Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Отчет

ОАО «Туполев» в 2009 году и планы 2010

23 декабря 2009 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer
 

ОАО «Туполев» – крупнейший разработчик авиационной техники, занимающийся проектированием, производством и испытаниями летательных аппаратов различного назначения, созданием и внедрением новых технологий для их производства, обеспечением эксплуатации и послепродажного обслуживания самолетов, подготовкой экипажей в учебном центре ОАО «Туполев».

Конструкторское бюро А.Н. Туполева, созданное выдающимся авиаконструктором и организатором авиационного производства Андреем Николаевичем Туполевым, за годы своего существования разработало около 300 проектов различных типов летательных аппаратов, аэросаней и малых судов, из которых около 90 были реализованы в опытных образцах и более 40 строились в серии, во многом определив лицо отечественной авиации.

Мировую известность получили боевые самолеты ОКБ - в предвоенный и послевоенный период это бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, СБ, Ту-2, Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-95, а в последние годы многорежимные Ту-22М3, Ту-160 и Ту-95МС, в настоящее время составляющие основу Дальней авиации России.

В области гражданского самолетостроения ОКБ, начиная с первенца реактивной пассажирской авиации, неизменно было лидером в создании магистральных самолетов умеренной пассажировместиимости: Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154 принесли ОКБ всемирную славу. Вершиной того времени стало создание первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета – Ту-144.

ОКБ разработало не имеющие мировых аналогов технологии использования в авиации криогенных топлив – сжиженного природного газа и жидкого водорода, что позволило построить и испытать первый в мире экспериментальный самолет Ту-155, один из двигателей которого работал на криогенном топливе.

На самолетах марки «Ту» было установлено около 280 мировых рекордов по дальности полета и грузоподъемности.
Начиная с 90-х годов прошлого века ОКБ ведет работы по развитию семейства магистральных самолетов Ту-204/214. В настоящее время в серийном производстве и в эксплуатации находятся сертифицированные средне-магистральные пассажирские и грузовые самолеты Ту-204 и Ту-214 различных модификаций производства ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» (г. Казань) и ЗАО «Авиастар-СП» (г. Ульяновск). В 2005 году ОАО «Туполев» был получен сертификат типа на первый в стране двухдвигательный средне-дальнемагистральный самолет Ту-204-300. В ближайшие годы ОКБ предполагает передать в серийное производство и в эксплуатацию модифицированные версии самолетов Ту-204-100СМ и Ту-204-300СМ.

ОАО “Туполев” в 2009 году

29 января в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) состоялось торжественное вручение ОАО “Туполев” Европейского сертификата типа, выданного европейским агентством по авиационной безопасности (EASA) на грузовой самолет Ту-204-120СЕ.

Получение сертификата типа на Ту-204-120СЕ – большой успех и результат многолетнего напряженного труда, свидетельствующий, что ОАО «Туполев» является одним из ведущих разработчиков авиационной техники в мире. Сертификат EASA открывает путь к европейской сертификации других самолетов семейства «Ту», а также самолетов других российских разработчиков авиационной техники.

04 марта ОАО “Туполев” получило дополнение к Сертификату типа № СТ196-Ту-214/Д11 на типовую конструкцию самолета Ту-214 с главным изменением – установка дополнительной системы электроснабжения переменного тока, установка дополнительных топливных баков, изменение компоновки кабины экипажа и пассажирской кабины.

 

 

9 мая самолеты Ту-95МС и Ту-160 приняли участие в воздушном параде над Красной площадью г. Москвы.

 

 

 

01 июня ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова" передало заказчику – Специальному авиаотряду Управления делами Президента Российской Федерации – два самолета Ту-214СР (бортовые номера RA-64515 и RA-64516) специального назначения, которые сегодня находятся в интенсивной эксплуатации. ОАО «Туполев» совместно с ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» продолжает работы по спецкомплексам на базе Ту-214 (Ту-214ОН, ПУ, СУС), которые в скором времени будут переданы заказчику.

 

 

18 августа 2009 г. на авиасалоне МАКС – 2009 был продемонстрирован самолет Ту-204-300А  (RA-64010), с новым VIP-салоном (созданный по заказу Внешторгбанка РФ). На самолете внедрены новейшие достижения ОАО «Туполев» в создании VIP-интерьеров и бортового оборудования. Самолет впервые оборудован новейшими системами спутниковой связи, дополнительными топливными баками, позволяющими увеличить дальность полета до 9600 км. Наличие великолепного конференц-зала позволяет проводить а полете совещания на самом высоком уровне. Впервые на самолете установлена душевая кабина.

Самолет Ту-204-300А- одна из модификаций самолетов семейства Ту-204/214, спроектированная для административных полетов с VIP-салоном, созданным по эскизам известной британской компании Priestman Goode.

Авиалайнер Ту-204-300А построен на заводе “Авиастар-СП” (г. Ульяновск). 

В августе между Минобороны России и ОАО “Туполев” подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации) сроком на 3 года.

ПАК ДА — российский стратегический перспективный авиационный комплекс пятого поколения, разрабатываемый компанией “Туполев”. Самолёт не является глубокой модернизацией Ту-160, это принципиально новый летательный аппарат, основанный на новых решениях. Право на разработку этого комплекса ОАО «Туполев» получило по результатам конкурса.

 

 

С 21 сентября по 18 ноября на ЗАО «Авиастар-СП»успешно проведены наземные и летные сертификационные испытания двигателя ПС-90А2.

21 сентября летающая лаборатория, созданная на базе самолета Ту-204 совершила первый полет с двигателем ПС-90А2, разработанным ОАО “Пермский Моторный Завод”, входящим в ОПК “Оборонпром”. Самолет находился в воздухе 1 час 25 минут.

Испытания проводились на самолете Ту-204-100В № 640048 с одним двигателем ПС-90А2, установленным в 1-ю силовую установку, и одним двигателем ПС-90А, установленным во вторую силовую установку.

Всего выполнено 18 полетов с общим налетом 83 часа 47 минут.

В соответствии с оформленным актом об окончании испытаний, полученных материалов достаточно для оформления доказательной документации в обеспечение получения сертификата типа двигателя ПС-90А2.

ПС-90А2 – новая модификация двигателя ПС-90А. Первым воздушным судном, оснащенным двигателями ПС-90А2, будет самолет Ту-204СМ, создаваемый в рамках ОАК, как глубокая модернизация самолета Ту-204.

 

02 октября ОАО “КАПО им. С.П. Горбунова” передал в эксплуатацию в ОАО “Авиакомпания Трансаэро” среднемагистральный пассажирский самолет Ту-214 № 64518. Это третий для авиакомпании самолет Ту-214, которые она эксплуатирует с апреля 2007 года (“Авиакомпания Трансаэро” имеет контракт на поставку до 10 самолетов Ту-214). Воздушные суда Ту-214 в авиакомпании “Трансаэро” выполняют полеты как на внутрироссийских, так и на международных линиях.

Самолет Ту-214 – представитель семейства самолетов Ту-204/214 взлетной массой 110,75 т и максимальным количеством пассажиров – 210, максимальная дальность полета до 7200 км, производится серийно на КАПО им. С.П. Горбунова.

Самолет Ту-214 находится в эксплуатации с 2001 года. Ведутся работы над VIP-вариантом, грузовыми и конвертируемыми вариантами, над несколькими модификациями Ту-214 специального назначения. В настоящее время в эксплуатации находятся 11 самолетов Ту-214 различного назначения.

 

 

7 октября в городе Казани состоялась презентация самолета Ту-334 для авиакомпании «Татарстан», предполагающей приобрести 2 самолета Ту-334-100.

 

22 октября состоялось награждение правительственными наградами сотрудников ОАО «Туполев» за создание стратегического авиационного комплекса Ту-160. Орденами и медалями Российской Федерации  награждены 42 человека.

 

В 2009 году:

На ЗАО «Авиастар-СП» с участием ОАО «Туполев»:

Изготовлены и переданы в эксплуатацию:

Ту-204-100В (64049) для а/к «RED WINGS» (16.02.2009г.),

Ту-204СЕ (64037) для а/к «Cubana Aviation» (19.03.2009г.),

Ту-204-100В (64050) для а/к «RED WINGS» (31.03.2009г.).

Выполнены работы:

Ту-204-300А (64010) – проведение СИ с целью получения ДСТ для самолетов Ту-204-300,

Ту-204-100В (64048) – доработки для использования серийного самолета в качестве летающей лаборатории для проведения ЛСИ двигателя ПС-90А2 и обеспечение проведения ЛСИ,

Ту-204С (64051) – проведение СИ с целью получения ДСТ для самолетов Ту-204СЕ. 

В течение 2009 года в результате выполнения сертификационных работ получено:

  • Дополнение к Сертификату типа самолета Ту-214 №СТ 196-Ту-214/Д10 от 12.01.09г. на новый этап отработки проектного ресурса 24000 л.ч., 8000 полетов, 15 календарных лет.
  • Дополнение к сертификату типа самолета Ту-214 № СТ 196-Ту-214/Д11 от 4.03.09г. на установку дополнительной системы электроснабжения переменного тока, установку дополнительных топливных баков, изменение компоновки кабины экипажа и пассажирской кабины.
  • Дополнение к Сертификату типа самолета Ту-204 №СТ 68-204/Д26 от 16.11.09г. на новый этап отработки проектного ресурса 24000 л.ч., 8000 полетов, 20 календарных лет.
  • Дополнение к Сертификату типа самолета Ту-204-120СЕ №СТ 233-Ту-204-120СЕ/Д07 от 01.12.09г. версия грузового самолета Ту-204СЕ – Ту-204-100С (с русскоязычной кабиной, по АП-25).
  • Дополнение к Сертификату типа по шуму на местности №СШ 170-Ту-204/Д04 от 01.12.09г.
  • Дополнение к Сертификату типа самолета Ту-204-300 №СТ 238-Ту-204-300/Д05 от      17.12.2009г. на новый этап отработки проектного ресурса 24000л.ч., 4000 полетов, 15 календарных лет.
  • Специальный Сертификат экспериментальной категории на самолет Ту-204-300А №ССЭ-103-Ту-204-300А от 30.11.09г. 
 
ВСЕГО получено: 
Дополнений к Сертификату типа – 5;

Дополнений к Сертификату типа по шуму на местности (СТШ) – 1;

Экспериментальный сертификат – 1.

Кроме этого проведено 128 второстепенных изменений типовой конструкции самолетов, в том числе:

Ту-204 и его модификаций – 20;
Ту-214 и его модификаций – 19;
Ту-204-120СЕ и его модификаций – 47;
Ту-204-300 – 36;
Ту-334-100 – 6. 

В результате выполненных сертификационных работ получены следующие результаты:

  1. Самолетам типа Ту-214, Ту-204-100 и Ту-204-300 установлен новый этап отработки проектного ресурса – 24000 л.ч. в рамках заявленного – 45000 л.ч.
  2. Выпущена новая модификация грузового самолета Ту-204-100С, сертифицированного по нормам АП-25.
  3. В рамках сертификации второстепенных изменений типовой конструкции разработанных ОАО «Туполев» самолетов семейства Ту-204/Ту-214 и Ту-334 выполнены работы по совершенствованию конструкции этих самолетов, в т.ч. по применению нового или модернизированного оборудования.
  4. Сертифицирована модификация самолета Ту-214 – вариант Ту-214СР, имеющий увеличенную дальность полета до 9000 км. 

Все сертифицированные модификации, представляющие Главные и второстепенные изменения типовой конструкции направлены на повышение безопасности полетов, расширение ожидаемых условий эксплуатации, а также на повышение экономической эффективности грузопассажирских перевозок. 

В течение 2009 года в ОАО «Туполев» в основном выпущена конструкторская документация на самолет Ту-204СМ. Эта работа выполняется по контракту с ОАО «ОАК». 

Ту-204СМ – глубокая модернизация самолета Ту-204, пассажирский самолет с двухчленным экипажем, с маршевыми двигателями ПС-90А2 и ВСУ ТА-18-200. 

 
Основы концепции создания самолета Ту-204СМ:
  • дальнейшее развитие семейства самолетов Ту-204/214;
  • соответствие российским и международным требованиям безопасности полетов, в том числе вновь вводимым требованиям ИКАО и Евроконтроля;
  • создание конкурентоспособного аналога существующим самолетам иностранного производства до появления отечественного средне-магистрального самолета следующего поколения;
  • сертификация самолета в 2011 году;
  • организация современной системы ППО семейства самолетов по системе поддержания летной годности;
  • обеспечение требований ETOPS-120;
  • расширение ожидаемых условий эксплуатации (ОУЭ) в 2011 г.
Программа создания Ту-204СМ обеспечивает:
  • наполнение российского рынка авиаперевозок отечественными самолетами и сохранение и развитие национальной инфраструктуры авиаперевозок;
  • минимизацию затрат и сроков освоения самолета в серийном производстве за счет унификации с сертифицированными самолетами Ту-204-100 и Ту-204-300 и их модификациями;
  • создание и сертификацию новых систем и агрегатов для внедрения и использования на перспективном средне-магистральном самолете нового поколения;
  • формирование системы послепродажного обслуживания на основе современных технологий, с использованием опыта зарубежных партнеров;
  • снижение прямых эксплуатационных расходов самолета в эксплуатации более чем на 10-15% по сравнению с находящимися в эксплуатации Ту-204-100 и Ту-204-300.

По сравнению с конструкцией базовых самолетов семейства Ту-204/214 на самолете Ту-204СМ проводятся следующие основные изменения:

  • устанавливаются модернизированные ТРДД ПС-90А2 с пониженной стоимостью жизненного цикла и увеличенными межремонтным и назначенным ресурсами основных деталей и агрегатов (для холодной части - до 20000 циклов и для горячей части - 10000 циклов);
  • устанавливается новая ВСУ ТА-18-200 с увеличенной высотностью запуска и работы;
  • внедряется новое оборудование, выполняющее функции в соответствии с современными и перспективными требованиями ИКАО и Евроконтроля;
  • внедряется модернизированное шасси, конструкция которого обеспечивает ресурс соответствующий ресурсу планера самолета;
  • улучшается интерьер пассажирского салона;
  • разрабатывается и устанавливается система управления общесамолетными агрегатами (СУОСО) и система технического обслуживания и диагностики;
  • разрабатывается и внедряется кабина экипажа, обеспечивающая управление самолетом 2-мя летчиками;
  • дорабатываются системы энергоснабжения, управления, топливная и гидравлическая система, вводится цифровая система СКВ и электроприводы в системе механизации крыла.
 

В 2009 году продолжались работы по расширению ожидаемых условий эксплуатации на самолете Ту-334.

Ту-334 – ближнемагистральный самолет Ту-334, созданый для замены широко распространенного в эксплуатации самолета Ту-134. Спроектирован на основе новейших отечественных разработок в области аэродинамики, конструкции, материаловедения, что позволило получить высокие летные характеристики при низких эксплуатационных расходах.

Самолет Ту-334 отличает высокий уровень комфорта пассажирского салона, высокая эффективность в производстве и в эксплуатации за счет унификации по агрегатам, системам и узлам с Ту-204. Навигационно-пилотажное оборудование соответствует всем современным международным требованиям и обеспечивает выполнение полетов в сложных метеоусловиях, по любым воздушным трассам, в том числе над безориентирной местностью.

Проработан ряд модификаций Ту-334:

Ту-334-100 - рассчитан на перевозку 102 пассажиров, дальность полета 3150 км при коммерческой нагрузке 9,69т и 2040 км при максимальной коммерческой нагрузке. Самолет сертифицирован по нормам АП-25 в 2003 году. Ту-334-100 полностью соответствует современным и перспективным требованиям ICAO и Евроконтроля. 15 апреля 2005 года принято Постановление Правительства Российской Федерации № 217 «Об организации серийного производства самолёта Ту-334 и его модификаций на ФГУП «КАПО им. С.П.Горбунова».

Ту-334 VIP – специальная VIP-модификация с дальностью полета до 8000км.

В 2009 году в рамках ОАО “ОАК” ОАО “Туполев” принимало участие в разработке перспективных проектов: широкофюзеляжного ближне-среднемагистрального самолета ШФ БСМС и самолета МС-21.

ШФ БСМС - широкофюзеляжный ближне-среднемагистральный самолет предназначен для перевозки пассажиров на внутренних и международных авиалиниях и ориентирован на удовлетворение современных и перспективных требований рынка. Предполагается, что проектируемый авиалайнер придет на смену парку самолетов А300/310 и Ил-86. Предварительный маркетинговый анализ показал, что в течение ближайших 10-15 лет международный рынок авиаперевозок может потребовать приблизительно 500 широкофюзеляжных ближнемагистральных самолетов, из которых 100-120 - внутренний рынок стран СНГ.

Предполагается, что базовый вариант ШФ БСМС будет способен перевозить до 310 пассажиров в одноклассной компоновке салона с багажом и грузом общей массой до 32 тонн на расстояние до 3500км. Семейство ШФ БСМС будет представлено оптимизированными самолетами, рассчитанными на 250 и 310 пассажиров, а также грузовым вариантом (ШФ БСМС – 300, ШФ БСМС-250 и ШФ БСМС Cargo).

В 2009 году продолжались работы, связанные с находящимися в эксплуатации самолетами семейства Ту-204/214, Ту-134, Ту-154. Выполнен большой объем работ по поддержанию эксплуатации и разработке проектов модернизации самолетов стратегической авиации – Ту-95МС, Ту-142, Ту-22М3, Ту-160 и беспилотных летательных аппаратов.

Приоритетные направления деятельности ОАО “Туполев” на 2010 год:

  • Формирование интегрированной структуры ОАО “Туполев”;
  • Подготовка предложений для включения в Федеральные целевые программы с учетом создания и развития интегрированной структуры;
  • Реализация мероприятий по замечаниям и предложениям эксплуатирующих организаций;
  • Исполнение обязательств по модернизации комплексов стратегической и дальней авиации:
    • Ту-95МС;
    • Ту-142М;
    • Ту-22М3;
    • Ту-160;
  • Участие в конкурсе по созданию беспилотного авиационного комплекса средней дальности БАК СД и т.д.;
  • Работы по созданию и модернизации спецкомплексов:
    • Ту-214СР;
    • Ту-214ПУ;
    • Ту-214СУС;
    • Ту-214 “Салон”;
    • Ту-214ОН и других.
  • Работы по созданию и модернизации гражданских самолетов:
    • Ту-204СМ;
    • Ту-334;
    • Ту-134;
    • Ту-154;
  • Участие в рамках ОАО «ОАК» в разработке МС-21 и ШФ БСМС;
  • Работы по перспективным направлениям создания авиационной техники – альтернативные топлива, композиционные материалы, сверхзвуковой самолет второго поколения, электрический самолет, самолет с плоским фюзеляжем, самолет с новым крылом высокой эффективности, самолет с авионикой открытой архитектуры и т.д.

 


Aviation EXplorer



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBdSSZ
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/pereezd/ здесь.
По ссылке http://courier.youdo.com/food-delivery/chocolate/, смотреть здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer