← Назад

Главная Техника/технологии ОтчетОАО «Туполев» в 2009 году и планы 2010

23 декабря 2009 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer

ОАО «Туполев» – крупнейший разработчик авиационной техники, занимающийся проектированием, производством и испытаниями летательных аппаратов различного назначения, созданием и внедрением новых технологий для их производства, обеспечением эксплуатации и послепродажного обслуживания самолетов, подготовкой экипажей в учебном центре ОАО «Туполев».

Конструкторское бюро А.Н. Туполева, созданное выдающимся авиаконструктором и организатором авиационного производства Андреем Николаевичем Туполевым, за годы своего существования разработало около 300 проектов различных типов летательных аппаратов, аэросаней и малых судов, из которых около 90 были реализованы в опытных образцах и более 40 строились в серии, во многом определив лицо отечественной авиации.

Мировую известность получили боевые самолеты ОКБ - в предвоенный и послевоенный период это бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, СБ, Ту-2, Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-95, а в последние годы многорежимные Ту-22М3, Ту-160 и Ту-95МС, в настоящее время составляющие основу Дальней авиации России.

В области гражданского самолетостроения ОКБ, начиная с первенца реактивной пассажирской авиации, неизменно было лидером в создании магистральных самолетов умеренной пассажировместиимости: Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154 принесли ОКБ всемирную славу. Вершиной того времени стало создание первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета – Ту-144.

ОКБ разработало не имеющие мировых аналогов технологии использования в авиации криогенных топлив – сжиженного природного газа и жидкого водорода, что позволило построить и испытать первый в мире экспериментальный самолет Ту-155, один из двигателей которого работал на криогенном топливе.

На самолетах марки «Ту» было установлено около 280 мировых рекордов по дальности полета и грузоподъемности.
Начиная с 90-х годов прошлого века ОКБ ведет работы по развитию семейства магистральных самолетов Ту-204/214. В настоящее время в серийном производстве и в эксплуатации находятся сертифицированные средне-магистральные пассажирские и грузовые самолеты Ту-204 и Ту-214 различных модификаций производства ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» (г. Казань) и ЗАО «Авиастар-СП» (г. Ульяновск). В 2005 году ОАО «Туполев» был получен сертификат типа на первый в стране двухдвигательный средне-дальнемагистральный самолет Ту-204-300. В ближайшие годы ОКБ предполагает передать в серийное производство и в эксплуатацию модифицированные версии самолетов Ту-204-100СМ и Ту-204-300СМ.

ОАО “Туполев” в 2009 году

29 января в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) состоялось торжественное вручение ОАО “Туполев” Европейского сертификата типа, выданного европейским агентством по авиационной безопасности (EASA) на грузовой самолет Ту-204-120СЕ.

Получение сертификата типа на Ту-204-120СЕ – большой успех и результат многолетнего напряженного труда, свидетельствующий, что ОАО «Туполев» является одним из ведущих разработчиков авиационной техники в мире. Сертификат EASA открывает путь к европейской сертификации других самолетов семейства «Ту», а также самолетов других российских разработчиков авиационной техники.

04 марта ОАО “Туполев” получило дополнение к Сертификату типа № СТ196-Ту-214/Д11 на типовую конструкцию самолета Ту-214 с главным изменением – установка дополнительной системы электроснабжения переменного тока, установка дополнительных топливных баков, изменение компоновки кабины экипажа и пассажирской кабины.

 

 

9 мая самолеты Ту-95МС и Ту-160 приняли участие в воздушном параде над Красной площадью г. Москвы.

 

 

 

01 июня ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова" передало заказчику – Специальному авиаотряду Управления делами Президента Российской Федерации – два самолета Ту-214СР (бортовые номера RA-64515 и RA-64516) специального назначения, которые сегодня находятся в интенсивной эксплуатации. ОАО «Туполев» совместно с ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» продолжает работы по спецкомплексам на базе Ту-214 (Ту-214ОН, ПУ, СУС), которые в скором времени будут переданы заказчику.

 

 

18 августа 2009 г. на авиасалоне МАКС – 2009 был продемонстрирован самолет Ту-204-300А  (RA-64010), с новым VIP-салоном (созданный по заказу Внешторгбанка РФ). На самолете внедрены новейшие достижения ОАО «Туполев» в создании VIP-интерьеров и бортового оборудования. Самолет впервые оборудован новейшими системами спутниковой связи, дополнительными топливными баками, позволяющими увеличить дальность полета до 9600 км. Наличие великолепного конференц-зала позволяет проводить а полете совещания на самом высоком уровне. Впервые на самолете установлена душевая кабина.

Самолет Ту-204-300А- одна из модификаций самолетов семейства Ту-204/214, спроектированная для административных полетов с VIP-салоном, созданным по эскизам известной британской компании Priestman Goode.

Авиалайнер Ту-204-300А построен на заводе “Авиастар-СП” (г. Ульяновск). 

В августе между Минобороны России и ОАО “Туполев” подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации) сроком на 3 года.

ПАК ДА — российский стратегический перспективный авиационный комплекс пятого поколения, разрабатываемый компанией “Туполев”. Самолёт не является глубокой модернизацией Ту-160, это принципиально новый летательный аппарат, основанный на новых решениях. Право на разработку этого комплекса ОАО «Туполев» получило по результатам конкурса.

 

 

С 21 сентября по 18 ноября на ЗАО «Авиастар-СП»успешно проведены наземные и летные сертификационные испытания двигателя ПС-90А2.

21 сентября летающая лаборатория, созданная на базе самолета Ту-204 совершила первый полет с двигателем ПС-90А2, разработанным ОАО “Пермский Моторный Завод”, входящим в ОПК “Оборонпром”. Самолет находился в воздухе 1 час 25 минут.

Испытания проводились на самолете Ту-204-100В № 640048 с одним двигателем ПС-90А2, установленным в 1-ю силовую установку, и одним двигателем ПС-90А, установленным во вторую силовую установку.

Всего выполнено 18 полетов с общим налетом 83 часа 47 минут.

В соответствии с оформленным актом об окончании испытаний, полученных материалов достаточно для оформления доказательной документации в обеспечение получения сертификата типа двигателя ПС-90А2.

ПС-90А2 – новая модификация двигателя ПС-90А. Первым воздушным судном, оснащенным двигателями ПС-90А2, будет самолет Ту-204СМ, создаваемый в рамках ОАК, как глубокая модернизация самолета Ту-204.

 

02 октября ОАО “КАПО им. С.П. Горбунова” передал в эксплуатацию в ОАО “Авиакомпания Трансаэро” среднемагистральный пассажирский самолет Ту-214 № 64518. Это третий для авиакомпании самолет Ту-214, которые она эксплуатирует с апреля 2007 года (“Авиакомпания Трансаэро” имеет контракт на поставку до 10 самолетов Ту-214). Воздушные суда Ту-214 в авиакомпании “Трансаэро” выполняют полеты как на внутрироссийских, так и на международных линиях.

Самолет Ту-214 – представитель семейства самолетов Ту-204/214 взлетной массой 110,75 т и максимальным количеством пассажиров – 210, максимальная дальность полета до 7200 км, производится серийно на КАПО им. С.П. Горбунова.

Самолет Ту-214 находится в эксплуатации с 2001 года. Ведутся работы над VIP-вариантом, грузовыми и конвертируемыми вариантами, над несколькими модификациями Ту-214 специального назначения. В настоящее время в эксплуатации находятся 11 самолетов Ту-214 различного назначения.

 

 

7 октября в городе Казани состоялась презентация самолета Ту-334 для авиакомпании «Татарстан», предполагающей приобрести 2 самолета Ту-334-100.

 

22 октября состоялось награждение правительственными наградами сотрудников ОАО «Туполев» за создание стратегического авиационного комплекса Ту-160. Орденами и медалями Российской Федерации  награждены 42 человека.

 

В 2009 году:

На ЗАО «Авиастар-СП» с участием ОАО «Туполев»:

Изготовлены и переданы в эксплуатацию:

Ту-204-100В (64049) для а/к «RED WINGS» (16.02.2009г.),

Ту-204СЕ (64037) для а/к «Cubana Aviation» (19.03.2009г.),

Ту-204-100В (64050) для а/к «RED WINGS» (31.03.2009г.).

Выполнены работы:

Ту-204-300А (64010) – проведение СИ с целью получения ДСТ для самолетов Ту-204-300,

Ту-204-100В (64048) – доработки для использования серийного самолета в качестве летающей лаборатории для проведения ЛСИ двигателя ПС-90А2 и обеспечение проведения ЛСИ,

Ту-204С (64051) – проведение СИ с целью получения ДСТ для самолетов Ту-204СЕ. 

В течение 2009 года в результате выполнения сертификационных работ получено:

  • Дополнение к Сертификату типа самолета Ту-214 №СТ 196-Ту-214/Д10 от 12.01.09г. на новый этап отработки проектного ресурса 24000 л.ч., 8000 полетов, 15 календарных лет.
  • Дополнение к сертификату типа самолета Ту-214 № СТ 196-Ту-214/Д11 от 4.03.09г. на установку дополнительной системы электроснабжения переменного тока, установку дополнительных топливных баков, изменение компоновки кабины экипажа и пассажирской кабины.
  • Дополнение к Сертификату типа самолета Ту-204 №СТ 68-204/Д26 от 16.11.09г. на новый этап отработки проектного ресурса 24000 л.ч., 8000 полетов, 20 календарных лет.
  • Дополнение к Сертификату типа самолета Ту-204-120СЕ №СТ 233-Ту-204-120СЕ/Д07 от 01.12.09г. версия грузового самолета Ту-204СЕ – Ту-204-100С (с русскоязычной кабиной, по АП-25).
  • Дополнение к Сертификату типа по шуму на местности №СШ 170-Ту-204/Д04 от 01.12.09г.
  • Дополнение к Сертификату типа самолета Ту-204-300 №СТ 238-Ту-204-300/Д05 от      17.12.2009г. на новый этап отработки проектного ресурса 24000л.ч., 4000 полетов, 15 календарных лет.
  • Специальный Сертификат экспериментальной категории на самолет Ту-204-300А №ССЭ-103-Ту-204-300А от 30.11.09г. 
 
ВСЕГО получено: 
Дополнений к Сертификату типа – 5;

Дополнений к Сертификату типа по шуму на местности (СТШ) – 1;

Экспериментальный сертификат – 1.

Кроме этого проведено 128 второстепенных изменений типовой конструкции самолетов, в том числе:

Ту-204 и его модификаций – 20;
Ту-214 и его модификаций – 19;
Ту-204-120СЕ и его модификаций – 47;
Ту-204-300 – 36;
Ту-334-100 – 6. 

В результате выполненных сертификационных работ получены следующие результаты:

  1. Самолетам типа Ту-214, Ту-204-100 и Ту-204-300 установлен новый этап отработки проектного ресурса – 24000 л.ч. в рамках заявленного – 45000 л.ч.
  2. Выпущена новая модификация грузового самолета Ту-204-100С, сертифицированного по нормам АП-25.
  3. В рамках сертификации второстепенных изменений типовой конструкции разработанных ОАО «Туполев» самолетов семейства Ту-204/Ту-214 и Ту-334 выполнены работы по совершенствованию конструкции этих самолетов, в т.ч. по применению нового или модернизированного оборудования.
  4. Сертифицирована модификация самолета Ту-214 – вариант Ту-214СР, имеющий увеличенную дальность полета до 9000 км. 

Все сертифицированные модификации, представляющие Главные и второстепенные изменения типовой конструкции направлены на повышение безопасности полетов, расширение ожидаемых условий эксплуатации, а также на повышение экономической эффективности грузопассажирских перевозок. 

В течение 2009 года в ОАО «Туполев» в основном выпущена конструкторская документация на самолет Ту-204СМ. Эта работа выполняется по контракту с ОАО «ОАК». 

Ту-204СМ – глубокая модернизация самолета Ту-204, пассажирский самолет с двухчленным экипажем, с маршевыми двигателями ПС-90А2 и ВСУ ТА-18-200. 

 
Основы концепции создания самолета Ту-204СМ:
  • дальнейшее развитие семейства самолетов Ту-204/214;
  • соответствие российским и международным требованиям безопасности полетов, в том числе вновь вводимым требованиям ИКАО и Евроконтроля;
  • создание конкурентоспособного аналога существующим самолетам иностранного производства до появления отечественного средне-магистрального самолета следующего поколения;
  • сертификация самолета в 2011 году;
  • организация современной системы ППО семейства самолетов по системе поддержания летной годности;
  • обеспечение требований ETOPS-120;
  • расширение ожидаемых условий эксплуатации (ОУЭ) в 2011 г.
Программа создания Ту-204СМ обеспечивает:
  • наполнение российского рынка авиаперевозок отечественными самолетами и сохранение и развитие национальной инфраструктуры авиаперевозок;
  • минимизацию затрат и сроков освоения самолета в серийном производстве за счет унификации с сертифицированными самолетами Ту-204-100 и Ту-204-300 и их модификациями;
  • создание и сертификацию новых систем и агрегатов для внедрения и использования на перспективном средне-магистральном самолете нового поколения;
  • формирование системы послепродажного обслуживания на основе современных технологий, с использованием опыта зарубежных партнеров;
  • снижение прямых эксплуатационных расходов самолета в эксплуатации более чем на 10-15% по сравнению с находящимися в эксплуатации Ту-204-100 и Ту-204-300.

По сравнению с конструкцией базовых самолетов семейства Ту-204/214 на самолете Ту-204СМ проводятся следующие основные изменения:

  • устанавливаются модернизированные ТРДД ПС-90А2 с пониженной стоимостью жизненного цикла и увеличенными межремонтным и назначенным ресурсами основных деталей и агрегатов (для холодной части - до 20000 циклов и для горячей части - 10000 циклов);
  • устанавливается новая ВСУ ТА-18-200 с увеличенной высотностью запуска и работы;
  • внедряется новое оборудование, выполняющее функции в соответствии с современными и перспективными требованиями ИКАО и Евроконтроля;
  • внедряется модернизированное шасси, конструкция которого обеспечивает ресурс соответствующий ресурсу планера самолета;
  • улучшается интерьер пассажирского салона;
  • разрабатывается и устанавливается система управления общесамолетными агрегатами (СУОСО) и система технического обслуживания и диагностики;
  • разрабатывается и внедряется кабина экипажа, обеспечивающая управление самолетом 2-мя летчиками;
  • дорабатываются системы энергоснабжения, управления, топливная и гидравлическая система, вводится цифровая система СКВ и электроприводы в системе механизации крыла.
 

В 2009 году продолжались работы по расширению ожидаемых условий эксплуатации на самолете Ту-334.

Ту-334 – ближнемагистральный самолет Ту-334, созданый для замены широко распространенного в эксплуатации самолета Ту-134. Спроектирован на основе новейших отечественных разработок в области аэродинамики, конструкции, материаловедения, что позволило получить высокие летные характеристики при низких эксплуатационных расходах.

Самолет Ту-334 отличает высокий уровень комфорта пассажирского салона, высокая эффективность в производстве и в эксплуатации за счет унификации по агрегатам, системам и узлам с Ту-204. Навигационно-пилотажное оборудование соответствует всем современным международным требованиям и обеспечивает выполнение полетов в сложных метеоусловиях, по любым воздушным трассам, в том числе над безориентирной местностью.

Проработан ряд модификаций Ту-334:

Ту-334-100 - рассчитан на перевозку 102 пассажиров, дальность полета 3150 км при коммерческой нагрузке 9,69т и 2040 км при максимальной коммерческой нагрузке. Самолет сертифицирован по нормам АП-25 в 2003 году. Ту-334-100 полностью соответствует современным и перспективным требованиям ICAO и Евроконтроля. 15 апреля 2005 года принято Постановление Правительства Российской Федерации № 217 «Об организации серийного производства самолёта Ту-334 и его модификаций на ФГУП «КАПО им. С.П.Горбунова».

Ту-334 VIP – специальная VIP-модификация с дальностью полета до 8000км.

В 2009 году в рамках ОАО “ОАК” ОАО “Туполев” принимало участие в разработке перспективных проектов: широкофюзеляжного ближне-среднемагистрального самолета ШФ БСМС и самолета МС-21.

ШФ БСМС - широкофюзеляжный ближне-среднемагистральный самолет предназначен для перевозки пассажиров на внутренних и международных авиалиниях и ориентирован на удовлетворение современных и перспективных требований рынка. Предполагается, что проектируемый авиалайнер придет на смену парку самолетов А300/310 и Ил-86. Предварительный маркетинговый анализ показал, что в течение ближайших 10-15 лет международный рынок авиаперевозок может потребовать приблизительно 500 широкофюзеляжных ближнемагистральных самолетов, из которых 100-120 - внутренний рынок стран СНГ.

Предполагается, что базовый вариант ШФ БСМС будет способен перевозить до 310 пассажиров в одноклассной компоновке салона с багажом и грузом общей массой до 32 тонн на расстояние до 3500км. Семейство ШФ БСМС будет представлено оптимизированными самолетами, рассчитанными на 250 и 310 пассажиров, а также грузовым вариантом (ШФ БСМС – 300, ШФ БСМС-250 и ШФ БСМС Cargo).

В 2009 году продолжались работы, связанные с находящимися в эксплуатации самолетами семейства Ту-204/214, Ту-134, Ту-154. Выполнен большой объем работ по поддержанию эксплуатации и разработке проектов модернизации самолетов стратегической авиации – Ту-95МС, Ту-142, Ту-22М3, Ту-160 и беспилотных летательных аппаратов.

Приоритетные направления деятельности ОАО “Туполев” на 2010 год:

  • Формирование интегрированной структуры ОАО “Туполев”;
  • Подготовка предложений для включения в Федеральные целевые программы с учетом создания и развития интегрированной структуры;
  • Реализация мероприятий по замечаниям и предложениям эксплуатирующих организаций;
  • Исполнение обязательств по модернизации комплексов стратегической и дальней авиации:
    • Ту-95МС;
    • Ту-142М;
    • Ту-22М3;
    • Ту-160;
  • Участие в конкурсе по созданию беспилотного авиационного комплекса средней дальности БАК СД и т.д.;
  • Работы по созданию и модернизации спецкомплексов:
    • Ту-214СР;
    • Ту-214ПУ;
    • Ту-214СУС;
    • Ту-214 “Салон”;
    • Ту-214ОН и других.
  • Работы по созданию и модернизации гражданских самолетов:
    • Ту-204СМ;
    • Ту-334;
    • Ту-134;
    • Ту-154;
  • Участие в рамках ОАО «ОАК» в разработке МС-21 и ШФ БСМС;
  • Работы по перспективным направлениям создания авиационной техники – альтернативные топлива, композиционные материалы, сверхзвуковой самолет второго поколения, электрический самолет, самолет с плоским фюзеляжем, самолет с новым крылом высокой эффективности, самолет с авионикой открытой архитектуры и т.д.

 


Aviation EXplorer


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2009/12/23/900/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.