Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Выступление

О современном этапе развития гражданской авиации

О рынках, Трансаэро, субсидировании, Крыме, системе ОрВД, транспортной безопасности, профессиональном образовании


20 мая 2016 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer
 

Выступление руководителя Росавиации Александра Васильевича Нерадько на Международной научно-технической конференции "Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества", приуроченной к 45-летию университета МГТУ ГА, 18.05.2016.

Нерадько Александр Васильевич
Руководитель Федерального агентства водушного транспорта (Росавиация).

Добрый день, уважаемые друзья, уважаемые коллеги!

 
Для меня очень большая честь находиться сегодня среди вас на конференции, посвященной гражданской авиации на современном этапе развития науки, техники и общества. Мы все выпускники МГТУ ГА и конечно же гордимся, когда находимся в этих стенах. Гордимся, прежде всего тем, что мы вместе с профессорско-преподавательским составом, с которыми прошли наши годы учебы, а затем годы совместной работы. Переходя к практической работе разрешите проинформировать вас о взгляде Росавиации на современный этап развития гражданской авиации.
 
Как известно, производственная деятельность воздушного транспорта осуществлялась и осуществляется под влиянием известных внешнеполитических и внутриэкономических факторов. Главной задачей гражданской авиации является перевозка пассажиров. И вот, в сложившихся условиях количество перевезены пассажиров на воздушном транспорте в прошлом году снизилось всего лишь на 1%. Воздушный транспорт - одна из немногих отраслей отечественной экономики, которая в прошедшем году отработала устойчиво, несмотря на утраты трех существенных для себя рынков авиаперевозок: Украина, Египет, Турция. Некоторые на рынке предсказывали, что события, связанные с выходом из этих рынков, приведут к катастрофе в российской гражданской авиации, но этого не случилось, хотя и число выбывших пассажиров составило около 8 млн человек.

Если бы не эти потери, то в этих сложных экономических условиях гражданская авиация продемонстрировала бы рост пассажирских перевозок примерно в 10%. Конечно, основные потери пришлись на на международные перевозки, которые сократились почти на 14%. Но почти на столько же выросли внутренние перевозки. Многие наши авиакомпании смогли переориентироваться на внутренний рынок, здесь рост и состоялся. В итоге, общее количество перевезенных пассажиров в прошлом году составило примерно столько же, сколько и в предыдущем, так что резервы будущего роста отнюдь не исчерпаны. Очень большое внимание уделяется сейчас развитию внутренних перевозок, и в прошлом году впервые объемы перевозок на внутреннем рынке превысили международные перевозки. Это очень хороший показатель.
 
О «Трансаэро»:

 
Конечно, вместе с вышесказанным следует отметить прекращение операционной деятельности второй по величине компании России «Трансаэро», несмотря на предпринятые всевозможные меры государственной поддержки авиакомпании. Благодаря же комплексу чрезвычайных мер органов государственной власти и отраслевых организаций, удалось избежать серьезных социальных последствий для более чем 2 млн пассажиров авиакомпании «Трансаэро», в том числе на тех маршрутах, где авиакомпания являлась единственным перевозчиком. Конечно, в этой ситуации самые неприятные последствия испытали сотрудники авиаперевозчика. Безработными оказались почти 11 тысяч специалистов коллектива авиакомпании. Очевидно, что мгновенно их невозможно было трудоустроить в другие организации отрасли. Аэрофлот открыл около 6 тысяч вакансий, другие организации отрасли открыли также вакансии. В настоящее время уже почти 4,5 тысяч сотрудников авиакомпании трудоустроены. Эта работа продолжается. И с учетом незначительно изменившегося спроса на авиаперевозки в стране есть уверенность, что высококвалифицированные специалисты летного и технического персонала перевозчика будут трудоустроены в другие коллективы, и эта задача остается в поле нашего внимания. Так же, как и задача по трудоустройству высвобождающихся специалистов авиакомпаний «Оренбургские авиалинии», «Донавиа», которые сейчас укрупнились в авиакомпанию «Россия».
 
О субсидировании авиаперевозок:

 
Росту пассажиропотока на внутренних авиалиниях содействует реализация 5 программ по субсидированию авиаперевозок. Это меры государственной поддержки. В рамках этих мер полеты выполнялись 34 авиакомпаниями по 253 маршрутам. Это программа перевозок из Центральной части России на Дальний Восток, в Приволжском Федеральном округе, в Симферополь, в Калининград и развитие региональной маршрутной сети. По программам субсидирования было перевезено более полутора миллионов пассажиров. На эти цели было выделено более 8 млрд рублей из Федерального бюджета. Существенной мерой для развития внутренних перевозок стало снижение НДС с 18 до 10%. Правительством России внесены предложения по обнулению ставки НДС, что позволит обеспечить ещё большую финансовую устойчивость авиакомпаний. Помимо этого, дополнительно развивается субсидирование внутреннего туризма с использованием воздушного транспорта, основанного на принципах софинансирования с субъектами Федерации.
 
Об авиации Крыма:

 
Отдельно хотел сказать о Симферополе. До воссоединения Крыма с Россией аэропорт города Симферополь застыл на уровне 1991 года. С той поры вплоть до 2013 года количество пассажиров, которое ежегодно обслуживались в аэропорту, не превышало 1 млн 200 тыс человек. Сам аэропорт нуждался в серьезно модернизации. Положение коренным образом изменило после 2014 года. Модернизация аэропорта началась с реконструкции рулежной дорожки, что позволило в 3 раза увеличить пропускную способность аэродрома. Затем были выполнены работы по строительству навесонакопителей, терминалов и дополнительных выходов на посадку. К летнему периоду 2015 года аэропорт ввел в эксплуатацию новые площади для обслуживания пассажиров.

В рамках модернизации и совершенствования инфраструктуры, для управление воздушным движением в аэропорту установлена одна из наиболее современных автоматизированных систем управления воздушным движением «Галактика». В текущем году начинается следующий этап реконструкции аэропорта. Начинается строительство нового аэровокзального комплекса с пропускной способностью до 7 млн человек в год . Это уже будут не те навесы, которые существовали, и не те терминалы, которые сейчас существуют, а это будет современный аэровокзальный комплекс. Новый командно-диспетчерский пункт, новая вышка. В этом же году начинается реконструкция ВПП, на которую переведут полеты, а затем будет реконструирована нынешняя рабочая ВПП. Таким образом, мы через 2 года получим современнейший комплекс, который будет обслуживать до 8 млн человек в год с потенциалом роста до 20 млн человек в год. Одновременно приступаем к реконструкции инфраструктуры аэропорта «Бельбек», но, поскольку это аэродром совместного базирования с вооруженными силами, он будет использоваться для деловой авиации.

Вот эти все меры позволят связать столицу Крымского Федерального округа уже в настоящее время с 52 городами России. Более 20 авиакомпаний выполняло полеты в прошлом году, в этом году будет не меньше, а больше. В прошлом году мы достигли 5 млн рубежа обслуживания пассажиров в аэропорту Симферополя.
 
О совершенствовании системы ОрВД:

 
Развитие внутренних перевозок связано не только с аэропортовой инфраструктурой, но и с совершенствованием единой системы ОрВД. В настоящее время реализуется программа, важнейшим этапом которой является создание 14 укрупненных центров управления воздушным движением. Еще в 2005 году в России существовало 120 центров управления воздушным движением. В настоящее время мы уже более половины программы выполнили, и в ближайшем будущем будет работать только 14 укрупненных центров обслуживания воздушного движения. Уже введены центры в Хабаровске, Самаре, Магадане, Иркутске, Калининграде, Ростове-на-Дону. Идет монтаж оборудования центра в Красноярске. Продолжается строительство центра в Тюмени, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Комплекс этих работ позволит существенно нарастить объем покрытия радиолокационным наблюдением и радиосвязью территорию России, что позволит более гибко использовать огромный транзитный потенциал воздушного пространства России.
 
О транспортной безопасности и террористических угрозах:

 
Прошлый год был омрачен двумя чрезвычайными происшествиями: террористическими актами, совершенными с самолетом A321 над Синайский полуостровом и в отношении членов экипажа авиакомпании «Волга-Днепр» в Мали. До этих случаев службы авиационной и транспортной безопасности никогда не занимались вопросами профилактики террористических угроз за рубежом, так как в соответствие с международными договорами защита воздушных судов и пассажиров относится к обязанностям страны пребывания. Но трагедии в Египте и в Мали заставляют пересмотреть концепцию обеспечения транспортной безопасности и заняться этими вопросами в зарубежных аэропортах.

Как вы знаете, группы наших специалистов уже провели двукратное обследование аэропортов Арабской республики Египет, выявили просчеты в осуществлении мер авиационной безопасности, о чем мы проинформировали соответствующие органы, авиационные власти Египта и ведем взаимодействие с ними работу по улучшению уровня защищенности аэропортов Египта. Не буду останавливаться на специальных мерах, которые мы реализуем, но меры по усилению авиационной безопасности принимаются не только в Египте и в Турции, но и в ряде других государств, с участием наших специалистов. Практически каждый день к нам поступают сообщения с угрозами, информация об актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, и по каждой угрозе всегда в полном объеме разрабатывается целый комплекс антитеррористических мер, даже несмотря на то, что это часто бывают ложные угрозы или учебные мероприятия.

Впервые в отечественной истории из-за повышенной террористической угрозы, находившиеся в Египте российские туристы возвращались в Россию пассажирскими самолетами наших авиакомпаний, а их багаж доставлялся его владельцам отдельно на грузовых самолетах Ил-76 и Ан-124 МЧС России, военно-транспортной авиации, авиации ВКС, и самолетами авиакомпании «Волга-Днепр». Сначала в московские аэропорты «Внуково», «Домодедово», «Шереметьево», а потом уже рейсами в другие аэропорты России. В короткий период с 6 по 30 ноября все российские туристы организованно были доставлены из Египта в Россию, причем, это была не эвакуация, это был планомерный вывоз туристов по окончанию срока их туристического пребывания в Египте. Авиакомпаниями России было выполнено 420 чартерных рейсов, перевезено более 89 тысяч туристов, и 37 грузовыми рейсами было доставлено более 49 тысяч мест багажа, общей массой 782 тонны.
 
О подготовке специалистов ГА и планах по «оптимизации»:
Подготовку специалистов гражданской авиации осуществляют образовательные организации, подведомственные Росавиации, которые объединены в вертикально-интегрированные комплексы. Минобрнауки по результатам целевого мониторинга признало эффективность образовательных организаций гражданской авиации среди прочих образовательных организаций России. В 2015 году общая численность обучающихся в учебных заведениях гражданской авиации составила 25,5 тысяч чел, из них 68% обучалось за счет средств федерального бюджета, 32% - на платной основе. Контрольные цифры приема выполнены полностью. Отмечается возросший интерес молодежи к получению технического образования в образовательных организациях гражданской авиации, по профильным авиационным специальностям.

В этой связи хочется обратить внимание на некоторые намерения по объединению образовательных организаций гражданской авиации, учредителем которых является Росавиация, с другими неавиационными транспортными ВУЗами, а также предложение по замене учредителя учебных заведений гражданской авиации. Росавиация считает эти предложения преждевременными и нецелесообразными. Попытка так называемой «оптимизации» среди ВУЗов транспортной направленности, в частности ВУЗов гражданской авиации, без учета их специфики, ради только оптимизации, на наш взгляд, неприемлема в настоящее время.  Мы отмечаем, что оптимальная модель, применительная к воздушному транспорту, уже обеспечивается такими факторами, как:
 
- наличие и сохранение трех монопрофильных ВУЗов гражданской авиации;
- наличие филиальной сети;
- эксплуатационная направленность готовящихся к выпуску из заведения гражданской авиации специалистов;
- тесные контакты и связь учебных заведений гражданской авиации с производственными предприятиями, для которых готовятся наши специалисты;
- развитие деловых контактов учебных заведений с предприятиями отрасли.

 
Не вызывает сомнений и то, что для дальнейшего развития авиационного образования, для подготовки авиационных специалистов необходим высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, имеющий соответствующее базовое авиационное образование или подготовку с учетом эксплуатационной направленности, а также привлечение к преподаванию успешных практиков из производственных предприятий отрасли.

Хотелось также обратить внимание на то, что в последние годы мы затратили немало средств на совершенствование материально-технической базы учебных заведений гражданской авиации, в частности, МГТУ ГА. Это, безусловно, способствовало заметному росту  авторитета университета, повышению интереса абитуриентов к поступлению на основные технические специальности. По нашим сведениям, конкурс в МГТУ ГА достиг 9 человек на место, увеличивается число российских студентов учащихся на платной основе, растет количество иностранных студентов. Сегодня их число в МГТУ ГА достигло уже несколько сотен человек. Расширяется число стран, откуда прибывают на учебу иностранные граждане. Мы проводим работу по популяризации наших учебных заведений в отрасли, среди наших иностранных партнеров, как Ближнего, так и Дальнего зарубежья. Примечательно, что в конце 2015 года ученый совет университета утвердил стратегию своего развития на период до 2030 года, главными целями которой являются:
 
- усиление эксплуатационной направленности выпускников;
- повышение качества обучения;
- расширение связей с производственными предприятиями отрасли;
- дальнейшее обновление материально-технической базы;
- внедрение в учебный процесс новых компьютерных технологий;
- расширение спектра образовательных услуг за счет реализации непрерывного, многоуровневого образования;
- дальнейшее развитие научных исследований в интересах отрасли.

 
Закономерный вопрос в нынешних непростых условиях развития нашей экономики, нашего общества: «Будут ли востребованы наши выпускники в нашей стране в будущем?» В связи с этим хотелось бы обратить внимание на очень примечательное событие, которое нас ожидает. 8 июня текущего года в Иркутске состоится выкатка первого самолета МС-21. Это очень примечательное событие, потому что это самолет нового поколения, с новыми композитными материалами, с новым навигационно-пилотажным комплексом. Мы рассчитываем, что этот самолет станет в самое ближайшее время одним из основных самолетов ГА.
 
О целях и задачах:

 
Как вы знаете, недавно состоялось совещание под руководством президента России Владимира Владимировича Путина, на котором рассматривались программы  производства региональных самолетов, были рассмотрены очень важные вопросы и по ним последовали решения, которые будут способствовать строительству новых воздушных судов, особенно для эксплуатации в районах Дальнего Востока и севера.

Таким образом, у нас есть неплохие перспективы развития, даже в складывающейся экономической ситуации мы ставим перед собой новые задачи, и спектр их достаточно обширен. Прежде всего:
 
- повышение доступности и качества перевозок для населения;
- оказание необходимой поддержки для перевозок на социально-значимых маршрутах;
- обеспечение стабильного и безопасного функционирования системы воздушного транспорта, безопасности полетов, авиационной безопасности, защита жизни и здоровья населения на воздушном транспорте, от актов, незаконного вмешательства;
- содействие и сохранение роста объемов пассажирских и грузовых авиаперевозок;
- активное участие в глобальных мерах по сокращению выбросов углеводородов в атмосферу;
- урегулирование ситуации в районе полетной информации Симферополя, содействие и развитие транспортной инфрастуктуры в целях освоения Арктики и Дальнего Востока;
- осуществление тщательного контроля за недопустимостью необоснованного роста сборов и тарифов;
- поддержка авиаперевозчиков и содействие в принятии решения об обнулении НДС на внутренние перевозки;
- реализация необходимый мер мероприятий по формированию национальной системы сертификации и функционированию Авиационного регистра, о создании которого в конце 2015 года принято соответствующее решение Правительством РФ.

 
Мы считаем, что комплекс этих мер во взаимодействии с авиационной общественностью, с отраслевой наукой позволит нам заложить серьезный фундамент для дальнейшего роста  объема перевозок и существенного улучшения качества работы гражданской авиации.




 

Aviation EXplorer


комментарии (1):

АХР      21/05/2016 [14:16:38]#1
А где слова про СУБП? Или ее уже отменили?





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer