Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Статистика

Промышленное производство России в 2009 году

Предварительные итоги


12 января 2010 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer
 

По данным Минпромторга РФ, индекс промышленного производства в январе-ноябре 2009г. составил 88% к январю-ноябрю 2008 г. Положительная тенденция наметилась лишь в ноябре 2009 г.: 101,5% к ноябрю 2008 г. и 102% к октябрю 2009г. Сложным стал уходящий год для обрабатывающей промышленности, где в рамках приведенного сравнительного периода (ноябрь-декабрь 2008г. – ноябрь-декабрь 2009г.) наблюдалось снижение производства по всем видам деятельности. В январе-ноябре 2009г. динамика производства в обрабатывающих отраслях составила 82,6% к январю-ноябрю 2008 г., в добыче полезных ископаемых – 98,7%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 94 %.

Только в ноябре 2009 г. объемы производства по сравнению с ноябрем 2008 г. по всем видам деятельности обрабатывающих производств возросли, за исключением производства резиновых и пластмассовых изделий (96,9%), прочих неметаллических минеральных продуктов (89,2%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (84,6%), транспортных средств и оборудования (70,5%), прочих производств (94%). По сравнению с октябрем 2009г. они снизились, за исключением производства кокса, нефтепродуктов (104,3%), химического производства (100,3%), производства машин и оборудования (126,7%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (119,1%), транспортных средств и оборудования (101,3%), прочих производств (102%).
 
Внешнеторговый оборот России, по данным ФТС, в январе-октябре 2009г. составил $368,4 млрд., то есть, сократился по сравнению с аналогичным периодом минувшего года на 42,1%. При этом экспорт составил $236,7 млрд. (сократился на 42,2%), что, в основном, по мнению экспертов, обусловлено снижением средних цен экспортоориентированных товаров. В октябре 2009г. индекс средних цен российского экспорта представлен 72,9% относительно октября 2008г., тогда как индекс его физического объема значительно вырос и достиг 110,4%. Импортне превышает $131,7 млрд., то есть, произошло его снижение на 41,9%, что обусловлено, в основном, сокращением физических объемов импортных поставок. Индекс физического объема импорта составил 67,1% по сравнению октябрем 2008 г., индекс средних цен ввезенных товаров при этом - 113,1% относительно того же временного периода.
 
Одним их основных показателей положительных тенденций развития промышленности той или иной страны в мировой практике традиционно считается рост машиностроения и станкостроительного производства. Причина понятна: импорт современного, в том числе, и высокотехнологичного оборудования обходится недешево, а деятельность предприятий, как правило, во многом зависит от степени оснащенности их производственных мощностей. Поэтому лучше иметь отечественное, доступное, отвечающее современным требованиям и сочетающее в себе принцип качества и цены, - так считает большинство экспертов и топ-менеджеров предприятий и компаний. Что же происходит с этими отраслями в России? Факты говорят сами за себя.
 
По данным статистики, в январе-ноябре 2009г. динамика производства машин и оборудования составила 70% к январю-ноябрю 2008г. Электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 66,8%. Транспортных средств и оборудования60%. Кроме того, существенно снизилось производство станков (и прежде недостаточное для удовлетворения нужд российской промышленности), составив  37,8% к январю-ноябрю 2008 г. Металлорежущих станков в январе-ноябре 2009г. произведено 1575 единиц, кузнечно-прессовых машин - 966, деревообрабатывающих станков – 1526. Падение производства в станкостроении, по словам специалистов МПТ, обусловлено существенным сокращением спроса ряда отраслей промышленности на эту продукцию. Так, общий объем заказов (контрактов) на поставки изделий станкостроения в январе-ноябре 2009г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. снизился на 30-40%, а задолженность покупателей перед предприятиями станкоинструментальной отрасли выросла на 25%. В большинстве ее предприятий при этом отмечается сокращение объемов реализации, выросли остатки нереализованной продукции на складах, сократилась загрузка производственных мощностей по основной номенклатуре изделий.
 
За период январь-ноябрь 2009 г. произошло уменьшение производства основных видов оборудования для нефтегазового комплекса, традиционно считавшегося одним из лидеров по числу заказов (68,6% к январю-ноябрю 2008 г.). Изменение производственных показателей здесь во многом вызвано снижением объемов закупок продукции нефтегазовыми компаниями.
 
Оборонно-промышленный комплекс и стратегически важные отрасли
 
По данным, предоставленным МПТ, отечественная «оборонка» по сравнению с другими отраслями промышленности пока находится в более выгодном положении. Рост промышленной продукции ОПК в январе-ноябре 2009 г. составил 103% к соответствующему периоду 2008 г. Тем не менее, на практике, планы по применению технологий «двойного назначения» и диверсификации производства по-прежнему внедрены в жизнь не везде, а лишь в рамках отдельных производственных кластеров, интегрированных структур и ряда промышленных предприятий.
 
Прирост объемов производства продукции гражданского назначения в указанный период наблюдался, например, только в судостроительной промышленности. В остальных же отраслях ОПК, напротив, отмечалось падение этого показателя, и часто значительное.
 
В авиационной промышленности, в целом по отрасли, производство гражданской продукции снизилось на 3,1%, что вызвано рядом причин, например, переносом сроков выполнения контрактов, а также сертификационных испытаний новых и модифицированных образцов авиационной техники.  «Снижение выпуска гражданской продукции в отрасли допущено на ряде крупнейших заводов», - отмечают в Минпромторговли. В то же время, в 2,1 раза увеличился выпуск экспортной продукции гражданского назначения, в том числе в вертолетостроении – в 3,2, в самолетостроении – в 1,1 раза.
 
Всего же за январь-октябрь 2009 г. российскими авиастроителями произведено 36 самолетов. Из них 8 средне- и дальнемагистральных: Ту-204 – 3 ед., Ту–214 – 3 ед., Ил-96-300 – 1 ед., Ан-140 – 1 ед. И 82 вертолета, из которых 60 ед. – на экспорт. В их числе: Ми-17-1В – 8 ед. (7- на экспорт), Ми-17-В5 - 19 ед. (все на экспорт), Ми-8МТВ – 9 ед. (1- на экспорт), Ми-26Т – 1 ед. (на экспорт), Ми-172 – 1 ед. (на экспорт) и 43 ед. легких пассажирских Ми-8, из них 31 ед. - на экспорт. Вместе с тем, выпуск авиационных двигателей: к магистральным самолетам, турбовинтовых двигателей к самолетам и вертолетам, вспомогательных газотурбинных двигателей, сократился. Отмечен спад производства авиационного оборудования и ЗИП к нему - на 30,1%.
 
Выросло производство медицинской техники (на 46,1%), оборудования для ТЭК (на 7,2%), но отмечается спад производства технологического оборудования для легкой промышленности (на 11,1%), агрегатов, узлов и деталей для легковых автомобилей (на 60,1%), технологического оборудования для АПК (на 6,3%). По-прежнему уменьшается выпуск непродовольственных товаров народного потребления (на 35,6%), в основном, за счет резкого сокращения выпуска бытовой техники (на 40%).
 
В судостроительной промышленности в январе-ноябре 2009г. производство гражданской продукции напротив увеличилось почти в 2 раза. В первую очередь, как считают эксперты, вследствие роста объемов производства судостроительных работ на крупных предприятиях отрасли: ОАО «Выборгский ССЗ», ОАО «ПО «Севмашпредприятие», ОАО «Балтийский завод», ОАО «Завод «Красное Сормово», ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «ЦС «Звездочка», ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» и ряде других. 
 
Отечественные кораблестроители продолжают работы по реализации ряда крупных проектов. «Выборгский ССЗ» в рамках программы освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения ведет строительство двух плавучих полупогружных буровых установок по заказу «Газфлота» со сдачей в 2010 и 2011 гг. Северодвинское предприятие "Центр Судоремонта "Звездочка" - сборку плавучей буровой установки «Арктическая». На «Балтийском заводе» завершено строительство линейного дизель-электрического ледокола для ФГУП «Росморпорт», а в апреле 2009г. начато строительство плавучего энергетического блока с реакторной установкой по заказу ФГУП «Концерн «Росэнергоатом». На «Зеленодольском заводе им. А.М. Горького» построены батопорт по заказу ОАО «Танеко» (г. Нижнекамск) и четыре скоростных пассажирских судна для ГП Красноярского края «Центр транспортной логистики». «Окская судоверфь» продолжает строительство на экспорт трех танкеров дедвейтом 6600 т. «Ярославским ССЗ» сданы инозаказчику сейнер и три корпуса сейнеров, ведется строительство на экспорт буксира-спасателя и плавучей насосной станции для «Волгоградмелиоводхоз». «Заводом «Красное Сормово» сданы шесть танкеров (два - для Казахстана, два - для Туркмении, по одному - для Кипра и Мальты). «ССЗ «Красные Баррикады» - модуль морской платформы (Кипр) и две баржи - для США и Казахстана. «Амурским ССЗ» - судно экологического мониторинга для «Амурводпуть»; «ССЗ им. Октябрьской революции» - нефтеналивная баржа; «ССЗ «Северная верфь» -  корпус судна для Норвегии.
 
Основные производители медицинской техники - ОАО «Алтайский ПСЗ «Ротор» (ингалятор ультразвуковой индивидуальный "Ротор", ультратон «АМП-2-ИНТ») и ОАО «Равенство» (комплекс аппаратуры автоматического управления «Рокус-АМ») обеспечили в отчетном периоде увеличение выпуска указанной продукции почти в два раза. В то же время отмечается спад производства оборудования для ТЭК - на 14,3% (в основном, за счет снижения выпуска оборудования для газовой промышленности) и непродовольственных товаров народного потребления – на 31 %.
 
В промышленности обычных вооружений производство продукции гражданского назначения снизилось на 46,4%, в основном, как отмечают в Минпромторговли, в связи с сокращением производства на ряде крупных предприятий. Рост ее производства в 2009г. наблюдался только на 11 предприятиях отрасли, в том числе: ОАО «Ульяновский патронный завод», ОАО «Тульский патронный завод», ОАО «Машиностроительная компания «Витязь», ФГУП «ПО «Новосибирский приборостроительный завод», ФГУП «Альфа», ОАО «Электромашина».
 
На ОАО «НК «Уралвагонзавод им. Дзержинского», где доля продукции гражданского назначения в январе-ноябре 2009 г. составила 32,8% гражданской продукции всей отрасли (в январе-ноябре 2008 г. – около 50%), снижение объемов выпуска продукции гражданского назначения достигло 61,4%. Производство вагонов на предприятии дважды приостанавливалось из-за отсутствия спроса со стороны ОАО «РЖД». В январе-ноябре 2009 г. «Уралвагонзаводом» выпущено 4787 полувагонов (26,9% от уровня 2008 г.), приостановлен выпуск железнодорожных платформ. В целом за 11 месяцев 2009г. выпуск оборудования и подвижного состава железных дорог уменьшился на 59,7 %.
 
В отрасли продолжается падение объемов производства оптических приборов (на 9,5%), мототехники (на 61,1%), продукции металлургического комплекса (на 49,5%), строительно-дорожной и коммунальной техники (на 75,1%), оборудования для ТЭК (на 38,1%), медтехники (на 57,3%), непродовольственных ТНП (на 40,3%). Вместе с тем, отмечается рост производства патронов, пиротехнических средств, порохов - на 52,2%. 90% из них поставляется на экспорт, в основном, в США.
 
В радиоэлектронном комплексе производство гражданской продукции сократилось на 19,3%, в том числе в электронной промышленности - на 23,2%, в промышленности средств связи – на 23,6%, в радиопромышленности - на 8,5 %.
 
Выпуск электронной техники уменьшился на 20,3%, резисторов - на 29,1%, конденсаторов - на 23,5%, средств проводной связи и аппаратуры радиосвязи - на 24,7%, медтехники - на 18,3%, непродовольственных ТНП - на 27,7%. В то же время увеличилось производство радиолокационных средств (на 28%), средств радионавигации (на 32,2%), продукции общемашиностроительного применения (на 79,9%).
 
Несмотря на непростые экономические условия в ряде предприятий радиоэлектронного комплекса России наблюдался прирост объемов производства. В электронной промышленности: ФГУП «НПП «Алмаз», ЗАО «НПЦ «Алмаз-Фазотрон», ОАО «Фаза», НПП «Исток» (приборы СВЧ), ОАО «ВЗПП-С», ОАО «НПП «Сапфир», ОАО «Ангстрем» (микросхемы интегральные), ОАО «Владыкинский механический завод», ХК ОАО «НЭВЗ-СОЮЗ», ОАО «Катод», ОАО «Светлана» (электровакуумные приборы), ОАО «Кулон» (конденсаторы), ОАО «Ферроприбор» (магнитопроводы и магниты) и др. В радиопромышленности: ОАО НПО Лианозовский ЭМЗ, ОАО «УРЗ «Полет», ОАО «Ковылкинский ЭМЗ», ОАО «НПО «Правдинский радиозавод». В промышленности средств связи: ОАО «Прибой», ОАО «Славгородский завод радиоаппаратуры», ОАО «Электросигнал-2».   
 
В промышленности боеприпасов и спецхимии по сравнению с аналогичным периодом 2008г. производство гражданской продукции снизилось на 28,2%. Это касается как профильной продукции: промышленных устройств и веществ (на 28,5%), продукции резинотехнической и асбестовой (на 30,4%), так и межотраслевой гражданской продукции.
 
Отмечается дальнейшее снижение производства технологического оборудования для торговли и общепита (на 62,7%), продукции химических производств (на 10,8%), непродовольственных ТНП (на 27,5%), технологического оборудования для ТЭК (на 51,6%). 
 
 
Отчёт подготовлен Ольгой Поспеловой 
при информподдержке Минпромторговли
специально для Aviation EXplorer

Aviation EXplorer



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer