Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Очерк

Excalibur Almaz - меч в космосе

Excalibur Almaz Ltd. создаёт систему для общедоступных и регулярных полетов в космос


10 сентября 2009 года / Владимир Карнозов, Екатерина Соболь / Aviation EXplorer
 

Зарегистрированная на территории Великобритании фирма Excalibur Almaz Ltd. (далее EA) сделала важное открытие – заколдованный меч Excalibur, давным-давно утерянный их предками с Туманного Альбиона, находится на территории России и зовется «Алмазом». В ходе международного аэрокосмического салона «МАКС-2009» фирма объявила о приобретении древних реликвий.

Поскольку времени с момента утери Excalibur прошло много, а магия без дела жить не могла, то превратился добрый клинок в высокие технологии, воплощенные в проекте и конструкции космической станции. Причем волшебство оказалось столь сильно, а его перевоплощение прошло столь удачно, что, несмотря на пару десятков лет после первого полета «Алмаза», его проектные решения, и даже сама конструкция, продолжают сохранять поистине чудесные свойства.
 
Конечно, как всегда бывает в сказочных историях, дело не обошлось без участия добрых людей. Роль хранителей небесных таинств исполнили сотрудники НПО «Машиностроения» из подмосковного города Реутова. В семидесятые – восьмидесятые годы прошлого столетия они, работая под руководством легендарного конструктора Владимира Николаевича Челомея, спроектировали станцию и провели ее летные испытания. А в тяжелое «перестроечное» и «постперестроечное» время сохранили документацию и два корпуса «Алмазов» вместе с некоторыми предназначавшимися для них бортовыми системами.
 
ЕА видит свою миссию в том, чтобы проложить путь к надежным, доступным и регулярным полетам в космос с различными целями – для проведения исследований, экспериментов и космического туризма -  всему человечеству путем возобновления полетов модернизированных «Алмазов». Если это им удастся, то первые «счастливчики» смогут взглянуть на Землю с борта возрожденного «Алмаза» лет через пять.
 
«EA создана для того, чтобы воплотить в реальность мечты о космических полетах для заказчиков по всему миру», - говорится в пресс-релизе компании. Уточним – заказчиков с большими финансовыми ресурсами, величина которых под стать их космическим мечтаниям. Проше говоря, новые «Алмазы» призваны обслуживать космических туристов и крупные компании.
 
На МАКС-2009 EA обнародовала покупку двух корпусов станций «Алмаз» у НПО Машиностроения. В свое время эта фирма провела не только проектные работы, но и  летные испытания «Алмазов» (запустив на орбиту три станции). Затем тему передали Ракетно-космической корпорации «Энергия» и ее смежникам с Завода имени М.В. Хруничева.
 
Вместе с НПО Машиностроения, EA намеревается достроить «Алмазы» в модернизированном виде. Основатели фирмы заявляют, что с работниками российской компании их связывает многолетняя дружба, которая началась с первого знакомства двадцать лет назад.
 
Признавая почтенный возраст «Алмаза», для EA он является конкурентным преимуществом. “Некоторые люди могут подумать, что новейшие разработки лучше, что они привлекательнее в технологическом, эстетическом и экономическом плане. «Алмаз» несколько раз летал в космос, и это его основное преимущество. Таким образом, мы имеем на руках все козыри, которые дает нам проверенное оборудование».
 
В новом виде «Алмаз» будет значительно более технологически продвинутым благодаря широкому внедрению новейших систем как западного, так и российского происхождения. Роль системного интегратора остается за НПО Машиностроения, которое будет работать с западными фирмами, выбранными вместе партнерами из EA. Новый усовершенствованный аппарат будет называться «Экскалибур Алмаз».
 
 
Одним из важных отличий нового «Экскалибур Алмаза» станет Reusable Return Vehicle (RRV), в вольном русском переводе - «Многоразовый возвращаемый аппарат». В ней находятся космонавты в момент старта и возвращения на Землю. «Как раз RRV и есть то, что стоит самых больших денег, поскольку именно тут используются самые затратные технологии», - поведали нам топ менеджеры EA. Для того чтобы капсула отвечала современным требованиям, она будет спроектирована объединенной международной командой специалистов. Группа американских и английских инженеров уже трудится над RRV более двух лет, пытаясь использовать уроки, полученные при выполнении американской пилотируемой программы. При этом за базу берется первоначальный проект спускаемой капсулы «Алмаза», которая возвращалась на Землю девять раз.
 
Перепроектирование станции ведется под новые задачи. “Свою миссию мы видим в том, чтобы использовать существующие технологии таким образом, чтобы предложить рынку новую услугу», - говорят руководители компании.
 
Они соглашаются с мнением, что сегодня богатым людям, желающим воплотить в жизнь мечту детства о космическом путешествии, сделать это значительно труднее, чем в конце прошлого века и первые годы нынешнего. В последние несколько лет российский космический бюджет заметно вырос, а потенциал отрасли фактически остался на уровне восьмидесятых годов прошлого века. Поглощенные выполнением государственного заказа и исполнением межправительственных соглашений, наши ведущие космические фирмы сегодня имеют мало свободных ресурсов на «космический туризм». В этой ситуации EA пытается использовать сохранившийся потенциал НПО Машиностроения, для которого космическое направление деятельности более не является главным (в рамках специализации отдельных предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса, специалистам из города Реутов нашли другое, очень интересное и нужное дело).
 
«В своей деятельности мы руководствуемся запросами наших заказчиков. А они говорят нам о необходимости развития возможностей по выполнению пилотируемых космических программ. Будучи коммерческой организацией, нам проще реализовать определенные проекты, на которые государственным структурам потребовалось бы больше времени и ресурсов. Кроме того, мы будем рады предоставить нашим российским друзьям и коллегам  возможность насладиться результатами своего замечательного творения, коим по праву считается космическая станция «Алмаз», - утверждают топ менеджеры EA.
 
Они делают оговорку, что космический туризм – не главное в их бизнесе. Речь в большей степени идет о развитии коммерческих космических услуг для широкого круга потребителей. С этой целью сотрудники EA ведут разработку сервисного модуля на базе станции «Алмаз». Он будет иметь жилой отсек и отсек силовой установки для размещения топлива и двигателей коррекции орбиты. Этот модуль, в связке с RRV и модернизированным вариантом космического корабля «Алмаз», станет важным элементом в обеспечении спектра услуг, запланированных EA. В частности, обеспечении полета космического экипажа продолжительностью до 7 дней. Выполнив поставленные задачи, астронавты вернутся на Землю внутри RRV, которая затем будет доработана для следующего использования. Между пилотируемыми полетами сервисный модуль функционирует в автоматическом режиме.
 
 
Рассказав о своей задумке, представители ЕА оговариваются, что пока это все – планы, и что программа «Экскалибур Алмаз» по мере ее развития может претерпеть существенные изменения. Первый полет запланирован на 2013 год, - за три с половиной года еще немало воды утечет. А посему - еще одна оговорка: “У нас нет планов быстро достроить и выпустить в полет два приобретенных нами корпуса космической станции».
 
Для вывода космических кораблей на орбиту рассматриваются различные ракеты-носители, в том числе «Протон», «Ариан», «Дельта» и «Морской Старт». Причем EA намерена внести в типовую конструкцию космического корабля изменения, которые позволят запускать его разными носителями, по примеру современных спутников. Лучшим решением считается «Союз-ФГ», поскольку эта ракета уже используется в рамках пилотируемых программ. «Действительно, «Союз» выглядит оптимальным решением, но сама ракета несколько маловата для нашего корабля», - говорят представители EA. В настоящее время рассматриваются пути снижения веса космического корабля с тем, чтобы его выведение стало возможным с использованием если не серийного «Союза», то «тяжелых ракет» этой марки.
 
Твердя о широком использовании российских космических технологий, EA утверждает, что ее проект – международный, который на коммерческой основе привлекает все лучшее, что достигнуто в области пилотируемой космонавтики. “Наш проект – коммерческий, по использованию высоких технологий. Ни одна отдельно взятая страна сегодня не в состоянии реализовать проект такого рода. Наш проект рассчитан на мировой рынок, удовлетворение потребностей в космических полетах, которые имеются у заказчиков из разных стран мира. А это – весьма крупный рынок».
 
Экономический кризис не станет помехой на пути реализации амбициозного проекта. Наоборот, его устроители напоминают, что широко известная компания Microsoft начала свою деятельность в годы рецессии восьмидесятых, имея несколько сотрудников и арендованный офис. Во время кризиса удается выполнить высокотехнологичные проекты с меньшими затратами и большей эффективностью, - утверждают в EA. “Наша компания образовалась четыре года назад, но мы старались держаться в тени . Нам не хотелось начинать публичную деятельность, имея всего-навсего корпоративный сайт в интернете и арендованный офис. За четыре года мы провели большую работу по налаживанию рабочих отношений с НПО Машиностроения, заключили с ними контракт, выкупили два корпуса станций и другое оборудование. МАКС-2009 предоставил нам отличную возможность рассказать аэрокосмическому сообществу о наших следующих шагах».
 
Правильное и своевременное решение юридических вопросов критически важно для реализации международного космического проекта. Компания Excalibur Almaz Ltd. регулируется законодательством Великобритании. Ею получены разрешения Госдепа США. В ближайшее время потребуется получить еще несколько разрешений от данной инстанции. Здесь EA не видит препятствий, поскольку ее деятельность лежит в плоскости использования высоких технологий преимущественно иностранного происхождения в мирных целях. «Мы с уверенностью смотрим вперед, поскольку занимается мирным делом. Конечно, проблемы имеются и еще будут возникать, заставляя нас искать решения по мере развития проекта».
 
По нашему экспертному мнению, главная угроза планам Excalibur Almaz заключается в масштабах реального спроса на мировом рынке космических услуг. Конечно, к 2013 году глобальная экономика оправится от кризиса и, скорее всего, снова начнет устойчиво развиваться. Платежеспособный спрос восстановится, но бороться за его удовлетворение будут не только США и Россия, но и несколько новых, окрепших игроков. Пилотируемые космические корабли разрабатываются в Европе, Японии, Индии и других странах. А Китай уже отправил своих посланцев в космос на аппаратах собственного изготовления.
 
Тем не менее, EA смотрит в будущее с оптимизмом. Во-первых, Россию и США, которые играют главную скрипку в новом проекте, объединяет общая «culture of frontiers». Так англо-саксы говорят о культивированном на протяжении веков перспективном видении жизни, основанном на опережающем развитии передовых технологий. Во-вторых, на рынке ожидается усиление спроса на космические услуги после анонсированного США решения в течение полутора годов вывести из эксплуатации систему Space Shuttle.
 
Пилотируемая космическая система «Союз» используется два раза в год. Давно вынашиваются планы (причем по настоянию наших партнеров по программе Международной Космической Станции) по удвоению темпа запуска «Союзов». Но даже этого может оказаться недостаточным для удовлетворения потребностей мирового рынка, считает EA. “Мы исходим из того, что Россия будет наращивать свои производственные мощности по выпуску космических кораблей. Сегодня в мире немного стран, обладающих возможностями космических полетов. После списания Space Shuttle новая американская пилотируемая система появится спустя несколько лет, - от пяти до семи. Европейцы могут разработать собственную пилотируемую систему, но это тоже займет годы. Что касается Китая и Индии, то возможности космической отрасли этих государств пока что практически полностью используются местными заказчиками. Не факт, что все имеющиеся в мире планы по созданию пилотируемых систем будут выполнены в срок и полном объеме. Планируя собственный проект, мы исходим из предположения, что в обозримом будущем спрос на мировом рынке космических услуг окажется выше предложения».
 
Ну что ж, дело, как говорится, ясное, а перспектива – светлая. Однако хочется верить, что погоня за космическими прибылями не повлияет на основное направление деятельности НПО Машиностроения и, в целом, на обороноспособность нашей страны. Правда, в этой чудесной истории есть еще одна маленькая деталь.
 
 

Интервью с основателем и генеральным директором ЕА Артуром Дулом (США), взятое на авиасалоне МАКС 2009 

- В 2013 году уже планируете начать свою программу? Сколько космических путешественников в год, а, возможно, в месяц вы намерены отправлять?
 
- Сложный вопрос. Компания провела анализ рынка, который показал, что желающих много. И даже мы будем не в состоянии отправить всех желающих.
 
- А как насчет технических возможностей?
 
- Мы планируем начать с двух-трех полетов в год, потом увеличить частоту до ежемесячной. С технической точки зрения это осуществимо. Мы знаем, что необходимо сделать, чтобы достичь наших целей и, соответственно, двигаемся в этом направлении.
 
-Сколько туристов сможет отправиться в космос в одной капсуле?
 
- Это два пассажира и один член экипажа.
 
- По вашим прогнозам, как много среди желающих отправиться в это путешествие будет россиян?
 
- Пока мы не нацелены на конкретные цифры. Все будет зависеть от количества заявок. Но с уверенностью могу сказать, что россияне среди космических туристов будут. Мы с большим вниманием относимся к российскому рынку. Здесь достаточно большое количество людей, которые способны заплатить за полет. Но точное соотношение российских и других туристов сейчас называть преждевременно. Оговорюсь, более конкретную информацию мы намерены сообщить уже в текущем году на конференции в Роскосмосе.
 
- Вы говорите, что позволить себе такое путешествие смогут многие. Какова будет стоимость полёта, хотя бы приблизительно, о каком порядке цифр идет речь?
 
- Программа, которая осуществляет NASA, стоит $15-20 млн. Наши цены будут гораздо ниже, чем у конкурентов.
 
- Какие медицинские требования будут предъявлять к космическому туристу?
 
- Конечно, пассажир должен быть здоров. Но следует учитывать, что показания для членов экипажа и обычных туристов очень разнятся. В нашей компании есть директор по медицине, который как раз занимается разработкой таких требований.
 
- С каких космодромов планируется осуществлять пуски?
 
- Мы намерены сделать аппарат универсальным, совместимым с различными ракетами-носителями, с возможностью запуска с различных космодромов.
 
- Какие из них вы рассматриваете?
 
- В первую очередь это космодром «Байконур». На сегодня с другими космодромами договоренностей не достигнуто. Но мы будем двигаться в этом направлении.
 
- С Байконуром, следуя логике, у вас подписано соглашение?
 
- У нас успешно прошли переговоры, и в ближайшее время мы уже будем говорить о соглашении. Отмечу, что существуют несколько компаний, которые занимаются запусками на Байконуре. Наша организация провела переговоры с одной из них.
 
- Согласитесь, что Байконур – режимный объект. Потребовались ли дополнительные разрешения от России и Казахстана? Не почувствовали ли вы бюрократическое давление?
 
- За несколько прошедших месяцев мы встречались с представителями Роскосмоса не раз. Дело в том, что наше предприятие зарегистрировано на Британских островах. Соответственно, наше разрешение выдано королевством Великобритании. Конечно же, чтобы получить право запусков с Байконура необходимо получить подтверждения лицензии и одобрение со стороны Роскосмоса. Но поскольку в работе нашей компании принимает участие российский ОАО «ВПК «НПО Машиностроения», он оказывает существенную помощь во взаимодействии с властями РФ. Поэтому никаких сложностей на своем пути мы не встретили.
 
Что ж, остается пожелать Вам удачи, а российским компаниям научится столь же успешно кооперироваться с иностранными коллегами.

 


Владимир Карнозов, Екатерина Соболь



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer