← Назад

Главная Техника/технологии Экспертное мнениеАвианосная тема вновь в центре внимания

авиация на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге


15 июля 2009 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Тема авианесущих кораблей снова оказалась в центре внимания широкой общественности этим летом. Первым, 24 июня, на соответствующие вопросы журналистов отвечал главнокомандующий ВМФ России Владимир Высоцкий – он присутствовал на пресс-конференции в первый день работы военно-морского салона в Санкт-Петербурге. А через неделю, 2 июля, к авианосной теме обратился и Дмитрий Медведев.

Находясь в Северодвинске, президент России потребовал от Северного Машиностроительного Предприятия («Севмаш») завершить выполнение контракта с правительством Республики Индия по перестройке тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», ранее служившего ВМФ СССР, в авианосец «Vikramaditya» типа «STOBAR» (short takeoff but arrested recovery – короткий взлет, посадка с аэрофинишерами) проекта 1143.0.
Официальный сайт главы Российского государства www.kremlin.ru информирует, что контракт на модернизацию крейсера был подписан с правительством Индии в 2004г. Корабль предполагалось сдать в 2008г., но по причине возросшего объема работ его поставка была отложена на 2012-2013 гг. И, далее, сообщает, что Дмитрий Медведев задал руководству предприятия многочисленные вопросы с целью детально ознакомиться с положением дел и состоянием работ. Он потребовал, чтобы они завершили модернизацию крейсера в соответствии с установленным временем и в соответствии с условиями, оговоренными с заказчиком.
Суть проекта – перестройка «Адмирала Горшкова», сданного Советскому Военно-Морскому Флоту 11 декабря 1987 г. В то время крейсер проекта 1143.0 представлял собой корабль стандартным водоизмещением 34 тысяч тонн и полным 45 тысяч тонн, который, наряду с мощнейшим ракетным вооружением, мог нести десяток вертикально взлетающих самолетов типа Як-38 или Як-141. В советском флоте «Горшков»  прослужил недолго, а затем несколько лет «отстаивался» на якоре в ожидании нового хозяина. В 1998г., рассмотрев предложенные российской стороной варианты, Индия остановила свой выбор на приобретении «Горшкова» при условии его перестройки в авианосец со сплошной палубой по проекту 1143.0.
За счет снятия с крейсера всего ракетного, торпедного и пушечного вооружения (кроме шести шестиствольных зенитных установок калибра 30мм АК-630М для ближней обороны) представлялась возможность значительно расширить летную палубу корабля. Вместо оригинальной «крейсерской» размерами 193 на 21 метр, у авианосца ее длина увеличивалась до 280 метров. При этом морским летчикам предоставлялись посадочная полоса длиной 198 метров при ширине 24 метра (на угловой палубе) и взлетная длиной 195 м. при ширине 20 м. Причем последняя имеет «трамплин» в носовой части корабля с углом схода 14 градусов.
Как обещали российские проектировщики из «Невского ПКБ», на перестроенный корабль сможет базироваться смешанная авиагруппа в составе до 38 летательных аппаратов. Согласно одному из предложенных вариантов, в ангаре размещались 18 самолетов типа МиГ-29К/КУБ и еще двенадцать – на верхней палубе, «по походному». Состав группировки дополняли шесть вертолетов (для всех нашлось место в ангаре). В таком варианте авианосец мог выйти в море с 36 летательными аппаратами.
В последующие годы проект 1143.0 претерпел некоторые изменения (в частности, изменился состав зенитного вооружения, пополнившись ракетно-пушечными системами «кортик»), но его основные «авиационные» параметры сохранились. Как и водоизмещение корабля: стандартное 34, полное - 45,4 тысячи тонн.
Пять лет назад, при подписании первоначального контракта, его стоимость составляла 617 млн.. долларов. После серии переоценок, Индия согласилась на большую сумму – 1,5 миллиарда долларов. В настоящее время обсуждается новая цифра – 2,5 млрд. долларов. В беседе с Медведевым 2 июля, руководитель «Севмаша» Николай Калистратов признался, что его предприятие «недооценило» затраты по проекту, но, при этом, утверждал, что индийские партнеры сначала запрашивали относительно скромную модернизацию корабля, а сейчас хотят много большего.
Судостроители получили четкую команду Дмитрия Медведева на эту тему. В своем вступительном слове на совещании «О развитии подводных сил Военно-Морского Флота России» глава государства сказал: «Ещё раз подчеркиваю, проект сложный, уникальный. Но он должен быть завершён в те сроки, которые сейчас тоже оговариваются, и по тем базовым параметрам, по которым будет достигнуто согласие».
Кроме того, из уст Медведева прозвучало, что инвестиционный контракт на ремонт и переоборудование авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» для военно-морских сил Индии - «уникален и по своему объёму, и по своей сложности, не имеет аналогов и по своим определённым, во всяком случае, конструктивным решениям. По сути, из того корабля, который планировался к постройке ещё в конце 80-х годов, будет создан полноценный авианосец. Нам необходимо эту работу завершать. У меня на эту тему были переговоры и с индийскими коллегами, там были определённые спорные моменты. Все эти споры необходимо закрыть, договориться по остающимся пока неурегулированным базовым параметрам сотрудничества и эту работу завершить, потому что это вопрос престижа. Это, в конце концов, вопрос того, как будет работать «Севмашпредприятие» в будущем».
От себя добавим, что определяться надо не только по кораблю, но и по летательным аппаратам. Палубные истребители Су-33, поступившие на вооружение ВМФ России в последнюю декаду прошлого столетия, истратили значительную часть своего ресурса. МиГ-29К/КУБ в новом облике для ВМС Индии пока только проходит испытания и к нему есть вопросы. О палубном варианте ПАК ФА ничего неизвестно – скорее всего, на коком-то этапе, он «выпал» из рассмотрения, и работы по нему не ведутся.
Если в Северодвинске президенту показывали «настоящий» корабль в работе, то посетителям военно-морского салона в Санкт-Петербурге пришлось довольствоваться уменьшенной копией. Модель авианосца проекта 1143.0 демонстрировалась на стенде Невского проектно-конструкторского бюро. Она была выполнена по чертежам петербургских инженеров в макетной мастерской ФГУП «ПО «Севмаш». На палубе «игрушечного авианосца» можно было насчитать одиннадцать «моделек» истребителей «похожих» на МиГ-29К/КУБ и одного вертолета «похожего» на Ка-27.
Наверное, демонстрация модели авианосца на стенде подвигла журналистов спросить на пресс-конференции 24 июня главкома: «Какие и где российский флот собирается строить авианосцы для собственных нужд?». Владимир Высоцкий заверил представителей СМИ, что авианосцы в программе развития флота «прописаны». Он согласился с ранее прозвучавшим на пресс-конференции утверждением, что у нашей страны есть «как минимум» две площадки, где можно строить столь тяжелые корабли – в Северодвинске и Санкт-Петербурге.
А вот проекты современных «супер верфей» на Балтике (в частности, рассматриваются Кронштадт и Приморск), а также Дальнем Востоке вряд ли будут задействованы, поскольку их изначально имеет смысл создавать с прицелом на массовое, высоко эффективное в стоимостном отношении, строительство гражданских судов.
Отвечая на другие вопросы, Владимир Высоцкий сказал, что салон 2011г. должен стать «переломным»: на нем ВМФ покажет корабли следующего поколения. К 2014-15 гг. будет построено «достаточное» их количество. В сочетании с повышенными сроками службы, тактико-технические данные позволят новым кораблям успешно выполнять возложенные на них задачи в период 20-25 лет. «Мы намерены заметно повысить серийность строительства кораблей новых проектов разных классов», - утверждал главком. В случае ограничения бюджета, флот предпочтет строить новые корабли и отказаться от модернизации тех, что построили еще в Советском союзе.
Строительство авианосцев под силу «Объединенной судостроительной корпорации» Владимира Пахомова. Согласно указам президента, в ее состав вошли девять конструкторских бюро (на которых работают шесть тысяч инженеров, что числе четыре с половиной тысячи – конструкторского состава) и три региональных центра судостроения, объединяющие десяток ведущих судостроительных верфей России, ведущих строительство кораблей всех классов строительство кораблей для ВМФ России и иностранных заказчиков. По оценкам самой корпорации, ОСК контролирует примерно двумя третями мощностей конструкторских бюро и более 50% производственных мощностей из тех, что имеются в России.
В сформированном виде (соответствующий указ президента вышел в первый день апреля с.г.) ОАО «ОСК» впервые участвовало в международном военно-морском салоне. Сегодня Корпорация объединяет 31 предприятие, включая ведущие КБ и судостроительные верфи России, на которых работает порядка 80 тысяч человек.
Салон прошел, а вопросы остались. Во-первых, еще предстоит определиться с площадкой, где, все-таки, будут строиться новые авианосцы. Во-вторых, сколько будет построено авианосцев нового поколения, только для нашего флота или также и для иностранных заказчиков? Что это будут за корабли? Какие летательные аппараты будут на них базироваться?
Все это вопросы очень непростые, отягощенные задержками со сдачей промышленностью заказчикам «Викрамадитьи» и других кораблей. Ответы на них «дать» невозможно – их сначала еще надо «найти» России, вместе с ее традиционными партнерами по военно-техническому сотрудничеству.        
Время на поиски ответов осталось совсем немного. Выступая 14 июля на совещании по итогам оперативно-стратегического учения «Кавказ-2009», Президент напомнил, что одним из приоритетов принятой в мае Стратегии национальной безопасности до 2020 года является создание нового облика армии и флота. К 1 декабря 2009 года основная работа по формированию нового облика Вооружённых Сил должна быть завершена.

 


Владимир Карнозов


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2009/7/15/757/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.