Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Версия

«Саботаж»

Все мы помним и любим знаменитый советский фильм «Экипаж». Отважный экипаж Аэрофлота героически спасает людей, оказавшихся заложниками природного катаклизма. Увы, наше время "подбрасывает" иные сюжеты. Возможно, этот фильм, если он и будет когда-нибудь снят, назовут «Саботаж».


17 июня 2010 года / Екатерина Соболь / Aviation EXplorer
 

Случившееся 4 июня с рейсом FV 132, летевшим из Москвы в Северную Столицу, достойно стать основой для сценария весьма напряженного, снятого в лучших традициях российского, а возможно и голливудского кино. Кто знает, может через несколько лет именно так и произойдет. Сегодня же эта история только создается жизнью, которая – лучший режиссер.

Начинаться повествование примерно так.… Новый российско-украинский лайнер Ан-148 принимает на борт пассажиров. Некоторые из них впервые летят на этом самолете и с удивлением смотрят на новое чудо техники. Кто-то, для кого перекидывать воздушный мост между Питером и Москвой  - сама жизнь, с завидным спокойствием поднимается по трапу отечественного высокоплана.   Да и чего тут переживать – обычный полет в конце рабочей недели. 

И вот через несколько минут улыбчивые стюардессы, объявления экипажа илайнер, отрываясь от ВВП, набирает высоту… Пожалуй самое приятное для пассажира в полете это ланч с видом на облака и «васильковое», по версии Ричарда Баха, небо. Начинают разносить борт-питание, запах кофе и пищи разносится по салону … неожиданно в течение 20 секунд самолет начинает ощутимо сносить вправо (происходящее в салоне творческий ум режиссера, безусловно, приукрасит). Самолет начинает снижаться, крен на правое крыло усиливается. Люди в ужасе взирают на происходящее, они уже уверены, что до переворота остаётся совсем немного…

В кабине пилотов события разворачиваются не менее драматично. До возникновения опасной ситуации лайнер, находящийся на эшелоне пилотируется в автоматическом режиме (автопилотом). Пилоты смотрят через лобовое стекло на все те же облака и васильковое небо. Возможно, о чем-то разговаривают. Вдруг штурвал произвольно отклоняется вправо. Экипаж этого, конечно, не ожидает, после некоторой растерянности берёт управление на себя и героически выводит самолёт из пикирования.

Далее сюжет нашего фильма продолжается на земле. Приземлившийся самолет встречают кареты скорой помощи и пожарные…По данному инциденту создается комиссия. Инспекторы в недоумении – в процессе полета пассажиры лайнера испытали весьма серьезные перегрузки. Позже, при проведении проверки функционирования всех систем лайнера, обнаруживается   нарушение   электропроводки - повреждение изоляции, которое  имеет характер продольного пореза длиной около 5-7 мм. Это повреждение и привело, по мнению экспертов, к возникновению электрической связи поврежденной цепи с корпусом самолёта, к сбою в показаниях приборов и, как следствие, неверным действиям автопилота.

Возможно, именно выяснением причин появления этого пореза на проводе, который чуть не привел к катастрофе, и займется главный герой фильма? Кто он будет – решать режиссеру и сценаристам. Возможно, это журналист, которому неизвестные подбрасывают секретные документы, а может это агент федеральной службы, который в тайне от начальства ведёт частное расследование … Второе вероятней всего – тогда истина для него будет всегда «где-то рядом». Так или иначе «покопаться» новоявленному супермену будет в чём.  А может оба героя одновременно потянут за ниточку с разных сторон и на каком-то этапе их судьбы пересекутся.  

А начать расследование его подтолкнёт на первый взгляд незначительное событие:  через несколько дней после инцидента, в ведущие отраслевые и центральные СМИ из анонимного источника с «мейлов-однодневок» (как по мановению волшебной палочки) приходят письма со служебным документом, в котором изложены результаты расследования комиссии по инциденту. Причем, журналистам предложили не просто ознакомиться с этими результатами, но и предоставили электронную копию протокола с печатями и подписями. Серьёзные инциденты с отечественными и зарубежными самолётами – не редкость, но ещё никогда в СМИ не вбрасывались подобные документы. Кому это понадобилось? Почему самолёт Ан-148 - «первая ласточка» после долгих лет застоя в авиастроении России, попала под такой артобстрел? Или может кто-то хочет нанести  удар по всей отечественной авиационной промышленности? Но кто и зачем?

Прим. AEX.RU : Самолёт Ан-148 - новая разработка АНТК им. Антонова (Киев, Украина), производится серийно на предприятии ВАСО (Воронеж, Россия) с 2009 года, предназначен для перевозки 75-80 пассажиров на расстояние до 3500 км. Коммерческая эксплуатация в России началась 21 декабря 2009 года. На данный момент эксплуатируются 3 самолёта Ан-148 в ГТК «Россия». До конца 2010 года авиакомпанией будет получено ещё 3 новых самолёта данного типа. 

Позже выяснится, что к самому самолету и претензий-то нет. Первоначально специалисты грешили на сбой в работе автопилота. Однако выяснилось, что именно оголенный провод стал причиной выдачи системе управления неверных параметров. В результате чего и произошло резкое отклонение штурвала. Но электроника все же распознала, в каком контуре произошел сбой, и отключила его. В совокупности с мастерством экипажа, это не позволило самолету свалиться в штопор. Можно сказать, что программное обеспечение самолета прошло проверку в экстремальных условиях на пять с плюсом.

Журналист, конечно же, обратится к специалисту, имеющему прямое отношение к приемке этих самолётов на заводе, и тот скажет:  «Несомненно, у любой новой машины выявляются недочёты, возникающие в процессе отладки промышленного производства.  Мы отмечаем улучшение качества самолетов, поставляемых Воронежским акционерным самолетостроительным обществом. По первой машине, полученной с завода, в ходе приемки было сделано порядка 150 различных замечаний, преимущественно технического характера, и эти замечания были устранены до передачи самолета эксплуатанту в согласованные сжатые сроки. А, через несколько месяцев, на третьей машине количество замечаний уже не превысило двух десятков, причем большая их часть приходилась на оформление технической документации. Это очень обнадёживающая и положительная динамика».

Прим. AEX.RU : инцидент произошёл с первым построенным на ВАСО серийным самолётом данного типа RA-61701

В самой ГТК «Россия» о самолёте отзываются только в превосходной степени, несмотря на наличие «детских болезней». «Ан-148 – летающая машина, которая нам очень нужна… Она показывает хорошую коммерческую эффективность… Конечно же, есть и проблемы, сопровождающие любую технику в начале её серийного производства, но мы их решаем совместно с разработчиком и производителем…  Самолёт комфортен и пассажирами принимается очень хорошо… На линиях ГТК «Россия» Ан-148 востребован.  Не просто востребован – он нам нужен для наращивания частоты полётов... Могу прямо сказать – самолёт хороший!». Так отзывались об Ан-148 генеральный директор ГТК Россия Сергей Белов и его подчинённые на прошедшей недавно в С.-Петербурге научно-практической конференции.   

Несмотря на инцидент, не планируют от Ан-148 отказываться и заказчики:  «Мы, как и большинство эксплуатантов, уверены в качестве самолета Ан-148 и с нетерпением ждем начала его поставок в компанию, - говорит генеральный директор «Атлант-Союза» Евгений Бачурин, - Уже достаточно продолжительное успешное использование данного воздушного судна демонстрирует его надежность и эффективность. Инцидент, произошедший 4 июня, конечно, достаточно серьезный. Но такие неприятности происходят, как правило, при введении в эксплуатацию любого нового типа самолетов. Всегда совершенствуется производство, система наземного обслуживания, инструкции для пилотов. Без этой стадии не может обойтись ни один перспективный проект.
Мы уверены, что производители в кратчайшие сроки разберутся в причинах произошедшего и устранят потенциальную возможность повторения подобных случаев».

Прим. AEX.RU : Авиакомпания Правительства Москвы «Атлант-Союз» заказала 30 самолётов Ан-148.

А «отечественный» Малдер,возможно, начнёт с поездки на предприятие в Воронеже - «ВАСО» и неожиданно обнаружит, что, несмотря на массу заказов, сроки поставок самолета заказчикам не соблюдаются. С начала в 2009 году их обещали произвести четыре. Поставили лишь два (а реально – один). И это при том, что количество твёрдых заказов на Ан-148  сильно перевалило за сотню. В этом году, в разные периоды времени, обещали произвести то девять, то семь, а за полгода передано заказчику лишь 2. Выясняется, что финансирование производства этого самолёта практически прекращено. Вот так сюрприз, все его хвалят, куча заказов, а строятся самолёты как-то без особого усердия. А вдруг отсутствие финансирования, порез провода, рассылка служебного документ – звенья одной цепи? Похоже, кому-то очень не хочется, чтобы авиационная промышленность России нащупала свой главный коммерческий продукт и начала выходить из пике…

В каморке у журналиста напечатанные фотографии Ан-148, вырезки из газет. Диктофонные записи экспертов. Звучит одна из записей беседы со специалистом в авиапроме: «Мы сейчас выясняем, откуда взялся порез на проводке. Хотим получить не просто фотографию порезанного жгута кабеля, который сейчас уже заменен, но и сам жгут. Так мы сможем понять появление дефекта. Подчеркну - провод иностранного производства. Поставляется он на ВАСО через компанию БиПитрон. Необходимо выяснить, когда появился этот порез – в процессе перевозки, на заводе при обжиме кабеля или при эксплуатации. Случайно или умышленно»…

«Случайность или саботаж»? - читается в глазах главного героя….

В отчёте ясно сказано: «продольный порез длиной около 5-7 мм». Производственный брак или умысел? Может виноват иностранный поставщик кабеля? Но подобные кабели электропроводки также используются западными авиапроизводителями, и информации об их повреждении никогда не было. Нарушение технологии сборки или чья-то неаккуратность? Возможно, ведь это первый экземпляр, на котором отлаживались технологии серийного производства. Следствие эксплуатации? Но кабель не перетёрт, а порезан! Пожалуй, в этот момент кто-то очень важный должен убедить главного героя в том, что ему во всём видятся заговоры, а всё это простая случайность. И он, пожалуй, поверит. И только одна мысль будет всё время беспокоить его: если всё это не имеющая никакого смысла цепь случайностей, тогда зачем и кому-то понадобилось организовывать спланированную акцию по вбросу служебного документа в СМИ с очевидной целью?  

Увы, на этом наш рассказ прерывается… Прерывается, поскольку результат расследования пока не ясен. Причем, как всегда «истина где-то рядом» и не только для нашего героя, но и  для комиссии Росавиации. Как выяснилось, она еще не закончила своего расследования и распространённый «доброжелателями» документ является всего лишь промежуточным. Именно это сообщили Aviation EXplorer сегодня в ведомстве. Поэтому, в лучших традиция блокбастера – продолжение следует…
 


Екатерина Соболь

p.s. Уже когда этот материал был готов к публикации, «доброжелатели» дали о себе знать. Выяснилось, что в Росавиацию направлены ходоки, цель которых – убедить руководство ведомства запретить эксплуатацию самолёта Ан-148. Похоже, наша версия подтверждается. Aviation EXplorer будет следить за развитием ситуации и оперативно информировать общественность.



комментарии (6):

VLADIMIR      27/06/2010 [20:34:06]#1
Проще убедить себя и других в наличии заговора, чем признать конструкторскую ошибку. В угоду весу и стоимости бортовую сеть спроектировали из дешёвых монтажных проводов с однослойной изоляцией. Радиальная толщина изоляции в применённых проводах составляет от 0, 10 мм. до 0, 15 мм. (зависит от сечения токопроводящей жилы), в то время как в В-737 применяются провода с двойной изоляцией и с суммарной толщиной от 0, 25 мм. Да и сам материал, из которого изготовлена изоляция проводов, XL-ETFE (радиационно-модифицированный этилентетрафторэтилен) обладает не самыми выдающимися механическими характеристиками - при желании изоляцию можно ногтём снять. Надеюсь в то, что не по собственной воле конструктора заложили эти провода в сеть. Счастье пассажиров в том что 4 июня бортовая сеть не сгорела и не отключилась полностью!!!

алюминий      29/06/2010 [03:38:46]#2
Версия о саботаже выглядит очень логичной.
1. ОАК уже был уличен в саботаже организационными методами пр-ва в Ульяновске и Воронеже
2. Лобби ОАКа в защиту ССЖ - конкурента Ан148/158 общеизвестно
3. Коррупционный характер дейтельности ОАКа также налицо, учитывая объемы бюджетного финансирования, кредитов, инвестиций и текущий многомиллиардный долг.
4. Характер повреждения и объект повреждения говорят о преднамеренности самого повреждения.
Говорить, что провода на Ане не соотвествовали ТУ, - это несерьёзно. И не надо пугать сгоревшей проводкой, т.к. любое отказ в результате КЗ или обрыва отрабатывается в первую очередь, тем более на ДСУ. Это не самоделка любителя-авиамоделиста, на всякий случай.

apo33      20/09/2010 [12:44:57]#3
про провода - сначало надо копнуть в КБ при ВАСО
не понимаю почему не провели экспертизу конструкции того жгута, независимую от ВАСО и проектировщика.
Подтверждаю что в типах импортного провода ( например серии 55РС)есть одно и двуслойная изоляция, облегченной и нормальной толщины

например нашему заводу один диллер предлагал в проводку облегченную монтажную,
начальство-дубы радовались облегчению веса - но мы с трудом сумели отбится от такого подарка
но проблемма есть - отечественными проводами (например БИФ, БИФМ ) сложно вести монтаж в разьемах плотной компоновки контактов








Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBdezs
YouDo: https://youdo.com/auto/brand/landrover/, смотрите ссылку.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer