Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Статья

Российско-индийские отношения - большие баксы, много раздражителей

Перевод статьи Ajai Shukla, газета "Бизнес Стандарт", New Delhi March 15, 2010, 0:19 IST


16 марта 2010 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer
 

Пятый визит премьер-министра Владимира Путина в Индию, внешне кажущийся успешным, на самом деле высвечивает односторонний характер российско-индийских отношений. Четыре столпа, на которых стоит наше сотрудничество – стратегическая конгруэнция, оборона и партнерство в космосе, ядерная энергетика, и нефтегазовый сектор – все они сохраняются в пользу России.

Визит Путина дает небольшую надежду на изменение существующего положения. Однако стратегическое партнерство сохраняется в силе, несмотря на раздражение России по поводу заигрывания индусов с американцами. Москва разделяет озабоченности Дели по терроризму. Кремль, напуганный Чечней, беспокоится: радикализированный Афганистан или Пакистан могут распространить экстремизм на Центрально-азиатское подбрюшье России. 

Во-вторых, подобно Вашингтону, Москва озабочена возвеличиванием Китая. Индия и Россия сравнивают и обсуждают их перспективы в отношении Китая. Ну и последнее: Москве хочется видеть мощный индийский флот патрулирующий Индийский Океан с тем, чтобы там оставалось поменьше места для американских и китайских военных моряков.

Основываясь на этой стратегической конгруэнции, Индия и Россия продлили действие двухстороннего соглашения по военно-техническому сотрудничеству на период 2011 – 2020 годов. Индийские закупки в России военной техники были, есть и продолжат оставаться важнейшим фактором развития оборонно-промышленного комплекса России. Недавно обнародованная официальными органами статистика утверждает: в прошлом доля российской продукции в индийских оборонных закупках составляло 70%, но в настоящее время снижается к уровню 60%, при этом оставаясь весьма внушительной частью российского ежегодного экспорта вооружений и военной техники – 35-40%.

Готовность России поставлять Индии стратегические комплексы и технологии, которые другие страны пока не готовы экспортировать, - такие, как атомные подводные лодки в лизинг, помощь в разработке индийской атомной субмарины и ракет подводного старта – гарантирует продолжение российского присутствия в Индии и закрепляет за Россией большую нишу местного рынка.

Возникает новая область сотрудничества – совместная разработка авиатехники. Но здесь прогресс идет медленнее, чем ранее предполагалось. Теплилась надежда, что во время визита Путина будут подписаны документы о совместном предприятии индийской госкомпании HAL и Объединенной авиастроительной корпорации для реализации проекта стоимостью 600 миллионов долларов по созданию Среднего Транспортного самолета (MTA) для ВВС России и Индии. Эта машина должна перевозить полезную нагрузку в 18,5 тонн на дальность более 2500 км. Соответствующие ожидания не оправдались: как стало известно газете Бизнес Стандарт, стороны продолжают бодаться по условиям сделки в ходе продолжающихся переговоров.

Также завязла в переговорах и тема о предлагаемом совместном предприятии между HAL и ОАК по разработке и производству 250 истребителей пятого поколения для ВВС России и Индии. Переговоры затянулись, а между тем прототип самолета, называемого Сухой Т-50 и ПАК ФА, уже поступил на летные испытания, впервые поднявшись в воздух в январе 2010 г.

Несмотря на эти разочарования, Россия получила наслаждение от кульминации двухгодичного переговорного процесса по цене авианосца «Адмирал Горшков» (который станет кораблем ВМС Индии «Викрамадитья» после того как будет принят заказчиком в 2013г.). По дополнительным соглашениям к первоначальному контракту Индия берет на себя обязательство заплатить 2,33 миллиарда долларов за «Горшкова» вместо 974 миллионов долларов, на которых стороны сошлись в 2004 году.

Индия также заключила сделку на 1,6 млрд. долларов по покупке 29 истребителей МиГ-29К и МиГ-29КУБ, в дополнение к ранее закупленной партии из 16 самолетов для оснащения авианосца «Викрамадитья». Дополнительное количество истребителей, которые в настоящее время считаются самими технологически совершенными в индийском парке, нужно для оснащения индийского авианосца собственной постройки Indigenous Aircraft Carrier (INS, Отечественный Авианесущий Корабль), строительство которого продолжается на верфи Кочин.

Много миллиардные сделки с Россией эхом отразились и на программе Атомной Электроэнергетики (NPP). Различные «привязки» к соглашениям по ядерной энергетике, которые пытались сделать другие партнеры Индии, дало хорошую почву для России. Она выступила с кампанией по продвижению собственной продукции, частью которой стало вовлечение в проект индийских фирм, занимающихся инжинирингом. Участие последних позволит снизить общие затраты на реализацию проекта.

Сегодня общая мощность индийских атомных станций составляет 4000 МВт. Она должна вырасти до 20000 МВт к 2020-му году, для чего в начинающейся декаде у иностранных поставщиков будет закуплено как минимум 12 реакторов. Как сказал Посол России в Республике Индия Александр Кадакин, Москва надеется получить заказы по крайней мере на шесть реакторов.

Во время визита Москва и Дели подписали два соглашения по атомной электроэнергетике. Первое – общего плана, «Кооперационное соглашение по использованию атомной энергии в мирных целях». Второе – детальное, «Дорожная карта по серийному выпуску атомных станций российской разработки в Республике Индия». Как сообщили газете Бизнес Стандарт ее источники, дорожной картой, кроме прочего, предполагается установка четырех новых реакторов к двум уже имеющимся на станции Kudankulam, а затем – развитие другой площадки Haripur, где будет размещено как минимум шесть реакторов.

Несмотря на все эти инициативы, индийские официальные лица сильно жалуются на своих российских коллег особенно в среднем звене, - те просто-напросто не заинтересованы в практической реализации видения Владимира Путина о тесном сотрудничестве между Россией и Индией. Путин понимает желание индийских корпораций инвестировать в Россию и развивать там свой бизнес. Однако реально, для того чтобы помочь развиться этому направлению, сделано немного.

«Наши отношения были значительно лучше в Советскую эпоху. Тогда, если лидер страны что-то провозглашал, его слова неуклонно претворялись в жизнь государственными чиновниками всех уровней, - сказал высокопоставленный представитель индийского правительства, - однако сегодня искреннее желание Путина попросту не переходит в реальные дела».

Нездоровое склонение торговых отношений между нашими странами в пользу России еще больше увеличится после покупки Индией атомных реакторов и поставки ядерного топлива. Визовый режим остается главным препятствием на пути деловой активности.

«Получение бизнес визы, даже для таких известных предпринимателей как Ратан Тата, невозможно без прохождения многочисленных процедурных формальностей. Москва ничего не делает, чтобы хоть как-то упростить визовый режим, - жалуется нам высокопоставленный сотрудник в офисе Премьер Министра Республики Индия, - там просто не рассматривают Индию в качестве приоритетного направления».


Aviation EXplorer



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer