Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Репортаж

ФКП «Аэропорты Севера» - 10 лет

20 ноября 2017 года / Р.Гусаров, Ю.Кузьмина / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

Юлия Кузьмина
журналист, фотокорреспондент AVIA.RU, Aviation EXplorer


Федеральное Казенное Предприятие «Аэропорты Севера» отметило свой 10-летний юбилей. Это событие стало не только поводом для торжественных речей и поздравлений, но и для подведения промежуточных итогов деятельности предприятия. А для редакции портала AVIA.RU предлогом познакомиться поближе с жизнью северных портов России и рассказать об этом своим читателям.

2 ноября 2007 года вышло распоряжение Правительства РФ о создании ФКП «Аэропорты Севера», в результате чего малые аэропорты Якутии получили гарантированный государством источник финансирования. Сегодня предприятие объединяет 31 аэропорт и 2 авиационные площадки Якутии и Магаданской области, рассредоточенные на 1/5 территории нашей страны, равной 1/3 Европы.

Аэропорты расположены на больших расстояниях друг от друга. Часть из них - за полярным кругом. При этом, плотность населения в этом регионе очень низкая, что исключает возможность использования магистральных самолетов. Суровые климатические и геологические условия делают поддержание авиационной инфраструктуры задачей крайне сложной, но и авиацию - безальтернативным видом транспорта в течение большей части года. О сложностях, с которыми сталкивается предприятие в процессе эксплуатации и модернизации аэропортов нам рассказал Генеральный директор ФКП «Аэропорты Севера» Вадим Валерьевич Волков (читайте эксклюзивное интервью: Аэропортам севера необходимы содействие и поддержка)

С момента создания предприятия началась реализация программы возрождения и реконструкции северных аэропортов. По словам Вадима Волкова, Без аэропортов здесь невозможно выжить никак: «У нас 17 портов находятся за полярным кругом. В большинство поселков по земле можно добраться только по зимнику, который открывается на 2 месяца в году. Закрыть аэропорты означает – обречь людей на гибель». Чтобы проиллюстрировать, что такое Якутия, скажем лишь о том, что в дни нашего пребывания в Якутске, а это начало ноября, температура по ночам опускалась до отметки минус 33 градуса по Цельсию. И это всего лишь юг Республики Саха. Но, несмотря на суровость климата и множество иных сложностей, в ряде аэропортов идет реконструкция взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов и пассажирских терминалов. Так, в рамках федеральных целевых программ заключены государственные контракты и производятся работы по реконструкции аэропортов Чокурдах, Саккырыр, Тикси и Среднеколымск. До конца текущего года ожидается и положительное заключение по проекту реконструкции аэропорта Нерюнгри.

Помимо этого, в 2016-2017 годах был проведен текущий ремонт зданий и сооружений,  включая строительство нового служебно-пассажирского здания в аэропорту Жиганск и здания СПЗ, на сумму 306 млн. рублей. Растут и производственные показатели, объемы перевозок пассажиров, зарплаты сотрудников. В целях расширения географии полетов авиакомпаний, проведена работа по обеспечению допуска 22-х аэропортов к приему современных самолетов Bombardier Q300. В 2016-2017 годах для обеспечения аэропортов было закуплено 47 единиц специальной техники, плюс 6 единиц безвозмездно получены от Росимущества. Своевременно и в достаточном объеме приобретается различное технологическое оборудование и запасные части. В рамках реализации общероссийской программы «Доступная среда», для обеспечения доступа пассажиров с ограниченной подвижностью в 2016-2017 годах закуплено и направлено в филиалы 9 подъемных устройств, до конца года запланировано приобретение еще 9. Также, приобретена и направлена в филиалы тактильная лента для ориентации в пространстве слепых и слабовидящих людей.

Дирекция предприятия располагается в 12 км от Якутска в аэропорту «Маган». Аэропорт обеспечивает самолётное и вертолётное авиасообщение с райцентрами Якутии, а также является запасным аэродромом для рейсов, следующих в Международный аэропорт Якутск. Авиакомпании на северных аэродромах эксплуатируют, в основном, Ан-24, Ан-26 и L-410, Bombardier Q300, а также вертолеты семейства Ми-8. Почти все аэродромы с грунтовыми ВПП, что накладывает свои сложности на их эксплуатацию  в этих климатических условиях. Весной аэродромы страдают от паводка, летом полоса раскисает и также становится непригодна для полетов. На постоянное восстановление аэродромной инфраструктуры и ее поддержание затрачивается немалое количество сил и средств, а в отсутствие дорог доставка материалов и спецтехники усложнена и возможна лишь в течение короткого календарного периода.

Утром 2 ноября в аэропорту Маган началось с производственного совещания, в котором принял участие руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Васильевич Нерадько. Руководитель Росавиации поблагодарил работников предприятия за то, что они в этих непростых суровых условиях работают самоотверженно: «Создание  ФКП «Аэропорты Севера» помогло сохранить аэродромы региона. Более того, тот опыт, который получен вашим предприятием, затем был распространен и на другие регионы страны и другие ФКП. Идея субсидирования северных аэропортов заключается в том, чтобы компенсировать расходную часть и сохранить стоимость авиаперевозок на приемлемом уровне. Конечно же, хочется более динамичного роста зарплаты, новой техники, новой инфраструктуры аэродромов. Но в гражданской авиации за все платит пассажир. И в бюджете сейчас нет средств на увеличение содержания казенных предприятий. Поэтому необходимо искать разумный компромисс между развитием аэропортов и сдерживанием роста стоимости авиаперевозок. Понимая, насколько острая ситуация в Якутии с транспортным сообщением, Росавиация полностью поддерживает все ваши инициативы, по оптимизации требований к инфраструктуре малых аэропортов».

Именно вопросам оптимизации, повышению эффективности и производительности была посвящена основная часть совещания. Так, новая технология по обеспечению хранения авиакеросина и заправки воздушных судов позволила экономить около 7 млн. рублей в год. Установка приборов учета тепловой и электро-энергий снизила затраты  на их покупку у поставщиков на 15-20%. Реализуется масштабная программа замены осветительных приборов на экономичные светодиодные с длительным сроком службы. К сожалению, значительная часть расходов предприятия приходится на меры по обеспечению Транспортной безопасности, которые, для данной категории аэропортов в совершенно изолированных населенных пунктах очевидно излишни. В частности, это касается обустройства периметрового ограждения, строительства патрульных дорог, установки систем видеонаблюдения и многого другого. В связи с этим на предприятии проводится работа по снижению большинству аэропортов категории степени угрозы и возможных последствий, в случае совершения актов незаконного вмешательства в деятельности объектов транспортной инфраструктуры с 4-й на 5-ю. Ещё в начале 2015 года все аэропорты ФКП были отнесены к 4 категории. На сегодняшний день 17 аэропортам присвоена четвертая категория, 14 – пятая, снижены нормативные требования и, как следствие, уменьшены текущие расходы.

Одним из основных условий успешного функционирования аэропортов на Крайнем севере является своевременное обеспечение товарно-материальными ценностями, топливом. В течение 2016-2017 годов обеспечена доставка более 4600 тонн грузов и 42 единиц техники, необходимых для бесперебойной работы аэропортов. В 2018 году планируется доставка порядка 2000 тонн топлива, 500 тонн сборного груза и 7 единиц техники. В результате проводимого в 2017 году тщательного отбора поставщиков уменьшена средняя стоимость товарно-материальных ценностей более чем на 15% относительно 2016 года.

Но главный актив предприятия это кадры. Не каждый сможет работать в столь суровых условиях, и зимой, и летом, готовить грунтовые полосы к приему воздушных судов, восстанавливать аэродромы после паводка, обслуживать аэродромную технику и воздушные суда.  На сегодняшний день в структуре предприятия работает 1921 человек. Предприятие держит курс на повышение производительности труда, снижение среднесписочной численности персонала путем перераспределения функций убывающих по естественным причинам сотрудников между персоналом подразделений, с учетом соблюдения требований безопасности полетов. За счет ежегодной индексации заработной платы, а также проведенным мероприятиям по увеличению размера выплат за совмещение и выплаты квартальных премий, удается планомерно увеличивать среднюю заработную плату работников.  В планах предприятия в 2020 году повысить среднюю заработную плату на предприятии до уровня средней заработной платы по Республики Саха (Якутия).

Помимо уже озвученного роста средней заработной платы, предприятием предоставляются работникам все гарантии и компенсации, предусмотренные действующим законодательством и коллективным договором. Оказывается материальная помощь, возмещаются расходы по оплате санаторно-оздоровительных путевок, предоставляется проезд к месту отдыха и обратно. Количество работников, воспользовавшихся в 2017 году северным или авиационным проездом выросло более чем на 30%. Внедренное централизованное приобретение проездных документов позволяет уменьшить финансовую нагрузку на сотрудников предприятия, желающих отбыть в отпуск. В 2018 году планируется обеспечить северным и авиационным проездом порядка 2000 человек, в которые входит 1300 работников и около 700 членов их семей.

В 2016 году был создан собственный учебный центр, который имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по очной и дистанционной формам обучения по более чем 20 программам подготовки, переподготовке и повышению квалификации специалистов аэропорта и авиационного персонала Гражданской авиации. Создание Учебного центра позволило увеличить количество обученного персонала в 3 раза, при этом расходы на это обучение снизить в 2 раза. Проводимое учебным центром дистанционное обучение также позволило уменьшить стоимость ученического договора с работниками. Если ранее затраты по обучению складывались из стоимости обучения, перелетов, проживания и составляли в среднем 60 тыс. рублей на человека, то при дистанционном обучении они составляют всего 2 - 3 тыс. рублей.

Все это лишь часть тех масштабных преобразований, которые сегодня происходят в далеком от комфортной Москвы суровом крае. 1921 сотрудник предприятия обеспечивают работу 31 аэродрома в крайне тяжелых условиях, обслуживая более полумиллиона пассажиров и обеспечивая доставку более 7 тысяч тонн жизненно необходимых грузов. А это 16,5 тыс. взлет-посадок в год. Многие специалисты отдали этим аэродромам всю свою жизнь. По тому, как страстно и, зачастую, бескомпромиссно они обсуждали текущие вопросы в ходе совещания, и как потом дружно праздновали юбилей предприятия в одном из театров Якутска, можно с уверенностью сказать, что эти люди искренне болеют за свое дело, живут проблемами своего предприятия, и все вместе являются единой командой единомышленников – большой семьей под названием Аэропорты Севера.

Фото: Юлия Кузьмина


Р.Гусаров, Ю.Кузьмина



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBuARW
Тут http://ekb.youdo.com/promo/meropriyatie/shou/ - подробнее здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer