Поездка обещала быть интересной. Во-первых, потому, что команда студентов юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова готовилась отправиться в другой конец евразийского континента, в город Сеул (Южная Корея), для участия в престижном международном конкурсе – Девятом Международном конкурсе по воздушному праву (the 9th Leiden-Sarin International Air Law Moot Court Competition), учредителями которого являются Фонд правовой помощи Сарин (Sarin Memorial) (Индия) и Международный институт воздушного и космического права Лейденского университета (Нидерланды). Конкурс имитирует рассмотрение спора между двумя вымышленными государствами в Международном Суде ООН.
Во-вторых, российская команда приняла участие в Международном конкурсе по воздушному праву впервые. Ежегодно на международных раундах соревнуется порядка 30 студенческих команд из разных государств, но в этом году о своем участии заявила 21 команда. В случае, если от одного государства о своем участии в соревновании заявило более трех команд, то они соревнуются между собой на национальных раундах за право представлять страну на международном этапе. Самые большие национальные раунды традиционно проводятся в Индии.
Судят Международный конкурс по воздушному праву как преподаватели права, так и практикующие юристы: сотрудники юридических фирм, юристы авиакомпаний, представители транспортных министерств из различных государств.
Идея вовлечь студенческую команду в участие в конкурсе назревала давно. В 2010 году одновременно с проведением в Дели (Индия) Первого международного конкурса по воздушному праву в Петербурге состоялась Первая научно-практическая конференция по воздушному праву (airlaw.ru). Ставшая ежегодной, конференция привлекает юристов авиационного сообщества со всего мира и по праву может называться крупнейшей площадкой в России и Восточной Европе для обсуждения актуальных проблем воздушного права. Более 100 человек принимают участие ежегодно, не менее трети из которых являются постоянными делегатами. Среди них есть так же тренеры и судьи конкурса по воздушному праву.
Специальные льготные условия участия в Санкт-Петербургской конференции по воздушному праву предусмотрены для студентов-юристов. Так, увлекающаяся международном воздушным правом студентка Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Ольга Антонова загорелась желанием собрать команду для участия в Девятом международном конкурсе по воздушному праву. Команда была сформирована в начале учебного 2017/2018 года: в нее вошли студент 2 курса юридического факультета МГУ Артем Елистратов и студент 1 курса магистратуры МГУ Вадим Исхаков. Тренером команды выступил директор Института воздушного и космического права AEROHELP Олег Аксаментов. Консультантами тренера – доцент кафедры международного права Санкт- Петербургского государственного университета Ксения Шестакова и помощник Представителя Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Александр Баталов.
«Честно признаться, отправиться на Международный конкурс с российской командой было для меня давней мечтой. На протяжении последних пяти лет я наблюдал, с каким интересом студенты разных стран, наши будущие коллеги, обсуждают актуальные вопросы международного воздушного права. Неизменными лидерами по количеству команд, конечно, являются Индия и Китай. Но и из соседней нам Украины в последние годы в конкурсе регулярно участвуют две команды. Поэтому я с большим энтузиазмом отозвался на предложение ребят стать тренером команды и также помогать в организационных вопросах. Однако, я прекрасно понимал, что одного энтузиазма для качественной подготовки недостаточно, и обратился к опытным коллегам-международникам Ксении Шестаковой и Александру Баталову, которые, без всякого преувеличения, и сделали всю тренерскую работу», – говорит Олег Аксаментов.
Подготовка к конкурсу началась со встреч с тренером и его консультантами, исследования общих проблем международного права и поставленных в деле этого года проблем, а также написания двух меморандумов на английском языке.
Артем Елистратов признается, что «подготовка меморандумов – это очень ответственный момент. Во-первых, мы должны были эффективно и структурированно выстроить убедительную аргументацию с опорой на Чикагскую конвенцию 1944 года и Приложения к ней. Во-вторых, надо было глубоко изучить международное право и фактическую практику государств. Это было важно, так как оценка за меморандум составляет 50% от общей оценки команды на отборочных раундах и фактически влияет на выход команды в финал.
По традиции Международному конкурсу по воздушному праву всегда предшествует конференция: в Сеуле она проходила 12 апреля под названием «Восток встречает Запад: открытие новых горизонтов в глобальном воздушном транспорте».
В следующие два дня, 13 и 14 апреля, проходил сам конкурс. Каждая из команд в эти дни приняла участие в общей сложности в четырех раундах, играя дважды за истца и дважды – за ответчика. Российская команда сразилась с командами из Нидерландов, Греции, Китая и Индии. По правилам Международного конкурса по воздушному праву на время проведения конкурса каждой команде был присвоен номер, таким образом организаторы позаботились о том, чтобы обеспечить максимальный уровень беспристрастности суда. Знакомство с соперниками, как правило, осуществлялось только по завершении процесса и удалении судей. Сами же судьи до финала конкурса не знали, какую страну и университет представляла та или иная команда.
Финал Международного конкурса по воздушному праву состоялся 15 апреля и проходил в главном конференц-зале авиационной академии. В финале приняли участие команды из Индии и Сингапура. В итоге, победителем с минимальным, по заверению судей, перевесом была признана команда Университета имени Раджива Ганди, которая и увезла главный приз конкурса в Индию.
«Участие в этом конкурсе я рекомендую в первую очередь студентам 2-4 курсов, в особенности тем, кто интересуется международным правом и международным воздушным правом. Однако, как показывает мой пример, это вовсе необязательно (я студент первого курса магистратуры МГУ по направлению «Магистр частного права», работаю в корпоративной практике международной юридической фирмы) – для меня участие в конкурсе оказалось не менее полезным, принесло большое удовольствие и во многом превзошло мои ожидания», – делится впечатлениями Вадим Исхаков.
Особо хотелось бы отметить прекрасную организацию конференции и конкурса принимающей стороной. Основные мероприятия проводились в здании Авиационной академии аэропорта Инчхон. Новое здание с отлично оборудованными аудиториями, конференц-залами, гостиницей, столовой и спортзалом не оставило равнодушным никого. На любой вопрос участников конкурса с максимальной быстротой и вежливостью, присущей корейской культуре, всегда следовал ответ волонтеров из числа студентов Авиационной академии.
Команда выражает особую благодарность Минтрансу России за официальную поддержку данной инициативы, а также своим друзьям и коллегам, оказавшим необходимую финансовую помощь команде и тренерам – Институту воздушного и космического права AEROHELP и авиационному проекту, специализирующемуся на консалтинге в области стратегического планирования деятельности аэропорта, повышении операционной эффективности, развитии авиационной и неавиационной коммерции, повышении эффективности закупочной деятельности аэропорта – RAEDIUM AERO (raedium.aero).
В предыдущие годы Международный конкурс по воздушному праву проходил в Дели (Индия) (2010); Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) (2011); Стамбуле (Турция) (2012); Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) (2013); Бухаресте (Румыния) (2014); Пекине (Китайская Народная Республика) (2015); Джакарте (Индонезия) (2016); Валлетте (Мальта) (2017). Очередной, юбилейный Десятый конкурс пройдет в апреле 2019 года в столице Индии Нью-Дели. В нем, вне всяких сомнений, примет участие студенческая команда из России, а может быть и не одна.