← Назад

Главная Авиация ОбращениеОб утверждении Порядка определения арендной платы за аэродромы ГА в федеральной собственности

18 мая 2015 года / АЭВТ / Aviation EXplorer

14 мая 2015 г. Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта при участии Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса РФ, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов», представителей авиакомпаний и аэропортов РФ провели рабочее заседание Комитета по аэропортовому и наземному обслуживанию, на котором был рассмотрен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения арендной платы за аэродромы гражданской авиации, находящиеся в федеральной собственности», по результатам которого были подготовлены и направлены замечания в адрес Министерства транспорта и Министерства экономического развития РФ.

Некоммерческая организация
«РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ
ЭКСПЛУАТАНТОВ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА»
(АЭВТ)
 
Заместителю Министра
траснпорта Российской 
Федерации
В.М. Окулову
 
Уважаемый Валерий Михайлович!
 
Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта рассмотрела проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения арендной платы за аэродромы гражданской авиации, находящиеся в федеральной собственности» (далее - проект), размещенный для публичного обсуждения на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и просим обратить внимание на замечания и предложения, рассмотренные на заседании Комитета по аэропортовому и наземному обслуживанию АЭВТ.
 
1) Согласно п. 1 проекта постановления постановление утверждает Порядок определения арендной платы за аэродромы гражданской авиации, находящиеся в федеральной собственности.
 
При этом согласно ст. 40 Воздушного кодекса РФ аэродром - это участок земли, а также расположенные на нем здания, сооружения и оборудование, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
 
Вместе с тем арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, уже взимается с аэропортов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
 
В этой связи п. 1 проекта постановления предусматривает двойное взимание арендной платы за один и тот же участок земли и создает внутреннее противоречие с п. 1 проекта Порядка.
 
В связи с изложенным, п. 1 проекта постановления необходимо привести в соответствие с п. 1 проекта Порядка.
 
2) Согласно п. 1 и 2 проекта Порядка арендная плата должна взиматься за пользование имуществом аэродрома, к которому относятся сооружения и оборудование,    производственно-технологические    комплексы аэродрома, находящиеся в федеральной собственности и непосредственно используемые в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
 
При этом согласно п. 3.1 Перечня и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241, в аэропортовый сбор за обеспечение посадки и вылета воздушных судов на аэродроме включается, в частности, предоставление взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перронов, мест стоянки воздушному судну на аэродроме.
 
Исходя из перечня имущества аэродрома, установленного п. 2 проекта Порядка, не ясно, должна ли взиматься арендная плата, предусмотренная проектом, за использование взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перронов, мест стоянок на аэродроме либо плата за использование указанных объектов как неотъемлемых частей земельного участка, входит в арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, и взимаемую с аэропортов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.
 
Отсутствие в проекте конкретного перечня сооружений, оборудования и производственно-технологических комплексов аэродрома, за которые должна взиматься предусмотренная проектом арендная плата, влечет возможность двойного взимание платы с авиакомпаний в счет возмещения расходов аэропортов на аренду имущества и, как следствие, создает условия для увеличения провозной платы для пассажиров.
 
3) Согласно п. 3 проекта Порядка обязанность по уплате арендной платы возложена на арендатора.
 
При этом согласно п. 4 проекта Порядка требования к форме уплаты арендной платы предъявляются к оператору аэродрома.
 
Вместе с тем в проекте необходимо использовать единообразную терминологию.
 
Также необходимо отметить, что п. 2 проекта Порядка, определяет лишь лиц, относящихся к оператору аэродрома, не устанавливая лиц, которые являются арендаторами и на которых возлагается обязанность по уплате арендной платы.
 
4) Согласно пояснительной записке к проекту принятие проекта не повлечет сколько-нибудь значительного роста регулируемых тарифов и сборов на аэропортовые услуги, а значит и роста стоимости воздушных перевозок.
 
При этом возмещение расходов операторов аэродромов на содержание имущества аэродрома осуществляется за счет взимания с авиакомпаний аэронавигационных и аэропортовых сборов и тарифов.
 
Соответственно увеличение расходов операторов на содержание имущества аэродрома повлечет увеличение размеров взимаемых с авиакомпаний сборов и тарифов и, как следствие, рост стоимости воздушных перевозок для пассажиров. В частности, реализация указанного проекта повлечет увеличение не только сбора за взлет-посадку, но и сбора за стоянку воздушных судов, размер которого рассчитывается в процентном соотношении к сбору за взлет-посадку.
 
При этом в пояснительной записке к проекту отсутствуют расчеты размеров арендной платы по различным категориям аэродромов, предусмотренных приложением к проекту Порядка, анализ, показывающий, приведет ли принятие проекта в предлагаемой редакции к увеличению расходов операторов аэродромов, и анализ влияния увеличения расходов операторов аэродромов на размеры сборов и тарифов, взимаемых с авиакомпаний.
 
В связи с чем вывод о том, что принятие проекта не повлечет сколько-нибудь значительного роста регулируемых тарифов и сборов на аэропортовые услуги и роста стоимости воздушных перевозок, является необоснованным.
 
Более того, отсутствие в пояснительной записке указанного расчета и анализа не позволяет определить экономические последствия принятия проекта (его влияние на рост стоимости перевозок для пассажиров) и выразить позицию по предусмотренным приложением к проекту ставкам арендной платы.
 
С учетом изложенного, полагаем необходимым дополнить пояснительную записку к проекту расчетами размеров арендной платы по различным категориям аэродромов, предусмотренных приложением к проекту Порядка, анализом, показывающим, приведет ли принятие проекта в предлагаемой редакции к увеличению расходов операторов аэродромов, и анализом влияния увеличения расходов операторов аэродромов на размеры сборов и тарифов, взимаемых с авиакомпаний.
 
Президент АЭВТ                                                                                                                                    В.Н. Тасун

АЭВТ


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2015/5/18/2233/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.