Рассмотрев состояние системы управления образованием и сложившуюся практику подготовки авиационных специалистов в сфере гражданской авиации на общественных слушаниях, состоявшихся 7 октября 2016 года на 44-м заседании Клуба командиров авиапроизводства России, Общих (открытых) собраниях Саморегулируемой общественной организации «Международная ассоциация руководителей авиапредприятий» (СРОО МАРАП) и Некоммерческого партнёрства «Саморегулируемая организация авиационного бизнеса» (СРО АБ) в городе Севастополе, представители бизнеса, работодателей, науки и общественности отмечают:
1. Финансово-экономический кризис, затронувший сферу гражданской авиации, вынуждает работодателей снижать затраты на персонал и его подготовку, предъявлять повышенные требования к учебным заведениям ГА, что нашло отражение в проекте Концепции развития образования в сфере гражданской авиации до 2030 года, разработанной рабочей группой уполномоченных представителей профессорско-преподавательского состава ВУЗов ГА, и не может быть реализовано в рамках реформы транспортного образования, предлагаемой Минтрансом России.
2. Минтранс России не представил на рассмотрение профессионального авиационного сообщества (по состоянию на 07.10.2016) проект Концепции развития транспортного образования в Российской Федерации до 2030 года, предусматривающей упомянутое реформирование. В связи с этим участники общественных слушаний основывались на локальных документах Минтранса России и публичных выступлениях должностных лиц Минтранса России.
3. Реформирование системы транспортного образования путём интегрирования вуза авиационного профиля (в частности, ФГБОУ ВО МГТУ ГА) в Национальный университет транспорта противоречит международной практике и приведёт к снижению качества подготовки авиационных специалистов.
4. Передача прав учредителя авиационных ВУЗов от Росавиации в Минтранс России создаст условия для перераспределения бюджетных средств, выделяемых на подготовку авиационных специалистов, в пользу специалистов других видов транспорта.
5. Предлагаемая Минтрансом России реформа транспортного образования не учитывает Стандарты и Рекомендуемую практику Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и международные обязательства Российской Федерации в области гражданской авиации, может привести к снижению уровня безопасности авиационной деятельности (включая безопасность полётов) и национальной безопасности.
6. Проблемы повышения качества подготовки специалистов для хозяйствующих субъектов гражданской авиации возможно и целесообразно решать в рамках существующей системы образования.
Участники общественных слушаний – представители авиационного бизнеса, работодателей, науки и авиационной общественности РЕШИЛИ:
1. Одобрить проект Концепции развития образования в сфере гражданской авиации до 2030 года.
2. Рекомендовать авторам упомянутого проекта Концепции в пункте 2.4.1 («Разработка образовательных программ нового поколения, сопряжённых с профессиональными стандартами») отразить взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов, процедуры взаимодействия представителей учебных заведений и работодателей на всех этапах разработки, утверждения и внедрения профессиональных стандартов.
3. Направить данное Решение:
– Министру транспорта Российской Федерации Соколову М.Ю., председателю Координационного совета по транспортному образованию;
– Министру образования и науки Российской Федерации Васильевой О.Ю.;
– руководителю Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Абызову М.А.;
– руководителю Федерального агентства воздушного транспорта Нерадько А.В.;
– И.о. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сарицкому С.Н.;
– Председателю Общественного совета при Минтрансе России Блинкину М.Я.;
– Председателю Общественного совета при Росавиации Дейнекину П.С.;
– Председателю Общественного совета при Ространснадзоре Белозёрову В.Л.;
– секретарю Общественной палаты Российской Федерации Бречалову А.В.;
– в Министерство обороны Российской Федерации;
– членам СРОО МАРАП и СРО АБ, участникам общественных слушаний.
1. Финансово-экономический кризис, затронувший сферу гражданской авиации, вынуждает работодателей снижать затраты на персонал и его подготовку, предъявлять повышенные требования к учебным заведениям ГА, что нашло отражение в проекте Концепции развития образования в сфере гражданской авиации до 2030 года, разработанной рабочей группой уполномоченных представителей профессорско-преподавательского состава ВУЗов ГА, и не может быть реализовано в рамках реформы транспортного образования, предлагаемой Минтрансом России.
2. Минтранс России не представил на рассмотрение профессионального авиационного сообщества (по состоянию на 07.10.2016) проект Концепции развития транспортного образования в Российской Федерации до 2030 года, предусматривающей упомянутое реформирование. В связи с этим участники общественных слушаний основывались на локальных документах Минтранса России и публичных выступлениях должностных лиц Минтранса России.
3. Реформирование системы транспортного образования путём интегрирования вуза авиационного профиля (в частности, ФГБОУ ВО МГТУ ГА) в Национальный университет транспорта противоречит международной практике и приведёт к снижению качества подготовки авиационных специалистов.
4. Передача прав учредителя авиационных ВУЗов от Росавиации в Минтранс России создаст условия для перераспределения бюджетных средств, выделяемых на подготовку авиационных специалистов, в пользу специалистов других видов транспорта.
5. Предлагаемая Минтрансом России реформа транспортного образования не учитывает Стандарты и Рекомендуемую практику Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и международные обязательства Российской Федерации в области гражданской авиации, может привести к снижению уровня безопасности авиационной деятельности (включая безопасность полётов) и национальной безопасности.
6. Проблемы повышения качества подготовки специалистов для хозяйствующих субъектов гражданской авиации возможно и целесообразно решать в рамках существующей системы образования.
Участники общественных слушаний – представители авиационного бизнеса, работодателей, науки и авиационной общественности РЕШИЛИ:
1. Одобрить проект Концепции развития образования в сфере гражданской авиации до 2030 года.
2. Рекомендовать авторам упомянутого проекта Концепции в пункте 2.4.1 («Разработка образовательных программ нового поколения, сопряжённых с профессиональными стандартами») отразить взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов, процедуры взаимодействия представителей учебных заведений и работодателей на всех этапах разработки, утверждения и внедрения профессиональных стандартов.
3. Направить данное Решение:
– Министру транспорта Российской Федерации Соколову М.Ю., председателю Координационного совета по транспортному образованию;
– Министру образования и науки Российской Федерации Васильевой О.Ю.;
– руководителю Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Абызову М.А.;
– руководителю Федерального агентства воздушного транспорта Нерадько А.В.;
– И.о. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сарицкому С.Н.;
– Председателю Общественного совета при Минтрансе России Блинкину М.Я.;
– Председателю Общественного совета при Росавиации Дейнекину П.С.;
– Председателю Общественного совета при Ространснадзоре Белозёрову В.Л.;
– секретарю Общественной палаты Российской Федерации Бречалову А.В.;
– в Министерство обороны Российской Федерации;
– членам СРОО МАРАП и СРО АБ, участникам общественных слушаний.
Президент СРОО МАРАП, Почётный работник транспорта России | Председатель Совета СРО АБ, Заслуженный работник транспорта РФ |
Н.Н.Ивановский | Р.Р.Сулейманов |