Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Обзор

Шереметьево – флагман «концессионного движения» России

11 февраля 2019 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

25 декабря 2018 г. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и АО «Международный аэропорт Шереметьево» (АО «МАШ») подписали концессионное соглашение в отношение аэродрома Шереметьево сроком на 49 лет. Данное концессионное соглашение в отношении объектов нового строительства и реконструкции авиационной инфраструктуры аэродрома "Шереметьево" с объемом инвестиций порядка 61 млрд рублей является первым в рамках мероприятий по перераспределению финансовой нагрузки по развитию крупнейших аэропортов страны с федерального бюджета на аэропорты.


 

По соглашению, источником финансирования строительства и реконструкции аэродромной инфраструктуры является инвестиционная составляющая в составе тарифа за взлет-посадку, предусмотренная распоряжением Правительства Российской Федерации. По условиям концессионного соглашения все собранные средства за счет инвестиционной составляющей могут быть направлены исключительно на финансирование затрат, связанных со строительством и реконструкцией аэродромной инфраструктуры (ВПП, перроны, рулежные дорожки, очистные сооружения).

Таким образом, одним из ключевых моментов соглашения является не только строительство и реконструкция объектов аэродрома, позволяющие обслуживать стабильно растущий пассажиро- и грузопоток, но и обеспечение будущей модернизации и капитального ремонта аэродрома "Шереметьево" за счет внебюджетных инвестиций. Подписи под документом поставили руководитель Росавиации Александр Нерадько и генеральный директор АО «Международный аэропорт Шереметьево» Михаил Василенко, в присутствии министра транспорта России Евгения Дитриха.

Министр транспорта РФ Евгений Иванович Дитрих: «Сегодня нам удалось сделать подарок всем нашим пассажирам. Мы довольно долго занимались подготовкой концессионных соглашений для московского авиационного узла и сегодня с радостью и удовлетворением хочу сказать  о том, что Шереметьево стал первым кто такого рода работу завершил… В ближайшее время мы планируем реализовать еще два проекта по такого рода концессиям во Внуково  и Домодедово. Также надеемся реализовать такую практику и в региональных аэропортах, с учетом уровня пассажиропотока и потребности в развитии инфраструктуры… Это первое такого рода большое и важное соглашение, которое подписывается между государством и оператором аэропорта. Главный момент состоит в том, что частные инвестиции становятся основой для дальнейшего развития аэропорта… В планах Министерства транспорта активно внедрять  методы государственного частного партнерства, привлекать частный капитал в объекты федерального имущества без потери стратегического контроля над этими объектами. Таким образом, мы планируем существенно сократить нагрузку на федеральный бюджет, сократив объемы государственных инвестиций в объекты капитального строительства и на проведение капитального ремонта».

Руководитель Росавиации Александр Васильевич Нерадько: «Сегодня мы подписали первое такое концессионное  соглашение с Международным аэропортом Шереметьево. Хочу поблагодарить всех, кто участвовал в этой достаточно скрупулезной работе за конструктивное сотрудничество: специалистов Министерства транспорта, Министерства экономического развития, Росимущества, Министерства финансов, частных партнеров-концессионеров, всех тех, кто внес свой вклад в формирование концессионного соглашения. Действительно, это первый шаг к тому, чтобы через заключение подобных соглашений и с другими аэропортами, перености тяжесть финансирования по созданию и развитию аэродромной инфраструктуры с бюджета с страны на плечи частного партнера. Международный аэропорт Шереметьево это крупнейший российский аэропорт и, конечно, от его облика зависит очень многое в развитии отечественной гражданской авиации».

В ходе последующей экскурсии по уже построенным и строящимся объектам аэропортовой инфраструктуры, участники подписания соглашения рассказали о планах по развитию аэропорта и ответили на вопросы журналистов.  Было отмечено, что концессионное соглашение в отношении аэродрома «Шереметьево» является первым шагом к развитию Московского авиационного узла и реализации потенциала Москвы как международного авиационного узла, связывающего Европу и Азию. Планируется осуществлять строительство и реконструкцию аэродромной инфраструктуры за счет заемного финансирования с целью снижения нагрузки на авиакомпании и пассажиров. По расчетам специалистов, рост тарифной нагрузки на авиакомпании составит порядка 100 рублей на одного пассажира. Подобная практика применяется в аэропортах мира.

Вопрос министру транспорта: Вы упомянули, что не намерены терять контроль над объектами, передаваемыми по концессионному соглашению. Что Вы имели ввиду, и как этот контроль будет реализован?

Евгений Дитрих: «С точки зрения регулятора, Министерства транспорта, Росавиации важны инвестиции, которые может вложить партнер-частный частный инвестор в аэродромные объекты, в рамках концессионного соглашения. Помимо этого для нас важно, чтобы эта нагрузка не легла тяжелым бременем на пассажира, авиакомпаниям не росла вверх. Когда мы, в процессе подготовки концессионного соглашения определяли сумму инвестиционного сбора, оговаривали, что она не должна превышать 200 рублей с одного билета, то есть это верхний предел. И сегодня аэропорт и частные партнеры  эти условия выдерживают, установив величину сбора вдвое ниже -  100 рублей».

На фото строящийся Терминал «С» (1 этап) для международных рейсов, пропускной способностью - 20 миллионов пассажиров в год. Терминал входит в состав Северного Терминального Комплекса аэропорта Шереметьево. Архитектурно-планировочное решение терминала будет реализовано в единой с Терминалом B стилистике русского конструктивизма. Общая площадь терминала – 117 800 кв. м; 74 стойки регистрации и 160 кабин паспортного контроля; 20 телетрапов; 26 стоянок воздушных судов на перроне терминала. В Терминале будут расположены 2 бизнес-зала «Малевич» и «Шагал», а также 2-х уровневый ВИП-зал. Общая площадь залов повышенной комфортности составит около 9000 кв. м. Терминал С будет соединен двумя крытыми пешеходными галереями с 5-уровневым паркингом на 2500 машиномест с эксплуатируемой кровлей. Общая площадь паркинга - более 95 000 кв. м.  Ввод в эксплуатацию запланирован на IV квартал 2019 года.

Евгений Дитрих: «Также в результате подготовки соглашения мы подробно определили долгосрочную программу развития аэропорта - синхронизировали те усилия, которые частный партнер будет предпринимать и определили, насколько они достаточны и своевременны. Таким образом, незначительно повышая нагрузку на пассажира, мы не создаем преждевременно мощностей, которые не будут задействованы. Всякой инфраструктуре свое время. Раньше времени ее создавать бесполезною, она будет простаивать. С этой точки зрения, это и есть стратегический  контроль над тем, что делает аэропорт. Мы со своей стороны как регулятор посмотрели эти планы и подтверждаем их достаточность и разумность. С другой стороны, концессионное соглашение предусматривает набор контрольных мероприятий, которые государство имеет возможность проводить. Не просто передали имущество и забыли. Мы следим за тем, чтобы оно содержалось в порядке. И, соответственно, в случае, если что-то происходит не так,  мы начинаем с вопросов, а в дальнейшем имеем возможность задать эти вопросы в более жесткой форме. То есть это набор наших контрольных полномочий. Поэтому здесь у государства, с одной стороны, возможность предоставить свободу в управлении частному партнеру, с другой, реализовывать все свои контрольные полномочия».

О планах по развитию аэропортовой инфраструктуры «Шереметьево» рассказывает генеральный директор аэропорта Михаил Михайлович Василенко: «Спасибо всем кто принимал участие в разработке документации по концессионному соглашению и хочу рассказать о том, куда в первую очередь будут направлены деньги, запланированные нами на развитие аэропорта Шереметьево. Международный аэропорт Шереметьево активно развивает терминальную инфраструктуру. В этом году мы запустили терминал «В» на 20 млн пассажиров. В 2019 году будет запущена первая очередь международного терминала «С» на 20 млн пассажиров. В сотрудничестве с российской федерацией после подписания концессионного соглашения также будет построен перрон у терминала «С», магистральная рулежная дорожка  и перрон западного сектора на 20 воздушных судов.  Развитие перронов особенно связано с развитием авиакомпаний и, в первую очередь, нашего базового перевозчика. Объем инвестиций в 2019 году будет 10 млрд 53 млн рублей. В 2020 году  объем инвестиций составит порядка 11 млрд 402 млн рублей. За эти деньги будут реконструированы первая взлетно-посадочная полоса, созданы новые места для противообледенительной  обработки  воздушных судов и новые перроны. И самое главное, в районе третьей взлетно-посадочной полосы, которая будет введена в эксплуатацию и начнет функционировать 4 апреля 2019 года, будут созданы новые места стоянки воздушных судов. Также будет создаваться ангарный комплекс для технического обслуживания воздушных судов различных авиакомпаний. В 2021 году будет инвестировано 7 млрд 539 млн рублей в строительство перрона около терминала «С» второй очереди, и в 2021 так же  будет введен в эксплуатацию международный терминал «С» второй очереди на 15 млн пассажиров в год. В 2022 году будет инвестировано в аэродромную инфраструктуру 9 млрд 191 млн в развитие перрона у третьей взлетно-посадочной полосы. И по нашей модели в 2024 году будет инвестировано 10 млрд 666 млн рублей в строительство  второй дальней рулежной дорожки, которая соединит основной комплекс Шереметьево с третьей взлетно-посадочной полосой. Таким образом, общий объем инвестиций составит  порядка 61 млрд рублей, а пропускная способность аэропорта к 2026 году достигнет 80 млн пассажиров в год, что позволит войти в число 10-ти крупнейших авиахабов мира».

Таким образом, в рамках Генерального плана развития аэропорта до 2024 года в эксплуатацию будут введены: третья независимая взлетно-посадочная полоса (ВПП-3), Терминал «С» (1 и 2 этап) с многоуровневыми паркингами, ангарный комплекс ВПП-3, перрон ВПП-3, ж/д ветка и станция Аэроэкспресса Северного терминального комплекса, вторая очередь грузового комплекса «Москва Карго». Также, в рамках подготовки к ЧМ по футболу 2018 были введены в эксплуатацию объекты, общим объемом инвестиций - $722 млн: новый терминал «В» на 20 млн пассажиров; межтерминальный переход с пассажирским и багажным тоннелями и двумя станциями; автоматизированный карго-комплекс; третий топливозаправочный комплекс мощностью до 1,2 млн авиатоплива ежегодно.

Вопрос журналиста: Вы назвали суммы, которые будут инвестированы в развитие инфраструктуры аэропорта. Правильно ли я понимаю, что это будут суммы, привлекаемые теперь уже концессионерами, то есть заемные средства. Где вы будете их добывать? Какие партнеры, финансовые структуры уже задействованы в этом проекте финансирования?

Михаил Василенко: В  рамках концессионного соглашения вводится инвестиционная составляющая, которая определена постановлением правительства. Применения этой инвестиционной составляющей начнется с января 2019 года. Мы не собираемся существенно увеличивать ставку сборов.  Мы определили, что это будет 100 рублей на один билет. В 2019 году нам нужно инвестировать 10 млрд рублей. Понятно, что всю сумму на эти инвестиции мы не соберем. Естественно, мы будем привлекать партнеров, и это будет заемное финансирование, мы будем обращаться к банкам, будем брать на себя связанные с этим риски, чтобы проекты развития реализовать вовремя.


Роман Гусаров



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer