Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Экспертное мнение

Авианосная тема вновь в центре внимания

авиация на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге


15 июля 2009 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Тема авианесущих кораблей снова оказалась в центре внимания широкой общественности этим летом. Первым, 24 июня, на соответствующие вопросы журналистов отвечал главнокомандующий ВМФ России Владимир Высоцкий – он присутствовал на пресс-конференции в первый день работы военно-морского салона в Санкт-Петербурге. А через неделю, 2 июля, к авианосной теме обратился и Дмитрий Медведев.

Находясь в Северодвинске, президент России потребовал от Северного Машиностроительного Предприятия («Севмаш») завершить выполнение контракта с правительством Республики Индия по перестройке тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», ранее служившего ВМФ СССР, в авианосец «Vikramaditya» типа «STOBAR» (short takeoff but arrested recovery – короткий взлет, посадка с аэрофинишерами) проекта 1143.0.
Официальный сайт главы Российского государства www.kremlin.ru информирует, что контракт на модернизацию крейсера был подписан с правительством Индии в 2004г. Корабль предполагалось сдать в 2008г., но по причине возросшего объема работ его поставка была отложена на 2012-2013 гг. И, далее, сообщает, что Дмитрий Медведев задал руководству предприятия многочисленные вопросы с целью детально ознакомиться с положением дел и состоянием работ. Он потребовал, чтобы они завершили модернизацию крейсера в соответствии с установленным временем и в соответствии с условиями, оговоренными с заказчиком.
Суть проекта – перестройка «Адмирала Горшкова», сданного Советскому Военно-Морскому Флоту 11 декабря 1987 г. В то время крейсер проекта 1143.0 представлял собой корабль стандартным водоизмещением 34 тысяч тонн и полным 45 тысяч тонн, который, наряду с мощнейшим ракетным вооружением, мог нести десяток вертикально взлетающих самолетов типа Як-38 или Як-141. В советском флоте «Горшков»  прослужил недолго, а затем несколько лет «отстаивался» на якоре в ожидании нового хозяина. В 1998г., рассмотрев предложенные российской стороной варианты, Индия остановила свой выбор на приобретении «Горшкова» при условии его перестройки в авианосец со сплошной палубой по проекту 1143.0.
За счет снятия с крейсера всего ракетного, торпедного и пушечного вооружения (кроме шести шестиствольных зенитных установок калибра 30мм АК-630М для ближней обороны) представлялась возможность значительно расширить летную палубу корабля. Вместо оригинальной «крейсерской» размерами 193 на 21 метр, у авианосца ее длина увеличивалась до 280 метров. При этом морским летчикам предоставлялись посадочная полоса длиной 198 метров при ширине 24 метра (на угловой палубе) и взлетная длиной 195 м. при ширине 20 м. Причем последняя имеет «трамплин» в носовой части корабля с углом схода 14 градусов.
Как обещали российские проектировщики из «Невского ПКБ», на перестроенный корабль сможет базироваться смешанная авиагруппа в составе до 38 летательных аппаратов. Согласно одному из предложенных вариантов, в ангаре размещались 18 самолетов типа МиГ-29К/КУБ и еще двенадцать – на верхней палубе, «по походному». Состав группировки дополняли шесть вертолетов (для всех нашлось место в ангаре). В таком варианте авианосец мог выйти в море с 36 летательными аппаратами.
В последующие годы проект 1143.0 претерпел некоторые изменения (в частности, изменился состав зенитного вооружения, пополнившись ракетно-пушечными системами «кортик»), но его основные «авиационные» параметры сохранились. Как и водоизмещение корабля: стандартное 34, полное - 45,4 тысячи тонн.
Пять лет назад, при подписании первоначального контракта, его стоимость составляла 617 млн.. долларов. После серии переоценок, Индия согласилась на большую сумму – 1,5 миллиарда долларов. В настоящее время обсуждается новая цифра – 2,5 млрд. долларов. В беседе с Медведевым 2 июля, руководитель «Севмаша» Николай Калистратов признался, что его предприятие «недооценило» затраты по проекту, но, при этом, утверждал, что индийские партнеры сначала запрашивали относительно скромную модернизацию корабля, а сейчас хотят много большего.
Судостроители получили четкую команду Дмитрия Медведева на эту тему. В своем вступительном слове на совещании «О развитии подводных сил Военно-Морского Флота России» глава государства сказал: «Ещё раз подчеркиваю, проект сложный, уникальный. Но он должен быть завершён в те сроки, которые сейчас тоже оговариваются, и по тем базовым параметрам, по которым будет достигнуто согласие».
Кроме того, из уст Медведева прозвучало, что инвестиционный контракт на ремонт и переоборудование авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» для военно-морских сил Индии - «уникален и по своему объёму, и по своей сложности, не имеет аналогов и по своим определённым, во всяком случае, конструктивным решениям. По сути, из того корабля, который планировался к постройке ещё в конце 80-х годов, будет создан полноценный авианосец. Нам необходимо эту работу завершать. У меня на эту тему были переговоры и с индийскими коллегами, там были определённые спорные моменты. Все эти споры необходимо закрыть, договориться по остающимся пока неурегулированным базовым параметрам сотрудничества и эту работу завершить, потому что это вопрос престижа. Это, в конце концов, вопрос того, как будет работать «Севмашпредприятие» в будущем».
От себя добавим, что определяться надо не только по кораблю, но и по летательным аппаратам. Палубные истребители Су-33, поступившие на вооружение ВМФ России в последнюю декаду прошлого столетия, истратили значительную часть своего ресурса. МиГ-29К/КУБ в новом облике для ВМС Индии пока только проходит испытания и к нему есть вопросы. О палубном варианте ПАК ФА ничего неизвестно – скорее всего, на коком-то этапе, он «выпал» из рассмотрения, и работы по нему не ведутся.
Если в Северодвинске президенту показывали «настоящий» корабль в работе, то посетителям военно-морского салона в Санкт-Петербурге пришлось довольствоваться уменьшенной копией. Модель авианосца проекта 1143.0 демонстрировалась на стенде Невского проектно-конструкторского бюро. Она была выполнена по чертежам петербургских инженеров в макетной мастерской ФГУП «ПО «Севмаш». На палубе «игрушечного авианосца» можно было насчитать одиннадцать «моделек» истребителей «похожих» на МиГ-29К/КУБ и одного вертолета «похожего» на Ка-27.
Наверное, демонстрация модели авианосца на стенде подвигла журналистов спросить на пресс-конференции 24 июня главкома: «Какие и где российский флот собирается строить авианосцы для собственных нужд?». Владимир Высоцкий заверил представителей СМИ, что авианосцы в программе развития флота «прописаны». Он согласился с ранее прозвучавшим на пресс-конференции утверждением, что у нашей страны есть «как минимум» две площадки, где можно строить столь тяжелые корабли – в Северодвинске и Санкт-Петербурге.
А вот проекты современных «супер верфей» на Балтике (в частности, рассматриваются Кронштадт и Приморск), а также Дальнем Востоке вряд ли будут задействованы, поскольку их изначально имеет смысл создавать с прицелом на массовое, высоко эффективное в стоимостном отношении, строительство гражданских судов.
Отвечая на другие вопросы, Владимир Высоцкий сказал, что салон 2011г. должен стать «переломным»: на нем ВМФ покажет корабли следующего поколения. К 2014-15 гг. будет построено «достаточное» их количество. В сочетании с повышенными сроками службы, тактико-технические данные позволят новым кораблям успешно выполнять возложенные на них задачи в период 20-25 лет. «Мы намерены заметно повысить серийность строительства кораблей новых проектов разных классов», - утверждал главком. В случае ограничения бюджета, флот предпочтет строить новые корабли и отказаться от модернизации тех, что построили еще в Советском союзе.
Строительство авианосцев под силу «Объединенной судостроительной корпорации» Владимира Пахомова. Согласно указам президента, в ее состав вошли девять конструкторских бюро (на которых работают шесть тысяч инженеров, что числе четыре с половиной тысячи – конструкторского состава) и три региональных центра судостроения, объединяющие десяток ведущих судостроительных верфей России, ведущих строительство кораблей всех классов строительство кораблей для ВМФ России и иностранных заказчиков. По оценкам самой корпорации, ОСК контролирует примерно двумя третями мощностей конструкторских бюро и более 50% производственных мощностей из тех, что имеются в России.
В сформированном виде (соответствующий указ президента вышел в первый день апреля с.г.) ОАО «ОСК» впервые участвовало в международном военно-морском салоне. Сегодня Корпорация объединяет 31 предприятие, включая ведущие КБ и судостроительные верфи России, на которых работает порядка 80 тысяч человек.
Салон прошел, а вопросы остались. Во-первых, еще предстоит определиться с площадкой, где, все-таки, будут строиться новые авианосцы. Во-вторых, сколько будет построено авианосцев нового поколения, только для нашего флота или также и для иностранных заказчиков? Что это будут за корабли? Какие летательные аппараты будут на них базироваться?
Все это вопросы очень непростые, отягощенные задержками со сдачей промышленностью заказчикам «Викрамадитьи» и других кораблей. Ответы на них «дать» невозможно – их сначала еще надо «найти» России, вместе с ее традиционными партнерами по военно-техническому сотрудничеству.        
Время на поиски ответов осталось совсем немного. Выступая 14 июля на совещании по итогам оперативно-стратегического учения «Кавказ-2009», Президент напомнил, что одним из приоритетов принятой в мае Стратегии национальной безопасности до 2020 года является создание нового облика армии и флота. К 1 декабря 2009 года основная работа по формированию нового облика Вооружённых Сил должна быть завершена.

 


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer