Будущий авиатор родился в Кирово-Чепецке Кировской области. Уже к окончанию школы юноша знал, что такое труд, какова цена хлеба, как осуществляются мечты. С поступлением в Бугурусланское летное училище ГВФ начался его жизненный путь пилота и руководителя продолжительностью 66 лет.
В числе лучших курсантов Юрий Юркин окончил училище с допуском к полетам на самолетах По-2 и Як-12Р и получил назначение в Северное управление ГВФ. Север с его уникальными условиями полетов стал для молодого пилота не только достойной профессиональной, но и суровой жизненной школой, сформировавшей его как опытного пилота и надежного человека. Более 1100 ч налетал он над тундрой и тайгой без навигационного обеспечения и наземного обслуживания, т. к. экипаж состоял из пилота и прикрепленного авиатехника.
Перспективного пилота направили на переучивание на самолет Ил-14.В 1961 г. Юрий Юркин стал заместителем командира авиаэскадрилии Мурманского ОАО – начался его полувековой путь уже как командира-руководителя. Освоив полеты на вертолете Ми-1, продвигал его использование в северных широтах. Когда была организована исследовательская экспедиция на дизель-электроходе «Индигирка» в район острова Ньюфаундленд, Ю.Юркин был назначен командиром экипажа Ми-1, базирующегося на специально построенной площадке на верхней палубе судна. В течение пяти месяцев, выполняя полеты с палубы, когда от лопасти до вантовых тросов не более пяти метров, а погодные условия всегда «полярные», приходилось проявлять все лучшие профессиональные и человеческие качества для выполнения задания.
После окончания Высшего авиационного училища ГА Ю.А. Юркин в 1966 г. был назначен командиром Котласского ОАО. Ситуация была сложная: заштатный аэропорт в городской черте, грунтовая ВПП, отсутствие необходимой инфраструктуры... Но, по признанию юбиляра, это были самые интересные годы в его жизни. Сфера деятельности включала летную и инженерно-авиационную службы, управление воздушным движением и аварийно-спасательную и другие службы, обеспечивающие функционирование авиапредприятия.
За четыре года аэропорт был вынесен за черту города, построена искусственная ВПП, практически была решена жилищная проблема, что позволило привлечь специалистов для освоения эксплуатации вертолетов Ми-4 и самолетов Як-40. Уже летая на Ан-2, Ю.А. Юркин, одним из первых освоил пилотирование Ми-4 и Як-40. Из Котласа выполнялись рейсы в Москву, Ленинград и другие промышленные центры, а также полеты по специальному применению. Авиапредприятие динамично развивалось.
В 1972 г. министр гражданской авиации СССР Б.П. Бугаев издал приказ о создании самостоятельного Архангельского управления ГА, его начальником стал Ю.А. Юркин.
Огромная территория, включающая европейские полярные районы, остров Новая земля, архипелаг Земля Франца Иосифа, остров Грэмбэл и другие требовали большого внимания. Ю.А. Юркину удалось создать команду руководителей-единомышленников, что во многом определило его успешную работу в новой должности.
Первый заместитель А.Сенюков, главный инженер Р.Хасанов, заместители по земле Е.Костиков и режиму В.Тарутин, бессменный помощник Н.Антрушин и другие соратники команды Ю.А. Юркина начали поистине исторические преобразования на европейском севере страны.
Спектр применения авиации Архангельского УГА огромен. Самолеты Ли-2, Ил-14, Ан-26 использовались на ледовой разведке, перевозке грузов, рыбы и мяса оленей. Санитарные задания выполнялись на Ан-2 и вертолетах. Геологи, газовики и нефтяники обслуживались на Ми-4, Ми-8 и Ми-6.
Архангельск, города и райцентры были связаны рейсами с крупными городами страны самолетами Ил-18, Ан-24, Як-40, Ил-14, Ли-2 и Ан-2.
Пристальное внимание уделялось развитию наземной инфраструктуры и решению социальных проблем. В течение первого года при личной поддержке Б.П. Бугаева и руководителей области авиаторы Архангельска получили 225 квартир. Строительство жилья и социальных объектов способствовало привлечению специалистов для освоения эксплуатации тяжелых самолетов Ту-134, Ту-154, Ил-76, а также комфортабельного самолета для местных воздушных линий Л-410 и самых тяжелых в мире вертолетов Ми-26.
В течение всего времени нахождения на командно-руководящей работе Юрий Алексеевич увлеченно летал на трех типах воздушных судов, включая Ту-134 и Як-40, совершенствовался сам и учил других.
За время работы Ю.А. Юркина развивалась наземная база авиапредприятий. Практически новый аэропорт создан в Нарьян-Маре, организовано Лешуконское авиапредприятие с искусственной ВПП, построены аэровокзал и служебные здания на аэродроме совместного базирования Васьково, реконструированы аэропорты на Соловецких островах, в Вельске и Варандее. В аэропорту Архангельск для авиационно-технической базы построены первый на Севере современный ангар для самолетов Ту-154, в также учебный корпус УТО-29 с тренажером Ту-134 и другие объекты. Юрий Алексеевич был не только отличным пилотом, увлеченным строителем, талантливым руководителем, но и серьезным ученым-прикладником. Он успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Строительство и эксплуатация аэропортов в северных регионах России».
Эффективная работа Ю.А. Юркина по достоинству оценена руководством отрасли и страны. Он удостоен звания «Заслуженный пилот СССР», награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, избирался депутатом и делегатом партийных съездов.
В 1986 г. Ю.А. Юркин стал заместителем министра гражданской авиации СССР по наземному комплексу, включая строительство и эксплуатацию аэропортов, наземных сооружений, объектов жилья и соцкультбыта. Он нес ответственность за состояние инфраструктуры гражданской авиации СССР. Своей работой он доказал: выбор Б.П. Бугаева был не случаен.
Ю.А. Юркину удалось реализовать планы переоснащения и развития наземной базы отрасли. Только в России к концу 1991 г. было более 1300 категорированных аэропортов. Работа и развитие аэропортов и других объектов требовало постоянного внимания и времени, взаимодействия с институтами и предприятиями отрасли по проектированию и выполнению строительно-монтажных работ на объектах. Были построены новые аэропортовые комплексы в Минске, Сыктывкаре, Омске, аэровокзал в Сочи, ВПП в Баку, Кишиневе, Красноярске, новые корпуса ЦКБ ГА, санаторно-курортные комплексы в Понизовке, а также жилье и объекты соцкультбыта. Полностью осваивались выделяемые бюджетные средства. На крупных объектах Ю.А. Юркин проводил ежеквартальные планерки с подрядчиками и руководителями авиапредприятий по состоянию строительных работ.
Все руководители подразделений наземного комплекса МГА СССР имели высшее специальное образование, были высокопрофессиональной и сильной командой единомышленников. Большой авторитет имели начальники управлений наземного комплекса МГА Ю.И. Баранов, В.С. Соколов, И.Н. Шишков.
Успешной профессиональной деятельности Юрия Алексеевича во многом способствовала поддержка семьи, особенно супруги Веры Петровны, посвятившей свою жизнь воспитанию троих детей и помощи мужу в деловой карьере.
Юрий Алексеевич Юркин работал с тремя министрами: Б.П. Бугаевым, А.Н. Волковым и Б.Е. Панюковым. Отношения со всеми были доброжелательные и конструктивные.
Последующие годы работы Ю.А. Юркина генеральным представителем Аэрофлота в Югославии (1991-1997 гг.) совпали с распадом страны, что значительно усложнило работу Представительства. Проблемы приходилось решать с посольством и МИД, а порой напрямую с представителем России при ООН С.В. Лавровым.
После загранкомандировки Юрий Алексеевич в 1998-2016 гг. работает в Московском государственном техническом университете (МГТУ) ГА. Научная и преподавательская деятельность ярко демонстрирует его интеллектуальный кругозор и целеустремленность по передаче молодым авиаторам своего бесценного опыта. Профессором МГТУ ГА Ю.А. Юркиным изданы три монографии и более 20 учебных пособий и программ.
Находясь на заслуженном отдыхе, Юрий Алексеевич также активен и проявляет постоянный интерес к делам гражданской авиации.
Жизнь, достойная подражания!
Здоровья и благополучия Вам, уважаемый Юрий Алексеевич!
Поздравляем с юбилеем!
Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"
В числе лучших курсантов Юрий Юркин окончил училище с допуском к полетам на самолетах По-2 и Як-12Р и получил назначение в Северное управление ГВФ. Север с его уникальными условиями полетов стал для молодого пилота не только достойной профессиональной, но и суровой жизненной школой, сформировавшей его как опытного пилота и надежного человека. Более 1100 ч налетал он над тундрой и тайгой без навигационного обеспечения и наземного обслуживания, т. к. экипаж состоял из пилота и прикрепленного авиатехника.
Перспективного пилота направили на переучивание на самолет Ил-14.В 1961 г. Юрий Юркин стал заместителем командира авиаэскадрилии Мурманского ОАО – начался его полувековой путь уже как командира-руководителя. Освоив полеты на вертолете Ми-1, продвигал его использование в северных широтах. Когда была организована исследовательская экспедиция на дизель-электроходе «Индигирка» в район острова Ньюфаундленд, Ю.Юркин был назначен командиром экипажа Ми-1, базирующегося на специально построенной площадке на верхней палубе судна. В течение пяти месяцев, выполняя полеты с палубы, когда от лопасти до вантовых тросов не более пяти метров, а погодные условия всегда «полярные», приходилось проявлять все лучшие профессиональные и человеческие качества для выполнения задания.
После окончания Высшего авиационного училища ГА Ю.А. Юркин в 1966 г. был назначен командиром Котласского ОАО. Ситуация была сложная: заштатный аэропорт в городской черте, грунтовая ВПП, отсутствие необходимой инфраструктуры... Но, по признанию юбиляра, это были самые интересные годы в его жизни. Сфера деятельности включала летную и инженерно-авиационную службы, управление воздушным движением и аварийно-спасательную и другие службы, обеспечивающие функционирование авиапредприятия.
За четыре года аэропорт был вынесен за черту города, построена искусственная ВПП, практически была решена жилищная проблема, что позволило привлечь специалистов для освоения эксплуатации вертолетов Ми-4 и самолетов Як-40. Уже летая на Ан-2, Ю.А. Юркин, одним из первых освоил пилотирование Ми-4 и Як-40. Из Котласа выполнялись рейсы в Москву, Ленинград и другие промышленные центры, а также полеты по специальному применению. Авиапредприятие динамично развивалось.
В 1972 г. министр гражданской авиации СССР Б.П. Бугаев издал приказ о создании самостоятельного Архангельского управления ГА, его начальником стал Ю.А. Юркин.
Огромная территория, включающая европейские полярные районы, остров Новая земля, архипелаг Земля Франца Иосифа, остров Грэмбэл и другие требовали большого внимания. Ю.А. Юркину удалось создать команду руководителей-единомышленников, что во многом определило его успешную работу в новой должности.
Первый заместитель А.Сенюков, главный инженер Р.Хасанов, заместители по земле Е.Костиков и режиму В.Тарутин, бессменный помощник Н.Антрушин и другие соратники команды Ю.А. Юркина начали поистине исторические преобразования на европейском севере страны.
Спектр применения авиации Архангельского УГА огромен. Самолеты Ли-2, Ил-14, Ан-26 использовались на ледовой разведке, перевозке грузов, рыбы и мяса оленей. Санитарные задания выполнялись на Ан-2 и вертолетах. Геологи, газовики и нефтяники обслуживались на Ми-4, Ми-8 и Ми-6.
Архангельск, города и райцентры были связаны рейсами с крупными городами страны самолетами Ил-18, Ан-24, Як-40, Ил-14, Ли-2 и Ан-2.
Пристальное внимание уделялось развитию наземной инфраструктуры и решению социальных проблем. В течение первого года при личной поддержке Б.П. Бугаева и руководителей области авиаторы Архангельска получили 225 квартир. Строительство жилья и социальных объектов способствовало привлечению специалистов для освоения эксплуатации тяжелых самолетов Ту-134, Ту-154, Ил-76, а также комфортабельного самолета для местных воздушных линий Л-410 и самых тяжелых в мире вертолетов Ми-26.
В течение всего времени нахождения на командно-руководящей работе Юрий Алексеевич увлеченно летал на трех типах воздушных судов, включая Ту-134 и Як-40, совершенствовался сам и учил других.
За время работы Ю.А. Юркина развивалась наземная база авиапредприятий. Практически новый аэропорт создан в Нарьян-Маре, организовано Лешуконское авиапредприятие с искусственной ВПП, построены аэровокзал и служебные здания на аэродроме совместного базирования Васьково, реконструированы аэропорты на Соловецких островах, в Вельске и Варандее. В аэропорту Архангельск для авиационно-технической базы построены первый на Севере современный ангар для самолетов Ту-154, в также учебный корпус УТО-29 с тренажером Ту-134 и другие объекты. Юрий Алексеевич был не только отличным пилотом, увлеченным строителем, талантливым руководителем, но и серьезным ученым-прикладником. Он успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Строительство и эксплуатация аэропортов в северных регионах России».
Эффективная работа Ю.А. Юркина по достоинству оценена руководством отрасли и страны. Он удостоен звания «Заслуженный пилот СССР», награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, избирался депутатом и делегатом партийных съездов.
В 1986 г. Ю.А. Юркин стал заместителем министра гражданской авиации СССР по наземному комплексу, включая строительство и эксплуатацию аэропортов, наземных сооружений, объектов жилья и соцкультбыта. Он нес ответственность за состояние инфраструктуры гражданской авиации СССР. Своей работой он доказал: выбор Б.П. Бугаева был не случаен.
Ю.А. Юркину удалось реализовать планы переоснащения и развития наземной базы отрасли. Только в России к концу 1991 г. было более 1300 категорированных аэропортов. Работа и развитие аэропортов и других объектов требовало постоянного внимания и времени, взаимодействия с институтами и предприятиями отрасли по проектированию и выполнению строительно-монтажных работ на объектах. Были построены новые аэропортовые комплексы в Минске, Сыктывкаре, Омске, аэровокзал в Сочи, ВПП в Баку, Кишиневе, Красноярске, новые корпуса ЦКБ ГА, санаторно-курортные комплексы в Понизовке, а также жилье и объекты соцкультбыта. Полностью осваивались выделяемые бюджетные средства. На крупных объектах Ю.А. Юркин проводил ежеквартальные планерки с подрядчиками и руководителями авиапредприятий по состоянию строительных работ.
Все руководители подразделений наземного комплекса МГА СССР имели высшее специальное образование, были высокопрофессиональной и сильной командой единомышленников. Большой авторитет имели начальники управлений наземного комплекса МГА Ю.И. Баранов, В.С. Соколов, И.Н. Шишков.
Успешной профессиональной деятельности Юрия Алексеевича во многом способствовала поддержка семьи, особенно супруги Веры Петровны, посвятившей свою жизнь воспитанию троих детей и помощи мужу в деловой карьере.
Юрий Алексеевич Юркин работал с тремя министрами: Б.П. Бугаевым, А.Н. Волковым и Б.Е. Панюковым. Отношения со всеми были доброжелательные и конструктивные.
Последующие годы работы Ю.А. Юркина генеральным представителем Аэрофлота в Югославии (1991-1997 гг.) совпали с распадом страны, что значительно усложнило работу Представительства. Проблемы приходилось решать с посольством и МИД, а порой напрямую с представителем России при ООН С.В. Лавровым.
После загранкомандировки Юрий Алексеевич в 1998-2016 гг. работает в Московском государственном техническом университете (МГТУ) ГА. Научная и преподавательская деятельность ярко демонстрирует его интеллектуальный кругозор и целеустремленность по передаче молодым авиаторам своего бесценного опыта. Профессором МГТУ ГА Ю.А. Юркиным изданы три монографии и более 20 учебных пособий и программ.
Находясь на заслуженном отдыхе, Юрий Алексеевич также активен и проявляет постоянный интерес к делам гражданской авиации.
Жизнь, достойная подражания!
Здоровья и благополучия Вам, уважаемый Юрий Алексеевич!
Поздравляем с юбилеем!
Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"