Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Обзор

Ка-62: из военных в гражданские

24.01.22 16:58 / Ростех / Aviation EXplorer
 

Ростех готовится к запуску серийного производства многоцелевых вертолетов Ка-62. В ноябре прошедшего года машина завершила большой этап своей истории − получила сертификат типа, а в 2022 году уже планируются первые поставки Ка-62 заказчикам.

Фото: «Вертолеты России»

В числе основных сфер применения нового вертолета – транспортировка пассажиров, спасательные операции, работы в нефтегазовой области. Однако когда-то история Ка-62 началась с разработки армейского вертолета. О том, какая машина стала военным прототипом Ка-62, как создавался вертолет и какие его ждут перспективы – в нашем материале.

Влететь в свободную нишу

Предыстория появления Ка-62 началась в 1981 году, когда ОКБ Камова получило задание разработать новый вертолет для армейской авиации. Функции будущей машины постепенно расширялись: от разведки и целеуказания до борьбы с бронированной техникой и перевозки небольших групп бойцов. При этом вертолет, получивший сначала код В-60, а затем К-60, должен был развивать скорость до 320 км/ч. Для достижения указанных характеристик камовцы впервые изменили традиционной для них соосной винтовой схеме в пользу классической одиночной.

Новый вертолет был призван занять нишу между распространенным тогда Ми-8 и более легкими вертолетами. К концу 1980-х годов многоцелевой Ми-4, перевозивший грузы массой около 2 тонн, устарел и повсеместно подвергался списанию, а Ми-8 для этих целей использовать было нецелесообразно.  

Фото: «Вертолеты России»

В течение нескольких лет ТЗ на вертолет менялось, Ка-60 много раз дорабатывался, развивались различные спецификации машины, при этом в работе применялись самые современные на тот момент технологии и материалы. К началу 1990-х годов в связи с ситуацией в стране поток госфинансирования конструкторских работ практически прекратился. Чтобы как-то продержаться на плаву, ОКБ Камова принимает решение в инициативном порядке создать гражданскую версию Ка-60 под кодом Ка-62.

В 1991 году макет нового вертолета демонстрируется на первом международном авиасалоне в Москве. Ка-62 сохранил аэродинамическую модель и конструктивные особенности военного собрата. Впервые в российском вертолетостроении в нем были применены ЖК-дисплеи в кабине, также были увеличены показатели комфорта и безопасности. Макет в пассажирском и грузовом исполнении демонстрировался на всех возможных выставках, налаживались контакты с зарубежными производителями комплектующих и будущими заказчиками. Однако проблемы с финансированием не позволили проекту реализоваться в полной мере, и он фактически был заморожен. Военный Ка-60 продолжал разрабатываться параллельно и даже совершил в 1997 году первый полет, но тоже так и не был доведен до серийного производства.

Возрождение на новом витке

В 2010 году холдинг «Вертолеты России» возобновляет проект Ка-62 с некоторыми изменениями. Премьера обновленного макета состоялась на HeliRussia-2012. Основные перемены затронули шасси и моторный отсек − вместо российских турбовальных двигателей РД-600 на машину были установлены французские Turbomeca Ardiden 3G.

Многоцелевой Ka-62 спроектирован с применением последних мировых достижений авиационной промышленности и отвечает российским и международным нормам летной годности. Он может применяться в пассажирском, грузопассажирском и грузовом вариантах, перевозя до 15 пассажиров или 2 тонны груза в кабине либо 2,5 тонны на внешней подвеске.

Фото: «Вертолеты России»

В Ка-62 сохранилась одна из ярких деталей военной версии – хвостовой винт закрытой схемы типа «финестрон». Винт закрыт в килевой кожух, что делает его более безопасным для людей и лучше защищенным от повреждений. При меньшем диаметре винт-финестрон вращается быстрее и вызывает меньше вибраций.

Вертолет может применяться в максимально широком диапазоне климатических и географических условий, при температурах от –50 до +50 градусов по Цельсию. Ка-62 способен осуществлять полеты в сложных погодных условиях и в условиях обледенения, возможна эксплуатация вертолета с базовых аэродромов, нефтяных платформ, неподготовленных грунтовых площадок. Есть планы по созданию военной версии.

Вертолет отличается высокой крейсерской скоростью (290 км/ч) и высокой долей композитов в конструкции, до 50%. Ка-62 оснащен колесным шасси повышенной энергоемкости, имеет усиленную конструкцию фюзеляжа и узлов крепления основных агрегатов и амортизационные кресла для экипажа и пассажиров.

Фото: «Вертолеты России»

Кроме того, Ка-62 оснащен современным комплексом авионики – новейшая система управления общевертолетным оборудованием позволила снизить нагрузки на экипаж, уменьшить массу машины и облегчить ее обслуживание.

Первый «безбумажный» двигатель

Как уже говорилось выше, первые серийные модели Ка-62 будут оснащаться иностранными двигателями. Однако работа над российским аналогом уже идет − в рамках импортозамещения Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха создает вертолетный двигатель ВК-1600В, который будет устанавливаться на Ка-62 и другие машины взлетной массой 5-8 тонн. Новый двигатель создается максимально схожим с текущим, чтобы облегчить будущий переход и ускорить сертификацию.   

Это первый в отечественной истории авиадвигатель, спроектированный исключительно с применением 3D-моделирования. При этом вся конструкторская документация для него выпущена в электронном виде. Цифровизация процессов уже ускорила и упростила многие этапы работы над силовой установкой и в будущем позволит более эффективно развивать и поддерживать проект.

Фото ОДК

Еще одной особенностью будущего двигателя станет то, что детали для него будут изготавливаться методом 3D-печати. Соответствующее оборудование уже установлено в Центре аддитивных технологий Ростеха. В демонстраторе ВК-1600В до 70% литых деталей заменено на детали, «выращенные» на 3D-принтере.

Первый двигатель-демонстратор ВК-1600В, созданный санкт-петербургским «ОДК-Климов», был представлен на авиакосмическом салоне МАКС-2021, после чего отправился на первые испытания. Сертификат типа для двигателя планируется получить в 2023 году, а в 2024 году – запустить серийное производство.

Многоцелевые перспективы

На данный момент построено три опытных Ка-62, которые проходят испытания и сертификацию. Они собраны Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина в Приморском крае. Там же организуется серийное производство, для которого на заводе уже заложен первый фюзеляж. Выпуск Ка-62 является одним из ключевых проектов в развитии Приморья − власти рассчитывают на помощь нового вертолета в решении транспортных проблем региона.

Производственные мощности «Прогресса» рассчитаны на выпуск до 45 вертолетов в год, как военных, так и гражданских. Одним из первых эксплуатантов Ка-62 может стать авиаперевозчик «КрасАвиа», работающий в Сибири и на Дальнем Востоке – соглашение о соответствующих намерениях было подписано на HeliRussia-2021. 

Фото: «Вертолеты России»

30 ноября прошлого года Росавиация выдала сертификат типа для Ка-62, позволяющий начать поставки вертолета на российский рынок. Полномасштабное серийное производство и первые поставки заказчикам запланированы на 2022 год. Следующий шаг − сертификация по европейским нормам летной годности в EASA. В дальнейшем «Вертолеты России» планируют расширять возможности Ка-62 за счет сертификации дополнительного оборудования, например внешней подвески или медицинского модуля.

Для запуска серийного производства Новикомбанк − опорный банк Ростеха – оказывает арсеньевскому предприятию поддержку на сумму до 10 млрд рублей. По оценкам экспертов, потребность рынка в Ка-62 на ближайшие 9-10 лет – 260 машин. Вертолет будет интересен широкому кругу заказчиков в России и за рубежом и сможет занять нишу между Ми-8 и легкими Ка-226 и «Ансат».  


Ростех



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer