← Назад

Главная Авиация Цифры и фактыЦены на авиаперевозки: реальная динамика и воздействующие на нее факторы

4 сентября 2019 года / Александр Фридлянд / Aviation EXplorer

Александр Фридлянд
Директор НЦ № 19 ФГУП «ГосНИИ ГА», профессор МГТУ ГА, д.э.н.

Эксперт "Aviation EXplorer"

В последние дни в СМИ развернулась оживленная дискуссия по вопросам: какова реальная динамика роста цен на авиаперевозки и есть ли под динамикой цен объективная основа? Для объективного рассмотрения этих вопросов следует обратиться к данным отраслевой статистики.

Сводные операционные финансовые результаты деятельности российских авиакомпаний на международных воздушных линиях (МВЛ) и внутренних воздушных линиях (ВВЛ), млрд. руб.

Рис. 1

Рис. 2

На рис. 1 – 2 представлены сводные данные об операционных финансовых результатах деятельности российских авиакомпаний на международных воздушных линиях (МВЛ) и внутренних воздушных линиях (ВВЛ), из которых видна нарастающая убыточность деятельности авиакомпаний, зажатых между растущей себестоимостью перевозок и ограниченной платежеспособностью потребителей - авиапассажиров.

Необычными являются высокие убытки, полученные авиакомпаниями на МВЛ в 1 полугодии 2019 года, что требует специального анализа.

Средний доход российских авиакомпаний за 1 перевезенного авиапассажира на МВЛ и ВВЛ (без НДС), руб.

Рис. 3

Рис. 4

На рис. 3 – 4 показана динамика среднего дохода (выручки) российских авиакомпаний от одного перевезенного авиапассажира, в рублях, без НДС на МВЛ и ВВЛ (отметим, что НДС по ставке 10% сейчас облагается доход российских авиакомпаний при перевозках на ВВЛ через Москву, за исключением перевозок через Москву в/из Крыма, Калининграда и Дальневосточного федерального округа). Из представленных данных видно, что в первом полугодии 2019 года доход с 1 пассажира авиакомпании увеличили на 7,4% (для пассажиров этот рост был смягчен обнулением ставки НДС при полетах на ВВЛ минуя Москву), в 2018 году рост составлял 8,6%.

Динамика среднеотраслевой себестоимости авиаперевозок российских авиакомпаний на транспортных полетах по ВВЛ, руб./ткм

Рис. 5

Среднеотраслевая динамика статей затрат авиакомпаний «Расходы на авиаГСМ», «Расходы на аренду и лизинг» и «Расходы на аэропортовое обслуживание», руб./ткм

Рис. 6

На рис. 5 – 6 показана динамика средней себестоимости тонно-километра на ВВЛ у российских авиакомпаний, которая и является основным драйвером рост цен на авиабилеты, показаны также удельные (на тонно-км) затраты авиакомпаний на ВВЛ по трем главным статьям расходов – на авиаГСМ, на аренду и лизинг ВСиАД, на аэропортовые расходы. Следует обратить внимание на очень высокий рост расходов на авиаГСМ в 2018 году. Также требует специального анализа рост аэропортовых расходов в 1 полугодии 2019 года на фоне продолжающегося интенсивного роста авиаперевозок.

Из представленных данных следует, что себестоимость полетов на ВВЛ авиакомпаний (в среднем) в 2018 году выросла на 10,5% (значительно обогнав, как видно, рост авиатарифов), в первом полугодии 2019 года себестоимость транспортных полетов на ВВЛ выросла на 4,3%, на что авиакомпании вынужденно подняли тарифы в среднем на 7,4%, в попытке «перекрыть» и ранее полученные и вновь получаемые из-за растущих расходов убытки, однако, как это видно из статистики, пока это было безуспешно, так как сводный операционный убыток авиакомпаний в 1 полугодии 2019 года оказался выше аналогичного убытка 1 полугодия 2018 года.  


Александр Фридлянд


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2019/9/4/2958/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.