Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Статья

Юлия Тимошенко обещает поддержать украинский авиапром

Реструктуризация, модернизация, кооперация - этим простым истинам в самолетостроении и авиационном двигателестроении будет следовать Украинское правительство.


21 октября 2009 года / Сергей Ткачук / Aviation EXplorer
 

Визиты официальных лиц на промышленные и инфраструктурные объекты Украины, укладывающиеся в рамки предвыборных и рекламных кампаний, и помимо создания правильного имиджа, за редкими исключениями, как правило, не имеют содержательного смысла. Формализованный подход, практикуемый теми или иными политиками, не ставит целью исправить ситуацию на конкретном производстве или помочь определенной прослойке населения. Напротив, поверхностное изучение проблем и нужд предприятий приводит к тому, что до них просто не доходят руки.

 
Посетившая Запорожский регион премьер-министр Украины Юлия Тимошенко своим примером продемонстрировала другое (не предвыборное) отношение к заводам промышленного гиганта юго-востока и инициировала принятие конкретных решений, направленных на улучшение экономического климата. В программе поездки по Запорожью оказались не только многострадальные (долгострои, оставшиеся на время без финансовой поддержки Киева) мосты через Днепр и музей-заповедник «Запорожская Сечь», но и всемирно известные предприятия – ОАО «Мотор Сич» и «Запорожский сталеплавильный завод».
 
Результаты посещения премьером моторостроительного гиганта оказались наиболее впечатляющими. Глава украинского правительства пообещала не только разблокировать работу Верховной Рады, чтобы принять во втором чтении единственный закон – о поддержке авиационной промышленности, - но и всемерно содействовать быстрой технологической модернизации страны за счет возрождения станкостроения. Такое предложение во время ознакомления с продукцией предприятия выдвинул председатель Совета директоров ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев.
 
После приземления в аэропорту Запорожья Юлия Тимошенко тут же направилась в гости к моторостроителям, которые уже ждали ее в 31-м цехе (финальной сборки), где в металле представлены все самые современные моторы серийного производства ОАО «Мотор Сич» для всех типов летательных аппаратов. Это и последняя разработка предприятия – двигатель МС-500В для легкого вертолета «Ансат», и двигатель Д-18Т для самых большегрузных самолетов Ан-124-100 и Ан-225, и хорошо зарекомендовавший себя Д-436 для регионального лайнера Ан-148, и усовершенствованный ТВ3-117ВМА СБМ1В для ремоторизации вертолетов Ми-24 и др.
 
Премьер-министр горячо поприветствовала заводчан и в компании Вячеслава Богуслаева, генерального конструктора КБ «Прогресс» Федора Муравченко и генерального директора Харьковского государственного производственного предприятия Анатолия Мялицы с интересом принялась осматривать продукцию предприятия.
 
Для г-жи Тимошенко осмотр пользующихся спросом во многих странах мира силовыхустановок оказался весьма продуктивным. Позже, во время выступления на местном телевидении, она воспроизвела многие вещи, в которые ее посвятили специалисты в области авиационного двигателестроения. К примеру, она заявила, что запорожский моторостроительный куст (кстати, один из немногих на постсоветском пространстве самостоятельно справившийся с тяжелыми последствиями мирового кризиса) готов выдать на-гора двигатель пятого поколения. Или еще одно: по итогам посещения ОАО «Мотор Сич» Юлия Владимировна пообещала на один день разблокировать работу Верховной Рады (в этом ей поможет соратница Наталия Королевская, председатель Комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики) специально для того, чтобы принять во втором чтении закон о поддержке авиастроительной отрасли. Следующая пленарная неделя, согласно календарному плану Верховной Рады, состоится 20-23 октября.
 
Понимает премьер-министр и то, что мощный импульс развитию отрасли могут дать только адресные (целевые) инвестиции в обновление технологической базы конкретных авиационных и моторостроительных предприятий. Для технического переоснащения ключевых предприятий авиационной отрасли необходимо до 5 млрд. гривен. И, судя по всему, такие средства украинским правительством будут найдены за счет привлечения кредитных ресурсов. Кроме того, в 2010 году кабинет министров планирует предоставить гарантии в объеме 47 млрд. гривен под реализацию различных инвестиционных проектов.
 
В настоящее время украинская авиационная отрасль восстановила полный технологический цикл благодаря решению проблемы кредиторской задолженности на ключевых предприятиях – Харьковском авиационном заводе и киевском «Авианте» (одна из производственных площадок по серийному выпуску Ан-148 для нужд украинских авиакомпаний и основной партнер Воронежского авиазавода), реструктуризации долгов украинских самолетостроителей, восстановлению контрактов, выполнению необходимых поставок («Авиант», например, поставляет крыло и хвостовое оперение для Ан-148 воронежской сборки).
 
В свете объявленного и закономерного курса на модернизацию станочного парка на самолетостроительных заводах, логичным выглядит то, что часть этих средств государство предоставит моторостроителям, тем более, что все предыдущие годы обновление оборудования на ОАО «Мотор Сич» и КБ «Прогресс» происходило за счет собственных средств. Государственная казна даже не выделяла денег на НИОКР и освоение серийного производства перспективной техники, в том числе и в интересах министерств и ведомств.
 
Ожидается, что посещение Юлией Тимошенко моторостроителей серьезно подкорректирует политику правительства. В частности, в 2010 году из госбюджета должно быть выделено 300 млн. гривен на техническое переоснащение ОАО «Мотор Сич». В целом же, по расчетам Вячеслава Богуслаева, авиационная промышленность Украины будет стремительно развиваться, если ежегодно казна будет направлять на эти цели 3,5 млрд. гривен.
 
Обратим внимание на то, что подсчеты председателя Совета директоров ОАО «Мотор Сич» совпадают с теми суммами, которые украинское правительство (как пообещала Юлия Тимошенко) должно направить на реорганизацию и модернизацию отрасли в будущем году. Это косвенно свидетельствует о том, что заинтересованные стороны одинаково понимают задачи, стоящие перед авиастроением и постоянно расширяют горизонты планирования управленческих и производственных процессов.
 
Один из основных планов, помимо тех многих проектов, перспективы которых уже определены, - возобновление совместных с Российской Федерацией работ по производству военно-транспортного самолета Ан-70.         
 
Буквально накануне приезда премьер-министра в Запорожье были сняты разногласия с российской стороной по разработке и строительству этого уникального летательного аппарата. Председатель российского правительства Владимир Путин издал специальное постановление по этому поводу, что позволило впервые подписать совместный трехсторонний контракт Иран-Россия-Украина (в проекте Ан-70 участвует еще и Иран). В ноябре же на очередной встрече в формате Путин-Тимошенко стороны планируют договориться о распределении сфер ответственности, и круге кооперации, необходимых для того, чтобы устные и бумажные соглашения были перенесены на производство.
 
Ан-70 – не единственная перспективная программа российско-украинской кооперации в авиастроении. Дальнейшее развитие, если судить по итогам Московского авиационно-космического салона МАКС-2009, получил проект восстановления производства самолетов Ан-124. Вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Виктор Ливанов, генеральный конструктор АНТК им.Антонова Дмитрий Кива и президент группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин подписали технические требования на разработку модернизированной версии рампового грузового самолета Ан-124-100 «Руслан», которая в перспективе будет освоена в серийном производстве. Грузоподъемность машины с нынешних 120 тонн возрастет до 150 тонн, дальность полета при максимальной загрузке достигнет 4 тыс.км, перегонная дальность составит 15 тыс.км, экипаж сократится до 3 человек; будет проведена глубокая модернизация авионики и ряда систем. Проблемные аспекты программ Ан-70 и Ан-124-100 также были затронуты премьер-министром Украины в обстоятельном разговоре с запорожскими моторостроителями.
 
Впрочем, ОАО «Мотор Сич» на то и является признанным лидером отрасли, что никогда не стоит на месте и всегда расширяет перечень собственных (независимых от других конструкторских институтов и предприятий) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, результат – новые силовые установки.
 
Кроме того, в планах запорожского производителя – расширение присутствия интеллектом и новой техникой на российском рынке. Так, до конца 2009 года должен запуститься завод по обслуживанию вертолетной техники в подмосковной Дубне, строительство которого ведется в рамках совместного предприятия с российской стороной. Запорожским предприятием также рассматривается возможность создания в Казани (на базе Казанского вертолетного завода) сборочного производства двигателей МС-500В (новейший двигатель разработки ОАО «Мотор Сич», представленный на МАКС-2009) для легких вертолетов типа «Ансат». По предварительным планам, 85% двигателя будет собираться в Запорожье, а остальные 15% - в Казани.
 
Легкий многоцелевой вертолет «Ансат» наравне со средним многоцелевым вертолетом Ми-38 является «визитной карточкой» Казанского вертолетного завода (входит в государственный холдинг «Оборонпром»). В отличие от  Ми-38 он целиком создан конструкторским бюро казанского завода и может производиться серийно. В разработку вертолета КВЗ вложил около 80 млн. долларов и, по оценкам экспертов, сумел впервые в своей истории разработать принципиально новый вертолет, отличающийся прекрасными характеристиками, в том числе экономичностью (по сравнению с Ми-8 при еженедельном использовании этой машины по четыре-пять часов экономия топлива достигает 140 тыс. литров в год). Вертолет существует в различных модификациях, включая транспортную, пассажирскую, санитарную, аварийно-спасательную, учебно-тренировочную и патрульную. В 2007 году руководство ВВС России объявило о том, что выбрало казанскую машину в качестве нового учебного вертолета для замены Ми-2У, созданного в 70-е годы прошлого века (учебный «Ансат-У» - это единственный российский вертолет, оснащенный цифровой электрической системой дистанционного управления (КСУ-А), которая позволяет имитировать режим выключения двигателя без его остановки).
 
Параллельно с этой перспективной программой идет активное техническое сотрудничество с зарубежными партнерами: например, модернизация в 2010 г. двигателей (20-22) для самолетов Ан-32 индийских ВВС.
 
Размаху производственной деятельности ОАО «Мотор Сич» можно только позавидовать (потенциал, технологические и технические возможности предприятия позволяют, к примеру, утроить объем поставляемых в Россию вертолетных двигателей). Однако во взаимовыгодные, перспективные (если не прорывные) программы запорожских моторостроителей то и дело вкрадывается политика, нарушающая закрепленные на бумаге межправительственные договоренности. Разговоры о замещении украинской техники российской не выдерживают никакой критики. Доля российских комплектующих в каждом двигателе ОАО «Мотор Сич» переваливает далеко за половину, а налаживание серийного производства аналогичных силовых установок на одной из российских площадок технически труднореализуемо, а экономически бессмысленно.
 
Похоже, усилиями специалистов и сторонников сохранения российско-украинской кооперации в высокотехнологических отраслях удалось донести эту простую мысль до нужных чиновников. Осталось ее закрепить конкретными календарными программами производства летательных аппаратов с самыми современными двигателями. Выгоды последуют в форме крупных заказов, воспроизводстве кадрового, научно-технического и технологического потенциалов предприятий отрасли.  
 
 
Использованы фотоматериалы пресс-службы премьер-министра Украины 

Сергей Ткачук



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9b4h
Услуги курьера: http://courier.youdo.com/food-delivery/, варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer