует впечатляющие результаты деятельности в области гражданской авиации – как по объему, так  и по качеству. Более того, на протяжении всей столетней истории авиаторы России и США с уважением  заимствовали друг у друга все то лучшее, что могла предложить каждая из стран.

Министерство транспорта США отвечает за исполнение всех «экономических» функций в области воздушного транспорта. Миссия министерства: «служить стране, гарантируя работу быстрого, безопасного, эффективного, доступного и удобного транспорта, удовлетворяющего жизненным национальным интересам и повышающего уровень жизни населения сегодня и в будущем».

Российское министерство транспорта отвечает за формирование политики в области воздушного транспорта, но делегировало большинство «экономических» полномочий и оказание государственных услуг в ФАВТ и ФСНСТ.

В сравнении с американской NTSB, российская ФСНСТ выполняет значительно большее число функций, например, осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о гражданской авиации авиационными предприятиями и организациями, юридическими и физическими лицами, выполняющими и обеспечивающими воздушные перевозки, авиационные работы и услуги; осуществляет надзор соблюдения действующих норм и правил по обеспечению безопасности полётов, мониторинга состояния безопасности полётов в гражданской авиации Российской Федерации, в сфере организации использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживая пользователей воздушного пространства Российской Федерации.

ФСНСТ, кроме этого, оказывает целый ряд государственных услуг по лицензированию транспортной деятельности и по лицензированию организаций технического обслуживания и ремонта авиационной техники.

Однако ФСНСТ не проводит расследование авиационных происшествий – главной и, по сути, единственной задачи своих американских коллег. Функции расследования авиационных происшествий в России «исторически» разделены и делегированы другим ведомствам:  инциденты расследует российское  ФАВТ, а авиационные происшествия - межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Официальная миссия NTSB – «независимо «продвигать» безопасность на транспорте» (Independently Advancing Transportation Safety).Более понятным языком: единственная цель NTSB – определение вероятных причин авиационных происшествий. NTSB в полном объёме производит расследование катастроф и авиационных происшествий. По результатам расследований разрабатываются рекомендации, которые направляются для реализации в FAA и производителям авиационной техники. Внедрение этих рекомендаций в практику должно предотвращать в будущем подобные происшествия.

Кроме того NTSВ ведёт собственные исследования, направленные на повышение безопасности на транспорте. Важной функцией этого ведомства также является координация выделения ресурсов федерального правительства для помощи пострадавшим в транспортных происшествиях. Так как NTSB занимается исключительно расследованием происшествий на транспорте, штат ведомства небольшой: примерно 400 сотрудников, размещённых в штаб-квартире NTSB в Вашингтоне и трёх региональных отделениях.

Независимость расследований гарантируется тем, что NTSB не подчиняется министерству транспорта, а действует на основании мандата Конгресса США, и напрямую отвечает за свою деятельность перед президентом страны. В этом состоит ещё одно принципиальное отличие NTSB от российской ФСНСТ, которая входит в структуру министерства транспорта.

Американская Федеральная авиационная администрация (FAA) является полномочным органом гражданской авиации страны и отвечает исключительно за обеспечение безопасности полётов. В практическом смысле это работы по сертификации авиационной техники, авиакомпаний, учебных заведений гражданской авиации, наблюдение за операционной деятельностью коммерческих авиакомпаний и других эксплуатантов авиационной техники. Основной рабочей силой FAA, ее «золотым» фондом, на котором строится существенная часть работы, являются инспекторы FAA, которые проверяют на соответствие требованиям FAA все субъекты воздушного транспорта. Число инспекторов достигает 4000 человек. Требования к их квалификации очень высокие: все они обладают большим опытом реальной лётной работы, и должным образом подготовлены для выполнения инспекционных программ.

Российское Федеральное агентство воздушного транспорта выполняет большое число функций по регулированию деятельности гражданской авиации и предоставлению государственных услуг в этой сфере, однако не обладает всей полнотой власти в области обеспечения безопасности полётов, и как следствие, не может нести полную ответственность за состояние дел в этой области.

Особую часть деятельности ФАВТ составляют учебные заведения гражданской авиации, которые организационно входят в его структуру. Это классическая ситуация, когда ведомство само сертифицирует учебные заведения, финансирует, организует их работу, после чего само же проверяет качество их деятельности.

Концентрация функций создания и поддержания государственной системы обеспечения безопасности полётов в едином полномочном органе гражданской авиации является насущной необходимостью. Освобождение ФАВТ от ненужных «экономических» функций, которые могут быть сосредоточены в Министерстве транспорта, позволило бы сформировать на базе «Росавиации» единый полномочный федеральный орган исполнительной власти в области гражданской авиации, поручив ему представлять Россию в этой сфере. Такое агентство могло бы со всей полнотой отвечать за разработку и реализацию государственной программы безопасности полётов.

Вторым важнейшим элементом реорганизации системы государственного управления безопасностью полётов должна бы стать консолидация на базе ФСНСТ функций организации и проведения расследований авиационных происшествий, анализу результатов расследований и выработке соответствующих рекомендаций в адрес всех субъектов авиационно-транспортной отрасли.

При этом необходимо отметить, что данные действия соответствуют требованиям ИКАО, в соответствии с которыми государство эксплуатанта принимает законы, позволяющие государству регулировать деятельность гражданской авиации, и обеспечивает их выполнение через посредство ведомства гражданской авиации (ВГА), созданного для этой цели. Законодательство наделяет полномочный орган правом выполнять обязанности государства по осуществлению контроля. Законодательство предусматривает подготовку правил, проведение сертификации и осуществление постоянного надзора за деятельностью эксплуатантов и устранение выявленных полномочным органом проблем в области безопасности полетов.

Проведение такой «тонкой настройки» системы управления гражданской авиацией позволило бы без масштабных реорганизаций и «перестроек» существенно повысить качество государственной системы обеспечения безопасности полётов в соответствии с современными представлениями и лучшими мировыми практиками.

Материал также опубликован Российской газетой 02.09.2014


Владимир Тасун


комментарии (1):

N_617      08/09/2014 [09:44:06]#1
Приведен правильный текст из Doc 8335 «…требованиям ИКАО, в соответствии с которыми государство эксплуатанта принимает законы, позволяющие государству регулировать деятельность гражданской авиации, и обеспечивает их выполнение через посредство ведомства гражданской авиации (ВГА), созданного для этой цели», но деятельность автора статьи, длительное время занимавшего должность директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса РФ, этому не способствовала.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации в Российской Федерации является Министерство транспорта.
Эти функции должны осуществляться структурным подразделением центрального аппарата Минтранса – Департаментом государственной политики в области гражданской авиации.
Но в ГА РФ по факту нет единого органа контроля за безопасностью полетов и регулирования деятельности в области гражданской авиации, который должен быть в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации и Doc 8335.
У нас действует деструктивная система государственного регулирования гражданской авиации, включающая четыре органа: Министерство транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Межгосударственный авиационный комитет.
Целесообразно создать на базе Росавиации единый орган исполнительной власти, обладающий правом разработки нормативно-правовой базы, а также правоприменительными и контрольными функциями. Федеральное агентство воздушного транспорта должно получить соответствующий стандартам ИКАО статус, предусматривающий наличие полномочий по управлению гражданской авиацией, созданию эффективных механизмов государственного регулирования в сфере воздушных перевозок, ответственность за Государственную программу по безопасности полетов РФ.
Для создания такого единого ведомства необходимо, в первую очередь- перераспределить между Минтрансом России и Росавиацией функции, относящиеся к нормотворчеству, затем – передать из Ространснадзора в Росавиацию функции по надзору.
На базе Ространснадзора создать единый орган по расследованию авиационных происшествий и инцидентов в РФ, передав ему из МАК функции расследования авиапроисшествий, а из Росавиации – функции расследования авиационных инцидентов.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer