Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Рекомендации

Состояние гражданской авиации страны

Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественных слушаний по теме «Состояние гражданской авиации страны. Безопасность полетов. Государственное управление и регулирование», 4 июня 2015 года, г. Москва


11.09.15 11:57 / Общественная палата РФ / Aviation EXplorer
 

В общественных слушаниях участвовали члены общественных советов при Федеральном агентстве воздушного транспорта и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, члены Экспертного совета в области гражданской авиации России, представители профсоюзов, общественных и ветеранских организаций отрасли, предприятий, организаций и учреждений гражданской авиации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, Союза транспортников России, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Открытого правительства, Федерального агентства воздушного транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и других федеральных органов исполнительной власти. Общее количество участников слушаний составило 86 человек. К сожалению, без уважительной мотивировки в слушаниях не приняли участия представители Министерства транспорта Российской федерации.

Заслушаны доклад председателя Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта П.С. Дейнекина на тему: «Состояние гражданской авиации России. Безопасность полетов. Кадры. Государственное управление и регулирование» и содоклады ведущих экспертов отрасли: «Экономика авиатранспортного рынка: актуальные проблемы и меры по их разрешению» (А.А. Фридлянда); «Безопасность полетов. О соответствии российского и международного законодательства в области безопасности полетов гражданских воздушных судов» (А.Я. Книвеля); «Система управления, регулирования и саморегулирования в гражданской авиации России» (Р.Р. Сулейманова); «О негативных последствиях для отечественной гражданской авиации при сокращении бюджетного финансирования учебных заведений гражданской авиации» (Ю.Ю. Михальчевского); «Сохранение высоко-квалифицированного авиационного персонала отрасли и его социальная защищенность в условиях снижения объемов авиаперевозок» (М.Ю. Бойчука); «Состояние парка гражданских воздушных судов Российской Федерации. Проблемы. Меры по их разрешению» (В.В. Горлова); «Состояние инфраструктуры аэропортов гражданской авиации. Меры по развитию региональных и местных аэропортов» (В.И. Горбачева), а также выступления: А.В. Цветкова, В.А. Бочарова, Н.В. Филевой, С.И. Нефедова, П.С. Михеичева, Р.Т. Есаяна, В.И. Масенкова, А.Ю. Святенко, М.М. Терещенко.

Общественная палата Российской Федерации отмечает, что за последние годы гражданская авиация России достигла определенных успехов:

– объемы авиаперевозок российских авиакомпаний в 2014 году по количеству пассажиров возросли до 93 млн. человек, по пассажирообороту до 241 млрд. пассажиро-километров. Российские аэропорты обслужили 157 миллионов российских и зарубежных граждан. Был превышен объем пассажирских авиаперевозок, достигнутый на территории Российской Федерации в конце советского периода;

– с целью развития региональной маршрутной сети в 2014 году государством выделено 3 млрд. 580 млн. рублей. Данным субсидированием охвачено 130 внутренних маршрутов между 80 городами страны. Общее субсидирование авиаперевозок по 5 программам составило 8 млрд. 700 млн. рублей. Для развития авиасообщения с Республикой Крым введено 13 маршрутов;

– в период Олимпиады 2014 года образцово выполнено более 6 тысяч рейсов в г. Сочи и перевезено около 400 тыс. пассажиров;

– сохранена система отраслевого авиационного образования, укреплена материально-техническая база университетов и колледжей гражданской авиации. В течение последних 7 лет для учебных заведений приобретено 320 воздушных судов и большое количество современных тренажеров. Численность обучающихся в учебных заведениях гражданской авиации составляет около 25 тыс. человек;

– успешно введена новая система вертикального эшелонирования, интенсивность движения в российском воздушном пространстве за последние 5 лет увеличилась в 1,5 раза;

– в период с 2007 по 2015 год создано 7 федеральных казенных предприятий, включающих в себя 67 аэропортов и посадочных площадок в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока;

– ведутся реконструкция и строительство аэропортов федерального значения. В 2014 году на эти цели было выделено 73 млрд. рублей, из них 34,6 млрд. – из федерального бюджета и 38,4 млрд. – из иных источников.

Вместе с тем у авиационной общественности вызывает тревогу текущее финансовое положение авиаперевозчиков. С середины 2014 года темпы роста авиаперевозок стали снижаться, дойдя до нуля к декабрю 2014 года. Интенсивный спад перевозок продолжился и достиг 9 % за первые четыре месяца 2015 года. Практически каждая вторая авиакомпания закончила 2014 год с отрицательным финансовым результатом. Убытки от авиатранспортной деятельности в 2014 году в целом по отрасли составляют 22 млрд. рублей (на внутренних воздушных линиях – убыток около 32 млрд. рублей, на международных воздушных линиях – прибыль около 10 млрд. рублей).

Большую опасность для стабильной работы отрасли и обороноспособности страны представляет стихийно сформировавшаяся в последние 25 лет структура гражданского воздушного флота. В российских авиакомпаниях более 90% всех пассажирских коммерческих авиаперевозок выполняют около 900 магистральных самолетов зарубежного производства, подавляющее большинство которых взяты в лизинг у зарубежных лизингодателей. Воздушные суда зарегистрированы в государственных реестрах иных стран. Зарубежные собственники этих воздушных судов в любой момент могут остановить их эксплуатацию и создать коллапс в авиатранспортной системе страны. За последние годы в нашу страну поступило также большое количество вертолетов зарубежного производства (700 единиц). В настоящий момент Российская Федерация не имеет национального гражданского воздушного флота, что может привести к серьезным негативным последствиям. Требуются конкретные работы по импортозамещению в области гражданского воздушного флота, независимо от их сложности и затрат. Эта работа непосильна только Министерству промышленности и торговли и Министерству транспорта Российской федерации. Она требует от Правительства Российской Федерации консолидации усилий всех ветвей власти, ведомств федерального и регионального уровней, бизнеса и общественных организаций.

Состояние безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации – нестабильное. Министерство транспорта Российской Федерации не определило приемлемые показатели безопасности полетов, как того требует Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 641-р «Об утверждении Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации». В государстве не определено должностное лицо, ответственное за безопасность полетов; государством не установлены целевые уровни и показатели эффективности обеспечения безопасности полетов. Указанная Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 641-р «Об утверждении Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации», требует актуализации и переутверждения в связи с вступлением в действие с ноября 2013 года Приложения 19 «Управление безопасностью полетов» к Конвенции о международной гражданской авиации.

В связи со спадом перевозок в текущий период в авиакомпаниях резко уменьшается численность летного и инженерно-технического состава, являющегося стратегическим кадровым потенциалом страны. В 2014–2015 годах сокращено около 1000 высококвалифицированных пилотов, однако при этом введена и действует статья Воздушного кодекса Российской Федерации, разрешающая наем иностранных пилотов.

Требуется дальнейшее укрепление учебной базы высших учебных заведений, летных и технических училищ гражданской авиации, увеличение объемов финансирования учебного процесса. Предлагаемые Министерством образования и науки Российской Федерации реформы не учитывают особенности процесса первоначального летного обучения и наносят вред специфичной системе подготовки летных кадров.

Несмотря на предпринимаемые со стороны государства и бизнеса меры по развитию инфраструктуры крупных международных аэропортов, общее состояние дел с аэропортовой сетью страны остается неудовлетворительным. Это в первую очередь касается местных и региональных аэропортов и аэродромов. Общее количество аэропортов и аэродромов в Российской Федерации сократилось с 1450 (1991 г.) до 287 (2015 г.). Закрытие небольших, но социально значимых аэропортов и аэродромов произошло в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, где воздушному транспорту нет альтернативы. Объем перевозок на местных линиях в настоящее время составляет всего 8–9% от от общего количества перевезенных на внутренних линиях пассажиров. Отсутствие стабильного авиасообщения в указанных регионах создает трудности в жизнеобеспечении населения и препятствует реализации права граждан на свободное передвижение, определенного статьей 27 Конституции Российской Федерации.

Действующая система государственного управления и регулирования в современных условиях является тормозящим фактором в развитии гражданской авиации. Она не соответствует требованиям руководящих документов ИКАО. При достигнутых объемах работ, наличии серьезных внутренних и внешних вызовов существующая система не справляется с задачами обеспечения стабильной работы и интенсивного развития отрасли (в 1964 году при достижении годового объема авиаперевозок в 43 млн. пассажиров было образовано Министерство гражданской авиации СССР). Сегодня в российской гражданской авиации одновременно функционирует четыре государственных органа: Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Межгосударственный авиационный комитет и Федеральное агентство воздушного транспорта. Взаимодействие между ними не отлажено, их функции не только четко не разграничены, но и серьёзно ограничены. Ни на одну из вышеназванных структур не возложена государственная ответственность (как этого требует ИКАО) за безопасность полетов. Работа Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации, не скоординированная с вышеуказанными органами государственного управления, привела к серьезным недостаткам в авиационном законодательстве. Разработка и ввод в действие нормативных правовых актов осуществляются на низком профессиональном уровне, в отрыве от потребностей участников авиатранспортной деятельности.

В условиях введения США и Евросоюзом в отношении России санкций расчет на авиационную технику иностранного производства и пилотов из-за рубежа является стратегической ошибкой государственной политики в области авиации. Вместе с тем предлагаемые авиационной общественностью меры не наносят вреда рыночным отношениям и направлены на укрепление национальной безопасности страны.

Значительный объем авиаперевозок, огромная территория страны, наличие большого количества труднодоступных регионов, суровый климат, потребность развивающегося российского общества и реальной экономики в скоростном виде транспорта, необходимость интегрироваться в мировую авиатранспортную систему, обеспечивать безопасность полетов в соответствии с международными стандартами, ликвидировать зависимость от импорта воздушных судов, поддерживать авиационный бизнес – всё это и интересы безопасности страны обусловливают потребность в образовании единого полномочного органа управления и регулирования гражданской авиации, подчиненного непосредственно Правительству Российской Федерации.

На основании вышеизложенного Общественная палата Российской Федерации рекомендует Правительству Российской Федерации:

  1. Разработать и внести в установленном порядке проект федерального закона о внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации с целью приведения его в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации, ее приложениями и рекомендуемой практикой (в особенности с Приложением 13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов» и Приложением 19 «Управление безопасностью полётов»), а также другими ратифицированными международными соглашениями Российской Федерации в области воздушного транспорта.
  2. Разработать и принять в возможно ускоренные сроки Государственную программу безопасности полетов в соответствии с требованиями Приложения 19 «Управление безопасностью полётов» к Конвенции о международной гражданской авиации.
  3. Изменить систему государственного управления и регулирования гражданской авиации России. Сформировать ее в соответствии с требованиями ИКАО, образовав единый орган (ведомство) гражданской авиации в формате Министерства гражданской авиации Российской Федерации или иного подчиненного непосредственно Правительству Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
  4. Разработать и принять обновленную государственную программу развития гражданской авиации до 2030 года, предусматривающую создание необходимых правовых и экономических условий для решения ключевых проблем гражданской авиации, взаимоувязанную с программами развития регионов страны, с детализацией дорожной карты ее реализации по каждому году.
  5. Разработать и приступить к реализации комплекса мер по импортозамещению в воздушном флоте гражданской авиации России воздушных судов иностранной разработки, производства и регистрации.
  6. Осуществить дальнейшее укрепление учебной базы высших учебных заведений, летных и технических училищ гражданской авиации на основе увеличения объемов финансирования учебного процесса и актуализации учебных программ.
  7. Ускорить создание Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации, в компетенцию которой включить координацию деятельности по всему технологическому циклу от разработки до эксплуатации авиационной техники с целью охвата сфер деятельности всех поставщиков обслуживания, установленных Приложением 19 «Управление безопасностью полётов» к Конвенции о международной гражданской авиации.

Общественная палата РФ


комментарии (2):

АХР      20/09/2015 [09:30:23]#1
Все это нужно было делать 5 лет назад, как все цивилизованные страны.

Alexandr57      21/09/2015 [12:33:01]#2
От Минтранса никого не было, а от МАКа был? Робкое упоминание между строк, но права-то "международной" организации только по сертификации, не говоря уже о раследованиях и контроле исполнения предписаний, тянут на эту самую ответвтсенность за БП.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtDhw
YouDo: http://perevozki.youdo.com/arenda/hyundayporter/, подробности...
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer