Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Статья

СМ – Ту-Ту?

Ту-204СМ может стать жертвой амбиций нового начальника коммерческой авиации


11 февраля 2010 года / Екатерина Соболь / Aviation EXplorer
 

Проект модернизированного Ту-204СМ - под угрозой срыва, об этом Aviation Explorer сообщил источник в авиационной отрасли. По его словам, в дивизионе «ОАК – коммерческие самолёты» могут сконцентрироваться исключительно на создании совершенно нового самолёта МС-21, не распыляясь на другие проекты. Эксперты отмечают, что за громкими заявлениями о «концентрации на одном проекте», скрывается не что иное, как желание заменить товарный выпуск на бесконечный НИОКР.

Программа Ту-204 СМ оказалась под угрозой по весьма понятным причинам. В конце прошлого года ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАО "ОАК") определило порядок формирования бизнес-единиц "ОАК - боевые самолеты", "ОАК - коммерческие самолеты" и "ОАК - специальные самолеты".
 
В частности, старшему вице-президенту по коммерческой авиации ОАО "ОАК" Олегу Демченко (президент корпорации «Иркут») поручено формирование бизнес-единицы "ОАК - коммерческие самолеты". В нее войдут с десяток фирм, в том числе: ОАО "Корпорация "Иркут", ООО "Управляющая компания "ОАК - гражданские самолеты", ОАО "ОАК - транспортные самолеты", ОАО "Авиационный комплекс им.С.В.Ильюшина", ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество", ЗАО "Авиастар-СП", ОАО "Опытно-конструкторское бюро им.А.С.Яковлева". В сферу деятельности данной бизнес-единицы попадают: программа МС-21 и другие перспективные проекты гражданской авиации, международная промышленная кооперация (конвертация пассажирских А320 в грузовые и производство компонентов для Аэробусов), серийно-выпускаемые пассажирские Ан-140, Ан-148, Ту-204, Ил-96, грузовые и военно-транспортные Ил-76, Ил-112, Ан-124, МТС, а также истребители Су-30МКИ/МКМ/МКА и учебно-боевой Як-130 (в части работ ОАО "Корпорация "Иркут").
 
За желанием свернуть программу Ту-204СМ угадывается Олег Демченко. Вряд ли это является неожиданностью для авиационных специалистов, поскольку именно Демченко в 2003 году выступил инициатором проекта МС-21. Однако дозвониться лично до Олега Фёдоровича и получить информацию из первых рук нам не удалось.
 
Что к МС-21 сейчас повышенное внимание подтверждает и тот факт, что 9 февраля Министр Транспорта Игорь Левитин рассказал на пресс-конференции в министерстве, что в этом году предстоит подписание контрактов на новый перспективный лайнер МС-21. А утром того же дня, согласно релизу, распространенному в СМИ, «комиссия, в состав которой входили представители промышленности, отраслевых институтов, государственных органов, одобрила представленные Корпорацией «Иркут» материалы».
 
Таким образом, «Корпорация «Иркут» завершила работы по прохождению третьего контрольного рубежа программы МС-21. Разработчики проекта (корпорация «Иркут», ОКБ им. А.С. Яковлева) обещают, что «по техническому уровню МС-21 превзойдет существующие самолеты. Внедрение передовых технологий обеспечит 25-процентное улучшение топливной экономичности, 15-процентное снижение эксплуатационных расходов, а также новый уровень экологической безопасности». Заявленные высокие показатели напоминают обещание Никиты Сергеевича построить коммунизм к 80 году 20 века.
 
Казалось бы, действительно, все силы необходимо бросить на очередное «супер» чудо авиационной мысли. Вот только согласно анонсированному графику, начать поставки этого лайнера обещают только в 2016 году. «Если вспомнить, сколько раз переносились поставки SuperJet-100, начиная с 2006 года, - комментирует источник в авиапроме, - можно догадаться, когда МС-21 реально начнет осуществлять пассажирские перевозки». И действительно, если зайти на сайт ОАК в раздел посвященный МС-21, то там обозначена «стадия проекта – эскизное проектирование». То есть, фактически он существует только на бумаге.
 
Напротив, у Ту-204СМ уже есть сертифицированный двигатель ПС-90А2, который неплохо показал себя в процессе испытаний. По задумке разработчика, в СМ будут устранены практически все недостатки, выявленные в процессе эксплуатации предыдущих модификаций Ту-204. «Не хватает только воли для того, чтобы проект пустить в серию» - утверждает один из экспертов. В разрабатываемой модификации «СМ», по сравнению с Ту-204-100, будет снижен максимальный взлётный вес, а обновлённое БРЭО позволит сократить экипаж до двух человек (без бортинженера, что соответствует современным мировым стандартам). Обещают, что новые двигатели ПС-90А2 буду экономичнее, а цена владения на 40%. Всё это позволит конкурировать с иностранной техникой. Предполагаемый выпуск первых серийных самолетов - конец 2010 года.
 
Но есть и другое - альтернативное мнение, которое подтверждает правильность позиции "ОАК - коммерческие самолеты". Генеральный директор авиакомпании Red Wings Константин Тетерин, полагаясь на опыт эксплуатации ТУ-204, уверен, что «этот самолет не доработаешь. Это лайнер вчерашнего дня. Необходимо создавать нечто принципиально новое». К тому же, добавляют эксперты, с точки зрения начала поставок лайнера, у ТУ-204 СМ тоже «рыльце в пушку». Говорят, его появления ожидали ещё в 2009 году. Так что, если бы успели в срок, проект едва ли оказался под угрозой закрытия.
    
Но и с такими пробуксовками программы и с плохой «генетикой», доставшейся от прародителя, Ту-204 СМ действительно может составить конкуренцию МС-21 в борьбе за государственное финансирование. По пассажировместимости салона и дальности полёта эти самолеты примерно в одной «весовой категории». При всех положительных характеристиках и неоспоримых преимуществах, производство МС-21 может быть отодвинуто на неопределенный срок. А ожидание Ту-204 МС могло бы стать гораздо менее продолжительным – самолет уже на подходе.
 
У лизинговой компании «Ильюшин Финанс и Ко.» уже заключены твердые контракты на поставку 20 лайнеров. Причем, 5 из них – договоренности с иранскими партнерами (поставка намечена уже в 2011 году). Что касается других 15-ти самолетов, то их предполагается передать авиакомпании Правительства Москвы «Атлант-Союз». Генеральный директор «Атлант-Союза» Евгений Бачурин, комментируя информацию о возможной приостановке программы, отметил, что новые 204-е в авиакомпании ждут, а вот старую модификацию точно брать не собираются. В случае если слухи оправдаются, и решение будет принято, авиакомпании ничего не останется, как рассматривать другие альтернативные варианты.
 
Проект МС-21 внесен в Федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2015гг.". Государственные капиталовложения в него, по предварительным данным, составят примерно 6 млрд. руб. Общий объем инвестиций в проект по созданию семейства самолетов МС-21 - около 15 млрд. руб. «Мы хорошо знаем, чем заканчивается у нас любой новый проект. Возьмём SSJ-100 – из года в год завершение программы разработки самолёта откладывается, а в это время туда закачивается всё больше и больше денег. В результате, первоначальный бюджет создания Суперджета вырос в разы. А, зная реальный объём инвестиций в SSJ, можно с уверенностью утверждать, что за 15 млрд. рублей создать новый самолёт класса МС-21 просто не реально», - говорит эксперт Aviation EXplorer, главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров. Эксперты оценивают создание такого самолёта в 2-3 млрд. долларов.
 
Теперь о Ту-204СМ. «Авиастар-СП» потратил на модификацию Ту-204 до уровня СМ -1,4 млрд. рублей, из которых только 800 млн. были получены из федерального бюджета в рамках ФЦП «Развитие гражданской авиации». И сейчас идёт речь лишь о запуске серийного производства.
 
Похоже, может повториться ситуация, которую мы наблюдали в процессе вывода на рынок других конкурирующих проектов российского авиапрома - SuperJet-100 и Ан-148. Там, в угоду проекту SuperJet-100, урезали финансирование гораздо более дешевому Ан-148. В результате, несмотря на все перипетии, 148-й уже перевозит пассажиров на регулярных линиях, а выход Суперджета в очередной раз отложе ещё на год. Теперь, похоже, сражаться за место под солнцем будут практически готовый к производству Ту-204 СМ и МС-21- существующий пока только в мечтах.
 
«В любом случае, окончательное решение за Демченко. И, наверное, Олегу Фёдоровичу здесь надо руководствоваться не только соображениями распределения финансирования, но и спросить авиакомпании – готовы ли они её 7-10 лет ждать самолёт, который должен заменить уже сегодня ушедшие в историю Ту-154», - отмечает Роман Гусаров.
 
Создание МС-21 предполагается вести на единой технологической базе с перспективным проектом SSJ-130, с использованием  унифицированного оборудования. Это также является предметом иронии специалистов. «Один пример дальнеперспективного гражданского самолета у нас уже есть, будет и второй. Уж лучше бы иркутяне и дальше продолжали выпускать истребители», - сожалеет источник в авиапроме.

Екатерина Соболь


комментарии (1):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer