Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Мнение

Нужны ли отечественной авиации летчики-испытатели?

18 февраля 2020 года / Е.Пушкарский, Д.Волошин, В.Ахрамеев / Aviation EXplorer
 

Экспериментальная авиация – стержневое звено авиационной промышленности. Она обеспечивает проведение опережающих летных исследований и испытаний, выполняемых в ходе опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной техники после ее изготовления и ремонта.

Главный аэродром экспериментальной авиации России – Раменское в подмосковном Жуковском. Здесь базируются Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова и летно-испытательные базы опытно-конструкторских бюро (ОКБ) авиационной промышленности. Здесь же обучают и испытателей. Как и над чем они сегодня работают, и есть ли проблемы?

На этапе испытаний самолет, вертолет и любой другой летательный аппарат испытатели учат летать, как ребенка в детстве родители учат ходить. За время испытаний характеристики летательного аппарата доводят до требований установленных норм, определяют надежность, безопасность, а также испытывают за пределами ожидаемых условий эксплуатации на, так называемых, критических режимах, чтобы в эксплуатации иметь надежные запасы по безопасности.

Вот, например, самолет имеет ограничения по максимальной скорости. А кто определил, что она максимальная и быстрее лететь нельзя? Летчики-испытатели и определят после того, как дойдут до такой скорости, когда самолет вот-вот развалится! Или, допустим, минимальная скорость, какая она? 200? А 150 можно? Летчики-испытатели говорят: нельзя! Но сначала проверяют расчетные ограничения в процессе испытания. Поэтому, как сказал исторически известный летчик-испытатель Сергей Корзинщиков, «настоящий летчик-испытатель должен свободно летать на всем, что только может летать, и с некоторым трудом на том, что, вообще говоря, летать не может».

Первоначальную подготовку и повышение квалификации летчиков и специалистов-испытателей по программам профессиональной переподготовки в соответствии с требованиями ФАП-1570 (утверждены Минпромторгом России) осуществляет Школа летчиков-испытателей имени А.В. Федотова. Напомним, она создана в 1947 г. на базе Летно-исследовательского института (ЛИИ). По авторитетному мнению выдающегося отечественного летчика-испытателя Михаила Громова, который в 1947 г. возглавлял Управление летной службы Министерства авиационной промышленности СССР и был инициатором создания Школы летчиков-испытателей (ШЛИ), «профессия летчика-испытателя и инженера-испытателя – это отдельные, отличающиеся особенной спецификой профессии, освоение которых должно проходить в специальном учебном заведении».

Цель создания Школы летчиков-испытателей – организация подготовки высококвалифицированных летчиков-испытателей, штурманов-испытателей, ведущих инженеров по летным испытаниям, а также всех других специалистов-испытателей и инженеров по эксплуатации экспериментальных воздушных судов для летно-испытательных подразделений научно-исследовательских институтов, опытно-конструкторских бюро, серийных и ремонтных заводов авиационной промышленности и всех других предприятий и организаций – разработчиков авиационной техники. Всего профессиональное обучение в ШЛИ идет по семи профилям. Объемы подготовки специалистов за последние годы приведены в табл. 1.

Всего за 72 года своей работы, с 1947 г. по 2019 г., в Школе летчиков-испытателей было подготовлено по программе основного набора более 900 летчиков-испытателей и штурманов-испытателей. За этот же период на курсах повышения квалификации в Школе было подготовлено свыше 12 тыс. специалистов.

О высочайшем уровне и качестве подготовки специалистов в Школе летчиков-испытателей убедительно говорят почетные звания и награды выпускников ШЛИ за высокий профессионализм, летное мастерство и мужество, проявленные ими при испытаниях авиационной техники.

50 выпускников Школы летчиков-испытателей стали Героями Советского Союза стали, 34 – Героями Российской Федерации, двое – Героями Социалистического труда. Выпускник Школы летчиков-испытателей Светлана Савицкая – дважды Герой Советского Союза. Троим выпускникам ШЛИ присуждена Ленинская премия, пяти – Государственная премия СССР (РФ). Один выпускник ШЛИ – лауреат Ленинской премии и Государственной премии РФ. Четыре выпускника Школы летчиков-испытателей стали летчиками-космонавтами СССР: Игорь Волк, Анатолий Левченко, Токтар Аубакиров и Светлана Савицкая. Среди выпускников Школы – 154 заслуженных летчика-испытателя СССР, 45  заслуженных летчиков-испытателей РФ, 6 заслуженных штурманов-испытателей РФ, 8 заслуженных пилотов СССР, два заслуженных пилота Российской Федерации.     

Помимо подготовки кадров для экспериментальной авиации, в Школе летчиков-испытателей выполняются научные исследования по совершенствованию методик обучения, разработке современных методик для технических средств обучения, разработке критериев уровня подготовленности. Специалисты ШЛИ принимают участие в летных исследованиях и летных испытаниях, которые проводят другие подразделения ЛИИ и другие испытательные организации экспериментальной авиации.

Специалисты Школы летчиков-испытателей активно участвовали в исследованиях состояния безопасности полетов воздушных судов гражданской и экспериментальной авиации, разработке предложений по совершенствованию правил и процедур государственного регулирования в области обеспечения безопасности полетов, а также в исследованиях по совершенствованию методов подготовки, повышения квалификации и поддержания профессионального уровня летно-испытательного персонала. Специалисты ШЛИ участвовали в исследованиях по повышению безопасности сертификационных испытаний перспективной авиационной техники в условиях сокращения сроков проведения испытаний и комплексирования программ.

Сегодня Школа летчиков-испытателей – структурное подразделение ЛИИ им. М.М. Громова. Теоретические дисциплины в ШЛИ преподают научные сотрудники ЛИИ и других организаций авиационной промышленности, базирующихся на аэродроме ЛИИ и в Жуковском. Практическую подготовку слушателей ШЛИ ведут работающие в ЛИИ опытные летчики-испытатели – инструкторы.

Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова – государственный научный центр, выполняющий летные исследования и испытания экспериментальной и опытной авиационной техники, разрабатывающий методы обеспечения безопасности, надежности и эксплуатационной технологичности летательных аппаратов, их силовых установок и бортового оборудования, в том числе с использованием летающих лабораторий. В 1997 г. Правительством Российской Федерации на ЛИИ возложена государственная функция научно-методического обеспечения работ, связанных с государственным регулированием деятельности в области экспериментальной авиации России.

Работы и услуги, связанные с регулированием летной деятельности в области экспериментальной авиации, а также аттестация авиаперсонала экспериментальной авиации возложены на Управление летной службы (УЛС) ОАО «Авиапром», которое осуществляет руководство подготовкой кадров и летно-испытательной работой всех летно-испытательных подразделений (ЛИП) авиационных организаций экспериментальной авиации. Деятельность УЛС, в том числе, направлена на безусловное выполнение производственных планов предприятий и проведение летных испытаний авиационной техники без авиационных происшествий.

Летно-испытательные подразделения обеспечивают выполнение всех этапов летных испытаний, которые являются венцом в процессе создания новой авиационной техники, что, по сути, – главная задача авиационной промышленности нашей страны.

Необходимо четко сформулировать позицию авторов статьи: эффективная деятельность и развитие отечественной авиационной промышленности с обеспечением ее выхода на лидирующие позиции на мировом авиационном рынке невозможна без экспериментальной авиации, а ее деятельность должна соответственно обеспечиваться кадрами специалистов испытателей.

Для эффективного обеспечения деятельности экспериментальной авиации в период 2019-2025 гг. Школе летчиков-испытателей предстоит подготовить авиационный персонал, необходимый для испытаний новейшей отечественной авиатехники (Ка-62, МС-21, Як-152, Ил-96-400, Ил-112, Ил-114, ПАК ДА и др.), предъявительских и приемо-сдаточных летных испытаний серийных воздушных судов, планируемых к выпуску, летных испытаний (облетов) эксплуатируемых воздушных судов государственной и гражданской авиации после заводского ремонта, а также опережающих летных исследований.

Следует отметить, что в настоящее время Школа летчиков-испытателей Летно-исследовательского института имени М.М. Громова является единственным учебным заведением в России, выполняющим государственную функцию по подготовке авиационного персонала экспериментальной авиации для предприятий и организаций авиационной промышленности, создающих новую отечественную авиационную технику гражданского и военного назначения.

Темпы выпуска слушателей ШЛИ не поспевают за потребностями авиационной промышленности. В настоящее время в авиационной промышленности Российской Федерации работают около 200 летчиков-испытателей, при этом 60% из них имеют возраст старше 50 лет. Аналогично дело обстоит и с инженерными кадрами: 70% из них старше 50 лет.

С учетом планируемых показателей Государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» потребность в количестве авиационного персонала для экспериментальной авиации в ближайшее время увеличится в 1,5 раза. Это, учитывая возрастную убыль персонала, вызовет в летно-испытательных подразделениях предприятий, осуществляющих разработку, летные исследования и испытания новой авиационной техники, дефицит квалифицированного авиационного персонала средней возрастной категории. Соответственно, потребность во вновь подготавливаемых специалистах-испытателях возрастет в 4-5 раз.

Потенциально оцениваемая потребность в специалистах, которых необходимо подготовить для экспериментальной авиации (по годам до 2020 г.) представлена в табл. 2.

Таким образом, обеспечение подготовки специалистов в Школе летчиков-испытателей для летно-испытательных подразделений предприятий экспериментальной авиации – одна из основных задач авиационной промышленности в настоящее время.

Школа летчиков-испытателей осуществляет государственную функцию по подготовке летчиков-испытателей и всех остальных специалистов-испытателей экспериментальной авиации, которые необходимы летно-испытательным подразделениям НИИ, опытно-конструкторских бюро, серийных и ремонтных заводов авиационной промышленности и других предприятий и организаций, разрабатывающих авиационную технику.

Школа летчиков-испытателей – это учебное заведение дополнительного профессионального образования и единственный отраслевой учебный центр Российской Федерации, который готовит специалистов-испытателей для авиационной отрасли. Поэтому одной из основополагающих позиций при организации ШЛИ в 1947 г. и было указание Правительства Министерству авиационной промышленности:

  • передать Летно-исследовательскому институту для подготовки и тренировки летчиков-испытателей в ШЛИ самолеты, как учебные средства;
  • предусмотреть расходы на организацию и содержание Школы летчиков-испытателей из средств, выделяемых на научно-исследовательские работы, то есть финансировать подготовку специалистов, поступающих в Школу летчиков-испытателей по конкурсу, из средств бюджета.

Сегодня Школа летчиков-испытателей, осуществляющая государственную функцию, но лишившаяся бюджетного финансирования, поставлена в один ряд с коммерческими организациями, что противоречит здравому смыслу и, главное, интересам авиационной отрасли.

Следует принять во внимание профессиональное видение сложившейся ситуации, отраженное в материалах Научно-практической конференции, приуроченной к 70-летию Школы летчиков-испытателей, прошедшей 20 октября 2017 г.

Проблемы и приоритетные направления деятельности экспериментальной авиации, в том числе в сфере подготовки кадров специалистов-испытателей, рассматривались на выездном заседании Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации в ЛИИ им. М.М. Громова 6 ноября 2019 г.

По нашему мнению, необходимо принять срочные и эффективные меры по совершенствованию подготовки в требуемых объемах летчиков-испытателей и других специалистов для экспериментальной авиации с целью исключения ситуации, при которой в нашей стране не смогут проводить полноценные испытания новой авиационной техники, что существенно снизит ее конкурентоспособность на мировом авиационном рынке.

Одна из приоритетных задач – выделение средств для модернизации учебно-материальной базы и технического оснащения Школы летчиков-испытателей современными воздушными судами, тренажерами и интерактивными автоматизированными средствами обучения.

Евгений Пушкарский,
генеральный директор АО «Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова»

Дмитрий Волошин,
зам. генерального директора – начальник Управления летной службы АО «Авиапром»

Василий Ахрамеев,
заместитель начальника Школы летчиков-испытателей

Опубликовано в журнале «Авиасоюз»


Е.Пушкарский, Д.Волошин, В.Ахрамеев


комментарии (1):

mmike      20/02/2020 [08:05:51]#1
Интересно, какой смысл видят авторы в строке "Итого" в табл. 1? Зачем, например, суммировать набор лётчиков-испытателей с тестированием на английский?





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer